Научно-исследовательская работа «Способы рифмовки»

0
0
Материал опубликован 26 August 2018

Автор публикации: С. Троханенко, ученик 2Б класса

XI районная научно-практическая конференция учащихся

общеобразовательных школ Черниговского района «Я познаю мир»

секция языкознания


 

Способы рифмовки (проект)



 

Автор: Троханенко Станислав Романович

учащийся 2 «Б» класса МБОУСОШ №8

Руководитель: Главатских Вера Геннадьевна

учитель начальных классов МБОУСОШ№8



 

с.Черниговка

2018 г.


 

Оглавление


 

Введение ……………………………………………………………….. 3

Основная часть

I .Что такое рифма?..................................................................................4

II. Наблюдение за способами рифмовки………………………………4

III. Как я использую рифмы……………………………………………6

Заключение ……..……………………………………………………….8

Список литературы …………………………………………………….9

Приложение……………………………………………………………10

 


 

Введение

Рифма-это созвучие слов в стихотворных строках. Благодаря ей автор выделяет важные слова, стихи звучат мелодично и легко запоминаются. Рифмы используются в текстах, рекламах, в объявлениях, поздравлениях. Их применяют для развлечений и для учебы. Интересно и не просто рифмовать и изучать необычные рифмы.

Актуальность работы состоит в том, что во все времена, а сегодня особенно популярна поэзия. Много молодых авторов ищут необычную рифму, способы рифмовки, чтобы хорошо понимать стихи и самому их сочинять, нужно знать и отличать разные рифмы: перекрестную, парную, кольцевую. Поэтому мне стало интересно какие рифмы можно встретить в стихотворениях моих учебников.

Цели моей работы: 1.Выяснить какая рифма перекрестная, парная или кольцевая чаще встречается в учебниках по литературному чтению и хрестоматиях (автор Л.А. Ефросинина 2 класс УМК «Школа 21 века)

2.Узнать какие авторы чаще применяли в своих стихотворениях ту или иную рифму.

3.Попробовать использовать рифму (в игре, при написании собственного стихотворения)

Задачи:

Посчитать какая рифма перекрестная, парная или кольцевая встречается чаще в учебниках и хрестоматиях за 2 класс (автор Л.А. Ефросинина УМК «Школа 21 века»).

Сделать диаграмму, и поделиться с ребятами на уроке.

Узнать какие поэты чаще использовали в своих стихотворениях перекрестную, парную или кольцевую рифму в учебниках и хрестоматиях за 2 класс (автор Л.А. Ефросинина УМК «Школа 21 века»).

Показать как можно использовать рифму.


 


 

Основная часть

I Что такое рифма?

Рифма- это звуковое совпадение, связывающее окончания двух или нескольких строк. Еще в древности люди сочиняли рифмы и складывали стихи.  На стихи сочиняли песни.


 

Например:
 

Мама- рама

Магазин – апельсин

Снежок – бережок

Витрина – картина

Пирог – порог.


 

II. Наблюдение за способами рифмовки

Рифмовка – порядок чередования рифм в стихе, их взаимное расположение. 

Способы рифмовки

1.Парная рифма (схема ААВВ)

Первая строка рифмуется со второй, третья – с четвёртой.

Шла лисичка по мосту, Несла вязанку хворосту. Вытопила баньку, Выкупала Ваньку, Посадила в уголок, Дала сладкий пирожок. (Потешка)

2. Кольцевая рифма (схема АВВА)

Первая рифмуется с четвёртой, вторая – с третьей. 

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

(А.С.Пушкин) 

3. Перекрестная рифма (схема АВАВ)

Первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвёртой. 

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах-

Это платье золотое

У березки на плечах.

(Е.Трутнева «Осень»)

Из моих наблюдений я сделал вывод, о том, что в учебниках и хрестоматиях за 2 класс (автор Л.Е.Ефросинина УМК «Школа 21 века») на 1 месте перекрестная рифма, на 2 –парная, а 3 место занимает – кольцевая рифма.

В своих произведениях парную рифму чаще всего использовали: А.Н. Майков, А.С.Пушкин, С.В.Михалков.

Перекрестную: Ф.П.Савинов, М.Ю.Лермонтов, А.Н.Плещеев.

А.С.Пушкин также в стихотворениях применял кольцевую рифму.

 

III.Как я использую рифмы


 

Чтобы лучше понимать способы рифмовки можно играть в такие игры:

«Склад-несклад»

«Исправь меня»

«Сочини дальше»

В эти игры мы играли с ребятами в школе. Им очень понравилось. (см. Приложение 1, Приложение 2 )


 

Когда я провел основное исследование, я решил сам попробовать сочинить стихотворение. И вот, что у меня получилось:


 

С 9 мая поздравляем!

Счастья, благополучия желаем!

Спасибо за эти счастливые дни,

В нашей жизни вы одни.

Нет заслуги больше вашей!

Навеки в памяти вы нашей!


 

В стихотворении я использовал парный способ рифмовки.


 

 

IV.Заключение.

Итак, я убедился, что рифма очень сложна, но интересна. Мне понравилось изучать ее у разных авторов и самому рифмовать слова.

Я планирую продолжать это исследование в учебниках 3 класса.


 

 

Список литературы:

1. Л.А Ефросинина .Книгочей Литература 1-4 класс – 2013г. Издательство книги: Вентана-граф; 144стр

2. Л.А Ефросинина Литературное чтение часть первая, 2 класс -2013г. Издательство книги: Вентана-граф 178 стр.

3. Л.А Ефросинина Литературное чтение часть вторая, 2 класс -2013г. Издательство книги: Вентана-граф 178 стр.

4. Л.А Ефросинина Литературное чтение Хрестоматия часть первая, 2 класс -2013г. Издательство книги: Вентана-граф 168 стр.

5. Л.А Ефросинина Литературное чтение Хрестоматия часть вторая, 2 класс -2013г. Издательство книги: Вентана-граф 179 стр.

5. Аббязова Э.А. статья из журнала «Начальная школа» -2012 год №3. 12стр ; Издательство «Начальная школа и образование»


 


 

Приложение 1

« Игры»

Игра «Склад – несклад».

Ход игры:

Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему. Например:

рогатая – бодатая, жевалка – глоталка.

Возможно усложнения: игра без водящего. Один ребенок называет слово – другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке. В данном варианте можно использовать мяч либо передавать какой-нибудь предмет.

Игра «Сочини дальше».

Ход игры:

Водящий дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше.

На-р: водящий говорит «В море плавает тюлень..»

Ребенок продолжает «По лугу бежит олень».

Возможны варианты рифмовок от других детей или путаницы.

Н-р: «В море плавает олень,

По лугу бежит тюлень».

Усложнение: водящий раздает предметные картинки играющим. Они должны составит двустишье про изображенный на картинке объект.




Игра «Исправь меня».

Ход игры:

Водящий произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу.

 


 

Приложение 2

«Игры на уроке»
 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.