Научно-исследовательская работа «Способы рифмовки»
Автор публикации: С. Троханенко, ученик 2Б класса
XI районная научно-практическая конференция учащихся
общеобразовательных школ Черниговского района «Я познаю мир»
секция языкознания
Способы рифмовки (проект)
Автор: Троханенко Станислав Романович
учащийся 2 «Б» класса МБОУСОШ №8
Руководитель: Главатских Вера Геннадьевна
учитель начальных классов МБОУСОШ№8
с.Черниговка
2018 г.
Оглавление
Введение ……………………………………………………………….. 3
Основная часть
I .Что такое рифма?..................................................................................4
II. Наблюдение за способами рифмовки………………………………4
III. Как я использую рифмы……………………………………………6
Заключение ……..……………………………………………………….8
Список литературы …………………………………………………….9
Приложение……………………………………………………………10
Введение
Рифма-это созвучие слов в стихотворных строках. Благодаря ей автор выделяет важные слова, стихи звучат мелодично и легко запоминаются. Рифмы используются в текстах, рекламах, в объявлениях, поздравлениях. Их применяют для развлечений и для учебы. Интересно и не просто рифмовать и изучать необычные рифмы.
Актуальность работы состоит в том, что во все времена, а сегодня особенно популярна поэзия. Много молодых авторов ищут необычную рифму, способы рифмовки, чтобы хорошо понимать стихи и самому их сочинять, нужно знать и отличать разные рифмы: перекрестную, парную, кольцевую. Поэтому мне стало интересно какие рифмы можно встретить в стихотворениях моих учебников.
Цели моей работы: 1.Выяснить какая рифма перекрестная, парная или кольцевая чаще встречается в учебниках по литературному чтению и хрестоматиях (автор Л.А. Ефросинина 2 класс УМК «Школа 21 века)
2.Узнать какие авторы чаще применяли в своих стихотворениях ту или иную рифму.
3.Попробовать использовать рифму (в игре, при написании собственного стихотворения)
Задачи:
Посчитать какая рифма перекрестная, парная или кольцевая встречается чаще в учебниках и хрестоматиях за 2 класс (автор Л.А. Ефросинина УМК «Школа 21 века»).
Сделать диаграмму, и поделиться с ребятами на уроке.
Узнать какие поэты чаще использовали в своих стихотворениях перекрестную, парную или кольцевую рифму в учебниках и хрестоматиях за 2 класс (автор Л.А. Ефросинина УМК «Школа 21 века»).
Показать как можно использовать рифму.
Основная часть
I Что такое рифма?
Рифма- это звуковое совпадение, связывающее окончания двух или нескольких строк. Еще в древности люди сочиняли рифмы и складывали стихи. На стихи сочиняли песни.
Например:
Мама- рама
Магазин – апельсин
Снежок – бережок
Витрина – картина
Пирог – порог.
II. Наблюдение за способами рифмовки
Рифмовка – порядок чередования рифм в стихе, их взаимное расположение.
Способы рифмовки
1.Парная рифма (схема ААВВ)
Первая строка рифмуется со второй, третья – с четвёртой.
Шла лисичка по мосту, Несла вязанку хворосту. Вытопила баньку, Выкупала Ваньку, Посадила в уголок, Дала сладкий пирожок. (Потешка)2. Кольцевая рифма (схема АВВА)
Первая рифмуется с четвёртой, вторая – с третьей.
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
(А.С.Пушкин)
3. Перекрестная рифма (схема АВАВ)
Первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвёртой.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах-
Это платье золотое
У березки на плечах.
(Е.Трутнева «Осень»)
Из моих наблюдений я сделал вывод, о том, что в учебниках и хрестоматиях за 2 класс (автор Л.Е.Ефросинина УМК «Школа 21 века») на 1 месте перекрестная рифма, на 2 –парная, а 3 место занимает – кольцевая рифма.
В своих произведениях парную рифму чаще всего использовали: А.Н. Майков, А.С.Пушкин, С.В.Михалков.
Перекрестную: Ф.П.Савинов, М.Ю.Лермонтов, А.Н.Плещеев.
А.С.Пушкин также в стихотворениях применял кольцевую рифму.
III.Как я использую рифмы
Чтобы лучше понимать способы рифмовки можно играть в такие игры:
«Склад-несклад»
«Исправь меня»
«Сочини дальше»
В эти игры мы играли с ребятами в школе. Им очень понравилось. (см. Приложение 1, Приложение 2 )
Когда я провел основное исследование, я решил сам попробовать сочинить стихотворение. И вот, что у меня получилось:
С 9 мая поздравляем!
Счастья, благополучия желаем!
Спасибо за эти счастливые дни,
В нашей жизни вы одни.
Нет заслуги больше вашей!
Навеки в памяти вы нашей!
В стихотворении я использовал парный способ рифмовки.
IV.Заключение.
Итак, я убедился, что рифма очень сложна, но интересна. Мне понравилось изучать ее у разных авторов и самому рифмовать слова.
Я планирую продолжать это исследование в учебниках 3 класса.
Список литературы:
1. Л.А Ефросинина .Книгочей Литература 1-4 класс – 2013г. Издательство книги: Вентана-граф; 144стр
2. Л.А Ефросинина Литературное чтение часть первая, 2 класс -2013г. Издательство книги: Вентана-граф 178 стр.
3. Л.А Ефросинина Литературное чтение часть вторая, 2 класс -2013г. Издательство книги: Вентана-граф 178 стр.
4. Л.А Ефросинина Литературное чтение Хрестоматия часть первая, 2 класс -2013г. Издательство книги: Вентана-граф 168 стр.
5. Л.А Ефросинина Литературное чтение Хрестоматия часть вторая, 2 класс -2013г. Издательство книги: Вентана-граф 179 стр.
5. Аббязова Э.А. статья из журнала «Начальная школа» -2012 год №3. 12стр ; Издательство «Начальная школа и образование»
Приложение 1
« Игры»
Игра «Склад – несклад».Ход игры:
Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему. Например:
рогатая – бодатая, жевалка – глоталка.
Возможно усложнения: игра без водящего. Один ребенок называет слово – другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке. В данном варианте можно использовать мяч либо передавать какой-нибудь предмет.
Игра «Сочини дальше».Ход игры:
Водящий дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше.
На-р: водящий говорит «В море плавает тюлень..»
Ребенок продолжает «По лугу бежит олень».
Возможны варианты рифмовок от других детей или путаницы.
Н-р: «В море плавает олень,
По лугу бежит тюлень».
Усложнение: водящий раздает предметные картинки играющим. Они должны составит двустишье про изображенный на картинке объект.
Игра «Исправь меня».
Ход игры:
Водящий произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу.
Приложение 2
«Игры на уроке»