Стратегии поведения в конфликтных ситуациях
Автор публикации: Н. Солопов, ученик 4А класса
МБОУ «Цнинская СОШ №2» п. Строитель
Тамбовского р-на, Тамбовской области
Исследовательская работа
«Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»
Выполнил:
Солопов Никита ученик 4 «А» класса
Научный руководитель:
педагог – психолог
Солопова Светлана Геннадьевна
2020
Оглавление
Введение…………………………………………………………….....3
Глава 1………………………………………………………........…...5
1.1 Что такое конфликт?..…….……………….…………………......5
1.2 Причины возникновения конфликтов и этапы их развития…….....…………………………………………..….....……...5
1.3 Типы конфликтов...…………………..…….…………...…...…….8
1.4 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях……………....10
3. Глава 2…..………………….……...………………………..………..13
2.1 Технологии разрешения конфликтов в школе……………….13
2.2 Условия, место и методы проведения исследований…………………………………………………...…...…..14
2.3 Результаты исследования……..……………………………..…14
4. Заключение...………………………..…………..……………………16
5. Список используемых источников…...…...………………..………18
6. Приложение 1. Тест Томаса…………………………..…………….19
ВВЕДЕНИЕ
Конфликты являются неотъемлемой частью жизни человека в социуме. Конфликты возникают повсеместно и могут подстерегать каждого из нас где угодно: в школе, на работе, в магазине, общественном транспорте, и даже дома. Умение распознавать конфликтные ситуации и нейтрализовать их является очень важным навыком для любого человека. В данной исследовательской работе подробно рассмотрены причины конфликтов, типы, стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Актуальность исследования заключается в том, что конфликты являются неотъемлемым компонентом любой сферы человеческой деятельности, без них невозможно представить общение, сотрудничество. Именно разрешение конфликтных ситуаций в молодежной среде является источником движения вперед. Самое главное – умение управлять конфликтом. Правильное поведение в конфликтной ситуации может привести обучающегося к более эффективному общению.
Цели исследовательской работы:
изучить понятия конфликта и причины его возникновения
познакомиться со стратегиями поведения в конфликтных ситуациях
узнать о технологиях разрешения конфликтов в школе
выявить какими стратегиями поведения чаще пользуются ученики 4 «А» класса
Задачи исследовательской работы:
На основании литературных и электронных источников изучить понятие конфликта.
С помощью электронных источников рассмотреть причины возникновения конфликтов и их типологию.
На основании литературных и электронных источников познакомиться со стратегиями поведения в конфликтных ситуациях.
Собрать информацию о технологиях разрешения конфликтов в школе.
Провести исследование на выявление преобладающих стратегий поведения в 4 «А» классе.
Сделать выводы по результатам проведенного исследования.
Гипотеза: предположительно мальчики 4 «А» класса в конфликтных ситуациях занимают позицию соперничества, а девочки, наоборот, чаще склонны находить компромисс.
Методы исследования: изучение научной литературы, тестирование.
ГЛАВА 1.
Что такое конфликт?
Слово происходит от латинского «conflictus», что означает «столкнувшийся». К наиболее распространенным синонимам слова «конфликт» относятся:
ссора;
разногласие;
столкновение;
поединок;
противостояние.
Обычно, говоря о конфликте, говорят о наиболее остром решении противоречий во взглядах, целях, интересах, которые возникают при взаимодействии людей друг с другом. В подавляющем большинстве случаев конфликт является негативным явлением, вызывающим непонимание, обиду, враждебность или угрозы.
В психологии под конфликтом понимают отсутствие согласия между несколькими сторонами (это могут быть отдельные люди или группы). Наука, занимающаяся изучением конфликтов, называется конфликтология.
Причины возникновения конфликтов и этапы их развития
Никакое действие, направленное на предупреждение или эффективное разрешение конфликтов не может быть предпринято, если мы ничего не знаем о причинах их возникновения и особенностях развития.
Всего можно выделить четыре основные группы, на которые деляться причины конфликтов:
Объективные причины;
Организационно – управленческие;
Социально – психологические;
Личностные причины.
Объективная причина конфликтов – это причины, обуславливающие формирование предконфликтной обстановке. В некоторых случаях они могут являться реальными, а в некоторых – мнимыми, представляя собой лишь искусственно выдуманный человеком повод.
Организационно – управленческие причины – это вторая группа причин возникновения конфликтов. Организационно – управленческие причины взаимосвязаны с такими процессами, как создание различных организаций, групп, коллективов.
Социально – психологические причины подразделяются на несколько видов:
Неблагоприятный климат – обстановка с низкой сплоченностью людей;
Аномия социальных норм – когда один человек требует от других то, чему не следует сам;
Конфликт поколений – как правило, связан с различной манерой поведения людей разных поколений;
Коммуникационные барьеры – непонимание между людьми, возникшее при неумении эффективно общаться;
Трудности социальной адаптации – когда человек попадает в новый коллектив;
Респондентская агрессия – возмущение человека направлено не на источник агрессии, а окружение или близких людей;
Психологическая несовместимость – когда люди не совместимы по психологическим причинам: различный темперамент, характер и пр.
Личностные причины конфликтов – обуславливается спецификой происходящих в психике человека процессов во время его взаимодействия с окружающим миром.
В динамике конфликта выделяют три периода, каждый из которых имеет конкретные этапы.
Латентный период (предконфликт) включает следующие этапы:
возникновение проблемной ситуации;
осознание проблемной ситуации субъектами взаимодействия;
попытки сторон разрешить проблемную ситуацию неконфликтными способами;
возникновения предконфликтной ситуации.
Открытый период называют конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом. Он включает:
Инцидент - это первое столкновение сторон, проба сил, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу.;
Сбалансированное противодействие. Стороны продолжают противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается.;
Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта при любых условиях. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, угасание, устранение или перерастание в другой конфликт.
Латентный (послеконфликтный) период включает два этапа: частичную нормализацию отношений оппонентов и полную нормализацию их отношений.
Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, которые оказывались в конфликте. Этап характеризуется переживаниями участников, осмыслением ими своей позиции.
Полная нормализация отношений наступает в момент осознания сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствует преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, достижение доверия.
Типы конфликтов
В зависимости от сторон конфликта выделяют:
Внутриличностные конфликты – конфликты между элементами структуры личности. Выражаются в острых негативных переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями. По своей природе и содержанию являются во многом психологическими, хотя они имеют и социальную окраску. Вызываются противоречиями мотивов, интересов, ценностей и самооценок личности и сопровождаются эмоциональным напряжением и негативными переживаниями сложившейся ситуации;
межличностные конфликты – столкновение между отдельными людьми в процессе их социального и психологического взаимодействия. Большое значение в межличностном конфликте имеют личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики, их межличностная совместимость или несовместимость. Причины этих конфликтов могут быть самыми разнообразными;
конфликты между личностью и группой – они возникают в том случае, когда одна из личностей занимает позицию, отличающуюся от позиций группы;
межгрупповые конфликты – наиболее частый вид конфликтов, который выражается в столкновении интересов различных групп;
международные – возникают между отдельными государствами или группами государств. Основой этих конфликтов являются противоречия интересов стран.
По сферам жизнедеятельности людей выделяют:
бытовые;
трудовые;
семейные;
воинские;
учебно-педагогические и др.
По направленности воздействия и распределения полномочий выделяют:
конфликты «по вертикали» (начальник – подчиненный);
конфликты «по горизонтали» (между коллегами).
По временным параметрам конфликты подразделяются на:
кратковременные;
быстротечные;
длительные.
По результативности конфликты делятся на:
конструктивные – конфликты, несущие положительные последствия (укрепление сотрудничества в группе, достижение какого-либо результата);
деструктивные – конфликты, несущие негативные последствия (распад группы, нецивилизованные формы взаимоотношений между людьми).
По характеру причин:
реалистические конфликты – конфликты, служащие средством для достижения какого-либо результата, находящегося вне конфликта;
нереалистические – объект неотделим от самого конфликта и совпадает с ним.
Стратегии поведения в конфликтных ситуациях
Чтобы конструктивно преодолевать существующие конфликты, надо знать о различных способах поведения в конфликте и уметь выбрать такой способ поведения, который в наибольшей степени соответствует данной ситуации. Как правило, человек в конфликтной ситуации ведет себя единственным, привычным для него способом, и не догадывается о существовании других способов поведения.
Психолог К. Томас классифицировал все способы поведения в конфликте по двум критериям: стремление человека отстаивать собственные интересы (напористость) и стремление человека учитывать интересы другого человека (кооперация). На основании этих критериев К. Томас выделил пять основных способов поведения в конфликтной ситуации. Для удобства их можно представить и в виде образов животных:
I Соревнование (конкуренция) - «акула»;
II Приспособление (улаживание) - «плюшевый мишка»;
III Избегание (уклонение) - «черепаха»;
IV Компромисс - «лиса»;
V Сотрудничество - «сова».
Каждый из этих способов поведения имеет свои плюсы и минусы, может соответствовать одной жизненной ситуации, но быть абсолютно неподходящим для других.
Соревнование – такой вид поведения в конфликте, в котором человек стремится добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другого.
Плюсы и минусы данной стратегии: упорное отстаивание своих интересов в ущерб интересов другого человека может помочь человеку временно удержать вверх в конфликтной ситуации. Однако к длительным отношениям (будь то дружеские отношения, отношения с любимым человеком, в семье, на работе и т.д.) такой подход не применим.
Для такой стратегии характерен тип поведения, который образно можно представить поведением акулы в момент нападения. Этот тип поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными затратами, что можно определить выражением «прет напролом».
Качества личности: властность, авторитарность; нетерпение к разногласиям и инакомыслию; ориентировка на сохранение того, что есть; боязнь нововведений, неоднозначных решений; боязнь критики своего стиля поведения; использование своего положения с цепью достижения власти; игнорирование коллективных мнений и оценок в принятии решений в критических ситуациях.
II Приспособление
Приспособление – это такой способ поведения участника конфликта, при котором он готов поступиться своими интересами и уступить другому человеку ради того, чтобы избежать противостояния. Такую позицию могут занимать люди с низкой самооценкой, которые считают, что их цели и интересы не должны приниматься во внимание.
Плюсы и минусы данной стратегии: если предмет спора не так уж важен, а важнее сохранить хорошие взаимоотношения с другим человеком, то уступить, дать ему таким образом самоутвердиться может быть наиболее подходящим вариантом поведения. Но если конфликт касается важных вопросов, которые затрагивают чувства участников спора, то такую стратегию нельзя назвать продуктивной. Её результатом будет отрицательные эмоции уступившей стороны (злость, обида, разочарование и др.), а в долгосрочной перспективе потеря доверия, уважения и взаимопонимания между участниками.
Для наглядности этой стратегии поведения в конфликте дано условное название мягкой игрушки, которая безо всяких усилий с нашей стороны дает нам ощущение тепла и мягкости.
III Избегание
Часто люди стараются избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения «на потом». В этом случае человек не отстаивает собственные интересы, но при этом не учитывает и интересы других.
Эту стратегию поведения можно сравнить с поведением черепахи, которая в момент опасности прячется в свои панцирь. Тактический девиз «Черепахи» – «Оставьте мне немножко и не трогайте меня».
Качества личности: застенчивость в общении с людьми; нетерпение к критике; принятие ее как атаки на себя лично; нерешительность в критических ситуациях, действует по принципу: «Авось обойдется»; неумение предотвратить хаос и беспредметность в беседе.
IV Компромисс
Компромисс - это частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта.
Плюсы и минусы данной стратегии: хотя при компромиссе учитываются интересы всех конфликтующих сторон, и этот исход можно назвать справедливым, необходимо помнить, что в большинстве случаев – компромисс можно рассматривать только как промежуточный этап разрешения конфликта перед поиском такого решения, в котором обе стороны были бы удовлетворены полностью.
Для этой стратегии характерен тип поведения лисы, в котором сочетаются осторожность и хитрость. «Лиса» действует по принципу: «Я уступлю немного, если вы тоже готовы уступить».
V Сотрудничество
При выборе этой стратегии участник стремиться разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все. Он не просто учитывает позицию другого участника, но и стремится добиться, чтобы другая сторона тоже была бы удовлетворена.
Плюсы и минусы данной стратегии: стремление выслушать другого человека, понять его точку зрения, учесть его интересы и найти в спорной ситуации решение, устраивающее все стороны – необходимо в любых долгосрочных отношениях.
Этой стратегии поведения в конфликте можно условно дать название птицы, которой люди издавна приписывали такие качества, как мудрость и здравый смысл. «Сова» открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта.
ГЛАВА 2
2.1 Технологии разрешения конфликтов в школе
В школе, где обучаются дети из разных социальных слоев, разных национальностей, неминуемо возникает много конфликтов, противоречий, проявлений напряжения и агрессии. Если к этому добавить максимализм подросткового возраста и борьбу ребят за свой статус – то получается «гремучая смесь». Но на данную ситуацию можно посмотреть и с другой стороны.
В нашей школе организована школьная служба примирения «Диалог». Это детско-взрослая команда, которая реализует в школе восстановительный подход к конфликтам.
Как доказывает практика, грамотный выход из конфликтной ситуации – это целая «наука»: знания о сущности, причинах, механизмах разрешения конфликта, умения сдерживать свои эмоциональные реакции, понимание состояния своего оппонента и в целом всей ситуации, прогнозирование последствий конфликта и т.д.
Цель школьной службы примирения — развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.
2.2 Условия, место и методы проведения исследований
Исследование стратегий поведения в конфликтных ситуациях проводилось среди учеников 4 «А» класса МБОУ «Цнинская СОШ №2». Число испытуемых составило 25 человек. Для проведения исследования использовался тест Томаса «Типы поведения в конфликтных ситуациях».
Методика предназначена для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации.
2.3 Результаты исследования
В ходе исследования были получены следующие результаты:
Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинство девочек в конфликтных ситуациях применяют стратегию «Приспособление». Большинство мальчиков нашего класса пользуются стратегией «Сотрудничество».
В целом по классу результаты показывают, что ученики в конфликтных ситуациях используют все стратегии поведения, кроме «Соперничества». Это говорит о том, что дети склонны идти на уступки, слышать мнения других людей, учитывать интересы и пожелания всех сторон конфликтной ситуации.
Данный не стоит соотносить друг с другом, так как одному ученику может быть характерно использование несколько стратегий поведения в конфликте.
Гипотеза, выдвинутая в начале исследовательской работы, не подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В школе, где обучаются дети из разных социальных слоев, разных национальностей, неминуемо возникает много конфликтов, противоречий, проявлений напряжения и агрессии. Если к этому добавить максимализм подросткового возраста и борьбу ребят за свой статус – то получается «гремучая смесь». Но на данную ситуацию можно посмотреть и с другой стороны.
Как доказывает практика, грамотный выход из конфликтной ситуации – это целая «наука»: знания о сущности, причинах, механизмах разрешения конфликта, умения сдерживать свои эмоциональные реакции, понимание состояния своего оппонента и в целом всей ситуации, прогнозирование последствий конфликта и т.д.
Исходя, из проведенного исследования можно сказать, что большинству девочек 4 «А» класса в конфликтных ситуациях используют стратегию «Приспособление», а большинство мальчиков – «Сотрудничество». Гипотеза, выдвинутая в начале работы, не подтвердилась. Цель работы достигнута, все сопутствующие задачи выполнены. В ходе работы было получено много познавательной и интересной информации.
Обобщая теоретическую и практическую часть исследовательской работы, можно сделать следующие выводы:
Для разрешения любой конфликтной ситуации необходимо знать причину появления конфликта.
Для каждой конфликтной ситуации необходимо выбирать стратегии поведения в конфликте, на основании причины конфликта и желаемого результата разрешения конфликтной ситуации.
Для эффективного разрешения конфликтов в школе организована Школьная служба примирения «Диалог».
Ученики 4 «А» класса в конфликтных ситуациях используют все стратегии поведения, кроме «Соперничества».
Результаты исследовательской работы могут быть использованы:
Учителями;
Учениками.
Список используемых источников
1.Анцупов А. Я., Малышев А. А. Введение в конфликтологию. М.: МАУП, 1996.
2.Боголюбов Л.Н. учебник обществознания 6 класс М. «Просвещение» 2014
3.Гришина Н.В. Психология конфликта. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000.
4.Конфликты в школьном возрасте / Ред. А. П. Шумилин М.: МГУ, 1996.
Интернет-источники:
5.http://e-libra.ru/read/367651-psihologiya-konflikta.html
6.http://www.libma.ru/psihologija/shpargalka_po_konfliktologii/p33.php
7.https://refdb.ru/look/1183047.html
8.https://www.scienceforum.ru/2013/pdf/8222.pdf
9.http://psyfactor.org/personal/personal10-12.htm
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Текст опросника
Инструкция: Перед вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение.
Имеются два варианта, А и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о себе. В бланке для ответов поставьте отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для каждого утверждения. Отвечать надо как можно быстрее.
1.
А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
В. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.
3.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
В. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
4.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5.
А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6.
А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.
В. Я стараюсь добиться своего.
7.
А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.
В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
В. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.
9.
А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
В. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
10.
А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы.
В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12.
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.
13.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14.
А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15.
А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.
16.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
В. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17.
А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18.
А. Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем.
В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы.
В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20.
А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.
21.
А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению.
22.
А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
В. Я отстаиваю свои желания.
23.
А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24.
А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25.
А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27.
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
В. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха.
Дорджиева Кермен Степановна