Статья на тему «Территория игр»

8
0
Материал опубликован 15 June 2020 в группе

Территория игр

«В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни».

                                                                К.Д.Успенский



 Весна 2020 выдалась непростой. Только-только мы разобрались с дистанционным обучением и, казалось бы, выдохнули, как появляется новый вызов – безоценочное обучение. Такое обучение говорит само за себя: итоговые оценки выставлены, но освоение программы нужно продолжить. Как в такой ситуации замотивировать детей?

 Ответ прост: нужно выйти с детьми на их территорию, а их территория – это всегда игры, особенно компьютерные. Если не лукавить, то можно признать, что и для многих взрослых игра до сих пор остаётся самым простым и увлекательным способом познания мира (не берём во внимание случаи игровой зависимости, это материал для отдельной статьи). Согласно мнению проректора по науке и инновациям Национального исследовательского технологического университета МИСиС Михаила Филонова, игра – один из самых эффективных методов обучения людей любого возраста, и не только людей: высокоорганизованные машины с искусственным интеллектом тоже эффективнее всего обу­чаются, участвуя в игре, либо наблюдая за ней [Виноградова Е., 2015: интернет-ресурс]. Это высказывание подчёркивает ещё один важный факт: уже давно не представляется возможным игнорирование технического прогресса в образовании. Сам технический прогресс развивается с помощью игр.

 Как это ни странно, большинство людей не умеют играть ни в обычные игры, ни в компьютерные. Эта мысль подтверждается мнением педагога-психолога Екатерины Медведевой: «Зачастую дети, с которыми я сталкиваюсь, просто не умеют играть. Они не умеют играть в больницу, в школу, в кафе. Что говорить, если такая незамысловатая на первый взгляд игра, как дочки-матери, у многих детей вызывает сложности?» [Медведева Е., 2017: интернет-ресурс]. Особенно поражает российская статистика по части любителей компьютерных игр школьного возраста. Только 27% от общего числа детей умеют и любят играть [Панфилов К., 2014: интернет-ресурс]. Неумение играть в простые, «дворовые» игры, не формирует базовый механизм игры, а, значит, мотивация при обращении к компьютерным играм только одна – убить время. Но ведь возможности компьютерных игр гораздо шире, особенно в учебном процессе.

 Следует оговориться, что важность «дворовых» и ролевых игр в данной статье не умаляется. Напротив, умение следовать правилам этих игр в целом формирует в человеке понимание сути игры, и это понимание впоследствии сказывается на восприятии компьютерных игр, ведь в них тоже нужно следовать правилам, примерять роли, получать опыт и навыки. Так, например, в статье детского психолога Натальи Калиниченко [Калиниченко Н., 2018: интернет-ресурс], среди плюсов компьютерных игр отмечаются развитие внимания и мышления, повышение мотивации, возможность разрядки, расширение кругозора. Но эти плюсы не будут реализованы, если не показать ребёнку, что с помощью компьютерной игры можно не только «убивать время», но и обучаться.

 Для учителя самый лучший способ представить ребёнку компьютерную игру как инструмент освоения предметного материала – это создать компьютерную игру. Во-первых, таким образом учитель как бы сходит с пьедестала, принимает интересы своих учеников и демонстрирует свою гибкость. Во-вторых, учитель начинает разговаривать с ребятами на одном языке, предъявляя им материал в той форме, в которой современные школьники привыкли воспринимать действительность. Как отмечает доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой «Системы автоматизированного проектирования» Пензенского государственного университета Александр Моисеевич Бершадский, обучение на основе компьютерных игр дает прекрасные возможности для обучения на опыте. Конечно, в реальной жизни можно смоделировать ту или иную ситуацию в учебных целях, но это далеко не просто и требует достаточно больших временных и материальных затрат. К тому же, смоделировать целую систему ситуаций или даже целый виртуальный мир – это задача как раз для компьютерных игр [Бершадский А.М., 2016: интернет-ресурс]. Погружение учащегося в мир изучаемого материала, достойная легенда, оправдывающая использование компьютерной игры на уроке, способны запечатлеть важную информацию в памяти ребёнка, вызвать яркие ассоциативные связи.

 Для создания обучающих игр существует множество сервисов: Unity 3D, Construct Classic, Game Maker Lite, Game Editor, Umapalata. Каждый из них предлагает создание игр разной сложности. В этой статье остановимся на российском сервисе Umapalata (http://www.umapalata.com/), который позволяет достаточно быстро конструировать простые в обращении флеш-игры. Примечательно то, что сервис изначально заявлен как обучающий, то есть шаблоны игр уже заточены под учебный процесс, под конкретные предметы. Среди минусов платформы можно выделить примитивный интерфейс и необходимость всякий раз разрешать работу флеш-плеера. Без плеера сайт не запускается.

 Доступ к платформе выглядит примерно так: регистрируетесь, заходите в личный кабинет и нажимаете кнопку «создать игру». Далее сервис предложит список игр-шаблонов (прототипов) с подробным описанием возможных заданий и рекомендациями, каким предметам можно обучать с помощью каждой игры. Остаётся лишь выбрать подходящую. Также на платформе можно создать свой класс и публиковать для ребят не только игры, но и интерактивные задания, а затем автоматически отслеживать результаты.
Флеш-игры можно создавать абсолютно по всем предметам, есть большое разнообразие игровых моделей и алгоритмов. Например, по русскому языку очень удобно составлять игры на отработку теоретического материала. Вместо скучных тестов ребята вместе с обезьянкой Фёдором, выполняя задания, отправляются на остров Банан. Есть игры, с помощью которых можно создать целое путешествие! Это удобно для проведения уроков литературы или истории. Достаточно лишь придумать созвучную с игрой легенду. Например, объявить, что мы путешествуем в прошлое. Возможности флеш-игр ограничены только фантазией учителя.

 Прокомментируем апробацию одной из флеш-игр, созданной с помощью сервиса Umapalata. Апробация осуществлялась в период дистанционного безоценочного обучения с 15 по 29 мая на уроках русского языка. Уроки проходили на параллели учащихся шестых классов МАОУ «СОШ «Мастерград» г. Перми в приложении Zoom.

 Игра «Остров Банан» посвящена теме «Наречие» и направлена на обобщение изученного материала. В качестве персонажа используется обезьянка Фёдор, задача которой перебраться с одного островка на другой, чтобы добраться до желаемого острова Банан. По пути ребята в роли обезьянки Фёдора выполняют задания, вспоминая всё, что изучали про наречие. После прохождения игры ребята отметили, что урок пролетел незаметно, так как они были вовлечены в игровой процесс и очень хотели победить. Это говорит о повышении учебной мотивации и вовлеченности в урок. Немаловажным результатом также стала динамичная актуализация знаний. Большинству учащихся хотелось поскорее дать правильный ответ, чтобы обезьянка Фёдор смогла продвинуться дальше и не провалить испытание. Следует отметить, что время на прохождение каждого уровня ограничено, что заставляет учащихся активно включаться в процесс и подогревает их азарт.

 Игровые технологии – это бесконечно пополняющийся чемодан с приёмами обучения. Чем современнее и прогрессивнее становится ребёнок, тем стремительнее трансформируется само понятие игры, меняется её восприятие, её формы, возможности применения. Дети не оставляют взрослым иного выбора: они приглашают нас на свою территорию, территорию игр, чтобы научить нас играть и подсказать, как научить этому их.



Список использованных источников:

1.   Бершадский А.М., «Игровые компьютерные технологии в системе образования» [интернет-ресурс: http://technology.snauka.ru/2016/09/10429]

2.    Виноградова Е., «В компьютерные игры полезно играть людям любого возраста» [интернет-ресурс: https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2015/04/17/v-kompyuternie-igri-polezno-igrat-lyudyam-lyubogo-vozrasta%C2%A0]

3.   Калиниченко Н., «Дети и компьютерные игры: за и против» [интернет-ресурс: https://www.kanal-o.ru/news/10406]

4. Медведева Е., «Почему дети не играют?» [интернет-ресурс: https://vogazeta.ru/articles/2017/11/22/blog/1033-pochemu_deti_ne_igrayut]

5.     Панфилов К., «Исследование Insight ONE: Игровая индустрия в России» [интернет-ресурс: https://vc.ru/flood/4236-game]





































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.