«За Веру пострадавший. Святой новомученик российский Фёдор Алексинский»

14
0
Материал опубликован 6 April в группе

Автор публикации: Д. Петухова, ученица 6Б класса

IX муниципальная учебно-исследовательская конференция школьников

Угличского муниципального района

Ярославской области






«За Веру пострадавший. Святой новомученик российский Фёдор Алексинский»



Исследовательская работа




Автор – Петухова Дарья, обучающиеся 6б класса средней школы

7 г. Углича


Научный руководитель

Кузьмина Мария Николаевна,

учитель литературы МОУ СОШ № 7





Углич

2024



Оглавление


Введение … 2

Ф.Н. Алексинский – новомученик российский:

1.1. Житие священника Ф.Н. Алексинского … 3-5

1.2. Память о новомученике Фёдоре Алексинском … 5-6

Заключение … 7

Список использованных источников и литературы … 8

Приложения …9-12





























Введение

Одним из важнейших качеств, которое отличало человека от животного, несомненно, считается память. Прошлое для человека – важнейший источник для формирования собственного сознания и определения личного места в обществе и окружающем мире. Как точны слова писателя Валентина Пикуля: «Стоит лишить народ памяти, и из него можно вить веревки». [6] А потому необходимо помнить не только о славных страницах нашей истории, но и, в большей степени, о трагических. И тогда уроки истории перестанут быть кровавыми.

Своё исследование мы посвящаем Святому новомученику Фёдору Николаевичу Алексинскому. Фёдор Николаевич родился в сельце Каменки Мышкинского уезда (Угличский район), ставшего родиной и последним приютом для многих известных людей своего времени, таких как Михаил Степанович Опочинин, президент петербургской берг-коллегии, Николай Павлович Тучков, московский генерал-губернатор, член Госсовета, Мышкинский и Угличский предводитель дворянства, преподобный Паисий Угличский, чудотворец. Маленькое сельцо, от которого в настоящее время мы увидим только остатки кладбища, до революции было очагом культуры, образования, веры. Здесь находился храм во имя Святителя и Чудотворца Николая, построенный в 1760 году, разрушенный в 20-30е годы 20-го века.

Цель работы: изучение феномена «новомученичества» на примере жития Фёдора Алексинского, уроженца Ярославской губернии.

Задачи:

- найти информацию о Фёдоре Алексинском и узнать его историю жизни;

- составить буклет о житие Ф. Алексинского.

Методы проведенных исследований: интервью, беседа, экскурсия, опрос, работа с документами.

Гипотеза: жизненный и духовный путь священнослужителей и мирян, подвергшихся репрессиям в 20 веке, как пример силы духа и единственный путь развития морально-нравственного и духовного мира.

Актуальность исследовательской работы. Наш проект – связующая нить между прошлым и настоящим нашего края.

Таким образом, изучение жития новомученика Ф. Алексинского поможет восстановить связь эпох, а также осознать роль номомучеников в истории нашей Родины.


Ф.Н. Алексинский – новомученик российский:

1.1. Житие священника Ф.Н. Алексинского

Скупые страницы жития Фёдора Алексинского, составленного игуменом Дамаскиным (Приложение №1), подтверждаются и интернет-источниками, где о его жизни до «жернов» революции оставлено нам, потомкам, три предложения: «Священномученик Федор родился 21 октября 1875-го года в селе Каменки Мышкинского уезда Ярославской губернии в семье священника Николая Алексинского. В 1890-м году Фёдор поступил в Ярославскую духовную семинарию, по ее окончании – в Московскую духовную академию, которую он окончил в 1900-м году со степенью кандидата богословия, и был назначен учителем русского и церковнославянского языка в Краснохолмское духовное училище. В 1909-м году он был рукоположен в сан священника в Страстном монастыре в Москве, в котором прослужил до его закрытия безбожными властями в двадцатых годах».

Обычная семья русского священника в нескольких поколениях, оба брата священники. Всё изменил 1917-й год.

Игумен Дамаскин в течение тридцати лет исследовал свидетельства устных преданий и документальные архивные источники, поэтому его книги о мучениках, исповедниках и подвижниках 20-го века являются бесценными источниками. Благодаря подвижническому труду исследования, мы узнаем о второй – терновой части жизни протоиерея Фёдора Николаевича Алексинского. «После закрытия монастыря отец Федор был назначен служить в храм Знамения Божией Матери на Каретной улице в Москве».

14 апреля 1931-го года власти арестовали отца Федора, и он был заключен в Бутырскую тюрьму. Его и всех арестованных, более трех десятков священнослужителей и мирян, обвинили в том, что они, «монахи и монашки ликвидированных монастырей, члены церковных советов, попы и бывшие торговцы, будучи активными церковниками-антисоветчиками, считающими советскую власть «властью антихриста», группируясь вокруг реакционных московских церквей, проживая группами и в одиночку, занимаясь активной антисоветской деятельностью, выражавшейся в организации нелегальных антисоветских «сестричеств» и «братств», оказании помощи ссыльному за контрреволюционную деятельность духовенству, произнесения проповедей контрреволюционного характера, антисоветской агитации о религиозных гонениях, якобы чинимых советской властью…» (приложение №2)

30 апреля 1931-го года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Фёдора Николаевича Алексинского к трём годам ссылки в Северный край, из которой он вернулся в 1934-м году в Москву, где оставалась его семья, но власти не разрешили жить в городе и заявили, что он может поселиться не ближе 100 километров от столицы. Отец Фёдор выехал в Тулу, но здесь не смог получить места священника и поехал в Патриархию, после чего его направили в храм в селе Ивакино Уваровского района Московской области. Здесь отец Федор был арестован вновь 1 декабря 1937-го года и заключен в Таганскую тюрьму. 2 декабря были допрошены лжесвидетели, затем сам священник. Следствие «установило», что среди колхозников деревни Потапково отец Федор проводил агитацию, чтобы колхозники в религиозные праздники не работали, тем самым разлагая трудовую дисциплину. На этом допросы были закончены и следствие завершено. 5 декабря тройка НКВД приговорила Федора Николаевича Алексинского к расстрелу. (Приложение №4) Отец Федор был расстрелян 15 декабря 1937-го года и был погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой. (Приложение №5)

Фёдор Алексинский был причислен к лику Святых новомучеников Постановлением Священного Синода от 12 марта 2002-го года. Кто же он новомученик Федор? (Приложение №6)

1.2. Память о новомученике Фёдоре Алексинском

В греческом языке слову «мученик» соответствует слово «свидетель». Следует понимать, что не любая насильственная смерть может считаться мученической, а только та, которую человек принимает за свою верность Христу. Понятие «новомученик» впервые использовано в качестве официального термина Священным Синодом при прославлении святых 20-го века.

В отличие от раннехристианских времен, когда мученический подвиг был публичным, в 20-м веке он стал безвестным. Новомученики жили в страшное время, и главным для них стал вопрос: «Я с Христом или нет?» В тех исторических условиях у человека было больше поводов отступиться, потому что ведь никто бы ничего не узнал. Но отец Федор, как и многие тысячи его единоверцев по Бутову, выбрал Христа и расплатился за верность своей жизнь. А что мы знаем о Бутовском полигоне, крупнейшем в Московском регионе месте массовых расстрелов и захоронений. Сегодня известны имена 20760 человек, убиенных здесь. Эти люди были расстреляны в течение очень короткого периода, с августа 1937-го года по октябрь 1938-го, а полигон функционировал с 1934 по 1953 год… Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.

Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной веры, более трехсот сегодня прославлены в лике святых. В настоящее время здесь поставлен Большой Поклонный крест и построен соборный каменный храм. Святейший Патриарх Алексей II назвал Бутово – «Русской Голгофой». Ежегодно, в четвертую субботу по Пасхе, установлено празднование Собора Новомучеников в Бутове пострадавших. В этот день проходит патриаршее богослужение под открытым небом, под которым молятся сотни священников и тысячи православных людей.

В Угличском районе (бывшая часть Мышкинского уезда) не только не сохранилось сельцо Каменки, где родился новомученик, Никольский храм, в котором он крестился, на его месте – лишь остатки кладбища, но даже памяти о славном роде Алексинских, пастырей добрых и честных, ушла в небытие вместе с царской Россией. Мы вряд ли когда-нибудь узнаем, например, какие книги читал Фёдор Алексинский, каким он был другом или братом, но, все же, мы знаем главное, что он был и остаётся защитником Христа на земле, а, значит, человеком честным, искренним, добрым и, конечно, смелым.

Своё выступление я хочу завершить отрывком из стихотворения «Новомученикам и исповедникам Российским» Наталии Жестковой, которая 20 лет занималась историей новомучеников Ярославских.

За подвиг смиренья – не орден,

А тяжкий готовился крест.

Стук ночью: готов уже ордер

На скорый и страшный арест.


Раз поп для безбожников вреден,

То ясно, за что он судим.

Детишки – к родным и соседям,

А матушка – в ссылку за ним.


Немногие там уцелели,

Вернутся - аресты опять.

На старых листках пожелтели

Слова: расстрелять, расстрелять…


Что думал суровый епископ,

Что думали сотни других

О смерти, глядевшей так близко

Из черного дула на них?


О ком они Бога просили

В последней и страшной мольбе:

О вере забывшей России,

О детях своих, о себе?


Молились пред смертью в оврагах,

У братских могил на краю,

И в лагерных серых бараках,

А нынче пред Богом - в раю.


Стоят, как стена, монолитом,

Спокойно, как в смертный свой час,

И, может быть, эти молитвы

Спасают до времени нас.


О горьких уроках потери

Нам память нужней с каждым днем,

И каждый, кто выстоял в вере,

Достоин, чтоб помнить о нем.



Список использованных источников и литературы


Васищев Ю. Собор новомучеников и исповедников Российских 20 века. Газета «Маяк», №10 от 13 февраля 2007 года

Жития новомучеников и исповедников Российских 20 века Московской епархии. Сентябрь-октябрь. Тверь, Булат, 2003 год

Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово», 08.08.1937-19.10.1938. – М., «№Зачатьевский монастырь», 1997 год – с.16

http://www.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/db.exe/ans/m/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XWpTJ230Fp7EAbu+euKesOWhsOeceG0IdOGis00Be8eieu0ZceXb++

https://drevo-info.ru/articles/3269.html

https://www.aphorism.ru/comments/41o5d1haz3.html

http://www.patriarchia.ru/db/text/4892511.html?ysclid=ltx7v2ntds941858023


Приложения

Приложение №1

t1712433209aa.png


Приложение №2


t1712433209ab.png


Приложение №3

t1712433209ac.png


t1712433209ad.png


Приложение №4

Затем был допрошен председатель колхоза в деревне Потапково, где отец Феодор жил с августа 1937 года. Он показал, что со времени перехода священника на жительство в деревню Потапково стало заметно падение дисциплины в колхозе, колхозники стали посещать церковь, а контрреволюционная деятельность священника проявилась в факте посещения домов колхозников. Священник даже пытался заходить в правление колхоза и вести разговоры о религиозных обрядах, но им, председателем, был дан отпор. В августе священник вел среди колхозников разговоры на религиозные темы, говоря: «Православные, грешно в праздничные дни работать, Бог вам за это не даст хорошей жизни. У Бога всё, от Него зависит ваша судьба – и в вашей семейной жизни, и в крестьянстве без Бога ни до порога». «В сентябре 1937 года священник пришел в канцелярию колхоза, – свидетельствовал председатель, – и просил, чтобы я не притеснял колхозников и разрешил им ходить в церковь, и говорил: “Трудное время настало. Бога забыли, а Бог вас стал забывать. Всюду настало уныние, войны, и придет время, что люди опомнятся, но будет поздно”. Я с ним не стал разговаривать и попросил выйти».

Затем был допрошен отец Феодор.

– Следствием установлено, что вы в августе 1937 года в беседе о существующем государственном строе высказывали недовольство советской властью и распространяли провокационные слухи о войне. Вы признаете это? – спросил священника следователь.

– Нет, не признаю. Это клевета на меня. Я против советской власти никогда ничего не высказывал.

– Следствием установлено, что вы среди колхозников деревни Потапково проводили агитацию за то, чтобы колхозники в религиозные праздники не работали. Этим самым вы разлагали трудовую дисциплину в колхозе. Вы признаете в этом себя виновным?

– Нет, я не признаю себя виновным. Я такой агитации не проводил. Никому я не говорил, что в религиозные праздники нельзя работать, – ответил священник.


Приложение №5



Приложение №6


t1712433209ae.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.