Роль химии в формировании здорового образа жизни у учащихся

9
0
Материал опубликован 19 August 2016 в группе

Манина Ольга Борисовна

Учитель биологии и химии

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Черногорска

Роль химии в формировании здорового образа жизни у учащихся

Здоровый образ жизни, как солнце,-

ежедневно греет, придаёт сил, поднимает настроение.

Селена Ягер

Что может быть важнее здоровья? Как сказал один мудрый человек: “Здоровье – это еще не все, но все ничто без здоровья”. Поэтому главная цель учителя на уроке – создание условий для формирования бережного и ответственного отношения учащихся к собственному здоровью.

Будущие нашей страны - счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми - сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна.

На уроках химии открываются прекрасные возможности для развития валеологической грамотности учащихся. Создание и организация здоровьесберегающего урока - это достаточно сложный и творческий процесс, требующий от учителя знаний психологии, физиологии, гигиены и других наук. Урок является основной формой организации обучения в школе, которая непосредственно зависит от учителя. От уровня рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. Именно в школе учащиеся проводят значительную часть дня, и не помочь им сохранить здоровье - проявление бездушия и непрофессионализма. Школа остается той социальной структурой, в которой учащиеся не только могут сохранить свое здоровье, но и получить знания и устойчивые навыки здорового образа жизни. Здоровье сберегающему обучению способствует систематическая актуализация внимания учащихся на их здоровье, на необходимость заботиться о своем здоровье.

Главным критерием такого урока является желание детей, уходя с урока, встретиться вновь с уроком химии, где комфортно, где есть душевное взаимодействие ученика и учителя, где есть возможность творчески раскрыться, где интересно, а химия понятна.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Так, на уроках химии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью.

Преподавание химии позволяет органично вписывать принципы здоровьясбережения в темы уроков. Конечно, в одной публикации невозможно показать здоровьесберегащий материал курса химии. Поэтому я приведу только часть примеров.

Класс

Тема урока

Содержание

9

Металлы I группы Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Особенно высока связь между дефицитом в организме меди и такими «болезнями века», как: ишемическая болезнь сердца, рак, сахарный диабет, инфаркт миокарда, ожирение. Недостаток меди отрицательно влияет на умственную и физическую активность. Потребность в меди возрастает у детей, беременных женщин, людей пожилого возраста, при стрессах, значительных физических и умственных нагрузках. Особенно высока связь между дефицитом в организме меди и такими «болезнями века», как: ишемическая болезнь сердца, рак, сахарный диабет, инфаркт миокарда, ожирение. Недостаток меди отрицательно влияет на умственную и физическую активность. Потребность в меди возрастает у детей, беременных женщин, людей пожилого возраста, при стрессах, значительных физических и умственных нагрузках.

9

Соединения щелочных металлов.

¾ четверти пищевого натрия мы получаем не из солонки. Он прячется в консервах. Кетчупах, соусах, сырах, чипсах, солениях, копчёностях. Конечно натрий присутствует и натуральных продуктах: молоко, мясо, рыба, свекла, сельдерей, минеральной воде.. Натрий важен . он нужен для поддержания водного баланса ( и объёма крови), проведения нервных импульсов, мышечных сокращений, работы вкусовых, обонятельных, осязательных рецепторов

Организм человека быстро реагирует на нарушение солевого баланса появлением мышечной слабости, быстрой утомляемостью, потерей аппетита, возникновением неутомимой нужды.

9

Соединения кальция

Разнообразные химические соединения попадают в воздух кухни при обработки пищевых продуктов, особенно при жарке.

Все загрязнения воздуха поглощаются пористыми поверхностями – штукатуркой, а в меньшей степени – бетоном – в следствии физического явления адсорбции.

Если кухня побелена мелом, то карбонат кальция вступает во взаимодействие, например, с оксидом серы (IV). В результате выделяется углекислый газ и его концентрация увеличивается.

Побелка известью, напротив, способствует химической очистке воздуха, так как гидроксид кальция вступает во взаимодействие с вредными веществами:

Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О

Са(ОН)2 + 2SO2 = Ca(HSO3)2

9

Кислородсодержащие соединения азота

Оксид азота (II) NO выделяемый выстилкой артерий, способствует расслаблению их стенки, поддерживая нормальное артериальное давление, препятствует развитие атеросклероза и тромбоза. Это вещество вырабатывается всеми растениями и животными и обеспечивает, в частности свечение жуков- светляков.. Оно образуется из аминокислоты аргинина, поэтому полезность бобовые, рыбу, орехи.

9

Оксиды углерода (II) и (IV)

Угарный газ опасен, потому что он лишает возможности кровь нести кислород к жизненно важным органам, таким как сердце и мозг. Угарный газ объединяется с гемоглобином, который переносит кислород к клеткам организма, в следствии чего тот становится непригодным для транспортировки кислорода. В зависимости от вдыхаемого количества, угарный газ ухудшает координацию, обостряет сердечно-сосудистые заболевания и вызывает усталость, головную боль, слабость, Влияние угарного газа на здоровье человека зависит от его концентрации и времени воздействия на организм. Концентрация угарного газа в воздухе более 0,1% приводит к смерти в течение одного часа, а концентрация более 1,2% в течении трех минут.

9

Силикатная промышленность

Рассказывая о керамике, говорю о декоративной глазури, которая содержит соли свинца и кадмия. Следовательно в декоративной керамической посуде нельзя держать продукты.

10

Спирты

«Вино губит душу людей и их потомство» Л.Н. Толстой Основная цель такого урока показать влияние алкогольных напитков на системы органов и организма в целом . Использую данные Министерства здравоохранения Республики Хакасия

10

Фенол

Большую фенол играет в химической промышленности. Его используют для производства различного рода пластмасс и других синтетических волокон.

По сей день некоторые детские игрушки производятся с добавлением этого вещества, что делает конечный продукт не безопасным для здоровья человека.

Фенол негативно влияет на сердечно-сосудистую систему, нервную и на другие внутренние органы, такие как почки, печень и др. Во многих странах его использование в производстве товаров домашнего обихода, категорически запрещено в виду его токсичной активности.

Вышеперечисленные факторы, заставляют понять, что от поражения фенолом никто не застрахован. Стоит лишь надеяться, что ваше жилье не было построено с применением такого вещества, что оно не было использовано при производстве полов которые вы собираетесь купить, что игрушки которыми играют дети произведены с отсутствием этого токсина.

10

Получение и химические свойства альдегидов

Характеризуем физические свойства низших альдегидов: формальдегид – газ с резким запахом, ацетальдегид- жидкость с запахом прелых яблок. Обращаю внимание на запахи альдегидов: неприятные, действуют на организм человека неблагоприятно, вызывают повышение давления. Однако высшие и ароматические альдегиды имеют приятные запахи. Запах ванили в воздухе (чувствуется в кабинете ) человек улавливает при концентрации 2*10-11 г/л (79 млрд. молекул ). Приятные запахи действуют на организм положительно, так запахи ванили и лимона понижают давление, запах лимона тонизирует нервную систему, повышает концентрацию внимания, снимает головную боль и усталость. Лечение запахами называется ароматерапией.

На закрепление можно предложить задание. О каком веществе идёт речь?

Представляет собой едкую бесцветную жидкость, кипящую при комнатной температуре. Первичный продукт метаболизма этанола на пути его превращения в уксусную кислоту в организме человека. Один из химических агентов, ответственных за состояние опьянения. Вносит свой вклад в запах спелых фруктов. Используется для получения уксусной кислоты, этилового спирта, лекарственных препаратов. (Этаналь).

10

Жиры

Холестерин - один из основных жиров. Он содержится во всех клетках нашего тела и используется в качестве строительного материала, однако при большом его содержании в крови холестерин приносит больше вреда, чем пользы.

Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.

Моделирование химического эксперимента - хорошее дополнение экспериментальной части обучения. Оно позволяет более рационально организовать изучение таких тем по химии, для которых демонстрационный эксперимент невозможен в условиях учебного кабинета (выделение вредных, ядовитых веществ, отсутствие дорогостоящих, редких реактивов, демонстрация взрывчатых веществ, моделирование промышленных реакторов для производства химических веществ и др.). Интерактивная демонстрация химического опыта в такой ситуации может оказаться единственным техническим средством, которое позволит обеспечить оптимальные условия восприятия изучаемого материала. Благодаря эффектности и зрелищности, опасных для жизни и здоровья демонстрируемых экспериментов у школьников формируется бережное отношение к собственному здоровью, обостряется зрительное восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

 Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

Предмет химии обладает значительным потенциалом в формировании у учащихся здорового образа жизни.

Хочется верить, что к концу 11 класса учащиеся поймут, что химия не только наука формул, но и наука, глубоко связанная с нашей жизнью, и даже минимальный запас знаний поможет в жизни решить многие бытовые проблемы.

Таким образом, очевидно, что применение здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока по силам каждому учителю - предметнику. И если все учителя будут использовать это как систему, то результат будет очевиден. Здоровье - самое ценное, что есть у человека, именно его мы должны беречь и воспитывать детей, заботящихся о своем здоровье.

 

Библиографический список

1.Ф, Ванини,С. Ягер « Ваше здоровое сердце» ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест» 2007

2. Орехова В.А. Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. - М.: КНОРУС, 2006. С. 147

3 Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М. АРТИ, 2003. -272 с.

Комментарии
Комментариев пока нет.