Цифровые технологии в исследовательской деятельности

9
0
Материал опубликован 28 January 2021 в группе

Чертищева М.А.,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методист

МОАУ ДО ДЮЦ Октябрьского района г. Кирова


ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В условиях модернизации и инновационного развития российского общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, креативность, готовность выбирать свою дальнейшую траекторию развития, ответственность. Система дополнительного образования способствует формированию и развитию таких качеств и является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей, интересов, социального и профессионального самоопределения молодых людей [3, 64].

Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие, использование новых технологий, направленных на культурно-нравственное становление личности в современном обществе [2]. Проектная деятельность в системе дополнительного образования является одним из современных, комплексных и продуктивных процессов для развития личности воспитанников.

Проект – это творческая деятельность. Проектирование, как отмечает Н.П. Сибирская, является одним из аспектов творчества человека и основано на планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке, научном исследовании [1, 10].

Ряд образовательных проектов позволяют в МОАУ ДО ДЮЦ Октябрьского района г. Кирова организовывать учебную деятельность в инновационном режиме, внедрять современные технологии в образовательный процесс.

Один их образовательных проектов ДЮЦ направлен на культурно-просветительскую деятельность в сфере геологии, ведь проблема отсутствия заинтересованности в изучении родного края среди учащихся средних и старших классов, студентов СПО актуальна. Внедрение цифровых технологий позволяет повысить качество просветительской задачи в XXI веке.

Проект условно делится на 2 направления:

1) «От рифов Казанского моря» (подготовка и проведение экскурсий в городской черте «Природное наследие Вятского края» (онлайн-трансляции, малые экскурсионные группы), краеведческие онлайн-лектории о памятниках природы Кировской области, создание геологического маршрута «Геологические памятники глазами детей» (электронный сборник исследовательских работ участников – лонгрид), презентационное онлайн-мероприятие «Геологические памятники глазами детей»;

2) «Технологии XXI века» (использование онлайн-сервисов для проведения мероприятий, «переезд» экскурсионных мероприятий в дистанционную среду, приобретение оборудования для проведения краеведческих онлайн-лекториев и экскурсий).

Успешная реализация направлений проекта способствует популяризации знаний среди детей и подростков города Кирова в возрасте от 10 до 17 лет об истории родного края, повышению уровня краеведческой компетенции детей и подростков в сфере геология через включение в исследовательскую деятельность с помощью внедрения в исследовательскую деятельность современных технологий.

Задачами проекта являются:

- Разработка краеведческих лекториев «От рифов Казанского моря» о труднопосещаемых туристических местах Кировской области в виду большой удаленности от областного центра. Для каждого лектория разрабатывается мультимедийное сопровождение, что позволяет расширить кругозор в области краеведческих знаний у молодежи.

- Проведение краеведческих онлайн-лекториев «От рифов Казанского моря». На лекториях исследуются следующие памятники природы Кировской области: «Обнажение верхнеюрских пород у села Лойно», «Геологическое обнажение гипса у деревни Мокино в Слободском районе», «Каменные берега реки Немды в Советском районе», «Котельничское местонахождение парейазавров», «Урочище Шаймы», «Карстовое озеро Шайтан Уржумского района», и отражается данная деятельность на различных интернет-источниках (сайт, группа учреждения «Вконтакте», личные страницы участников проекта в социальных сетях, СМИ). Визуализация экскурсионного материала лектория осуществляется благодаря использованию мультимедийных технологий.

- Разработка краеведческого маршрута «Геологические памятники глазами детей». Участники краеведческих онлайн-лекториев совместно с педагогами готовят творческую работу по исследованию и составлению собственного геологического маршрута (презентация и оформление онлайн-сборника (лонгрид) «Геологические памятники глазами детей»). Участники проекта учатся выделять объекты изучения, собирать и анализировать информацию о геологических памятниках, составлять геологический маршрут и презентовать результат своей работы.

- Проведение презентационного онлайн-мероприятия с награждением участников памятными дипломами, определение участников бесплатных полевых экскурсий. Презентация краеведческого маршрута «Геологические памятники глазами детей» (выступление с защитой исследовательских проектов участников о геологических памятниках г. Кирова и Кировской области).

- Проведение полевых экскурсий-трансляций «Природное наследие Вятского края» («Филейское геологическое обнажение», «Филейский родник с водопадом», «Родники у Диорамы в парке С.М. Кирова», «Ежовский озерно-родниковый комплекс», «Родник Трифонова монастыря») и освещение данной деятельности на различных интернет-источниках (сайт, группа учреждения «Вконтакте», личных страниц участников проекта в социальных сетях, СМИ). Очное участие небольшой экскурсионной группы и онлайн-трансляция.

- Осуществление обратной связи с участниками проекта для оценки результативности реализации проекта через Google-форму.

Результаты проекта

Количественные:

Вовлеченность в проект – 435 человека (школьники, студенты, педагогические работники, принимающие участие в 15 мероприятиях проекта).

Проведение мероприятий в проекте – 15 (экскурсии, краеведческие лектории, презентационное мероприятие).

Публикации – 75 (сайт, группа и личные страницы в соц. сетях, статьи в интернет-изданиях).

Информационный охват – 2000 человек (на основании среднестатистических данных о посещаемости сайта, социальных групп и личных страниц членов инициативной группы проекта).

ИТОГО: 2435 человек.

Разработка (создание «продуктов проекта»):

Создание 5 маршрутов для полевых экскурсий и папок с наглядным материалом для их проведения.

Подготовка 9 мультимедийных продуктов для краеведческих лекториев, разработка краеведческого маршрута «Геологические памятники глазами детей» (лонгрид).

Проведение презентационного мероприятия.

Успешность реализации данного проекта в образовательной организации напрямую зависит от технической оснащенности, т.к. большая часть запланированных мероприятий предполагает использование современных технологий. В условиях недостаточного финансирования системы дополнительного образования, основной возможностью для решения данной проблемы становится участие в грантовых конкурсах по поддержке социально-ориентированных проектов.

В результате реализации проекта просветительская работа с использованием современных информационных технологий позволяет участникам проекта окунуться в геологическое краеведение, прикоснуться к естественной истории в теории и на практике. Школьники и студенты учатся составлять и презентовать свои геологические маршруты, которые могут защищать на научно-практических конференциях городского, областного и всероссийского уровня. У участников проекта повышается уровень мотивации исследования родного края, изучения прошлого своей малой родины и России в целом.


Литература

1. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года. http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

3. Чайкина Ж.В. Профессиональная ориентация детей и молодежи в условиях учреждений дополнительного образования/ Ж.В. Чайкина// Человек и образование. - № 1. - 2011. – С.64-68.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.