Автор публикации: А. Тымчий, ученик 10А класса
25
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ "ЧИТИНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ"
Проектная работа
Влияние автотранспорта на загрязнение территории ЧСВУ
Выполнил: суворовец 21-го взвода
Тымчий А.А
Проверил: учитель цикла ЕМД и ФК
Жаргалова Наталья Витальевна
Чита, 2021
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
1. Основные загрязнители воздуха…………………………………………..6
1.1. Опасные загрязнители……………………………………………………6
1.2.Влияние выхлопных газов на здоровье человека ……………………….8
1.3. Отравление выхлопными газами в замкнутом пространстве …………9
2. Исследовательская часть……………………………………………………10
2.1. Анализ местоположения учебного заведения…………………………...10
2.2. Исследование загрязнения воздуха городским транспортом…………..10
2.3. Определение количества выхлопных газов, поступающих в атмосферу……………………………………………………………………………...12
2.4. Вычисление количества осевших загрязнителей в разных местах – возле дороги и около 60 метров от дороги……………………………………...................15
3. Альтернативные способы очистки атмосферы и способы сохранения чистоты атмосферного воздуха………………………………………………………17
3.1. Зеленые насаждения на территории ЧСВУ и их значение…………….17
3.2.Использование растений в качестве поглотителей азотсодержащих органических веществ из атмосферы…………………………………………………. 19
4. Пути снижения уровня токсичности………………………………………...21
5. Законодательное регулирование…………………………………………….. 22
Заключение ………………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………………25
Введение
Актуальность:
На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Люди берут и не ценят того, что у них есть, то, что дает нам жизнь: воздух, воду, землю. Но, с тех пор, как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объем этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества.
Основные источники загрязнения – это энергетические установки, промышленные производства, транспорт, коммунально-бытовой сектор, сельское хозяйство.
В нашем научном проекте мы хотим определить количество загрязняющих веществ, выделяющих автомобильным транспортом, их состав.
На сегодняшний день автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Это известно всем. Но то, что машины из блага цивилизации могут превратиться в ее бич, человечество стало понимать сравнительно недавно. Чем больше машин выходит на улицы, тем труднее нам мирно сосуществовать с их стальным гудящим и гадящим потоком.
В выхлопах двигателей внутреннего сгорания содержатся окись углерода, окись азота, углеводороды, альдегиды, сажа, бензпирен, тяжелые металлы.
Кроме того, автотранспорту, как источнику загрязнения воздушной среды присущ ряд отличительных особенностей: [1]
А) Численность автомобилей очень быстро увеличивается, соответственно растет выброс вредных продуктов.
Б) В отличии от промышленных источников загрязнения, автотранспорт не привязан к определенным площадкам, и, как правило, не изолирован от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Автомобиль – движущийся источник загрязнения, негативное воздействие которого распространяется на жилые районы, места отдыха и т.п.
В) Автомобильный выброс распространяется на уровне дыхания человека и его рассеяние в условиях городской застройки, затруднено.
Г) Увеличение количества взвешенной в воздухе и осевшей на поверхности пыли объясняется также повышенным износом асфальтового покрытия автомобильных дорог вследствие применения шипованных шин.
Д) Наибольшее количество загрязняющих веществ выбрасывается при быстром разгоне автомобиля, а также при движении с малой скоростью, а выбросы углеводородов и оксидов углерода наиболее высоки при торможении и на холостом ходу, выбросы оксидов азота особенно высокие при разгоне. Соответственно, автомобили особенно сильно загрязняют воздушную среду при частых остановках и при движении с малой скоростью. [6]
Я решил узнать, в какой степени автотранспорт въезжающий на территорию училища загрязняет атмосферу.
Объект исследования: загрязнение атмосферы, значение чистого, незагрязненного воздуха.
Цель: определить уровень загрязнения окружающей среды автотранспортом
в Читинском суворовском военном училище.
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы загрязнения воздуха автотранспортом в училище.
2. Выяснить, какие вещества являются основными загрязнителями атмосферы и как они влияют на живые организмы.
3. Выяснить данные о количестве и техническом состоянии автотранспорта, въезжающего на территорию училища.
4.Изучить пути снижения выбросов и токсичности и законодательное регулирование данной проблемы.
Гипотеза: количество выхлопных газов автомобиля зависит от разновидности автомобиля, топлива, на котором он работает и ритма работы, осевшие загрязнители отрицательно влияют на здоровье человека.
Методы исследования: сбор информации, сравнение, эксперимент, анализ.
Новизна: было подсчитано количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу различными автомобилями (легковыми, грузовыми, работающими на дизельном топливе), в разное время на территории училища.
Результаты работы: была обследована территория ЧСВУ. Подсчитана масса выбросов и количество осевшего осадка на одном метре квадратном возле дороги (ул.Труда) и возле хозяйственных построек.
1. Основные загрязнители воздуха
1.1 Опасные загрязнители
К опасным загрязнителям окружающей среды относятся:
— Оксид углерода (СО), или угарный газ, не имеет цвета, вкуса, запаха, образуется в результате неполного сгорания топлива; сочетаясь с гемоглобином крови, разносится к клеткам человеческого организма, что приводит к кислородному голоданию и может привести к гибели человека;
— Диоксид серы (SO2) — бесцветный газ с резким запахом, образуется при сжигании угля, мазута; раздражает слизистые оболочки глаз, ротовой полости; вызывает усыхание хвойных и лиственных деревьев;
— Вредные углеводороды (СПНП) — пары бензина, метан, пентан, гексан — содержатся в выхлопных газах автомобилей, имеют наркотические свойства; вызывают головную боль, головокружение, кашель;
— Оксиды азота (NOx) образуются в процессе сгорания топлива; желто — коричневого цвета, вызывают кашель, головную боль, тошноту;
— Аэрозоли — твердые микроскопические частицы, содержащиеся в воздухе во взвешенном состоянии; продукты неполного сгорания топлива; пассивные аэрозоли концентрируются на стенках легочных тканей, активные привлекаются в кровоток;
— ЮАР и СПАВ — поверхностно активные вещества (ПАВ) — органогенные, преимущественно являются синтетическими (СПАВ); влияют токсично на гидробиоценозы, ухудшают газообмен с атмосферой, разлагаются длительное время;
— Тяжелые металлы — это преимущественно свинец (РЬ), меди (Сu), цинк (Zn), оказывают мутагенное и токсическое действие, резко снижают интенсивность биогеохимических процессов в водных объектах;
— Нефтепродукты — это сочетание различных углеводов; попадают в среду при добыче, переработке, транспортировке; токсическое и в определенной степени наркотически влияют на живые организмы, поражают сердечно — сосудистую и нервную системы человека.
Выхлопные газы (отходящие газы) — отработавшее в двигателе рабочее тело. Являются продуктами окисления и неполного сгорания углеводородного топлива. Выбросы выхлопных газов — основная причина превышения допустимых концентраций токсичных веществ и канцерогенов в атмосфере крупных городов, образования смогов, являющихся частой причиной отравления в замкнутых пространствах.
Количество выделяемых в атмосферу автомобилями загрязняющих веществ определяется массовым выбросом газов и составом отходящих газов.
Количество отходящих газов автомобилей в основном определяется массовым расходом топлива автомобилями. Расход по расстоянию нормируется и обычно указывается производителями (одна из потребительских характеристик). В отношении суммарного объема выходящих из глушителя выхлопных газов приблизительно можно ориентироваться на такую цифру — один килограмм сжигаемого бензина приводит к образованию примерно 16 килограммов смеси различных газов.
Состав автомобильных выхлопных газов:
| ||
N2, об.% | 74—77 | 76—78 |
O2, об.% | 0,3—8,0 | 2,0—18,0 |
H2O (пары), об.% | 3,0—5,5 | 0,5—4,0 |
CO2, об.% | 0,0—16,0 | 1,0—10,0 |
CO*, об.% | 0,1—5,0 | 0,01—0,5 |
Оксиды азота*, об.% | 0,0—0,8 | 0,0002—0,5 |
Углеводороды*, об.% | 0,2—3,0 | 0,09—0,5 |
Альдегиды*, об.% | 0,0—0,2 | 0,001—0,009 |
Сажа**, г/м3 | 0,0—0,04 | 0,01—1,10 |
Бензпирен-3,4**, г/м3 | 10—20·10−6 | 10×10−6 |
Наибольшую опасность представляют оксиды азота, примерно в 10 раз более опасные, чем угарный газ, доля токсичности альдегидов относительно невелика и составляет 4—5 % от общей токсичности выхлопных газов. Токсичность различных углеводородов сильно отличается. Непредельные углеводороды в присутствии диоксида азота фотохимически окисляются, образуя ядовитые кислородсодержащие соединения — составляющие смога.
Качество дожигания на современных катализаторах таково, что доля СО после катализатора обычно менее 0,1 %.
Обнаруженные в газах полициклические ароматические углеводороды — сильные канцерогены. Среди них наиболее изучен бензпирен, кроме него, обнаружены производные антрацена:
Кроме того, при использовании сернистых бензинов в отходящие газы могут входить оксиды серы, при применении этилированных бензинов — свинец (тетраэтилсвинец), бром, хлор, их соединения. Считается, что аэрозоли галоидных соединений свинца могут подвергаться каталитическим и фотохимическим превращениям, участвуя в образовании смога.
Выхлопные газы вызывают атеросклероз сосудов головного мозга. Опосредованно через легочную патологию могут возникнуть и различные нарушения сердечно-сосудистой системы.
1.3. Отравления выхлопными газами в замкнутом пространствеДовольно часты случаи отравления выхлопными газами, в том числе с летальными исходами автомобилистов в гаражах, закрытых стоянках и внутри автомобилей (при утечке в салон), при плохой вентиляции. Также бывали случаи отравления выхлопными газами в квартирах домов, находящихся вблизи автостоянок (вдыхание выхлопных газов приводит к накоплению токсичных веществ в организме человека). Для борьбы с такими случаями вводятся строительные нормы вентиляции стоянок и сооружений, связанных с эксплуатацией и обслуживанием автомобилей.
2. Исследовательская часть
2.1 Анализ месторасположения учебного заведения
Чтобы установить наличие источников загрязнения воздуха в районе училища мы обратились к методу анализа. Проанализировав место расположения училища на карте города, мы установили:
1. Училище расположено в спальном районе города.
2. В этом районе города нет крупных промышленных предприятий.
3. Мимо училища не проходят крупные автотрассы.
4. В районе училища расположены жилые дома, небольшие продуктовые магазины, детские сады и культурные центры.
Мы подсчитали, что на территории училища посажено 188 деревьев, не считая кустарников и трав.
Исходя из анализа карт, мы сделали предварительный вывод: воздух на территории училища чистый, так как школа окружена большим количеством деревьев, и в районе училища нет основных источников загрязнения атмосферы – промышленных предприятий и автотранспорта.
2.2. «Исследование загрязнения воздуха городским транспортом»
Обоснование: один из основных источников загрязнения воздуха – городской транспорт. В выхлопных выбросах автомобилей содержаться оксиды азота, угарный газ, углеводороды, сажа, сернистый газ, тяжелые металлы. Каждый автомобиль выделяет до 4 кг этих веществ за сутки. За 100 км пути автомобиль использует столько же кислорода, сколько человек за всю свою жизнь.
Для исследования мы выбрали пересечение двух улиц возле училища – ул. Весеннюю и ул. Труда. Протяженность исследуемых участков 100 метров.
Подсчитали число единиц автотранспорта, проходящего по участку за 15 минут. Умножив полученное число на 4, узнали их численность за час. Результаты занесли в таблицу:
| Число легковых автомобилей | Число автомобилей с дизельным двигателем (автобусы, грузовые машины) | Итого | ||
| за 15 мин | за 1 час | за 15 минут | за 1 час | за 1 час |
На улице Весенней | 35 | 140 | 11 | 44 | 184 |
На улице Труда | 27 | 108 | 7 | 28 | 136 |
Рассчитали общий путь, пройденный всеми машинами за 1 час по формуле S=N*100 м:
На улице Весенней | 18400 м =18,4 км |
На улице Труда | 13600 м =13,6 км |
Рассчитали количество топлива, сжигаемое двигателями автомашин по формуле R=S*K, где К – расход топлива на 1 км пути в литрах. Для бензиновых двигателей он примерно составляет 0,1 л, для дизельных – 0,4 л.
| Количество топлива, сжигаемое бензиновыми двигателями | Количество топлива, сжигаемое дизельными двигателями | Количество топлива, сжигаемое всеми автомобилями |
На улице Весенней | 1,8 4 л | 7,36 л | 9,2 л |
На улице Труда | 1,36 л | 3,04 л | 4,4 л |
Рассчитали количество выделившихся вредных веществ на выбранном участке дороги. Для этого воспользовались данными: при сгорании топлива, необходимого для пробега 1 км, выделяется 0,6 л угарного газа, 0,1 л углеводородов, 0,04 л диоксида азота. При сгорании дизельного топлива вредных выбросов выделяется в 4 раза меньше.
| Количество вредных выбросов от легковых автомобилей | Количество вредных выбросов от дизельных автомобилей | Количество вредных выбросов |
На улице Весенней | 1, 84 л * (0,6 + 0,1+ 0,04) = 1,36 л | 7,36 л * 0,185= 1,36 л | 2,72 л |
На улице Труда | 1,36 л * (0,6 + 0,1+ 0,04) = 1,0 л | 3,04л *0,185=0,56 л | 1,56 л |
Из источников интернета [5] мы узнали нормативы загрязнения воздуха:
Уровень загрязнения атмосферного воздуха | Значения индекса загрязнения атмосферы |
Низкий | меньше или равен 5 |
Повышенный | 5-7 |
Высокий | 7-14 |
Очень высокий | больше или равен 14 |
Выводы: количество газообразных вредных выбросов, выделяемых автотранспортом в районе училища, не превышает установленных нормативов. Вещества в данной концентрации не оказывают прямого или косвенного неблагоприятного действия на настоящее или будущее поколение, не снижают работоспособности человека, не ухудшают его самочувствия и санитарно-бытовых условий жизни.
Колоссальное влияние на количество выбросов (не считая сжигания топлива и времени) играет организация движения автомобилей в городе
(значительная часть выбросов происходит в пробках и на светофорах). К счастью, училище находится в спальном районе города. поэтому пробок и светофоров возле училище нет. В отдельные дни (в будние дни после 20.00, по вечерам субботы около 18.00, перед каникулами) возле училища возникает стихийная стоянка, когда родители встречают обучающихся перед выходными или приезжают на вечернее свидание. В это время двигатели автомобилей работают на холостом ходу и как следствие, количество выбросов углеводородов и оксидов азота повышается. Но так как это явление не регулярное и не постоянное, то мы в наших расчетах не будем его учитывать.
2.3 Определение количества выхлопных газов, поступающих в атмосферу от автомашин.
В первой части нашей работы мы определили количество выхлопных газов, поступающих в атмосферу от автомашин. Мы выбрали 2 участка: первый, расположенный возле нашего училища в часы пик, т.е. утром и вечером, второй участок на территории училища.
Количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу одним автомобилем в течении суток (в гр.)
Хим.соединения | Грузовики | Легковые | Автобусы (дизели) |
СО | 502,2 | 225,8 | 227,9 |
NO2 | 70,4 | 43,8 | 17,7 |
С | 19,3 | - | 3 |
SО2 | 4,5 | - | 0,7 |
Рb | 0,2 | 0,27 | 0,08 |
Машины, работающие на дизельном топливе, потребляют за один час работы столько же кислорода, сколько 1000 человек за сутки. Подсчитали, сколько проехало по автодороге за один час легковых, грузовых машин, автобусов, использующих дизельное топливо.
Результаты наблюдений:
За один час по улице Труда (утром) проехало:
Грузовиков – 25,
Легковых автомобилей – 425
Автобусов, работающих на дизельном топливе - 39
На основании данной таблицы и количественных данных по подсчету проехавших автомобилей на указанном участке дороги, предоставляем вашему вниманию следующие данные:
Количество вредных веществ выбрасываемых в атмосферу автомобилями в течение одного часа на перекрестке улиц Труда и Весенняя (в граммах)
Хим.соединение | Грузовики | Легковые | Автобусы | итого |
СО | 523,1 гр. | 3998 гр. | 370 гр. | 4892 гр. |
NO2 | 73.3 гр. | 775,6 гр. | 28,8 гр. | 878 гр. |
С | 20,1 гр. | - | 4,9 гр. | 25 гр. |
SO2 | 4,7 гр. | - | 1,2 гр. | 5,9 гр. |
Pb | 0,2 гр. | 4,8 гр. | 0,14 гр. | 5,1 гр. |
Количество вредных веществ выбрасываемых в атмосферу автомобилями в течении суток на перекрестке улиц Труда и Весенняя (в килограммах)
Хим.соединение | Грузовики | Легковые | Автобусы | итого |
СО | 12,5 | 95,9 | 8.9 | 117,4 |
NO2 | 1,7 | 18,6 | 0,6 | 21 |
С | 0,5 | - | 0,12 | 0,6 |
SО2 | 0,11 | - | 0,3 | 0,14 |
Рв | 0,05 | 0,12 | 0,03 | 0,12 |
Колоссальное влияние на количество выбросов (не считая сжигания топлива и времени) играет организация движения автомобилей в городе
(значительная часть выбросов происходит в пробках и на светофорах). К счастью, училище находится в спальном районе города. поэтому пробок и светофоров возле училище нет. В отдельные дни (в будние дни после 20.00, по вечерам субботы около 18.00, перед каникулами) возле училища возникает стихийная стоянка, когда родители встречают обучающихся перед выходными или приезжают на вечернее свидание. В это время двигатели автомобилей работают на холостом ходу и как следствие, количество выбросов углеводородов и оксидов азота повышается. Но так как это явление не регулярное и не постоянное, то мы в наших расчетах не будем его учитывать.
Количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу автомобилями в течении часа возле училища ( в граммах).
| Грузовики | Легковые авто |
СО | 840 | 1316 |
NО2 | 120 | 252 |
С | 3,2 | - |
SО2 | 8 | - |
Рб | 0,032 | 1,6 |
2.4 Вычисление количества осевших загрязнителей в разных местах – возле дороги и около 60 метров от дороги.
Следующий наш эксперимент – это измерение осаждения загрязнителей из воздуха, и для того, чтобы выявить количество загрязняющих веществ в окружающей среде, мы собрали осаждающиеся из воздуха загрязнители в разных местах – возле дороги и около 60 метров от дороги.[1]
Ход нашей работы во время эксперимента:
1) В тщательно вымытые два сосуда, емкостью 1-2 литра с широким горлышком мы налили дистиллированную воду до высоты 2 см.
2) Один сосуд поставили возле дороги, а другой в 60 метрах от него и от дороги соответственно. Оба сосуда были установлены на высоте 120 см над землей.
3) В этих местах сосуды были оставлены на один месяц, по мере того, как вода испарялась, ее доливали, а если шел дождь, банки заносили в помещение.
4) По истечении месяца последующую работу проводили в лаборатории. Взвесили чистый лабораторный стакан, налили в него собранный за месяц материал и выпарили раствор досуха. Снова взвесили и определили массу осадка в граммах в обеих банках.
5) Масса лабораторного стакана №1(возле хоз. построек)- 80 гр.
Масса лабораторного стакана №2 (возле дороги)- 80гр.
Масса чистого осадка с лаб.стак.№1- 0,18гр (м₁)
Масса чистого осадка с лаб.стак.№2- 0,4 гр (м₂)
6) Определили площадь отверстия сосуда по формуле: S=πR2, и рассчитали количество осевшего материала на 1 метр2 по формуле: m=m1*m12/πR2.
R=8см
S=πR2=192см2≈0,02м2
18мг/192см=90г/м2 90г/м2*12=1080г/м2=1кг 80г на1м2 за год
39мг/192см=195г/м2 195г/м2*12=2340г/м2= 2кг 340г на 1 м2 за год
Таким образом, количество осевшего осадка на одном метре квадратном возле дороги за один год равно 2 кг. 340 гр., а возле хозяйственных построек 1кг. 80 гр.
6)Приготовили микропрепарат полученного осадка и рассмотрели его под микроскопом. Благодаря простым химическим тестам т.е. качественным реакциям мы доказали, что в состав изучаемого нами осадка входят хлориды, карбонаты, свинец, цинк.
Конечно, исходя из всего вышесказанного, следует то, что необходимо искать пути выхода из создавшегося положения.
3. Альтернативные способы очистки атмосферы и способы сохранения чистоты атмосферного воздуха.
3.1 Зеленые насаждения на территории ЧСВУ и их значение
Возле училища произрастает достаточное количество вышеназванных деревьев и кустарников, поэтому мы считаем, что они очень хорошо справляются с функцией очистки воздуха .
Более подробно мы остановимся на способе очистки атмосферного воздуха, более дешевом, и более полезном. Это использование растений в качестве поглотителей азотсодержащих органических веществ из атмосферы и превращение их в аминокислоты и использование растений в целом, в качестве очистителей атмосферы.[4]
Большое значение в условиях города имеют зеленные насаждения. Высаживаемые на городских улицах и скверах они, кроме декоративно – планировочной и рекреационной выполняют очень важную защитную и санитарно – гигиеническую роль.
Не все растения способны выжить в условиях города. Деревья и кустарники, высаживаемые на запыленных улицах должны выдерживать мощный натиск цивилизации. Ведь мы хотим, чтобы растения не только радовали наши глаза, дарили прохладу в знойный день, но и обогащали воздух живительным кислородом. А это под силу далеко не каждому растению. Ведь растения, произрастающие в условиях города – настоящие спартанцы.
Рост деревьев здесь весьма затруднен из-за загрязнения окружающей среды. Если вы обращали внимание, то, наверное, заметили, что на деревьях растущих вдоль дорог наблюдается ослабление и частичное усыхание крон лиственных деревьев. Выхлопные газы автомобилей затрудняют и процесс фотосинтеза, соответственно снижен ежегодный прирост побегов, в кроне могут формироваться более короткие побеги, возникают уродливые формы ствола. Именно поэтому видовой состав высаживаемых вдоль дорог и на улицах деревьев не слишком разнообразен. Основные виды высаживаемых растений это: тополь, береза, ильм, сосна, лиственница и кустарники.
А теперь рассмотрим механизм зеленных насаждений в очистке воздуха. В листьях деревьев хлорофилловые зерна поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
В естественных условиях летом одно дерево средней величины за 24 часа выделяет столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. Деревья очищают от углекислого газа приземный слой воздуха толщиной приблизительно 45 метров.
Для очистки воздуха из всех деревьев особыми свойствами отличается тополь. Он устойчив к загрязнению воздуха и по количеству поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода, по степени увлажнения воздуха 25-летний тополь превосходит хвойные деревья в несколько раз. Поэтому для оздоровления воздуха лучше посадить один тополь, чем несколько сосен, лиственниц и елей, тем более, что тополь к тому же хорошо улавливает пыль и является довольно-таки неприхотливым растением.
На территории нашего училища растет большое количество хвойных деревьев: сосен, елей и лиственниц. Мы считаем, что это очень хорошо для экологического состояния воздуха вокруг училища. т.к. во-первых, эти деревья не обладают сезонно сбрасываемой листвой, что облегчает уборку территории осенью, а во вторых, они обладают и рядом других преимуществ в сравнении с лиственными породами. Если последние выделяют кислород лишь в течение вегетационного периода, то деревья хвойных пород способны производить кислород гораздо более длительный период времени – при любых температурах выше нуля градусов по Цельсию.
Кроме того, хвойные производят мощнейшую дезинфекцию окружающего пространства, выделяя фитонциды, обеззараживающие воздух. Можно отметить еще одно немаловажное достоинство хвойных деревьев. Эти породы деревьев поглощают шум на 6-7 децибел эффективнее лиственных. Ну и кроме всего вышесказанного, вечно зеленые растения радуют глаз и поднимают настроение , так как на них гораздо приятнее смотреть в осенне-зимний период, чем на унылые голые ветви лиственных деревьев.
И еще, учитывая розу ветров, можно сказать, что дым промышленных предприятий тоже идет мимо нашего училища. Таким образом, можно утверждать, что экологическая обстановка на территории училища благоприятная.
3.2 Использование растений в качестве поглотителей азотсодержащих органических веществ из атмосферы
Значительно снижены выбросы т.к. снижен расход топлива в современных конструкциях двигателей с инжекторным питанием, газовых двигателях, агрегатах с нагнетателями и охладителями воздуха, но все эти конструкции сильно удорожают автомобили. Кроме того, одним из выходов из положения могло бы быть производство и использование этилированного бензина, но тогда для него необходимо выпускать автомобили с платиновыми или палладиевыми катализаторами, как делают это на западе, хотя это тоже дорогое удовольствие, ведь платина и палладий - это очень дорогостоящие металлы.
Более подробно мы остановимся на другом способе очистки атмосферного воздуха, как более дешевом, так и более полезном. Это использование растений в качестве поглотителей азотсодержащих органических веществ из атмосферы и превращение их в аминокислоты и использование растений в целом, в качестве очистителей атмосферы.[4]
Большое значение в условиях города имеют зеленные насаждения. Высаживаемые на городских улицах и скверах они, кроме декоративно – планировочной и рекреационной выполняют очень важную защитную и санитарно – гигиеническую роль.
Не все растения способны выжить в условиях города. Деревья и кустарники, высаживаемые на запыленных улицах должны выдерживать мощный натиск цивилизации. Ведь мы хотим, чтобы растения не только радовали наши глаза, дарили прохладу в знойный день, но и обогащали воздух живительным кислородом. А это под силу далеко не каждому растению. Ведь растения, произрастающие в условиях города – настоящие спартанцы.
Рост деревьев здесь весьма затруднен из-за загрязнения окружающей среды. Если вы обращали внимание, то наверное заметили, что на деревьях растущих вдоль дорог наблюдается ослабление и частичное усыхание крон лиственных деревьев. Выхлопные газы автомобилей затрудняют и процесс фотосинтеза, соответственно снижен ежегодный прирост побегов, в кроне могут формироваться более короткие побеги, возникают уродливые формы ствола. Именно поэтому видовой состав высаживаемых вдоль дорог и на улицах деревьев не слишком разнообразен. Основные виды высаживаемых растений это: тополь, клен, береза, рябина, ель, дуб и кустарники.
А теперь рассмотрим механизм зеленных насаждений в очистке воздуха. В листьях деревьев хлорофилловые зерна поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
В естественных условиях летом одно дерево средней величины за 24 часа выделяет столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. Деревья очищают от углекислого газа приземный слой воздуха толщиной приблизительно 45 метров.
Для очистки воздуха из всех деревьев особыми свойствами отличается тополь. Он устойчив к загрязнению воздуха и по количеству поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода, по степени увлажнения воздуха 25-летний тополь превосходит ель в несколько раз. Поэтому для оздоровления воздуха лучше посадить один тополь, чем несколько сосен, лип и елей, тем более, что тополь к тому же хорошо улавливает пыль и является довольно-таки неприхотливым растением.
4. Пути снижения выбросов и токсичностиСтимулом к сокращению объёмов предполагается заинтересованность в сокращении расхода топлива (крупная статья расходов в автомобильном транспорте).
Колоссальное влияние на количество выбросов (не считая сжигания топлива и времени) играет организация движения автомобилей в городе (значительная часть выбросов происходит в «пробках» и перед светофорами). При удачной организации возможно применение менее мощных двигателей, при невысоких (экономичных) промежуточных скоростях.
Существенно снизить содержание углеводородов в отходящих газах, более чем в 2 раза, возможно применением в качестве топлива попутных нефтяных (пропан, бутан), или природного газов, при том, что главный недостаток природного газа — низкий запас хода, для города не столь значим.
Кроме состава топлива, на токсичность влияет состояние и настройка двигателя (особенно дизельного — выбросы сажи могут увеличиваться до 20 раз и карбюраторного — до 1,5—2 раз изменяются выбросы оксидов азота).
Значительно снижены выбросы (снижен расход топлива) в современных конструкциях двигателей с инжекторным питанием стабильной стехиометрической смесью неэтилированного бензина с установкой катализатора, газовых двигателях, агрегатах с нагнетателями и охладителями воздуха, применением гибридного привода. Однако подобные конструкции сильно удорожают автомобили.
Испытания SAE показали, что эффективный способ снижения выбросов окислов азота (до 90 %) и в целом токсичных газов — впрыск в камеру сгорания воды.
5. Законодательное регулированиеКонтролируется качественный состав изготавливаемого и реализуемого топлива (в России это стандарты на топливо, региональные требования, в Европе — нормативы ЕВРО).
Предусмотрен контроль над состоянием и регулировками автомобилей. В России является обязанностью органов технического осмотра ГИБДД периодически контролировать доли оксидов углерода и углеводородов в выхлопе на двух частотах вращения, состояние предусмотренных систем нейтрализации на бензиновых двигателях (по ГОСТ Р 52033-2003), на газобаллонных (по ГОСТ Р 17.2.02.06-1999) и дымность на дизельных двигателях (по ГОСТ Р 52160-2003). Двухтактные двигатели не проходят никакую из этих проверок
В России вводятся повышенные ставки транспортного налога на мощность двигателя автомобиля.
Топливо облагается специальными акцизами.
Предусмотрены нормативы на выпускаемые автомобили. В России и европейских странах приняты стандарты ЕВРО, задающие как токсичность, так и количественные показатели, например:
По Евро-3 выбросы: СН до 0,2 г/км, CO до 2,3 г/км и NOy до 0,15 г/км
По Евро-4 выбросы: СН до 0,1 г/км, CO до 1,0 г/км и NOy до 0,08 г/км
В некоторых регионах вводятся ограничения на движение большегрузного автотранспорта (например, в г. Москва).
Заключение
Загрязнение атмосферы в скором времени может подойти к критической черте исчезновения всего живого с лица земли. Сегодня, в век скоростных технологий, когда почти ежедневно изобретается столько нового на благо человека, никто не задумывается о том, чего это будет стоить, к каким последствиям может привести.
По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1)Автотранспорту, как источнику загрязнения воздушной среды присущи отличительные особенности, связанные с характером работы, местом работы, внутренним устройством.
2)Количество вредных веществ выбрасываемых в атмосферу зависит от разновидностей автомобиля, топлива на котором он работает, ритма работы.
3) Автомобили выделяют следующие вредные вещества: СО -угарный газ, NО2-оксид азота, С углерод, SО2сернистый газ, Рв- свинец. Наибольшее их количество выделяют грузовики, затем автобусы и минимальное количество – легковые автомобили.
4)За один час, в часы пик, возле нашего училища останавливаются и работают на холостом ходу в течении 15-20 минут от 140 до180 легковых автомобилей, которые в течении одного часа выбрасывают 1316 грамм угарного газа, 252 грамма оксида азота, 1,6 грамма свинца, кроме того мимо училища за это же время проезжают 40 грузовых машин.
5)Количество осевшего осадка на одном метре квадратном возле дороги по городу Чита -2кг 340гр., а возле хоз. построек -1кг. 80гр.
6)Методом опроса был изучен состав бензина некоторых АЗС нашего города, и было установлено, что этилированного бензина на АЗС нашего города нет.
7)Изучив большое количество материала, мы убедились, что зеленые насаждения в условиях города выполняют не только декоративную и рекреационную функции, но и важную защитные и санитарно – гигиенические функции. К ним можно отнести тополь, березу, и различные кустарники.
8)Территория нашего училища хорошо защищена в летнее время от вредных выбросов машин благодаря деревьям и кустарникам.
Мы не можем укрыться от глобального загрязнения нашей планеты – это уже реальный факт, и если мы чувствуем хоть какую-то ответственность за здоровье всех детей нашей планеты то проблему эту уже надо решать сейчас. Ведь человек может все – и уничтожить жизнь на земле, и возродить природу. Вопрос только в том, какой путь он выберет.
Список использованной литературы:
1. Биология в школе «Экологический практикум» №4, 2005 г.
2. Л.П.Астанин «Охрана природы» М. «Колос» 1984 г.
3. А.Слудский «Сохранить для потомков» Алма-Ата «Кайнар» 1982 г.
4. Ю.Дмитриев «Твоя Красная книга» М. «Молодая Гвардия» 1983 г.
5. Д.Степанов «Яды вокруг нас» М. «Прогресс» 2001 г.
6. Чернова Н.М., Былова А.М., Экология. Учебное пособие для педагогических институтов, М., Просвещение, 1988;
7. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П., Экология, М., Издательский дом "Дрофа", 1995;
8. Общая биология. Справочные материалы, Составитель В.В.Захаров, М., Издательский дом «Дрофа», 1995.
9. Спутниковые карты местности.
10. Интернет ресурс: http://ru.wikipedia.org [текст]
11. Интернет ресурс: http://www.mosecom.ru/air/air-normativ/