Автор публикации: Д. Петухова, ученица 6Б класса
IX муниципальная учебно-исследовательская конференция школьников
Угличского муниципального района
Ярославской области
«За Веру пострадавший. Святой новомученик российский Фёдор Алексинский»
Исследовательская работа
Автор – Петухова Дарья, обучающиеся 6б класса средней школы
№ 7 г. Углича
Научный руководитель –
Кузьмина Мария Николаевна,
учитель литературы МОУ СОШ № 7
Углич
Оглавление
Введение … 2
Ф.Н. Алексинский – новомученик российский:
1.1. Житие священника Ф.Н. Алексинского … 3-5
1.2. Память о новомученике Фёдоре Алексинском … 5-6
Заключение … 7
Список использованных источников и литературы … 8
Приложения …9-12
Введение
Одним из важнейших качеств, которое отличало человека от животного, несомненно, считается память. Прошлое для человека – важнейший источник для формирования собственного сознания и определения личного места в обществе и окружающем мире. Как точны слова писателя Валентина Пикуля: «Стоит лишить народ памяти, и из него можно вить веревки». [6] А потому необходимо помнить не только о славных страницах нашей истории, но и, в большей степени, о трагических. И тогда уроки истории перестанут быть кровавыми.
Своё исследование мы посвящаем Святому новомученику Фёдору Николаевичу Алексинскому. Фёдор Николаевич родился в сельце Каменки Мышкинского уезда (Угличский район), ставшего родиной и последним приютом для многих известных людей своего времени, таких как Михаил Степанович Опочинин, президент петербургской берг-коллегии, Николай Павлович Тучков, московский генерал-губернатор, член Госсовета, Мышкинский и Угличский предводитель дворянства, преподобный Паисий Угличский, чудотворец. Маленькое сельцо, от которого в настоящее время мы увидим только остатки кладбища, до революции было очагом культуры, образования, веры. Здесь находился храм во имя Святителя и Чудотворца Николая, построенный в 1760 году, разрушенный в 20-30е годы 20-го века.
Цель работы: изучение феномена «новомученичества» на примере жития Фёдора Алексинского, уроженца Ярославской губернии.
Задачи:
- найти информацию о Фёдоре Алексинском и узнать его историю жизни;
- составить буклет о житие Ф. Алексинского.
Методы проведенных исследований: интервью, беседа, экскурсия, опрос, работа с документами.
Гипотеза: жизненный и духовный путь священнослужителей и мирян, подвергшихся репрессиям в 20 веке, как пример силы духа и единственный путь развития морально-нравственного и духовного мира.
Актуальность исследовательской работы. Наш проект – связующая нить между прошлым и настоящим нашего края.
Таким образом, изучение жития новомученика Ф. Алексинского поможет восстановить связь эпох, а также осознать роль номомучеников в истории нашей Родины.
Ф.Н. Алексинский – новомученик российский:
1.1. Житие священника Ф.Н. Алексинского
Скупые страницы жития Фёдора Алексинского, составленного игуменом Дамаскиным (Приложение №1), подтверждаются и интернет-источниками, где о его жизни до «жернов» революции оставлено нам, потомкам, три предложения: «Священномученик Федор родился 21 октября 1875-го года в селе Каменки Мышкинского уезда Ярославской губернии в семье священника Николая Алексинского. В 1890-м году Фёдор поступил в Ярославскую духовную семинарию, по ее окончании – в Московскую духовную академию, которую он окончил в 1900-м году со степенью кандидата богословия, и был назначен учителем русского и церковнославянского языка в Краснохолмское духовное училище. В 1909-м году он был рукоположен в сан священника в Страстном монастыре в Москве, в котором прослужил до его закрытия безбожными властями в двадцатых годах».
Обычная семья русского священника в нескольких поколениях, оба брата священники. Всё изменил 1917-й год.
Игумен Дамаскин в течение тридцати лет исследовал свидетельства устных преданий и документальные архивные источники, поэтому его книги о мучениках, исповедниках и подвижниках 20-го века являются бесценными источниками. Благодаря подвижническому труду исследования, мы узнаем о второй – терновой части жизни протоиерея Фёдора Николаевича Алексинского. «После закрытия монастыря отец Федор был назначен служить в храм Знамения Божией Матери на Каретной улице в Москве».
14 апреля 1931-го года власти арестовали отца Федора, и он был заключен в Бутырскую тюрьму. Его и всех арестованных, более трех десятков священнослужителей и мирян, обвинили в том, что они, «монахи и монашки ликвидированных монастырей, члены церковных советов, попы и бывшие торговцы, будучи активными церковниками-антисоветчиками, считающими советскую власть «властью антихриста», группируясь вокруг реакционных московских церквей, проживая группами и в одиночку, занимаясь активной антисоветской деятельностью, выражавшейся в организации нелегальных антисоветских «сестричеств» и «братств», оказании помощи ссыльному за контрреволюционную деятельность духовенству, произнесения проповедей контрреволюционного характера, антисоветской агитации о религиозных гонениях, якобы чинимых советской властью…» (приложение №2)
30 апреля 1931-го года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Фёдора Николаевича Алексинского к трём годам ссылки в Северный край, из которой он вернулся в 1934-м году в Москву, где оставалась его семья, но власти не разрешили жить в городе и заявили, что он может поселиться не ближе 100 километров от столицы. Отец Фёдор выехал в Тулу, но здесь не смог получить места священника и поехал в Патриархию, после чего его направили в храм в селе Ивакино Уваровского района Московской области. Здесь отец Федор был арестован вновь 1 декабря 1937-го года и заключен в Таганскую тюрьму. 2 декабря были допрошены лжесвидетели, затем сам священник. Следствие «установило», что среди колхозников деревни Потапково отец Федор проводил агитацию, чтобы колхозники в религиозные праздники не работали, тем самым разлагая трудовую дисциплину. На этом допросы были закончены и следствие завершено. 5 декабря тройка НКВД приговорила Федора Николаевича Алексинского к расстрелу. (Приложение №4) Отец Федор был расстрелян 15 декабря 1937-го года и был погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой. (Приложение №5)
Фёдор Алексинский был причислен к лику Святых новомучеников Постановлением Священного Синода от 12 марта 2002-го года. Кто же он новомученик Федор? (Приложение №6)
1.2. Память о новомученике Фёдоре Алексинском
В греческом языке слову «мученик» соответствует слово «свидетель». Следует понимать, что не любая насильственная смерть может считаться мученической, а только та, которую человек принимает за свою верность Христу. Понятие «новомученик» впервые использовано в качестве официального термина Священным Синодом при прославлении святых 20-го века.
В отличие от раннехристианских времен, когда мученический подвиг был публичным, в 20-м веке он стал безвестным. Новомученики жили в страшное время, и главным для них стал вопрос: «Я с Христом или нет?» В тех исторических условиях у человека было больше поводов отступиться, потому что ведь никто бы ничего не узнал. Но отец Федор, как и многие тысячи его единоверцев по Бутову, выбрал Христа и расплатился за верность своей жизнь. А что мы знаем о Бутовском полигоне, крупнейшем в Московском регионе месте массовых расстрелов и захоронений. Сегодня известны имена 20760 человек, убиенных здесь. Эти люди были расстреляны в течение очень короткого периода, с августа 1937-го года по октябрь 1938-го, а полигон функционировал с 1934 по 1953 год… Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной веры, более трехсот сегодня прославлены в лике святых. В настоящее время здесь поставлен Большой Поклонный крест и построен соборный каменный храм. Святейший Патриарх Алексей II назвал Бутово – «Русской Голгофой». Ежегодно, в четвертую субботу по Пасхе, установлено празднование Собора Новомучеников в Бутове пострадавших. В этот день проходит патриаршее богослужение под открытым небом, под которым молятся сотни священников и тысячи православных людей.
В Угличском районе (бывшая часть Мышкинского уезда) не только не сохранилось сельцо Каменки, где родился новомученик, Никольский храм, в котором он крестился, на его месте – лишь остатки кладбища, но даже памяти о славном роде Алексинских, пастырей добрых и честных, ушла в небытие вместе с царской Россией. Мы вряд ли когда-нибудь узнаем, например, какие книги читал Фёдор Алексинский, каким он был другом или братом, но, все же, мы знаем главное, что он был и остаётся защитником Христа на земле, а, значит, человеком честным, искренним, добрым и, конечно, смелым.
Своё выступление я хочу завершить отрывком из стихотворения «Новомученикам и исповедникам Российским» Наталии Жестковой, которая 20 лет занималась историей новомучеников Ярославских.
…
За подвиг смиренья – не орден,
А тяжкий готовился крест.
Стук ночью: готов уже ордер
На скорый и страшный арест.
Раз поп для безбожников вреден,
То ясно, за что он судим.
Детишки – к родным и соседям,
А матушка – в ссылку за ним.
Немногие там уцелели,
Вернутся - аресты опять.
На старых листках пожелтели
Слова: расстрелять, расстрелять…
Что думал суровый епископ,
Что думали сотни других
О смерти, глядевшей так близко
Из черного дула на них?
О ком они Бога просили
В последней и страшной мольбе:
О вере забывшей России,
О детях своих, о себе?
Молились пред смертью в оврагах,
У братских могил на краю,
И в лагерных серых бараках,
А нынче пред Богом - в раю.
Стоят, как стена, монолитом,
Спокойно, как в смертный свой час,
И, может быть, эти молитвы
Спасают до времени нас.
О горьких уроках потери
Нам память нужней с каждым днем,
И каждый, кто выстоял в вере,
Достоин, чтоб помнить о нем.
Список использованных источников и литературы
Васищев Ю. Собор новомучеников и исповедников Российских 20 века. Газета «Маяк», №10 от 13 февраля 2007 года
Жития новомучеников и исповедников Российских 20 века Московской епархии. Сентябрь-октябрь. Тверь, Булат, 2003 год
Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово», 08.08.1937-19.10.1938. – М., «№Зачатьевский монастырь», 1997 год – с.16
https://drevo-info.ru/articles/3269.html
https://www.aphorism.ru/comments/41o5d1haz3.html
http://www.patriarchia.ru/db/text/4892511.html?ysclid=ltx7v2ntds941858023
Приложения
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Затем был допрошен председатель колхоза в деревне Потапково, где отец Феодор жил с августа 1937 года. Он показал, что со времени перехода священника на жительство в деревню Потапково стало заметно падение дисциплины в колхозе, колхозники стали посещать церковь, а контрреволюционная деятельность священника проявилась в факте посещения домов колхозников. Священник даже пытался заходить в правление колхоза и вести разговоры о религиозных обрядах, но им, председателем, был дан отпор. В августе священник вел среди колхозников разговоры на религиозные темы, говоря: «Православные, грешно в праздничные дни работать, Бог вам за это не даст хорошей жизни. У Бога всё, от Него зависит ваша судьба – и в вашей семейной жизни, и в крестьянстве без Бога ни до порога». «В сентябре 1937 года священник пришел в канцелярию колхоза, – свидетельствовал председатель, – и просил, чтобы я не притеснял колхозников и разрешил им ходить в церковь, и говорил: “Трудное время настало. Бога забыли, а Бог вас стал забывать. Всюду настало уныние, войны, и придет время, что люди опомнятся, но будет поздно”. Я с ним не стал разговаривать и попросил выйти».
Затем был допрошен отец Феодор.
– Следствием установлено, что вы в августе 1937 года в беседе о существующем государственном строе высказывали недовольство советской властью и распространяли провокационные слухи о войне. Вы признаете это? – спросил священника следователь.
– Нет, не признаю. Это клевета на меня. Я против советской власти никогда ничего не высказывал.
– Следствием установлено, что вы среди колхозников деревни Потапково проводили агитацию за то, чтобы колхозники в религиозные праздники не работали. Этим самым вы разлагали трудовую дисциплину в колхозе. Вы признаете в этом себя виновным?
– Нет, я не признаю себя виновным. Я такой агитации не проводил. Никому я не говорил, что в религиозные праздники нельзя работать, – ответил священник.
Приложение №5
Приложение №6