12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пальянов Евгений Леонидович141
Образование: 2000-2005гг. – Тобольский Государственный педагогический институт, биолого-химический факультет, специальность преподаватель биологии и химии. 2005-2010гг. - Тобольский Государственный педагогический институт, аспирантура - кафедра педагоги
Россия, Ямало-Ненецкий АО, с.Газ-Сале
1

Влияние содержания витамина С в соках, овощах и фруктах на организм

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа



















«Определение содержания витамина C в соках, овощах, фруктах и их влияние на организм»










Автор: Петрухин Роман 9а класс,

МКОУ ГСОШ

Научный руководитель: Пальянов Евгений Леонидович,

учитель биологии и химии


Содержание


Введение ...………………………………….……....…………………..… .. 3

I. Основная часть ...……………………………..….….………………...….. .. 4

История открытия………………………………………………….….. .. 4

Классификация ……………………………………………………...….. .. 5

Физиологическая роль ……………………………………………...….. .. 5

Биохимические свойства …………………………………………...….. .. 5

Продукты, содержащие витамин C ……………………………...……. .. 6

Дневная потребность человека в витамине С ……………………...… .. 6

Влияние переизбытка витамина C на организм ………………...……. .. 8

Опыт N1 «Количество содержания витамина C в овощах и фруктах» .. 8

Опыт N2 «Количество содержания витамина C в магазинных соках». 12

10. Анкетирование среди учащихся 5-11 классов …………………… .. 14

II. Заключение ………………………………………………………………… 15

III. Список литературы …………………...…………………………………. .. 16
















Введение

Значимость проблемы

У людей, живущих в Ямало-Ненецком автономном округе, ослабленный иммунитет, ведь тут крайне неблагоприятные условия. Без здоровой и эффективно работающей иммунной системы организм становится слабее и чаще подвержен вирусным и бактериальным инфекциям. В помощи образования новых иммунных клеток нам и могут помочь витамины, и, в частности, витамин С. Дневная потребность в витаминах может быть разной, но именно от нужного количества витаминов зависит нормальная и стабильная работа иммунитета.

Три четверти населения страны страдает от дефицита витаминов”, - к такому выводу пришли специалисты ФИЦ (Федерального исследовательского центра питания, биотехнологии и безопасности пищи). По результатам их исследования было выявлено, что у большинства жителей страны от 15 до 60 лет наблюдается острая нехватка витаминов, в том числе и витамина C.

Поэтому я поставил перед собой цель определить наличие витамина С в соках, фруктах и овощах, некоторые порекомендовать их вам, а также узнать, как витамин C влияет на наш организм.

Цель:

Определить с помощью иода витамин С в отдельных продуктах питания.

Задачи:

Выяснить, какое значение имеет витамин C для нашего организма, в образовании каких значимых элементов он участвует, и понять, какое количество аскорбиновой кислоты стоит ежедневно потреблять.

Выяснить экологическое значение витамина С.

Ознакомиться с биохимическими свойствами витамина С.

С помощью метода иодометрии выяснить, в каких продуктах содержится наибольшее количество витамина С, и порекомендовать их для ежедневного употребления.

Гипотеза:



Я смогу порекомендовать для употребления продукты, в которых большое

Выяснив, какие продукты содержат наибольшее количество витамина С, мы сможем порекомендовать их для регулярного употребления.

Предмет исследования: Витамин С.

Объект исследования: Продукты (соки, овощи, фрукты)

Методы исследования:

Метод эксперимента – йодометрия, анкетирование среди учащихся 11 - 17 лет



Данная работа совместила теорию и практику; С помощью экспериментов определено содержание витамина С в продуктах и его влияние на организм человека



t1635777250aa.png

Основная часть

История открытия витаминов

В 1747 году шотландский врач Джеймс Линд, пребывая в длительном плавании, провел своего рода эксперимент на больных матросах. Вводя в их рацион различные продукты, он открыл свойство фруктов предотвращать цингу. В 1753 году Д. Линд опубликовал «Трактат о цинге», где предложил использовать фрукты и овощи для профилактики цинги. Однако эти взгляды получили признание не сразу. Тем не менее, Джеймс Кук на практике доказал роль растительной пищи в предотвращении цинги, введя в корабельный рацион квашенную капусту, солодовое сусло и подобие цитрусового сиропа. В итоге он не потерял от цинги ни одного матроса — неслыханное достижение для того времени. Позже польский учёный К. Функ В 1912 году назвал содержащиеся в продуктах питания жизненно важные вещества Витаминами. Впервые в чистом виде витамин С был выделен в 1928 году венгерско-американским химиком Альбертом Сент-Дьёрди.


Классификация витаминов

Исходя из растворимости, витамины делят на жирорастворимые и водорастворимые. Жирорастворимые витамины накапливаются в организме, причем местом их накопления являются жировая ткань и печень.

Жирорастворимые витамины

Водорастворимые витамины

витамины A, D, E, K


витамины С, PP, А (ретинол, аксерофтол)


Витамины являются источниками энергии так же, как ,например, жиры, углеводы и белки. Большинство людей имеют дефицит в витамине С.

Физиологическая роль витамина С.

Витамин С участвует в синтезе коллагена, который необходим для кожи, связок, сухожилий, костей и кровеносных сосудов. Он укрепляет стенки кровеносных сосудов, способствует заживлению ран и предотвращает появление воспаления.

Особенно часто повышенный недостаток в витамине C возникает в период усиленной физической и умственной работе, а также беременности, кормлении и при инфекционных заболеваниях. Чаще гиповитаминоз можно наблюдать весной, когда, с одной стороны, уменьшается употребление овощей, а с другой – содержание в них витаминов вследствие длительного хранения. Существуют доказательства, что использование крема с витамином С после косметических процедур, например, удаления шрамов, может уменьшить покраснение кожи и его продолжительность. Высоко-антиоксидантная диета помогает сохранять кожу здоровой и является одним их важнейших факторов в предотвращении рака кожи.


Биохимические свойства витамина С

Люди должны получать витамин C с пищей. У человека, так же, как у других высших приматов (сухоносых обезьян), ген, отвечающий за образование одного из ферментов синтеза аскорбиновой кислоты, нефункционален. Однако, например, в организме кошки (как и у многих других млекопитающих) витамин C синтезируется из глюкозы.t1635777250ab.png

Аскорбиновая кислота представляет собой белый порошок с кислым вкусом; растворяется в воде, хуже – в спиртах. Чувствительна к нагреванию.

Молекула аскорбиновой кислоты состоит из 6-ти атомов углерода, 8-ми атомов водорода, 6-ти атомов кислорода.

Организм человека не способен сам синтезировать витамин С, и в нем нет его значительных резервов, поэтому необходимо ежедневное поступление определенного количества этого витамина с пищей. Недостаток или отсутствие его приводят к развитию гипо- или авитаминоза (цинги). Но также стоит отметить, что при избытке витамина C может появиться гипервитаминоз витамина C (!) (подробнее в пункте 7)

Источники содержания витамина С

Лучшими источниками витамина С являются: первоцвет весенний, шиповник, облепиха, черная и красная смородина, ежевика, клубника, цитрусовые, капуста, брокколи, брюква, крыжовник, малина, помидоры, цветная капуста.

Содержание витамина С в пищевых продуктах (на 100 г)

Наименование пищевых продуктов

Количество аскорбиновой кислоты

Наименование пищевых продуктов

Количество аскорбиновой кислоты

Овощи

Фрукты и ягоды

Перец красный

100 - 250 мг

Шиповник сушеный

1250 мг

Перец желтый сладкий

125

Смородина черная

177 мг

Капуста цветная

75

Апельсины

50 мг

Редис

50

Яблоки

12 мг


Теперь мы выяснили, что самые богатые фрукты, содержащие витамин С - это смородина черная, шиповник, апельсины и овощи: перец, капуста.

Дневная потребность в витамине С



Дневная потребность в витамине C для взрослого здорового человека составляет 65-90 мг в сутки



Рекомендуемая дневная потребность в витамине С.

Категория

Возраст

Витамин С (в мг)

Грудные дети

0-0,5

30

0,5-1

35

Дети

1-3

40

4-6

45

7-10

45

Лица мужского пола

11-14

50

15-18

60

19-24

60

25-50

60

51 и старше

60

Лица женского пола

11-14

50

15-18

60

19-24

60

25-50

60

51 и старше

60

В период беременности

70

В период лактации

95



В связи с тем, что человек не умеет синтезировать витамин C самостоятельно, для исследования мы взяли следующие продукты:



Сок апельсиновый «J7»

Углеводы - 10 г

Калий - 170 мг

Mg - 10 мг

Ca - 9 мг

Витамин С 20 мг

Сок ананасовый «Золотая Русь»

Углеводы - 12,8 г Витамин С — 5 мг. Минеральные вещества:

Калий — 90-200 мг

Сок яблочный «Сады Придонья»

Витамин С — 3 мг. Минеральные вещества: Калий — 210 мг Железо — 2,1 мг.






7. Влияние переизбытка витамина C на организм


Передозировать аскорбиновую кислоту «естественным путем», т.е. потребляя большое количество витаминизированной растительной пищи, по всей вероятности, невозможно или крайне затруднительно: например, для достижения 10 г необходимо съесть около 1 кг плодов шиповника, 10 кг укропа или 20 кг цитрусовых, причем ради появления клинических симптомов гипервитаминоза пришлось бы делать это каждый день и достаточно длительное время. Поэтому основной причиной гипервитаминоза становится чрезмерное употребление аскорбиновой кислоты, предположительно, с целью избавление себя от всех болезней. Наиболее типичными симптомами являются тошнота, рвота, метеоризм, диарея, кишечные спазмы и т.д. Но также возможны серьезные осложнения в сердечнососудистой системе и сбои в функционировании ЦНС.



Что выбрать: фрукты или соки?



t1635777250ac.png


Опыт 1 «Определение количества витамина С во фруктах и

овощах»



Цель: определить содержание витамина C во фруктах и овощах.

Оборудование: пипетка, мерный цилиндр, химические стаканы, ступа, пестик.

Реактивы: йод, крахмальный клейстер, вода, 1% раствор соляной кислоты.

Объекты исследования: смородина черная, яблоко, апельсин, цветная капуста, красный перец.

Методы исследования: йодометрия, титриметрический метод анализа, основанный на окислении исследуемого вещества иодом. Включает методы прямого (раствором I2 в водном растворе KI) и обратного (избыток I2 оттитровывают раствором Na2S2O3) титрования.




I. Определение витамина С в черной смородине

t1635777250ad.png

Определим наличие витамина С в черной смородине методом йодометрии. Для этого:

Отмеряем 20 мл отжатого сока черной смородины и разбавляем его водой до объема 100 мл;

добавляем 1 мл крахмального клейстера;

добавляем по каплям 5% раствора йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего в течение 10-15 сек.


Расчёты:

Чтобы узнать, сколько мы израсходовали иодной настойки, мы воспользуемся более долгим, зато вполне точным методом. С помощью пипетки посчитаем, сколько капель содержится в 1 мл (в 1 мл содержится 28 капель йода). Зная объём одной капли, можно довольно точно определить объем раствора йода, израсходованного на титрование аскорбиновой кислоты. Концентрация раствора йода нам известна: 1 мл его 5%-ного раствора соответствует 35 мг аскорбиновой кислоты


1 мл раствора иода – 28 капель р-ра иода

Х мл раствора иода - 70 капель р-ра иода, отсюда следует, что на окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 2.5 мл иода.

1 мл 5% раствора иода - 35 мг аскорбиновой кислоты 2.5 мл 5% раствора иода – Х мг аскорбиновой кислоты => X = 2,5 × 35 = 87,5 мг



II. Определение витамина С в свежевыжатом соке апельсина.

t1635777250ae.png

Расчёты: 1 мл раствора иода – 28 капель р-ра иода

Х мл раствора иода - 32 капли р-ра иода, отсюда следует, что на окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 1.32 мл иода

1 мл 5 % раствора иода - 35 мг аскорбиновой кислоты

1.14 мл 5 % раствора иода – Х мг аскорбиновой кислоты => Х = 1,14 × 35 = 39.9 мг ≈ 40 мг






III. Определение витамина С в свежевыжатом соке яблока


Проводить эксперимент нужно в кислой среде, так как фермент аскорбинoксидаза, содержащийся в яблоках, вызывает быстрое окисление аскорбиновой кислотыt1635777250af.png





Взвешиваем яблоко => 250 г (до эксперимента)

Тонким ножом вырезаем из яблока пробу в виде ломтика, от кожуры до сердцевины с семечками

Ломтик переносим в фарфоровую ступку с разбавленной соляной кислотой и тщательно растираем пестиком.

Определяем наличие витамина С в свежевыжатом соке яблока методом йодометрии.


Расчёты:

1 мл раствора иода – 28 капель раствора иода

Х мл раствора иода - 4 капли раствора иода, => на окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 0,14 мл иода.

1 мл 5 % раствора иода - 35 мг аскорбиновой кислоты

0,14 мл 5 % раствора иода – Х мг аскорбиновой кислоты => Х = 0,14 × 35 = 4,9 мг

4,9 мг аскорбиновой кислот - 30 г яблока

X мг аскорбиновой кислоты – 100 г. яблока, тогда в 100 г яблока содержится 17 мг аскорбиновой кислоты, а в целом яблоке массой 260 г – 42 мг.


Вывод: Наиболее богатыми витамином С являются фрукты: черная смородина (88,5 мг), далее апельсин (40 мг) и яблоки (19 мг).


IV. Определение витамина С в свежевыжатом соке красного перца


t1635777250ag.pngt1635777250ah.png



Взвешиваем красный перец => m = 140 г

Тонким ножом вырезаем из предварительно взвешенного перца пробу (35 г) в виде ломтика, от кожуры до сердцевины с семечками.

Ломтик тщательно растираем пестиком в фарфоровой ступке.

Методом йодометрии определяем содержание витамина C в свежевыжатом соке красного перца.


Расчёты: 1 мл раствора иода – 27 капель р-ра иода

Х мл раствора иода - 40 капель раствора иода, => на окисление

аскорбиновой кислоты потребовалось 1.4 мл иода.

1 мл 5% раствора иода - 35 мг аскорбиновой кислоты

1.4 мл 5% раствора иода – Х мг аскорбиновой кислоты => Х = 1,4 × 35 = 49 мг

49 мг аскорбиновой кислоты - 35 г перца

Х мг аскорбиновой кислоты – 100 г перца, тогда в 100 г содержится 135 мг, 1 в целом перце (m = 130 г) содержится 172 мг аскорбиновой кислоты.


VI. Определение витамина С в свежевыжатом соке цветной капусты


t1635777250ai.pngt1635777250aj.png


Берем 40 г цветной капусты

Тщательно растираем пестиком в фарфоровой ступке

Методом иодометрии определяем содержание витамина С в свежевыжатом соке цветной капусты


Расчёты: 1 мл раствора иода – 27 капель раствора иода

Х мл раствора йода - 10 капель раствора иода, отсюда следует, что на окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 0,39 мл иода.

1 мл 5% раствора иода - 37 мг аскорбиновой кислоты

0,39 мл 5% раствора иода – Х мг аскорбиновой кислоты => Х = 0,39 × 35 = 13,7 мг

13.7 мг аскорбиновой кислоты - 40 г цветной капусты

Х мг аскорбиновой кислоты – 100 г капусты, тогда в 100 г содержится 44 мг.

Так как цветную капусту не все употребляют в сыром виде, мы решили узнать, сколько витамина С содержится в цветной капусте после термической обработки.


VII. Определение витамина С в вареной цветной капусте


Берем 40 г цветной капусты и пропариваем.

Переносим капусту в фарфоровую ступу и тщательно растираем пестиком.

Методом йодометрии определим содержание витамина С в цветной капусте


Расчёты: 1 мл раствора иода – 27 капель раствора иода

Х мл раствора иода - 7 капель р-ра иода, отсюда следует, что на окисление

аскорбиновой кислоты потребовалось 0,21 мл иода.

1 мл 5% раствора иода - 35 мг аскорбиновой кислоты

0,21 мл 5% раствора иода – Х мг аскорбиновой кислоты => Х = 0,21 × 35 = 7,4 мг

7,4 мг аскорбиновой кислоты - 40 г цветной капусты

Х мг аскорбиновой кислоты – 100 г капусты, тогда в 100 г содержится 28 мг.


Проведенный эксперимент доказал, что в соке сырой цветной капусты в 1,8 раза больше витамина C (45 мг), чем в соке вареной (25 мг).

Вывод по эксперименту 1: Из свежих продуктов питания наибольшее количество витамина С содержится в соке черной смородины (87,5 мг), в красном перце (172 мг), цветной капусте (44 мг), апельсине (40 мг) и яблоке (19 мг).

В пищу, мы употребляем не только свежие фрукты и овощи, но и магазинные соки, поэтому предлагаю провести опыт номер 2

9. Опыт 2. «Определение количества витамина С в пакетированных соках»

Определение витамина С в пакетированных соках


Цель: Определить количество витамина С в различных магазинных соках

Оборудование: химические стаканы, пипетка, колбы, химический плоскодонный мерный цилиндр.

Реактивы: йод, вода, крахмал.

Объекты исследования: апельсиновый сок «J7», ананасовый сок «Золотая Русь», яблочный сок «Сады Придонья»

Методы исследования: Йодометрия.



Апельсиновый сок «J7»t1635777250ak.png


Отмеряем 10 мл сока разбавляем его водой до объема 100 мл.

Определяем содержание витамина С в соке методом йодометрии.


Расчёты: 1 мл раствора иода – 27 капель раствора иода

Х мл раствора иода - 15 капель раствора иода => на окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 0,55 мл иода.

1 мл 5% раствора иода - 33 мг аскорбиновой кислоты

0,56 мл 5% раствора иода – Х мг аскорбиновой кислоты => Х = 0,55 × 33 = 18 мг

Вывод: Апельсиновый сок содержит 18 мг витамина С.t1635777250al.jpgt1635777250am.jpgt1635777250an.png


Но также, помимо апельсиновых соков, в наш рацион входят и соки из других фруктов.


2. Ананасовый сок «Золотая Русь»


Отмеряем 10 мл сока, разбавляем его водой до объема 100 мл.

Методом йодометрии определяем содержание витамина С в соке


Расчёты: 1 мл раствора иода - 27 капель раствора иода

Х мл раствора иода - 5 капель раствора иода => на окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 0,14 мл иода

1 мл 5% раствора иода - 33 мг аскорбиновой кислоты

0,14 мл 5% раствора иода – Х мг аскорбиновой кислоты => Х = 0,14 × 33 = 4,6 мг


3. Яблочный сок «Сады Придонья»


Отмеряем 10 мл сока, разбавляем его водой до объема 100 мл.

Определяем содержание витамина С в соке методом йодометрии.


Расчёты: 1 мл раствора иода – 27 капель раствора иода

Х мл раствора иода - 3 капли раствора иода => на окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 0,07 мл иода.

1 мл 5% раствора иода - 35 мг аскорбиновой кислоты 0,07 мл 5% раствора иода – Х мг аскорбиновой кислоты => Х = 0,09 × 35 = 3 мг


«Золотая Русь» ананас – 5 мг

По нашим расчетам - 4,6 мг

«Сады придонья» яблоко – 3 мг

По нашим расчетам - 3 мг



Вывод по эксперименту: Наш опыт показал, что содержание витамина С в апельсиновом соке (20 мг) наибольшее, по сравнению с остальными ананасовом соке (5 мг), в яблочном соке (2,4 мг)).




10. Анкетирование среди учащихся 5-11 классов

Для того чтобы выяснить, в каком количестве учащиеся 5-11 классов употребляют витамин C, было проведено анкетирование, в котором принимали участие школьники Газ-Салинской Средней Общеобразовательной школы




Учащиеся

Соки

Фрукты

Овощи

Употр.

Неупотр.

Употр.

Неупотр.

Употр.

Неупотр.

11-14

40%

60%

33%

67%

29%

71%

15-17

25%

75%

23%

77%

21%

79%


t1635777250ao.png


Исходя из данного опроса среди учащихся 11-17 лет, можно сделать вывод, что учащиеся 11-14 лет употребляют соки и фрукты с овощами больше, чем подростки 15-17 лет, поэтому статистика по заболеваемости среди старшеклассников оказалась выше. Также мы у них спросили, что они чаще используют в качестве напитков, и оказалось, что большинство из опрошенных предпочитают сладкую сильногазированную воду, в которой либо совсем нет витамина C, либо его очень мало.


Заключение

На основании полученных данных исследования можно сделать вывод, что наиболее богатые витамином С являются свежие фрукты и овощи, но если их нет в наличии, можно заменить данные продукты соками. Проводя эксперименты, доказывая наличие витамина С в продуктах, я подтвердил выдвинутую мною гипотезу и могу порекомендовать:

Так как черная смородина наиболее богата витамином С, предлагаю употреблять ее не только в свежем виде, но и в соках, морсах и компотах. Также настоятельно рекомендую употреблять яблоки, апельсины и соки, которые основаны на данных фруктах. Но стоит учитывать, что чрезмерное употребление витамина C может привести к пагубным последствиям, которые я описал в нашей работе. Стоит также отметить, что учащимся стоит заменить употребление сладких газированных напитков на продукты, содержащие витамин C.
























Список литературы


Организация лечебного питания детей в стационарах/Под ред. Баранова А.А., Ладодо К.С. - М. "Эвита-Проф". 2001.- С.81.

Справочник Видаль: Лекарственные препараты в России: Справочник.- М.: АстраФармСервис.- 2001.- 1536 с.

Руководство по лечебному питанию детей/Под ред. Ладодо К.С. - М: Медицина, 2000.- 384 с.

Ольгин О. Опыты без взрывов. Изд. 2-е, переработанное.- М.: Химия, 1986.-192с.

Строганова Л.А., Александрова Н.И. Хронические расстройства питания у детей раннего возраста.- Санкт-Петербург: СПбМАПО, 1996.- 62 с.

Студеникин В.М. Витамин D-дефицитный рахит//Детский доктор.-2000.-№4.- С. 43-46.

Тутельян В.А. Витамины: 99 вопросов и ответов.- М.- 2000.- 47 с.

Циркин С.Ю. (ред.). Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста.- СПб.: "Питер".- 1999.

Энциклопедия для детей том 17, Химия, -М. Аванта+, 200.-640с.

Общая химия. 20-е издание, испр. Л.,»Химия», 1978. 720 с.

Регистр лекарственных средств России "Энциклопедия лекарств".- 9-й вып.- ООО М; 2001.-77с.







2021 год

Автор материала: Р. Петрухин (9 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.