Организация проектной деятельности студентов колледжа с использованием информационных технологий
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Шагульскова Виктория Анатольевна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волгоградский колледж управления и новых технологий им. Ю. Гагарина»,
город Волгоград
В настоящее время многие педагоги имеют собственные страницы в Интернет или планируют их создать. Социальные сети работников образования предоставляют различные сервисы для разных видов сетевого взаимодействия. Статья посвящена возможностям использования собственного сайта педагога.
Интернет и социальные сети прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Сейчас уже редко кто не имеет своей страницы в Интернет. В настоящее время Интернет предоставляет широкие возможности для создания собственного сайта педагога. Различные социальные сети, в том числе и профессиональные позволяют создавать в режиме конструктора собственный информационный ресурс.
Социальная сеть – это интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети [3]. Профессиональные социальные сети направлены на объединение специалистов со схожими интересами и видами деятельности. Обычно такие сети используют для обмена опытом, поиска необходимой информации, при этом значительным плюсом является скорость обмена информацией различного рода и возможность взаимодействовать с большой аудиторией. Существуют социальные сети для работников образования, позволяющие создавать собственные сайты-портфолио и сайты, содержащие учебные материалы. Примерами таких соцсетей являются: ns.portal, infourok.ru, videouroki.net и т. п. Они предоставляют широкие возможности для создания мини-сайта, опубликования учебных авторских материалов, ведения блога, форума, создания сетевых сообществ и т. д. Выявлены следующие мотивы вступления учителей в сетевые педагогические сообщества: неформальное общение; ресурс методической поддержки, повышение квалификации; получение новостей и объявлений; получение общественного признания [1].
Создание собственного сайта в социальной сети позволяет педагогу всесторонне проанализировать и осмыслить результаты своей деятельности, систематизировать и сделать доступными в любое время методические материалы. Возможность просматривать другие электронные портфолио и сайты коллег позволяет выявить пути дальнейшего профессионального совершенствования. Включив свои методические разработки в такое электронное портфолио, автор предоставляет их очень широкой аудитории.
Различают три интерактивные формы взаимодействия: межличностная интерактивность (interpersonal interactivity); информационная интерактивность (informational interactivity) и человеко-компьютерное взаимодействие (human-computer interaction) в информационнокоммуникационной среде [2]. Эти формы взаимодействия могут быть реализованы с использованием возможностей сервисов, предлагаемых социальными сетями в том числе в сфере образования.
Используя Интернет можно эффективно взаимодействовать со студентами, выполняющими индивидуальный проект, еще и помимо очных консультаций, поскольку в электронной форме удобно вносить корректировки в создаваемый документ. Единообразие предъявляемых требований к индивидуальному проекту так же можно обеспечить посредством размещения информации в Интернет, например, шаблонов обложки проекта, содержания, введения, заключения, списка использованной литературы (Рисунок 1, 2). Для студентов первого курса будет полезным ознакомиться с прошлогодними выполненными индивидуальными проектами, размещенными в Интернет: пояснительными записками, презентациями, видеороликами с защиты проектов. Существенными преимуществами данного подхода являются: для студента — доступность информации, в том числе и дома, для преподавателя — возможность редактирования материалов в электронном виде, фиксация процесса взаимодействия в том числе и по срокам.
Рисунок 1 ― Раздел «Индивидуальные проекты» на сайте
Рисунок 2 ― Ссылки для скачивания материалов
Cайт педагога представляет собой ценный информационный ресурс при подготовке студента к различным контрольным, самостоятельным работам, зачетам и экзаменам, выполнения самостоятельной работы студента. Для организации СРС сайт педагога должен включать в себя разделы по преподаваемым дисциплинам или междисциплинарным курсам для легкой и быстрой ориентации в его содержании. На странице, посвященной данной УД или МДК могут быть размещены: краткие теоретические сведения, презентации, дифференцированные задания.
При использовании рейтинговой системы оценивания в образовательном учреждении, студент, не получивший баллов по определенным темам, сможет восполнить пробелы, выполнив задания, предусмотренные в каждой теме на сайте. Для этого преподавателю необходимо сообщить учащемуся номера тем и адрес образовательного сайта в сети Интернет.
Задания, предлагаемые к самостоятельному выполнению должны быть дифференцированы, носить индивидуализированный характер. Можно предусмотреть дополнительные баллы за оригинальность выполнения заданий, творческий подход. Кроме того, еще должны учитываться сроки выполнения заданий. Задания можно выдавать не только одному студенту, но и группе. Образовательный сайт педагога должен содержать информацию об олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.
Использование такой системы работы позволяет индивидуализировать процесс обучения с различными категориями учащихся, является способом повышения уровня знаний и суммы баллов студента. Кроме того, использование собственного сайта дает преподавателю возможность систематизировать и упорядочить учебные материалы, продемонстрировать опыт работы, поделиться ими с другими коллегами. В большинстве профессиональных социальных сетей для педагогов предусмотрена возможность получения наградных материалов за создание индивидуального сайта и размещение методических разработок. Таким образом социальные сети педагогов могут быть эффективно использованы для повышения профессиональной компетентности, путем сетевого взаимодействия с коллегами, а также для организации различных образовательных мероприятий среди учащихся.
Список использованных источников:
Бельчусов, А. А. Сетевые сообщества учителей и их роль в повышении эффективности дистанционных конкурсов / А. А. Бельчусов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. – 2011. – №1 (69). –Ч. 2. – С. 25–32.
Бельчусов, А. А. Межличностное сетевое общение с учителями в процессе проведения и организации дистанционных конкурсов / А. А. Бельчусов, П // Педагогика. – 2012. – №5. – С. 109–112.
Игнатьева, Э. А. Особенности виртуального общения разновозрастных групп // Интернет-технологии в образовании: материалы Всероссийской научно-практической конференции: – Чебоксары : Изд-во «Клио», 2015. – С. 35–38
INTERNETslovar.ru Словарь интернет-терминов и сокращений http://www.internetslovar.ru/dictionary/867/