12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Филиппова Наталья Михайловна70
учитель по призванию
Россия, Владимирская обл., Владимир
3

ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛАЖА В РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛАЖА В РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проектно-исследовательская работа

Автор – АСОТОВА Елизавета Кирилловна,

обучающаяся 11 класса  МАОУ СОШ № 37 г. Владимира

Научный руководитель –

Филиппова Наталья Михайловна,

учитель трудового обучения высшей квалификационной категории

по профессии «Агент рекламный»  МАОУ «ГМУК № 2»

​​​​​​​ ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. РАЗВИТИЕ ИССКУСТВА КОЛЛАЖА 5

1.1. Направления искусства, определившие развитие техники «коллаж» 5

1.2. Коллаж - объект исследования различных наук 5

Глава 2. Технология ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОЛЛАЖА В РЕКЛАМЕ 6

2.1. Общие принципы создания коллажа 8

2.2. Технологии компьютерного коллажа 9

2.3. Технологический процесс создания рекламы в технике «коллаж» 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 16

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Направления искусства и классификация стилей коллажа 17

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Опросный лист и результаты 18

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Технология создания рекламного коллажа 20

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Оригинал-макеты рекламных продуктов с

использованием технологии коллажа 22


ВВЕДЕНИЕ

Реклама неотъемлемая часть нашей жизни. Её актуальность не вызывает сомнения так, как она играет ключевую роль рыночной экономики и является её важным элементом. Рекламу используют везде, начиная с самых маленьких организаций, заканчивая мировыми компаниями.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему реклама у людей вызывает различные эмоции: заинтересованность или пренебрежение? Желание узнать как можно больше о рекламе и её возможностях у меня появилась в процессе обучения по профессии «Агент рекламный» в Городском межшкольном учебном комбинате. При прохождении учебно-производственной практики в ресторане «Ковчег» мне удалось принять участие в создании простейших рекламных продуктов: листовок, флаеров, в разработке сайта. Поэтому объектом для рекламы мною был выбран именно этот ресторан. Сравнив рекламу, используемую рестораном «Ковчег», мы сделали вывод о том, что она носит шаблонный характер: картинка с наложенным на неё текстом. Мне захотелось разработать рекламный продукт, который бы вызвал интерес у потребителя и непреодолимое желание познакомиться с рекламируемым объектом. Встал вопрос, какую технологию для разработки рекламных продуктов выбрать и остановились на технологии коллажа.

Актуальность работы определяется возросшим интересом к технологии создания рекламных продуктов. Например, сегодня ведутся споры в рекламной сфере о том, что такое коллаж в рекламе, это жанр рекламы или технология создания рекламных продуктов. Проанализировав современные исследования о рекламе, мы выявили несколько подходов к изучению данного вопроса, и не обнаружили единого мнения. Одни рассматривают коллаж в рекламе как рекламный текст в целом, с вербальными и визуальными элементами. Другие исследователи разделяют вербальные и визуальные элементы, но говорят о рекламных продуктах в форме коллажа - как о едином пространстве. Кроме того, на сегодняшний день существуют работы, посвященные коллажу как основному жанру газетно-журнальной рекламы. Но никто из них не упоминает о том, что коллаж это не только форма представления рекламной информации, но и технология, которая взята из искусства. В этом заключается новизна нашего исследования.

Проблема: Каким образом используется коллаж в рекламной деятельности? Возможно, ли применить технологию коллажа при разработке рекламных продуктов с использованием компьютерной графики?

Рабочая гипотеза: если при создании рекламного продукта в форме коллажа будет использована компьютерная графика, то средства рекламы будут интересными, привлекательными и творческими.

Основная цель работы – доказать, что технология коллажа с использованием компьютерной графики является наиболее эффективной формой представления рекламной информации.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

изучить учебную литературу и материалы интернет-источников для расширения представлений о видах и формах коллажа; выяснить, какие приемы коллажа можно использовать в рекламной деятельности;

рассмотреть технологию компьютерного коллажа; выбрать наиболее оптимальный графический редактор для создания рекламных продуктов в форме коллажа;

описать технологический процесс создания рекламного продукта в технике «коллаж»; провести презентацию рекламного материала и проанализировать результат.

Представленная исследовательская работа теоретически значима для обучающихся по профессии «Агент рекламный». В ней имеются расширенные не только сведения о коллаже – как о процессе или продукте, но и как об объекте исследования различных наук. Практическая значимость проекта заключается в возможности использования представленного материала в обучении техники «коллаж» на учебных предметах «технология», «информатика», «изобразительное искусство».

Обзор литературы

Рассматривая технологию коллажа и историю его развития как искусства, мы прочитали работы Павловой Е.Д. и Семенюченок Н.В.[2,5]. В этих работах показано, почему коллаж так актуален, что он является феноменом искусства и объектом исследования различных наук. В учебном пособии О.С. Толстовой рассматривается технология коллажа[6].

Для расширения представлений об использовании коллажа в рекламной деятельности, были использованы учебники и учебно-практические пособия для студентов учреждений среднего профессионального образования некоторых авторов: Мазилкиной Е.И., Песоцкого Е.А., Сухова В.Д., Хапенкова В. Н., рассматривающие основы рекламы и рекламной деятельности[4,7,8,9].

Материалами для изучения принципа создания коллажа и применения данной технологии при создании композиции послужили работы Левиной Е.А. и Русаковой Т.Г. [3].

Для анализа программных средств компьютерной графики мы использовали интернет ресурсы: пробовали работать в онлайн-редакторах, скачивали и устанавливали на персональный компьютер лицензионные программы и бесплатные графические редакторы, с помощью которых создавали рекламный продукт.

Глава 1. РАЗВИТИЕ ИССКУСТВА КОЛЛАЖА

1.1. Направления искусства, определившие развитие техники «коллаж»

Вначале обратимся к истории вопроса: что такое «коллаж» и с чего все началось? История вопроса подробно освещена в методическом пособии Натальи Викторовны Семенюченко[2]. Из книги мы узнали, что коллаж как явление первоначально принадлежит искусству. Коллаж (фр. collage – приклеивание, наклейка) - техника создания картины или графического произведения путем применения различных наклеек из плоских или объемных материалов (фотографии, билеты, ткани, вырезки из газет и цветной бумаги проволока, дерево, веревки, металл). По мнению Е.А. Левиной, коллажем также называется произведение, полностью выполненное в этой технике[3]. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Коллаж как форма сыграл важную роль в развитии искусства XX века. Как пишет Е.Д. Павлова, «эпоха технического творчества, рождала новые представления о мире, и как следствие, художники стали искать новые пути самовыражения. Выделились новые направления искусства в Европе и в России: кубизм, футуризм, дадаизм, поп-арт, неоэкспрессионизм, русский авангард. В Европе коллаж был одним из методов работы художников и являлся самостоятельным произведение»[5]. Основная идея коллажа заключалась в передаче огромного количества информации на небольшом пространстве холста. В каждом таком произведении искусства отражался и хаос, и порядок всего мировоззрения.

На наш взгляд было бы интересно рассмотреть не только основные направления коллажа как искусства, определившие развитие техники «коллаж», но и изучить стили коллажа, поэтому нами были выделены основные стили коллажа, краткая характеристика которых представлена в Приложение 1.

1.2. Коллаж - объект исследования различных наук

На основании выше изложенного мы можем констатировать, что коллаж как технический прием в изобразительном искусстве был в центре внимания художников. Однако, техника коллажа была интересна и ученым-искусствоведам, психологам и даже лингвистам. По мнению Рыжкиной И.Б., сегодня коллаж как конструктор коллажного восприятия и мышления проник во все сферы нашей жизни [2], поэтому он стал объектом изучения многих наук (Рис. 1).

Исследования всех наук показывают, что коллаж следует рассматривать и как процесс, и как результат (конструкция). В книге Н.В. Семенюченко представлены характеристики коллажа и его основные функции в различных научных областях [2]. Коллаж можно описать с помощью различных характеристик: материальность, целостность, коммуникативность, многозначность, ассоциативность, оригинальность, изменчивость, интерактивность, гиперэкспрессивность.

t1674020537aa.jpg

Рис.1. Коллаж как объект исследования разных наук

Нас в данной книге привлекло внимание то, что авторы считают коллаж универсальным языком картины мира, принцип построения всех текстов, вербальных и невербальных. По их мнению, вся визуальная среда, в которой живет и действует человек, имеет подобное строение. Например, в деловой и образовательной сфере - инфографика представляет высокую информативность в сжатом виде. Или, например, в сфере коммуникации оно имеет воплощение в гипертекстах Интернета. В сфере рекламы - это создание рекламного продукта на основе смыслового и композиционного единства вербальных и невербальных составляющих.

Заканчивая исторический экскурс, хотелось бы отметить, что рассматривая коллаж как произведение искусства, стоит научиться расшифровывать символы, умело спрятанные создателем, читать его как книгу, интерпретировать как картину.

Глава 2. Технология ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОЛЛАЖА В РЕКЛАМЕ

Для того чтобы выяснить как часто используется коллаж в рекламной деятельности, мы решили провести опрос среди обучающихся по профессии «Агент рекламный», нашего учебного комбината и студентов ВлГУ, кафедры «Журналистика. Реклама и связь с общественностью». Материалы для проведения опроса и его результаты представлены в Приложении 2. На основе проведенного опроса, мы можем сказать, что респонденты знакомы с понятием «коллаж», имеют представление о технологии коллажа, считают возможным применять данную её при разработке рекламных продуктов (Рис.2.) и особенно с применением компьютерной техники (Рис.4., Рис.5.).

t1674020537ab.jpgt1674020537ac.jpg

Рис.2. Реклама фирмы Рис. 3. Реклама интерьера

К примеру, обучающимся не известно, что коллаж возможно применять в написании технического задания (брифа). Специалист на бумаге или в компьютерной программе показывает клиенту варианты (Рис. 3.), как после ремонта будет выглядеть отдельная комната, квартира или дом. Полученная композиция передает стиль, палитру, помогает определиться с выбором отделочных материалов, мебели и декора [8].

t1674020537ad.jpgt1674020537ae.jpg

Рис. 4. Компьютерный коллаж Рис.5. Рекламный банер

Однако, на наш взгляд, обучающиеся Учебного комбината и ВлГУ недостаточно знакомы с практическим применением технологии коллажа, в том числе с использованием компьютерной графики. Не имеют представления об истории коллажа и, что их основой стали - афиша и плакат 1920х гг. (Родченко А.М. (1891-1956), Лавинский А.М. (1891-1956), братья Стенберг Г.А.(1900-1933) и Стенберг В.А. (1899-1982)).

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном изучении принципов создания коллажа и детальном изучении техники компьютерного коллажа, что позволит нам использовать данные знания и результаты исследования программ компьютерной графики при разработке рекламного продукта в форме коллажа.

2.1. Общие принципы создания коллажа

Техника коллажа, как писал художник Марк Эрнст, «есть систематическая эксплуатация случайного или искусственно спровоцированного соединения двух или более чужеродных реальностей в явно неподходящей для неё среде и искра поэзии, которая вспыхивает при приближении этих реальностей» [2]. Поэтому, основными законами композиции следует назвать такие: закон целостности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.

Основные средства композиции коллажа, названные Левиной Е.А. в методических указаниях «Коллаж как метод создания композиции», являются [6]:

формат - соотношение сторон и размер сразу определяет возможные формы композиции, степень ее детализации, дает начало композиционной идеи;

пространство - это место действия и одновременно среда, в которых расположены элементы изображения.

композиционный центр и равновесие - все элементы сбалансированы между собой относительно центра,

ритм и динамика – движение, чередование каких-либо элементов в определенной последовательности;

контраст и светотень - придает композиции выразительную мощь, с его помощью легко выделить главные элементы;

цвет - состоит из стандартных качеств - тон (собственно цвет), насыщенность и светлота, присутствует буквально в каждом изображении независимо от его композиционных задач и форм;

декоративность - декор (орнамент или его детали), выразительность природной фактуры материалов, организация линейных ритмов, пластических объемов и цветовых пятен, интенсивность звучания цвета, выразительность и фактура красочного мазка;

целостность - подчинение второстепенного главному.

Таким образом, средства композиции коллажа - это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Их мы и попытаемся придерживаться при разработке собственных рекламных продуктов с применением коллажа для ресторана «Ковчег». Кроме того, мы будем использовать интересный стиль коллажа – фотоколлаж. В нем благодаря склеиванию нескольких фотоэлементов, появляется новое изображение. А также при создании рекламного коллажа мы сохраним фирменный стиль ресторана и выберем корпоративные цвета для дополнительных элементов композиции с учетом значения цветов в дизайне.

2.2. Технологии компьютерного коллажа

В компьютерной графике коллажем, по мнению Ю.А. Аркановой, называют «композицию, составленную из разных изображений – противоположных по характеру или находящихся в гармонии, помещаемых рядом друг с другом, накладываемых одно поверх другого или сведенных воедино и представляющих собой нечто осмысленное, а зачастую объединенных в один графический символ посредством однородной текстуры» [10].

Компьютерные коллажи применяются при оформлении различных видов полиграфической продукции: книг, афиш, плакатов, буклетов, баннеров, календарей и другой рекламной продукции. Это связано с тем, что использование метода коллажа позволяет снять шаблонное восприятие, расширить его диапазон: касающийся цвета, формы, фактуры и текстуры предметов. Шепилова Г.Г. – канд. филологических наук, уверена, что «когда функция зрительного восприятия расширена, мозг демонстрирует более эффективную способность к восприятию и переработке визуальных форм и образов окружающей среды». Поэтому активно используются коллажи при создании Web-сайтов, Интернет-рекламы, в презентационной литературе и для создания сувенирной рекламы, привлекающие наше внимание своей необычностью и неординарностью[1].

В сети Интернет содержится много информации о программах, в которых возможно создание коллажа: это и лицензионные программы и бесплатные графические редакторы, а также большое количество онлайн-редакторов. Светлана Шляхтина в своей работе «Искусство компьютерного коллажа» утверждает о большой популярности программных средств, специально предназначенных для создания коллажей, так как они просты в освоении и позволяют добиться не менее профессиональных результатов с минимальными затратами сил и времени. Поэтому что бы выбрать программу для создания рекламного продукта в форме коллажа мы попробовали выполнить работу в различных компьютерных программах. Анализ программных средств компьютерной графики представлен в Таблице 1.

Таблица 1. Анализ программных средств компьютерной графики

Лицензированные программы

Название редактора

Возможности редактора

Примеры коллажей

ФотоКоллаж

t1674020537af.png

Программа, позволяющая создавать коллажи легко и быстро. Программа для коллажей обладает обширным функционалом, включающих встроенную базу фильтров, рамок, масок, разнообразных спецэффектов, уникальных макетов. Также стоит отметить простой и понятный интерфейс.

t1674020537ag.png

AKVIS Chameleon t1674020537ah.png

Прорграмма для создания сложного вида коллажа – художественных проектов. Она позволяет реалистично совмещать объекты на двух разных снимках, переносить и накладывать определенный фрагмент одной фотографии на другую работу. Может создавать как простые коллажи, так и трехмерные.

Программу можно бесплатно использовать без ограничений в течение десяти дней.

Сохраняет проект пробной версии со стикером t1674020537ai.jpg

АвтоКоллаж t1674020537aj.png

Программа для автоматического создания композиций из множества фотографий. Можно создать коллаж на основе шаблона из встроенного каталога от простого до оригинальных композиций различных геометрических форм, в том числе трёхмерных коллажей.

t1674020537ak.jpg

Paint Tool Sai t1674020537al.png

Популярная среди художников программа для рисования аниме и манга. Скачать можно только на компьютер. В архив, кроме полной версии, добавлены дополнительные кисти и текстуры.

Программа не имеет русскоязычной версии.t1674020537am.jpg

t1674020537an.pngPhotoscape

Бесплатное скачивание пробной версии. Удобный русскоязычный интерфейс. Добавление надписей с различными эффектами оформления и клипарта, в коллекцию шаблонов. Сохранение в одном из ведущих графических форматов JPEG, PNG, BMP, GIF.

t1674020537ao.jpg

Master kollazhey

t1674020537ap.png

Бесплатное скачивание пробной версии. Простой интерфейс.t1674020537aq.png

Небольшой диапазон для коррекции изображений и создания коллажа.t1674020537ar.png

Сохранение в ведущих графических форматах JPEG, PNG,BMP.t1674020537as.jpg

Бесплатные программы графических редакторов

Picasa 3

t1674020537at.jpg

Программа от Google для обработки фотографий. Находит все изображения на компьютере, позволяет их организовать и редактировать. Включает инструменты для ретуши, что особенно ценно при работе с портретными фотографиями.

t1674020537au.jpg

GIMP

t1674020537av.png

Свободный графический редактор, который поддерживает больше тридцати форматов изображений, умеет работать со слоями, масками, фильтрами и режимами смешивания. В арсенале программы есть огромный спектр инструментов для цветокоррекции.

t1674020537aw.jpg

t1674020537ax.png

Удобный бесплатный графический редактор от Microsoft. Имеет все необходимые инструменты для обработки фотографий и создания простых растровых артов. В числе наиболее примечательных возможностей программы - внушительная библиотека спецэффектов и фильтров, возможность манипулировать слоями изображения и многое другое.

t1674020537ay.jpg

Онлайн-редакторы для создания коллажей

Canva

t1674020537az.png

Онлайн-редактор графики и документов Canva – бесплатный инструмент, позволяющий экономить время на создании уникальных изображений.

С помощью сервиса можно совершенно бесплатно создать обложки для сторис в инстаграм.

t1674020537ba.jpg

Имеются готовые шаблоны, сохраняется как проект и графический файл.

PhotoEditor

t1674020537bb.png

Приложение оснащено довольно простым интерфейсом, который позволяет создавать коллажи, календари и много других проектов.

Имеет множество всевозможных инструментов для наложения разных эффектов, фильтров.

t1674020537bc.jpg

Не имеет возможности добавлять текст к созданному проекту

AVATAN

t1674020537bd.png

Онлайн-редактор имеет готовые шаблоны по определенным темам. Быстро на основе загруженных фото создает коллаж, но если его рассматривать для разработки рекламных материалов, то не хватает работы с текстом.

t1674020537be.jpg

Сохраняет готовый проект на компьютере в формате JPEG

t1674020537bf.png

В коллекции имеются креативные шаблоны, возможности вставки текста, а также различные виды настроек для создания основы коллажа, его параметров разметки.

t1674020537bg.jpg

Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что при тестировании лицензионных программ возникают трудности в сохранении готового рекламного продукта, сохраняются или проекты, или материал со стикером используемой программы. Бесплатные пакеты программ растровой графики не имеют готовых шаблонов для создания коллажа, поэтому их необходимо создавать самостоятельно или скачивать готовые подложки и использовать их для создания фона. Онлайн-редакторы имеют ограниченный функционал для работы и коррекции изображений, иногда в них невозможно вставить рекламный текст из-за отсутствия функции «Вставить текст». Поэтому нами была выбрана программа Canva, которая имеет большой функционал и может работать как онлайн-режиме, так и может быть бесплатно скачена и установлена на компьютер.

2.3. Технологический процесс создания рекламы в технике «коллаж»

Под технологией мы понимаем продуманную систему о том, как и каким образом цель воплощается в «конкретный вид продукции или ее составную часть». В рекламе под технологией понимается поэтапный процесс создания рекламного продукта от зарождения идеи до ее воплощения и средства или подходы, применяемые для реализации этой цели.

Процесс создания рекламы многогранен и включает в себя: творческий процесс, производственный процесс и выбор каналов распределения рекламного продукта, расчет себестоимости. Рекламным продуктом был выбран флаер с использованием стиля фотоколлажа.

Рекламный коллаж мы определяем как структурированный и завершенный рекламный продукт, с вербальными и визуальными составляющими, с которым рекламодатель обращается к потребителям, где он надеется убедить их воспользоваться услугами. В структуру нашего рекламного коллажа входит: слоган, иллюстрации в форме коллажа, рекламный текст, фирменный или адресный блок. Так как цвет один из мощных инструментов в маркетинге и дизайне, мы будем использовать серый оттенок для основы, так как он легко сочетается с другими цветами и символизирует умеренность и солидность. Дополнительным цветом будут оранжевые оттенки, которые ассоциируются с теплом, солнцем и радостью, кроме того оранжевый цвет привлекает внимание и его можно использовать для акцентов. С примерами дизайн-макетов можно ознакомиться в Приложении 4.

При выборе компьютерной программы учитывались следующие критерии: бесплатность программы, простое освоение программы начинающим пользователем, защищенность от компьютерных вирусов и большой выбор инструментов (возможностей) программы. Таким образом, нами определен выбор компьютерной программы для дальнейшей работы – Canva. Технология создания одного из варианта разработанных рекламных материалов имеется в Приложении 3.


РАСЧЁТ СЕБЕСТОИМОСТИ ИЗДЕЛИЯ И ВРЕМЕННЫХ ЗАТРАТ

Себестоимость 5 рекламных продуктов (три формата А4 и два – формата А5) составляет:

Временные рамки изготовления рекламного продукта составляют от 20 до 90 минут. В среднем, на изготовление изделия может быть затрачено не более 50 минут.

5 шт. * 50 мин. = 4 ч.10 мин. (если учитывать, что среднемесячная заработная плата специалиста составляет ≈ 25 000 руб., то разработка пяти рекламных продуктов составит ≈ 700 руб.)

Принтерная распечатка формата А4 или А 5 в фирме «Миниателье»:

фотопробы - черно-белый вариант - 5 штук * 20 руб. = 100 руб.,

5 штук флаеров цветной печати ≈ 340 руб.

ВСЕГО:1 140 руб.

Для подтверждения рабочей гипотезы, что если при создании рекламного продукта в форме коллажа будет использована компьютерная графика, то средства рекламы будут интересными, привлекательными и творческими, мы провели социологический опрос среди двух возрастных групп: молодежи и старшего поколения.

Участвующим в опросе были предложены три варианта рекламного продукта: без использования коллажа, с использованием коллажа и рекламной информации, с фотоколлажом.

t1674020537bh.jpgt1674020537bi.jpg

1 вариант 3 вариант

По результатам социологического опроса, большинству респондентов (65% опрошенных) понравился рекламный продукт в форме коллажа с информацией (вариант № 2), так как, по их мнению, он содержит подробную информацию о рекламируемом объекте (армянские блюда, скидки и адресную информацию), материал представлен в нетрадиционной форме и цветовая гамма спокойная, не вызывающая.

Некоторые из участников опроса, отметили рекламный продукт в форме коллажа (20%), в силу того что нечасто можно встретить такого вида рекламу, а рекламный продукт 1 варианта встречается постоянно. Однако, респонденты (15%), выбравшие вариант без коллажа отмечают его информативность. В обоих вариантах было отмечено, что цветовая гамма темная и слишком мрачная, вызывает настороженность.

t1674020537bj.jpg2 вариант

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что основная цель работы достигнута. Мы доказали, что технология коллажа с использованием компьютерной графики является наиболее эффективной формой представления рекламной информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очевидно, что коллаж – это не только искусство и объект исследования различных наук. Технология коллажа широко используется в рекламной деятельности. Он является логическим воплощением универсального креативного языка рекламы, отвечает требованиям скорости, мобильности и привлекательности информации.

С технологической точки зрения коллаж подчиняется общим принципам создания композиции. Современное время насыщено информационными технологиями, поэтому важно нынешнему поколению научиться выполнять различные проекты с использованием компьютерных технологий.

На основании вышеизложенного мы видим перспективы дальнейшего исследования, необходимо рассмотреть коллаж как метод создания композиции. А результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам, обучающимся по специальности «Рекламное дело».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Коллаж как основной жанр газетно-журнальной рекламы // Щепилова Г. Г. кан. филологических наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова / Реклама и PR, Выпуск № 2, 2011г.

Коллаж как средство обучения: Методические рекомендации / Н. В. Семенюченко, И. Б. Рыжкина. — Санкт-Петербург: КАРО, 2016. — 240 с.: ил. — (Педагогический взгляд).

Левина, Е. А. Коллаж как метод создания композиции: метод. указания / Т. Г. Русакова, С. Г. Шлеюк, Е. А. Левина — Оренбург : ОГУ, 2013 .— 48 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/231728

Мазилкина, Е.И. Основы рекламы / Е.И. Мазилкина // учебное пособие – М. «Просвещение». – 2012. – 354с.

Павлова Е.Д. Искусство как средство эстетического воспитания // Искусство и образование. – 2007. – № 5. – С. 52–60.

Педагогические технологии: учебное пособие. [Электронный ресурс] / Толстова О.С. — Самара: РИЦ СГСХА, 2016 .— 132 с. — ISBN 978-5-88575-436-1 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/508690

Песоцкий, Е.А. Реклама [электронный ресурс] // Е.А. Песоцкий / Электронная библиотека: учебно-практическое пособие – https://e-libra.ru/read/121804-sovremennaya-reklama-teoriya-i-praktika.html

8. Сухов, В.Д. Организация и управление процессом изготовления рекламного продукта / В.Д. Сухов // учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М. Издательский центр «Академия» – 2014. – 272 с.

9. Хапенков, В. Н. Основы рекламной деятельности / В.Н. Хапенков // учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М. Издательский центр «Академия» – 2014. – 272 с.

10. Создание коллажа как прием изучения основных возможностей графического редактора [Электронный ресурс] / Арканова Ю.А.- V Международная студенческая научная конференция — Режим доступа: https://scienceforum.ru/2013/article/2013005460

Приложение 1

Направления искусства и классификация стилей коллажа

Направления искусства

Представители направления

Краткая характеристика

Основные художники в Европе, создававшие коллажи-произведения

куби́зм

Поль Сезанн, Пабло Пикассо и Жорж Брак – стремились «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

модернистское направление в изобразительном искусстве, характеризующееся использованием геометризованных условных форм: включение в поверхность произведения «нехудожественных материалов»: газет, клеёнки, картона и проч.

футури́зм

Матисс А. (1869-1954) - назвал извлекание формы (силуэта) «рисованием ножницами».

общее название художественных авангардистских движений;

коллаж как активная организация цветоформ (цветных силуэтов), являющихся содержанием работы.

дадаизм

Швиттерс К. (1887-1948) и др.

авангардистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино.

коллаж как шифрованное послание зрителю, включение в композицию реальных объектов окружающего мира

поп-арт

Гамильтон Р. (р.1943), Паолоции Э. (1924-2005)

в коллажах используются образы из рекламы промышленных изделий и печати.

неоэкспрессионизм


Кифер А. (р.1945) и др.

материалами для коллажа служат: песок, железо, свинец, солома в сочетании с масляной краской, эмульсией, фотографией.

Русский авангард - особый вид новаторского творчества, ознаменовавший собой новое искусство России, состоящий из различных художественных течений.

конструкти-визм

Татлин В.Е. (1885-1953) и др.)

коллажи «контррельефы», представляющие собой композиции, составленные из разнородных материалов: кусков жести, проволоки, дерева, обоев, штукатурки и стекла.

кубо-футуризм, супрематизм

Малевич К.С.(1878-1935),

Лисицкий Л.М. (1890-1941),

Ермолаева В.М. (1893-1937),

Розанова О.В. (1886-1918) и др.)

коллажи представляют собой абстрактные графические или живописные супрематические произведения с включением наклеек из бумаги, фольги, кальки и т.п.

Классификация стилей коллажа

Название стиля

Характеристика стиля

Возможность использования техник

Графический коллаж

сложный для создания и восприятие, создание композиции подчиняется законам архитектуры и графики

Декупаж - это искусство украшения предметов путем наклеивания вырезок цветной бумаги в сочетании со специальными эффектами, такими как покрытие сусальным золотом и прочие

Абстрактный коллаж

не подчиняется никаким геометрическим законам,

состоит из ярких необычных форм и рисунков, сочетания несочетаемого.

Коллаж в вегетативном стиле

используются природные материалы, в картинах создает ощущение нежности и природной красоты, прелести пространства

Аппликация – создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо (природного) материала.

Декоративный стиль коллажей

главной целью - яркое выражение эмоций автора, высказывание его мыслей в виде необычного сочетания любых материалов в разных формах и видах

Ассамбляж – это техника, в которой используются объемные элементы или целые предметы. Другими словами – это объемный коллаж

Приложение 2

Опросный лист и результаты

Укажите специальность. Выберите один из предложенных вариантов ответа (поставьте галочку, крестик напротив выбранного варианта ответа или обведите в кружок).

Специальность ________________________________________

Вопрос 1: Знакомо ли Вам понятие «коллаж» и история его развития?

а) Да, с историей развития коллажа знаком

б) Да, историей развития коллажа не интересовался

в) Имею представление о коллаже.

Вопрос 2: В какой области рекламной деятельности может использоваться коллаж?

а) Используется при работе с клиентами

б) Используется в полиграфической рекламе

в) Используется при разработке рекламного материала.

Вопрос 3: Какие технологии коллажа можно использовать при разработке рекламного продукта?

а) прием аппликации

б) прием наклеивания объемных материалов

б) компьютерные технологии

в) невозможно использовать.

Результаты опроса

Вопрос 1: Знакомо ли Вам понятие «коллаж» и история его развития?

t1674020537bk.png

Вывод: Большинство из обучающихся имеют представление о коллаже и лишь незначительная часть интересовалась историей развития коллажа.

Вопрос 2: В какой области рекламной деятельности может использоваться коллаж?

Вывод: практически все из опрошенных респондентов, указали, что техника коллажа применяется в рекламной деятельности при создании полиграфической рекламы.

t1674020537bl.png

Вопрос 3: Какие технологии коллажа можно использовать при разработке рекламного продукта?

t1674020537bm.png


Вывод: большинство обучающихся склоняется к варианту, что при разработке рекламного продукта приемы компьютерного коллажа используются чаще, чем перечисленные варианты, такие как аппликация и наклеивание объемных материалов.

Общие выводы по опросу

На основе проведенного опроса, мы можем сказать, что респонденты знакомы с понятием «коллаж», имеют представление о технологии коллажа, считают возможным применять её при разработке рекламных продуктов и особенно с применением компьютерной техники.

Приложение 3.

Технология создания рекламного коллажа

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СОЗДАНИЯ ОРИГИНАЛ-МАКЕТА ФЛАЕРА ДЛЯ РЕСТОРАНА «КОВЧЕГ»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП – СОЗДАНИЕ ОСНОВЫ ОРИГИНАЛ-МАКЕТА

Подбор программы и шаблона для создания коллажа


t1674020537bn.png

Онлайн-редактор Canva обладает большим набором шаблонов для создания коллажа.

1.2. Подбор фона для флаера

Создание собственного фона с помощью заливки.

t1674020537bo.png

Инструмент Заливка помогает заполнить подложку выбранного шаблона.

Цвет подложки выбираем серый, для поддержки корпаративного стиля ресторана.

2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП – ВЫБОР ВИЗУАЛЬНОГО РЯДА ДЛЯ СОЗДАНИЯ КОЛЛАЖА

2.1. Создание коллекции картинок «Блюдо ресторана»


t1674020537bp.png

Создаем папку для формирования коллекции блюд.

Копирование картинок из интернета (сайта ресторана).


2.2. Систематизация иллюстраций по стилю оформления

С белой (тёмная основа) основой, прямоугольная (квадратная) форма, ориентация по горизонтали…

t1674020537bq.png

Отбираем фото с темной и белой основой.

Картинки должны быть прямоугольной формы с горизонтальной ориентацией.

3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП – ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТИЛЯ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

3.1. Выбор стиля текста и его вставка

Размер, начертание, цвет, расположение

t1674020537br.png

С помощью инструмента Текст подбираем цвет текста – выбираем оранжевый для сохранения корпоративного стиля.

Размер текстовой информации и начертания выбираем из предложенной коллекции Шрифтов.

4 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП – СОЗДАНИЕ КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ КОЛЛАЖА

4.1. Размещение иллюстраций согласно выбранному шаблону


t1674020537bs.png

t1674020537bt.png

Из собранной коллекции фотографий блюд подбираем картинки и вставляем их в шаблон.

Производим коррекцию картинок.

4.2. Добавление рамок или эффектов для иллюстраций

t1674020537bu.png

Добавляем элементы украшений из предложенной коллеции.














5 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП – ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПРОСМОРТР И КОРРЕКТИРОВКА ОРГИНАЛ-МАКЕТА

5.1. Сохранение проекта в формате JPEG


t1674020537bt.png

Готовый рекламный продукт можем сохранить в форматах JPEG, PNG, BMP.

5.2. Предварительный просмотр оригинал-макета

t1674020537bv.png

Программа не позволяет выполнить предварительный просмотр созданного оригинал макета.

Просмотр возможен в онлай-режиме проекта.

Окончательные варианты оригинал-макетов, выполненные в данной программе

Варианты созданных рекламных продуктов в форме коллажа представлены в Приложении 4.

Гиперссылки на редакторы для создания коллажей

Программные средства для компьютерного коллажа: https://fotoram.io/collage/ru

Необычный фоторедактор - https://avatan.ru/#/save

Обработка JPEG фотографий онлайн - https://www.imgonline.com.ua/photo-collage.php

Создать фотоколлаж быстро и просто. - http://fotocollage-karandash.ru/

Фотоколлаж он-лайн бесплатно - https://holstprint.com.ua/photo-collage-online/#

t1674020537bw.pnghttps://mycollages.ru/

https://avatan.ru/#/save

https://www.fotor.com/app.html#/collage/projects

https://holstprint.com.ua/photo-collage-online/#

https://fotoram.io/collage/ru

https://www.imgonline.com.ua/photo-collage.php

http://fotocollage-karandash.ru/



Приложение 4.

Дизайн-макеты

рекламных продуктов с использованием технологии коллажа


t1674020537bj.jpgt1674020537bx.jpg

С использование программы Canva


t1674020537by.jpg

С использование программы Fotoram

t1674020537bz.jpg

Коллаж с использованием Бесплатного Онлайн Фоторедактора - AVATAN


t1674020537ca.jpg

Коллаж из множества картинок в лицензионной программе АвтоКоллаж



t1674020537cb.jpg

Программа для создания коллажа Photo Collage Max


t1674020537cc.jpg

С использование лицензионной программы ФотоКоллаж


t1674020537cd.jpg


Коллаж в онлайн-редакторе Fotor


t1674020537ce.jpg

Коллаж в онлайн-редакторе MyCollages

27


Автор материала: Е. Асотова (11 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.