12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вышинская Нина Ивановна2519
Люблю свою профессию. Рада, что могу передать свои знания, опыт молодому подрастающему поколению
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
Материал размещён в группе «Исследовательская работа обучающихся»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирск “Лицей N113”

Направление: исследовательское

Секция: биология

 Влияние почвы на рост растений

Автор: Корягин Егор Дмитриевич,

ученик 9г класса

Руководитель проекта: Вышинская Нина Ивановна,

учитель биологии


Новосибирск 2022



Содержание: стр.

Введение……………………………………………. 3

I. Теоретическая часть. Обзор литературы………..3

1.1. Почва-бесценный дар природы

1.2. Состав почв..........................................................4

II. Практическая часть………………….…………. 6

Заключение………………………………………….8

Литература………………………………………… 9

Приложения………………………………………..11-


Введение

Я взял эту тему потому, что мне стало интересно, какая же почва подходит лучше для нормального роста и развития растений.

Цель: Проверка влияния состава почвы на всхожесть семян редиса

Задачи:

1. Собрать и изучить информацию о почве, чтобы узнать состав почвы, пригодной для выращивания растений.

2. Провести эксперимент по проращиванию семян редиса в различных почвах.

3. Проанализировать, какая почва позволит лучшей всхожести семян и развитию растений.


Объект исследования: почва

Предмет исследования: почвы различного состава и гидрогель.

Гипотеза исследования: разная почва неодинаково влияет на рост и развитие растений.

Методы исследования:

1. Поиск информации в интернете.

2. Посещение библиотеки (изучение литературы, энциклопедии).

3. Посадка растений в различную почву и наблюдение за ростом растений

Практическое значение: использование на уроках естествознания, географии, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка, привлечет внимание к изучению устного народного творчества (загадок, пословиц, поговорок), крылатых выражений, связанных с почвой (землёй), познакомит с технологией проведения опытов с почвой, обратит внимание на необходимость бережного отношения к почве родного края.


I. Теоретическая часть. Обзор литературы.

1.1. Почва-бесценный дар природы.

Почва – это верхний плодородный слой земли. Над её созданием беспрерывно трудятся солнце и ветер, бактерии и лишайники превращают горные породы в песок и глину. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Теперь всё серьёзнее задумываемся мы, что важно беречь почву.


Корни растений дышат воздухом, который есть в почве. Всасывают из почвы воду. Вместе с водой получают растворённые в ней минеральные соли – питательные вещества необходимые для жизни растений.

Но солей в почве мало. Растения могли бы их быстро израсходовать, но этого не происходит. Благодаря перегною запас солей в почве постоянно пополняется. Бактерии, живущие в почве, постепенно превращают остатки растений в перегной. Чем больше перегноя, тем почва плодороднее.

В природе животные повышают плодородие почвы. А человек добивается плодородия почвы, специально обрабатывая и ухаживая за ней: перекопка и рыхление обеспечивает поступление в почву воздуха, сохранение влаги, повышение всхожести семян; удобрение повышает количество питательных веществ в почве; прополка не позволяет сорнякам заглушать рост культурных растений.

Земледелием люди занимаются с давних пор. Обрабатывать землю, сеять хлеб – дело трудное, но почётное. Я задумался, как же влияет состав почвы на рост и развитие растений. Как чувствуют себя растения в различных по составу почвах? При каких условиях растения развиваются лучше, активнее?


Почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать так ли это, я решил изучить состав почвы.

Как мы знаем для роста растений необходима вода и почва и минеральные вещества в ней. Мой выбор пал на 3 вида почв так как они содержат пригодное для роста растений количество минеральных веществ.

1.2. Состав почв.

Состав почв очень разнообразен. По этому признаку выделяют различные виды почв. Их очень много. Охарактеризую некоторые из них.

А. Песчаные почвы.

Песчаные почвы – это лёгкие, тёплые, хорошо пропускают воду, поэтому поспевают раньше других. Однако большинство овощных культур испытывают на них недостаток влаги: после дождей или полива питательные вещества промываются в нижние слои и становятся недоступными растениям. Эти почвы бедны также и микроэлементами. Поэтому перед посевом или посадкой овощных культур рекомендуется внесение глин в виде порошка до 10 кг/м2 с дополнительным обогащением почвы перегноем (3 кг/м2) и фосфорно-калийными удобрениями. Песчаные и супесчаные почвы — относятся к легким.

Их состав – это бесчисленное количество частичек песка, через которые с легкостью просачивается влага.

- Эти почвы мало содержат питательные вещества.

- Они быстро прогреваются, но и также легко теряют тепло.

- Их легко и просто обрабатывать и они хорошо впитывают влагу.

- Но без систематической дополнительной обработки они не смогут обеспечить хороший урожай посаженных садово-огородных культур так как

- Растения обычно страдают от «недополучения» и нехватки воды.

Из-за своей большой влагопроницаемости практически все питательные вещества из таких почв быстро вымываются, а органические вещества — начинают разлагаться. Поэтому в такие почвы необходимо добавлять гумус и связывающие вещества — компост и порошок торфа. Песчаные почвы часто имеют примесь глины.

Улучшают плодородие таких почв искусственно - путем создания плодородного слоя или же постоянного внесения органических удобрений. Добавлять удобрения лучше в весеннее время и маленькими дозами. При внесении достаточного количества органических удобрений и необходимой влаги на песчаных супесчаных почвах хорошо растут плодовые деревья.

Б. Солончаковые почвы

Солончаковая почва – это почва, в которой много растворимых солей по всему профилю. В верхнем слое такой почвы содержание солей может достигать 60 процентов.

Солончаковые почвы образуются под влиянием грунтовых, обогащенными минералами вод или засоленной горной породы. Они распространены в полупустынях, пустынях и южных степях, где могут простираться на обширные территории.

В местах близкого залегания грунтовых вод, в условиях выпотного режима происходит сильное испарение воды с поверхности почвы. Если грунтовые воды содержат минералы, то после испарения в капиллярах почвы оседают соли. Со временем процент их содержания увеличивается. Иногда солончаки могут образовываться из-за неправильного орошения, минерализации богатых натрием, хлором и серой растений-галофитов, наноса солей с помощью ветра и т.д.

В. Черноземые почвы

Чернозём – это богатые плодородные почвы, которые можно назвать гордостью России, её национальным достоянием. Во время Великой Отечественной войны немцы вагонами вывозили чернозём с Украины наравне с иными ценностями нашей великой страны. О великолепных свойствах чернозёма упоминается и в древних летописях V-VI века: «чернозёмная земля – наилучшая кормилица народа, потому что она не боится ни холодов, ни ветров и ливней, ни засухи».

Природное совершенство чернозёма не способны заменить никакие минеральные и органические удобрения. Ведь чернозём формируется в природе в течение нескольких тысяч лет, в условиях тёплого и влажного климата. Создать чернозём искусственно невозможно, так как на его образование влияют сотни природных факторов (геологических, климатических, биологических и т.д.)

Чернозёмные почвы характеризуются богатым содержанием гумуса (особенно – в верхних слоях), питательных веществ, зернистой либо комковой структурой, высоким (до 70%) содержанием кальция, огромным количеством полезных для растений микроорганизмов и прекрасными водно-воздушными качествами. В чернозёме имеются полезные гуминовые кислоты (смесь органических соединений), которые являются самой ценной фракцией гумуса, легко усваивающейся корнями растений.

II. Практическая часть

Для практической части я взял следующие виды почв:

1. Гидрогель.

Гидрогель – это своеобразный кондиционер для почвы, обеспечивающий запасы воды

В состав гидрогеля для растений входят калиевая и аммонийная соли акриловой кислоты. Эти сшитые сополимеры имеют срок действия до 5 лет. По истечения этого периода гидрогель распадается на безвредные и нетоксичные компоненты – воду, СО2 и аммоний.

2. Почва для рассады, купленная в магазине.

Её состав: биогумус, вермикомпост , дерновая земля и торфо-гуминовое удобрение. Дополнительные качества: пористость 40-80%, влажность 40-60% и воздухоёмкость 7-25%. Азот(300мг), Фосфор(100мг), Калий(150мг) и 16-ти %в гумуса.

3. Городская почва с огорода.

Наш город расположен на возвышенной увалистой равнине Приобского плато в долине Оби и ее притоков. Поверхность правобережья более повышенная и сильно расчленена глубокими долинами рек - Первой и Второй Ельцовки, Каменки, Ини, Зырянки - и прилегающими к ним глубокими логами.

Почвы в пределах этой части города преимущественно дерново-подзолистые и подзолистые. Их легкий механический состав (супеси и суглинки) неустойчив к эрозионным процессам.

Рельеф левобережья более спокойный. Почвенный покров представлен выщелоченными и деградированными черноземами.

В пойме Оби распространены аллювиальные луговые и лугово-болотные почвы.

Чтобы проследить за ростом растений, я провёл опыты. Подготовил для эксперимента почвы разных видов и гидрогель.

Оборудование:

Телефон, 3 горшка, семена растения «Редис». Почвы: Почва для рассады, купленная в магазине, почва с огорода, гидрогелевые шарики.

Условия: Все растения после посева стояли в равных условиях в одном месте и получали одинаковый регулярный полив. Также в опыте не использовались удобрения, способствующие ускорению роста растений.

Эксперемент проходил на протяжении 20 дней.

Дата посадки: 21.11.21

Наблюдения:

В день посадки всё прошло нормально. К вечеру дня посадки в гидрогеле уже были заметны изменения семян, они набухли.

На третий день после посадки появились ростки во всех горшочках.

У всех, кроме гидрогеля ростки росли нормально, а в гидрогеле они начали расти в разные стороны.

На четвертый день наблюдений лидером в роста оказались ростки из рассадной почвы, купленной в магазине.

На пятый день доминация рассадной земли над другими видами продолжала увеличиваться при этом рост в гидрогеле остановился, что я не сразу заметил.

С 15-го дня растения не поливались и результат примерно одинаковый.

На двадцатый день эксперимент подошёл к концу.

Рост в рассадной и городской земле стал минимален. Они примерно сравнялись по количеству растительности. Как итог можно подвести то, что рассадная земля лучше всего подходит для рассады растений, а гидрогель вовсе не подходит для растений, которым для прорастания нужна почва.

III. Заключение.

На основании выполненной работы, можно сделать следующие выводы:

1. Изучил литературу по данному вопросу.

2. Провёл эксперимент, в ходе которого выяснил, что лучшей почвой для прорастания оказалась почва для рассады, на втором месте не сильно уступающая ей, городская с примесью чернозема, а гидрогель, в принципе, не пригоден для прорастания этого растения (как я и ожидал).

3. Таким образом, можно считать, что я подтвердил выдвинутую гипотезу.



Источники информации:

1. Пасечник В.В.Биология растения Учебник для 6 класса М.: Дрофа, 2012.

2. Журналы: Огородник, Дачный Спец, Дача, Дачный Сезон.

3. Большая детская энциклопедия: Химия / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.

Сайты в Интернете:

1. http://greenplaneta.3dn.ru/index/chuvashskie_pogovorki_i_ poslovicy o

zemle/0

2. http://driveural.ru/2012/07/09/eko-karta.html

3. http://ru.wikipedia.org/wiki /%CF%EE%F7%E2%E0


Приложение 1

Посев семян

t1645665229aa.pngt1645665229ab.jpg t1645665229ac.png





Приложение 2

Наблюдение за развитием растений

5-ый день

t1645665229ad.png


t1645665229ae.png



Приложение 3

Начало опыта

t1645665229af.gif

Окончание опыта

t1645665229ag.png

Автор материала: Е. Корягин (9 класс)
Опубликовано в группе «Исследовательская работа обучающихся»


Комментарии (3)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 24.02.22 в 06:07 1Ответить Пожаловаться
Спасибо автору и руководителю!
Куликова Ирина Геннадьевна, 24.02.22 в 07:30 0Ответить Пожаловаться
Интересные факты про почву. Спасибо, Нина Ивановна!
Вышинская Нина Ивановна, 24.02.22 в 11:48 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за комментарий
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.