Внеурочные занятия спортивно-оздоровительного направления как средство формирования основ здорового образа жизни у первоклассников
Автор публикации: А. Фофанова, студентка 3 курса
«Внеурочные занятия спортивно-оздоровительного направления как средство формирования основ здорового образа жизни у первоклассников»
Автор: Фофанова Арина Сергеевна
3 курс
Специальность: «44.02.02. Преподавание в начальных классах»
Аннотация
Значительная роль в формировании ЗОЖ у подрастающего поколения отводится образовательной организации. Помочь в реализации данной задачи учителю начальных классов могут внеурочные занятия спортивно-оздоровительного направления. Основными задачами таких занятий являются формирование ответственности у самого ребенка за свое здоровье, умения оценивать свои возможности здоровья, развитие привычек здорового образа жизни.
Ключевые слова и словосочетания
Внеурочная деятельность; спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности в начальной школе; формирование здорового образа жизни у первоклассников; формирование основ здорового образа жизни во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Именно во внеурочной деятельности можно организовать работу по формированию у учащихся ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова». Трудно с этим не согласиться. Ни для кого не секрет, что здоровье детей в наше время резко ухудшилось. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства – актуальная задача современного образования.
Я, как учитель, своим примером, желанием, состоянием души, участием, стараюсь, чтобы у моих учеников было как можно больше положительных эмоций, хорошего настроения, а это, в свою очередь, благотворно влияет как на педагогический, так и на воспитательный процессы.
Поэтому в своей работе приоритетной и главной задачей считаю сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Ведь только здоровый ребёнок сможет успешно учиться и добиться результатов в жизни.
Для решения этой задачи при подготовке к внеклассным мероприятиям ставлю следующие цели:
формировать у учащихся осознанное отношение к своему здоровью и физической культуре;
сформировать у обучающихся необходимые знания, умения, навыки по здоровому и безопасному образу жизни;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Для того чтобы ответить на вопрос о том, что же такое здоровый образ жизни, необходимо рассмотреть все его составляющие. Можно выделить некоторые базовые компоненты, на основе которых и строится ведение здорового образа жизни. К ним относятся:
рациональное питание.
физическая активность.
общая гигиена организма.
отказ от вредных привычек.
рациональное питание. Данный компонент рассматривается как один из важнейших критериев здорового образа жизни.
Так как у нас каждый ребенок ежедневно получает бесплатное горячее питание, меню которого составлено с учетом всех требований санПИН, то необходимо вести предметный разговор о том, чтобы дети не отказывались от этого.
Проблема заключается в следующем: многие дети имеют низкое представление о правильном питании и полезности тех или иных продуктов, вследствие чего не все продукты они едят. Моя задача состоит в том, чтобы научить их кушать всех и все приготовленные блюда. Необходимо оградить детей от переедания и следить за правильным поведением за столом.
В столовой дежурные следят за порядком, накрывают на стол, контролируют санитарное состояние рук, а также смотрят за тем, чтобы каждый убрал за собой посуду после приема пищи.
Физическая активность. Это второй базовый компонент здорового образа жизни. Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность.
Один раз в год в моей школе обязательно организуется общешкольный «День здоровья», где мы всем классом принимаем активное участие. Так же по программам внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления занимаются большее количество учащихся начальной школы.
В спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях стараемся задействовать как можно больше детей. Чередование этих мероприятий с учебными занятиями обеспечивает высокий уровень двигательной активности, способствует снижению утомления учащихся и повышению эффективности учебной работы. Эти мероприятия повышают работоспособность, улучшают самочувствие, регулируют процесс развития детей и делают его гармоничным
Общая гигиена организма. Гигиена организма связана, прежде всего, с поддержанием чистоты кожного покрова. В своей повседневной работе стараюсь прививать детям и закреплять элементарные навыки (например, мытье рук, использование носового платка при чихании, кашле). Следить так же нужно за обработкой поверхностей для сохранения качества своего здоровья и здоровья окружающих.
Создание здоровьесберегающей образовательной среды предполагает также разумное размещение мебели в классе, доски, проветренное помещение. Свежий воздух – это среда, в которой хорошо работает мозг, легкие; чистая доска – это направленность на деятельность; правильное освещение – это работа глаз. Посадочные места для обучающихся в классе определяются мною. Я также слежу за осанкой детей, провожу физкультминутки, стараюсь создавать благоприятный психологический климат, чтобы каждому ребенку было комфортно. В течении этого учебного года неоднократно обсуждались ситуаций: «А если руки не мыть?», «Одеваюсь по погоде», «О правилах личной гигиены».
Отказ от вредных привычек. Прежде всего, необходимо отметить, что в идеальном случае здоровый образ жизни предполагает не отказ от вредных привычек, но изначальное их отсутствие. Если же по каким-то причинам они уже имеются у человека, то необходимо принять все меры, чтобы освободить данного индивида от столь пагубных для него самого пристрастий.
К вредным привычкам относят употребление алкоголя и табакокурение, причем в литературе курение представляется как более распространенная привычка, следовательно, и как большее зло для человека. Когда мальчики из моего класса были замечены в курении, я показала им фильм о вредных привычках Видеоролик «Детский алкоголизм и курение в России». (о пагубном влиянии вредных привычек на детский организм). Ребята наглядно увидели негативные последствия действия вредных привычек на организм. Судя по бурному обсуждению, я поняла, что этот фильм произвел на детей большое впечатление.
Как классный руководитель систематически провожу с учащимися классные часы, беседы, конкурсы по проблеме сохранения и укрепления здоровья. В течении года были запланированы и проведены здоровьесберегающие классные часы: «Как вырасти здоровым?», «Тропинки здоровья», «Цветик-семицветик», «Здоровое питание».
На классных часах ребята высказывают свое мнение, обсуждают ту или иную ситуации. Я стараюсь создать атмосферу сотрудничества, сотворчества ученика и учителя, формирую у детей качества, необходимые каждому современному человеку: умение думать, критически осмысливать и оценивать происходящее.
По моему мнению, воспитательную работу с детьми нужно выстраивать таким образом, чтобы каждое действие, каждое мероприятие или совместное дело в целом были направлены на создание условий сотрудничества, взаимопонимания и следования общим целям. Дети всегда хотят казаться достаточно самостоятельными и независимыми, стараются не поддаваться чьему-либо влиянию, поэтому классный руководитель должен достаточно целенаправленно вести детей к решению общих задач класса.
Здоровьесберегающие технологии – это не только горячие обеды, спортзалы, классные часы, но и это улыбка учителя, доброжелательная атмосфера, создаваемая всеми педагогами на всех уроках, по всем предметам.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенные учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» является формирование следующих умений:
определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Список используемой литературы:
Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики: воспитание и развитие личности / Ш.А. Амонашвили. - Киев : Свет, 2017. - 288 с.
Апанасенко Г. Л. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики / Г. Л. Апанасенко. - Санкт-Петербург : 1993. - 122 с.
Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Здоровье нации. – Кишенёв : 1991. - 184 с.
Казначеев В. П. Педагогика : «Физкультура и спорт». - под редакцией В. В. Белорусовой и И. Н. Решетень. – Санкт-Петербург : 1978. - 427 с.
Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни : учебное пособие для студентов сред. спец. и вузов / Б. Н. Чумаков. – Москва : Пед. О-во России, 2004. - 415 с.
Энгельман И.М. Человек и здоровье / И. М. Энгельман. – Йошкар-Ола : Марийское изд., 1986. – 126с
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. / Д.В. Григорьев. – Москва : - 223с. – URL http://knmc.centerstart.ru/sites/knmc.centerstart.ru/files/vneurochnaja_dejatelnost_shkolnikov_metodicheskij_.pdf
Формирование здорового образа жизни младших школьников. - URL https://multiurok.ru/files/uchitieliu-obzh-mou-gimnazii-16-popovu-ievghieniiu.html https://multiurok.ru/files/vneurochnaia-deiatelnost-kak-sredstvo-formirovan-2.html