12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Токарева Александра Михайловна16
0

Статья на тему «Формирование здорового образа жизни у младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления»

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
                                  Токарева Александра Михайловна
                                   Учитель начальных классов
                                   «НТПК №1»
Аннотация. В данной статье говорится о проблеме воспитания здорового поколения. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих программ.
             Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе отношение населения к своему здоровью. Сохранение и укрепление здоровья населения - одна из главных стратегических задач нашего государства. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами как «Конституция РФ», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52, а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации». Особую заботу проявляет наше государство в отношении здоровья детей. Об этом говорит документ «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Актуальность определяется рядом существующих противоречий между:
          -запросом общества, которое заинтересовано в воспитании здорового поколения, с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья детей и подростков, с другой;
          -потребностью в технологиях формирования представлений о здоровом образе жизни и культуре здорового образа жизни в начальной школе и формальным подходом к работе в данном направлении многих педагогов.
Необходимо формировать у обучающихся потребность в осознанном и разумном отношении к собственному здоровью, умения и навыки совершенствования их физического и психического состояния.
Также вопрос о сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения затрагивают нормативно-правовые документы в области образования: ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273 (ст.41 «Охрана здоровья обучающихся»), СанПиН, «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28 ноября 2002 г.) 2.9 ФГОС НОО от 6 октября 2009 г. № 373 (п.19.7.).
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. В послании президента В. В. Путина Федеральному Собранию (декабрь, 2012 г.) говорится о том, «...что важнейшим направлением государственной политики в области образования является развитие физической культуры и спорта, особенно среди молодежи». Далее президент отметил, что востребованы новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий, прежде всего для детей младшего возраста, так как именно в этом возрасте на всю жизнь закладываются привычки и интересы, которые необходимо начинать формировать в школе. ФГОС НОО предоставляет школе возможность решать такую задачу через внеурочную деятельность.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации Федерального образовательного стандарта начального общего образования, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной. Она направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. 
Если предметные и метапредметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Отсутствие знаний по культуре здоровья, низкое качество жизни обусловило сокращение продолжительности жизни, увеличение заболеваемости детей. Поэтому формирование здорового образа жизни становится приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста. 
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта «основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность»
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения, в том числе: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. Однако при организации взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей необходимо учесть, что:
            - учреждения дополнительного образования детей находятся вне федерального государственного образовательного стандарта;
           - у них есть свои лицензионные нормы охвата детей и определенное количество ставок педагогических работников;
           - УДО подразделяются на различные виды («станция» может работать только по одному направлению, «Центр» - по четырем направлениям, «Дом творчества» - по пяти направлениям, «Дворец творчества» - по десяти направлениям). Поэтому может сложиться ситуация, когда они не смогут организовать внеурочную деятельность по всем направлениям;
            - УДО находятся в различных ведомствах: детские школы искусств, Музыкальные школы, Детские эстетические центры (Сфера культуры) или Станция техников, туристов, ДЮСШ, Дома творчества, ДД(Ю)Т (Сфера образования). УДО сферы культуры осуществляют свою деятельность за определенную плату, а внеурочная деятельность в рамках ФГОС должна предоставляться бесплатно.[1]
Дополнительное образование детей предполагает реализацию дополнительных образовательных программ по определенным направлениям деятельности художественно-эстетическое, эколого-биологическое, естественно-научное, научно-техническое и др. 
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих программ.[2]
Общеобразовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра программ внеурочной деятельности, направленных на развитие младших школьников.
Большим потенциалом для оказания организационно-методической помощи общеобразовательным учреждениям в организации внеурочной деятельности обучающихся обладают учреждения дополнительного образования. 
           Суть работы учителя начальных классов заключается в том, чтобы воспитать и развивать в каждом ученике свободную, талантливую, физически здоровую личность, обогащённую знаниями, готовую к созидательной трудовой деятельности. Таким образом, основной задачей педагога, работающего над формированием здорового образа жизни младшего школьника, является подготовка ребёнка к самостоятельной жизни. Учитель должен помочь каждому учащемуся стать нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье. 
Библиографический список:

1. https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-razrabotke-programm-vneurochnoy-deyatelnosti-1049575.html 2. https://nsportal.ru/user/63099/page/vneurochnaya-deyatelnost-v-shkole  

Ключевые слова: необходимо формировать у обучающихся; дополнительное образование детей.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.