12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стефанова Лариса Михайловна11480
Россия, Коми респ., Сыктывкар

Школа – территория успеха


Под образовательной средой в педагогике понимается система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. [3, с. 137].

Образовательная среда – это совокупность материальной составляющей учебного процесса и межличностных отношений субъектов образования в процессе их взаимодействия.

Образовательную среду следует рассматривать не только как предмет, но и как ресурс деятельности педагога и обучающихся. По мнению В. Слободчикова, образовательная среда только в том случае будет способствовать личностному и культурному росту детей, когда социокультурное содержание превращается и в содержание образования, то есть собственно образовательную среду. [4, с. 175].

Сегодня учитель должен уметь моделировать образовательную среду, создавать условия для полноценного воспитания и развития своих учеников. Профстандарт ориентирует педагогов на освоение и применение психолого-педагогических технологий, необходимых для адресной работы с различными контингентами обучающихся, в том числе и детьми с ограниченными возможностями здоровья. [2].

Образовательная среда для обучающихся, находящихся на длительном лечении, – это среда, в которой посредством совместных действий родителей, медицинских работников, учителей, педагога-психолога для ребенка создаются оптимальные условия и возможности для получения качественного образования с учетом его индивидуальных психоэмоциональных и физических особенностей.

Одной из главных задач учителя госпитальной школы является организация деятельности обучающихся таким образом, чтобы у них сформировались потребности в постижении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Важно, чтобы деятельность, которой занимается ученик, была ему интересна.

На помощь госпитальному педагогу приходят ресурсы городской среды. Город – это открытое образовательное пространство. Городская социальная инфраструктура для детей и подростков, городские образовательные учреждения оказывают значимое влияние на формирование сознания и социокультурных образцов поведения.

Понятие открытой образовательной среды появилось в связи с возникновением термина «открытое образование», подразумевающим системные изменения, происходящие в современной социальной ситуации. Образование рассматривается как одна из подсистем общества. Такая модель образования предполагает его открытость будущему, развитие и включение в процессы образования представлений об открытости мира, целостности и взаимосвязи человека, природы и общества. Городская среда, обладая образовательным потенциалом, оказывает положительное воздействие на траекторию развития обучающегося.

Особенно актуальным вопрос «открытого образования» и организации образовательной среды с привлечением ресурсов городской среды становится для госпитальной школы. В условиях медицинского учреждения ребенок-ученик находится в замкнутом пространстве, заметно сужается круг его общения. Привлечение ресурсов городской среды расширяет привычные рамки урока или внеурочного занятия, являясь источником внутренних сил для преодоления трудностей, помогает обучающемуся отвлечься от болезни, «выйти» из больничных стен, способствует его социализации, поддерживает желание учиться.

Образовательная среда в условиях стационара медицинского учреждения организуется педагогами совместно с администрацией больницы, медицинским персоналом, родителями и социальными партнерами.

В 2018 году в Республиканской детской клинической больнице, на базе которой осуществляет образовательную деятельность Республиканский центр образования, была открыта региональная площадка «УчимЗнаем» - Республика Коми». Проект нацелен на создание полноценной образовательной среды для тяжело и длительно болеющих детей во время их пребывания в стационаре медицинских учреждений. В рамках проекта создана современная образовательная среда, открыт учебный класс с яркой удобной мебелью, современным интерактивным оборудованием, что позволило расширить возможности для качественного обучения и всестороннего развития детей в условиях больницы.

Социальными партнерами региональной площадки «УчимЗнаем» - Республика Коми» являются Национальная библиотека Республики Коми, Национальный музей Республики Коми, Академический театр драмы им. В. Савина, Детский технопарк «Кванториум», ГАУДО РК «Республиканский центр дополнительного образования», которые оказывают помощь в организации досуга обучающихся.

В связи с нахождением ребят в стационаре и невозможностью посещения перечисленных учреждений культуры, социальными партнерами организуются онлайн-трансляции, виртуальные выставки, спектакли, по согласованию с лечащим врачом – концерты, встречи с интересными людьми, мастер-классы, развивающие занятия в отделениях.

Одной из особенностей организации образовательной среды в медицинской организации является интеграция общего и дополнительного образования, которая способствует организации эмоционально и событийно насыщенной жизни в госпитальной школе. Дополняя друг друга, эти две составляющие создают условия для воспитания всесторонне образованной и развитой личности. Также такой подход решает проблему занятости детей. При этом общее образование является систематизирующим образованием, охватывающим всех обучающихся, а дополнительное образование - вариативным образованием, ориентированным, прежде всего, на индивидуальное развитие детей с учетом их интересов и возможностей.

Одним из основополагающих принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования выступает гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности. [1, с. 3]

В условиях госпитальной школы важную роль играет педагогика сотрудничества. Нужно пробудить внутренние силы и возможности обучающихся, использовать их для более полного развития личности. Проявление гуманного отношения к ученикам, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования в сочетании с проявлениями демократических отношений – особенности организации образовательной среды для длительно болеющих детей, создающие возможности для их успешной социальной адаптации и формирования стимулов к выздоровлению.


Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ст. 3, п. 1.3 (последняя редакция) — URL: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/41 / (дата обращения: 05.07.2022).

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10. 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / п. 3.1.3. Трудовая функция. https://base.garant.ru/70535556 /#friends (дата обращения: 02.07.2022).

3. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013.

4. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12–14 апреля 2000 года) – М., 2000. – С. 172–176.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.