Проектно-исследовательская работа «Художественный образ родного края в творчестве поэта-земляка Н.Т. Старикова» (9-11 классы)
XVI – районная конференция членов школьных научных обществ общеобразовательных школ Туркменского района
Ставропольского края
Тема работы:
«Художественный образ родного края в творчестве поэта-земляка Н.Т.Старикова»
Автор работы: Бехтерева Анастасия,
11 класс
Место выполнения работы:
МОУ СОШ №3 с.Камбулат,
Туркменского района,
Ставропольского края
Научный руководитель:
Грибанова Ирина Эдуардовна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №3
Содержание
Введение 4
Глава 1. Тематика лирики Н.Т.Старикова 5
Глава 2. Художественный образ родного края в лирике Н.Т.Старикова.
2.1. Природа родного края в стихах Н.Т.Старикова. 9
2.2. Образ человека труда. 10
2.3. Родное село Камбулат в творчестве поэта. 11
2.4. Родные лица. 13
2.5. Философская тема. 16
2.6. Тема дружбы 18
Заключение 19
Источники 22
Приложение 23
Цель: исследование художественных образов малой Родины в лирике поэта-земляка Н.Т.Старикова.
Задачи:
Расширить знания по краеведению.
Изучить биографию поэта, опираясь на материалы краеведческих музеев.
Составить тематическую классификацию лирики поэта.
Отобрать и проанализировать стихи о родном крае из сборников.
Гипотеза: в творчестве поэта – земляка должны присутствовать художественные образы родного края.
Введение
Тема «Художественный образ родного края в творчестве поэта-земляка Н.Т.Старикова» выбрана нами, так как она актуальна и интересна, прежде всего тем, что Н.Т.Стариков является нашим односельчанином, т.е. уроженцем с.Камбулат, где мы живем и учимся.
Целью данной работы является изучение в творческом наследии Н.Т.Старикова созданного им художественного образа родного края, анализ его составляющих, выявление средств, при помощи которых автор создает удивительную картину, одушевленную мыслью и чувством.
Для достижения этой цели необходимо было решить ряд проблем:
Изучение произведений Н.Т.Старикова
Отбор материала о родном крае
Посещение дома родителей Н.Т.Старикова на его малой Родине
Работа с документами, сетью Интернет
Изучить литературу по теме исследования
Встретиться с людьми, знавшими поэта – земляка, его родственниками
Обобщить полученный материал в виде исследовательской работы.
Н.Т.Стариков – личность, достаточно известная среди литераторов ХХ века, но о творчестве поэта мало написано, оно практически не исследовалось. Мы думаем, что это связано с тем, что поэт много жил и работал на Камчатке, далеко от родных мест.
Методы нашего исследования традиционны в большей степени для реферативных работ – это подбор, изучение, сравнение и анализ имеющейся литературы и сведений сети Интернет по теме и собственные выводы.
Глава 1. Тематика лирики Н.Т.Старикова
Тему нашей работы «Художественный образ родного края в творчестве поэта-земляка Н.Т.Старикова» мы попытались изобразить в виде опорной схемы-конспекта (см.приложение №1).
Образ родного края – поэтическое и земное всё для Н.Т.Старикова. Он по-своему развивает традицию русской литературы в творческом изображении малой Родины.
Художественные образы и лирический герой.
Лирический герой отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его отношением к природе, общественной жизни, людям.
Образ лирического героя создается на основе жизненного опыта поэта, его чувств, ощущений, ожиданий, закрепленных в произведении в художественно преображенной форме. Однако полное отождествление личности самого поэта и его лирического героя неправомерно: не все, что включает в себя «биография» лирического героя, происходило в действительности с самим поэтом.
Термин «лирический герой» введен Ю.Н. Тыняновым в 1921 году в его работе, посвящённой Блоку, и под ним понимается образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. «Лирический герой - художественный "двойник" автора- поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью, индивидуальностью судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира».
Лирический герой присутствует не во всех произведениях поэта-лирика, и о лирическом герое нельзя судить по одному стихотворению, представление о лирическом герое складывается из цикла стихов поэта либо из всего его поэтического творчества. Это особая форма выражения авторского сознания:
1. Лирический герой- это и носитель речи, и предмет изображения. Он открыто стоит между читателем и изображаемым миром; мы можем судить о лирическом герое по тому, что ему близко, против чего он восстает, как он воспринимает мир и свою роль в мире и т.д.
2. Для лирического героя характерно внутреннее идейно- психологическое единство; в разных стихотворениях раскрывается единая человеческая личность в ее отношении к миру и к самой себе.
3. С единством внутреннего облика может сочетаться единство биографическое. В этом случае разные стихотворения могут объединяться в эпизоды жизни некоего человека.
В то же время существуют лирические системы, в которых лирический герой не выходит на первый план, мы не можем сказать что-то определенное ни о его психологии, ни о биографии, ни об эмоциональном мире. В таких лирических системах «между поэтическим миром и читателем при непосредственном восприятии произведения нет личности как главного предмета изображения или остро ощутимой призмы, через которую преломляется действительность». В таком случае принято говорить не о лирическом герое, а о поэтическом мире того или иного поэта, определенности, позволяющей говорить о нем как о некоей личности. Лирическое "я" поэта - это Взгляд на мир, по существу отвлеченный от конкретной личности. Лирическому герою в поэзии, хотя он и не совпадает полностью с авторским «я», сопутствует особая искренность, исповедальность, «документальность» лирического переживания, самонаблюдение и исповедь преобладают над вымыслом.
Лирический герой, и не без основания, обычно воспринимается как образ самого поэта - реально существующего человека.
Однако в лирическом герое (при всем его явном автобиографизме и автопсихологизме) нас привлекает не столько его личная неповторимость, его личная судьба. Какой бы биографической, психологической определенностью ни обладал лирический герой, его «судьба» интересна нам, прежде всего, своей типичностью, всеобщностью, отражением общих судеб эпохи и всего человечества. Поэтому справедливо замечание Л.Я. Гинзбург о всеобщности лирики: «...у лирики есть свой парадокс. Самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей... если лирика создает характер, то не столько "частный", единичный, сколько эпохальный, исторический; тот типовой образ современника, который вырабатывают большие движения культуры».
Лирический герой - это художественный образ, некоторое лирическое «Я», соотнесенное с личностью автора лирического произведения, однако не равное ему. Субъективность и личностная подлинность лирического чувства, выраженное в произведении, не означают, что чувства, переживания, мысли поэта обязательно выражаются в лирике в прямой форме, являются автобиографическими. Часто эта форма условна, лирическое «Я» выступает как некоторая условная фигура. Автор лирического произведения может воспроизводить и чужие чувства и наделять лирическое «Я» вымышленными чертами. В этом случае можно говорить о лирическом герое.
Лирика.
Лирика отражает жизнь, изображая отдельные переживания человека, его мысли и чувства, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами.
По внутреннему миру человека, раскрытому в лирике, мы представляем себе и человека, и жизненную обстановку, которая вызвала его переживания.
Художественный образ.
Образ – в художественной литературе картина человеческой жизни, изображённая в художественном произведении; писатель, изображая жизнь, выражает свои мысли о ней, раскрывает при помощи образов своё отношение к поведению людей в различных обстоятельствах, к явлениям природы и, показывая их в произведении, стремится вызвать такое же отношение к ним у читателя.
Образ, образное отношение жизни – основная особенность искусства и, в частности, художественной литературы как особой формы отражения жизни, то есть познания жизни и воздействия на неё.
Земляки.
Обратимся к толкованию слова «земляк». «Единоземец, рождённый в одном с кем-либо государстве, области, местности. Лаконично и определение словаря С.И. Ожегова: «… Уроженец одной с кем-либо местности». Таким образом, уроженец села Камбулат Николай Терентьевич Стариков, без сомнения, - наш земляк.
Глава 2.
Художественный образ родного края в лирике Н.Т.Старикова.
2.1. Природа родного края в стихах Н.Т.Старикова.
Одним из достоинств лирики Н.Т.Старикова мы считаем изображение природы родного края. Сдержанный тон, простые слова раскрывают образ, душу природы, проникают в читателя и пробуждают в нём жажду жизни:
Вот он – широкий и светлый,
Рыжий от спелых хлебов, -
Край мой, где носятся ветры,
Не оставляя следов.
- звучат строки из сборника стихотворений «Отчие дали». Так близки и дороги каждому селянину образы «шелестящих камышей», подорожника у дороги, «колосьями спелая даль». Однако природное таинство уже нарушено наступлением цивилизации:
Покряхтывая и скрипя мостами,
Под непосильной ношей сентября,
По всей земле дорога распласталась,
Асфальтом и булыжником горя.
Стихи о природе у поэта чаще всего философские: здесь «в никуда уходит лето», «и души, попавшие в сети, беспомощно крыльями бьют». И чаще всего стихотворные строчки как фрагмент, в котором есть своё, обусловленное особым бытом, жизненным укладом. Здесь в каждом слове – любовь к малой Родине. Только полюбив свой дом, можно полюбить свою страну:
Привет тебе, родимое село!
Пускай дымки в простуженное небо,
Приманывай похрустываньем хлеба
И источай крестьянское тепло.
Его стихи – то монолог души, то диалог с читателем.
2.2. Образ человека труда.
О чём стихи ставропольского поэта? Можно просто сказать: о жизни, и это будет верно. А можно всмотреться, вчитаться и услышать ропот могучих кедров, музыку уральского рабочего города, поступь матросов, смех любимой, песню мамы, счастье жизни - тематика его стихов очень разнообразна. Но при всей пестроте в лирике Н.Т.Старикова можно проследить главную особенность: лирический герой его стихов пытается преодолеть самого себя, страх, косность, равнодушие, забвение, боль, преодолеть все жизненные испытания. Даже в стихах о любви звучит похожий мотив контраста, противостояния, борьбы:
Я мучительных дум – не боюсь,
Я несбыточных снов – не боюсь,
Я высокой любви – не боюсь,
И об этом сказать не стыжусь.
Мы считаем, что всё творчество Н.Т.Старикова можно разделить на три этапа: раннее творчество (80-е гг.), период становления поэта (90-е гг.) и зрелые стихи (21-й век). На протяжении всего творчества поэта происходит эволюция лирического героя: начиная с увлечения красотой природы, любовной лирикой к становлению гражданской позиции поэта.
Обо всём и обо всех Н.Т.Стариков говорит с любовью: о бескрайних степных раздольях, о родных и друзьях, о политике, о ветеранах Великой Отечественной и Афгана, о Чечне. Всё это увиденное глазами поэта вечное в преходящем. Поэтому высокой печалью отмечены практически все проходящие сквозь лирику темы - любви, дружбы, мужества, памяти, труда, поэта и поэзии, красоты, смерти:
Судьба человека – лишь нить.
Её обрывает на стыках,
Но в малых делах и великих
Мы, может, останемся жить.
И в каждом из условно отмеченных нами периодов творчества есть у поэта художественные образы нашей малой Родины.
«Чтобы понять поэта, надо узнать его Родину», - считал Иоганн Вольфганг Гёте. Чтобы представить художника слова, надо знать регион (С. Есенин – Рязанщина, Ф. Абрамов – Вологодчина). Узнаваемы местность, люди, их занятия. Образ малой Родины поэта Н.Т.Старикова сложился в нашем представлении благодаря знакомству с его стихами, публикациями в газетах и журналах, воспоминаниях о семье. Не понаслышке знает поэт трудную, требующую большой сноровки, крестьянскую работу.
А помнишь, как работали,
Плакали,
Росли…
Мужицкие хлопоты
На нас с тобой легли.
Мы всаживали копьями
Вилы и серпы.
И капли пота
Кобрами
Сползали с наших спин.
Отношение человека к труду является для поэта мерилом нравственной целостности.
Всё творчество Н.Т.Старикова представляет собой единое целое – своеобразный лирический роман, главным героем которого является сам поэт. Не случайно, поэтому характерная примета его творчества – автобиография.
2.3. Родное село Камбулат в творчестве поэта.
На определенном этапе лирический герой, родившийся и выросший в маленьком селе, на лоне природы, отрывается, от своей "малой родины" и уходит в город, который становится для него родным. Поэт осознает, что в мире есть множество прекрасных городов, но этот ему по-своему дорог, и его не сможет заменить никакой другой:
А там,
За гранью ключевой, -
Опять свидание с Москвой.
…Я пробиваюсь к ней, желанной,
Хрипя, вынашивая планы…
И он не понимает, что его зовет опять сюда? Что в нем завораживает душу? Но, живя в городе, поэт не перестает рваться на «малую родину». Деревенская жизнь для Н.Т.Старикова - это что-то особенное, живое, простая Русь, где городские законы неуместны, здесь люди живут по старинке, верят в придания и приметы. Все это очень ярко выражено в сборнике «Отчие дали».
Я в отпуске – значит, в деревню,
К недлинным, но мудрым речам,
К большим парашютам деревьев,
Повисшим у изб на плечах.
В сборнике «Отчие дали» с первой строчки Николай Терентьевич даёт понять читателю, что переживает за судьбу деревни. Его угнетает то, что сейчас с ней происходит: целые сёла вымирают. Автор хочет, чтобы в них зародилась жизнь, такая, которая была раньше: «здесь певали песни», «радовались вёснам», «пахали вместе», «встречали вместе первых журавлей». Поэт говорит о том, что, живя в большом шумном городе, нельзя забывать о своих корнях. И он всегда помнит о своём крае, своём родном селе, об отцовском доме. С душевной теплотой, тонким лиризмом Стариков пишет в стихотворениях «Отцовский домик» и «Белая хата»:
Он устало дымит
Обгорелой трубой,
Он не сводит с меня
Близоруких, невидных окошек,
По которым стекает
Слезой материнской,
Непрошенной,
Этот медленный дождь,
Эта поздняя боль.
…
Прости меня, белая хата,
Светись в недоступном краю!...
Хоть вырваться мне трудновато,
Я всё же надеюсь когда-то
Вернуться под крышу твою.
В сборнике «Круг исканий» Н.Т.Стариков не оставляет надежды на возрождение старой Руси. Годы идут, а ничего не меняется, всё старое забывается:
Переполненный силой,
Я неистово бьюсь:
Сохранить бы Россию
И глубинную Русь!
Н.Т.Стариков не только поэт, он журналист, публицист. В 1985 году Николая Терентьевича Старикова переводят на новое место службы в Москву, в журнал «Советский воин».
В 1987 году Николай Терентьевич Стариков Становится сначала старшим редактором редакции художественной литературы, потом замом главного редактора «Воениздата». В «Воениздате» в 1984 году вышла его книга стихов «Теми жив и счастлив», за которую ему была присуждена литературная премия Министерства Обороны СССР в области поэзии.
2.4. Родные лица.
Невозможно представить лирику Николая Терентьевича без стихов, посвященных женщине, самой дорогой, самой близкой и родной – его матери. Примечательно стихотворение «Матери», в котором автор как бы просит прощения у матери, сожалеет о том, что
…мы разлетелись по свету,
Пытаясь покой обрести,
И шлём ей порою приветы
И просим о нас не грустить.
За последней строфой кроются все сокровенные мысли и переживания поэта, которые невозможно изложить на бумаге, и поэтому она наводит читателя на собственные размышления о жизни:
Но глядя на наши портреты,
Она просветлеет на миг…
И этого ясного света
Хватает на нас семерых.
Мотив тихой грусти всегда сопровождает стихотворения Николая Терентьевича о матери. Мы словно слышим её смех, ставший с годами грустней и печальней, биение её «усталого сердца», словно видим руки женщины, которые выполняли и мужскую и женскую работу, и были ласковы и нежны, которые вырастили детей, вынесли все невзгоды:
Но если глухие разлуки
Тебя не сомкнут сединой, -
Целуй материнские руки
И кланяйся хате родной!
Род Николая Терентьевича вынослив и мужествен. Николай Терентьевич нечасто виделся с братом, но воспоминания детства, юности, родство крови и души, тесно переплетаясь, отзываются в стихотворении «Как помнятся давние годы!». Тяжелые годы выпали на долю братьев, нелегкая судьба. Сами пробивали себе дорогу в жизни своим трудом, упорством, желанием быть нужным людям, родине. В поэме «Деревенька детства» он пишет о своих братьях и сёстрах:
Мы падали и вставали,
Ах, как мы были крепки:
Кольчугами проступали
Рёбра и позвонки.
О трудной жизни, обожженной войной, читаем мы в поэме дальше:
Мы вшестером приникли к матери,
Её и счастье, и беда.
И каждый взглядом хлеба требует,
Одну её во всём виня…
Ни хлебных карточек, ни хлеба
Не выдавали в деревнях…
Мать сама справлялась с детьми, ведь отец был на фронте. Маленький Коля его почти не знал, не помнил, как он ушёл на войну, но в память врезалось возвращение отца с войны:
Пришёл отец – седой, в щетине,
Старик в шинели… Сколько лет
Он добирался из чужбины
Под этот кров, на этот свет.
Усы и жёсткие ладони
Меня коснулись, и слеза
Из глаз, войною обожжённых,
Упала на мои глаза.
И я заплакал… Не от счастья,
А оттого, что он, чужой,
К родному маминому платью
Припал седою головой.
Я убежал тогда из дома,
Но сразу боль моя прошла,
Когда в сарае, на соломе,
Меня рука его нашла.
И мы сидели тихо, молча,
Пока нас не спугнула мать…
Теперь я сам – как он той ночью,
Вот только не с кем помолчать…
Отец рано ушёл из жизни, и тоска по нему всегда преследовала поэта:
Я вижу, как ты обнимаешь отца,
А мне своего не обнять.
Уже никогда на ступеньках крыльца
Не будет он слушать меня.
И я никогда не услышу в ответ
Его грустноватых речей.
Нежданно погас тот доверчивый свет,
Что мирно горел средь ночей.
Меня сыновья и отцом назовут,
И даже обнимут в свой срок,
И только, больному от горьких минут,
Никто мне не скажет: сынок…
2.5. Философская тема.
Как любого поэта-гражданина, Николая Терентьевича волнуют вечные проблемы жизни, о которых он рассуждает в стихах. В сборнике «Небесный знак» в социально-философской поэме «Крест России» Н.Т.Стариков размышляет о своем жизненном пути. Лирический герой повидал и радость и горе, испытал и взлеты и падения. Перед героем стихотворения стоит вопрос, ответ на который сложно найти: как принять изменения в стране? Поэт волнуется за судьбу страны, за её народ, но в последних строчках поэмы пишет:
Ведь там, за гранью ключевой,
Я вижу солнце над страной!
Поэма «Крест России» ясно выражает авторскую позицию по отношению к современной жизни. Многие образы в нем несут символическое значение: сцена- жизнь, герои – люди, плаха – смерть… Поэт говорит о том, что жизнь в наше время очень изменилась, «обнажились все пороки». Теперь у народа нет таких нравственных ориентиров, какие были раньше. Жизнь для Старикова как пьеса, которую ставит режиссер, а все люди – актеры, настоящее лицо которых не видно. Жить в таком мире очень сложно, не сдержать «бессильных слёз»!
Философские стихи Н.Т.Старикова – это исповедь перед самим собой, перед всем миром. Так в поэме поэт откровенно говорит о своих грехах. Он просит прощения и пытается объяснить: люди меняются, если меняется жизнь. Но лирический герой не ищет для себя оправдания, а просто жаждет правоты.
О Боже! – мыслью не осилить
И памятью не оправдать,
И не понять душой больною
Всё, что случилось со страною…
Как страшно: жить в одной России,
В другой России – умирать.
Поэма заряжает бодростью и оптимизмом, хочется жить, любить и радоваться каждой минуте. Поэту хочется думать о том, что будет завтра. А завтра – «солнце над страной»!
В своей философской лирике поэт то устремляется ввысь и отдается своим мечтам, то наоборот: смотрит на жизнь взглядом пессимиста, хоть второе встречается реже, чем первое. Такое мировоззрение Николая Терентьевича вполне объяснимо, ведь он – творческая личность, поэтому ему свойственно нестандартное мышление, свои воззрения на жизнь. Но во всех стихах поэта лирический герой противостоит жизненным трудностям и неудачам. Читателю передается надежда и уверенность героя в завтрашнем дне. Его стихи полны оптимизма и веры:
Ещё не сломлена Россия,
Ещё найдутся среди нас
Её защитники, надежда,
И наша слава – станет прежней!..
Поэт убеждает читателя, что жизнь многогранна и многовариантна, но человек несёт ответственность за выбор!
2.6. Тема дружбы
В лирике Н.Т.Старикова большое место отводится теме дружбы. Друзья всегда были у поэта. Он умеет ценить дружбу, взаимопомощь. Он никогда не забывал о том, что добро, как и зло, всегда возвращается. Старался делать добро своим близким, друзьям, ценил свои корни, любил тех людей и те места, куда забрасывала его судьба и с кем сводила.
В стихотворении, посвященном Михаилу Киркину (капитану 1 ранга, подводнику, с которым его свела судьба на Камчатке), ставшему другом, он пишет:
Все нормально.
Я счастлив, ребята.
По земле без оглядки хожу,
По горящим на теле заплатам
Я о северном море сужу.
Все, что пережил с ними я – свято!
Это выше любого суда.
Все нормально. Я счастлив, ребята!
Только как бы обратно, туда?!
В стихотворении «Былая команда» поэт сожалеет об утрате друзей, говорит о том, что время нельзя повернуть назад. Друзей, которых потерял автор, не заменят другие, и поэтому Стариков пытается преодолеть эту потерю:
И я ухожу незаметно,
И многие также уйдут.
Заключение.
Итак, проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:
Н.Т. Стариков широко освещает в своем творчестве картины родного края.
В художественном образе родного края можно выделить его составляющие: образ Дома, окружающей природы, отдельно образ родного села и образ Земляков.
Самым значимым, на наш взгляд, является образ Дома.
Произведения поэта-земляка кровно близки нам, нашему времени. Они затрагивают самые насущные, самые коренные проблемы современности.
Читать Старикова – большая духовная работа. Каждое произведение имеет глубокий смысл. Николай Терентьевич требует от читателя ответной работы, роста души.
Перспективы нашей дальнейшей работы видятся в поиске и работе над архивными материалами и генеалогическими связями поэта.
«Переполненный силой, я неистово бьюсь: сохранить бы Россию и глубинную Русь!» - считает Н.Т.Стариков. Всё его творчество представляет собой единое целое – своеобразный лирический роман, главным героем которого является сам поэт. Неслучайно характерная черта его лирики – автобиографичность. Слово в поэзии Н.Т.Старикова не живёт обособленной жизнью. Поэт Николай Заболоцкий писал: «Слова должны обнимать и ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать, они должны перекликаться друг с другом, словно влюблённые в лесу…». И слова в стихах поэта, нашего земляка, образуют удивительный союз, который словно одухотворён лирическим чувством автора. И появляется неповторимое чудо поэзии. Лирический герой Н.Т.Старикова неравнодушен ко всему живому. Он противостоит косности, страху, забвению, несправедливости. Стихи поэта прямые и искренние. Они доступны и понятны каждому, любой может найти для себя в лирике Н.Т.Старикова что-то особенное, что-то близкое и родное.
История рода – история семьи – история страны – таковы вехи лирического романа поэта – земляка; через его творчество постигаем мы внутренний мир целого поколения потрясающих людей , бережно несущих традицию русского поэтического Слова. В маленьком селе Камбулат прошла его юность. И трепетное отношение к родному селу, ко всему, что с ним связано, Николай Терентьевич пронёс через всю жизнь. Зрелая жизнь поэта прошла очень далеко от Ставрополья – на Камчатке. И суровый камчатский край стал его второй родиной. Нашего земляка признали своим на этой земле, даже считают «певцом камчатской земли».
В стихах Н.Т.Старикова находим мы картины и образы родного края:
Нет ничего родней и ближе –
Вот этой стёжки полевой,
Где небо кажется мне ниже,
Где облака над головой.
Один из современных богословов высказал мысль о том, что «человек имеет две родины, два отечества. Одно отечество – это наша земля. И та точка земли, где ты родился и вырос. А второе – это сокровенный мир духа». Эти слова полностью применимы к характеристике лирического героя стихов Н.Т.Старикова. Образ Родины в его поэтическом мире отличается многоликостью и разнообразием. Важное место отведено в нем родному краю – Ставрополью.
Поэт не просто пишет о своей малой Родине, он частичка своего народа, своей России. Сын крестьян, с детства познавший тяжёлый обыденный труд, он передаёт боль и радость человеческого бытия в своих простых и точных строчках, заставляет читателя сопереживать и любить «эту грешную, но тёплую землю», помогает ощутить и познать «прикосновение любви». Любовь – это сущность, это сердце поэтического творчества Н.Т.Старикова:
Она жива – любовь к родной земле,
Любовь святая, данная мне веком…
Она останется в моей золе
И возродит другого человека.
И он, окинув взглядом этот мир,
Построенный людьми, - не именами,
В какой-то миг, я знаю – в добрый миг,
И сам полюбит созданное нами.
Источники
Стариков Н.Т. Крёстный путь. Избранные стихотворения и поэмы. – М.: Blue Apple , 1999.
Стариков Н.Т. Пора таяния: Стихи и поэма. — М.: Современник, 1978.
Стариков Николай Терентьевич//Что читать о Камчатке: Рек. указ. лит. — Петропавловск-Камчатский, 1982. — Вып. 2. — С. 135
Николай Стариков: [Библиогр. памятка/Камч. писат. орг]. — Петропавловск-Камчатский, 1981.
Приложение №1.
Биографическая справка
Николай Терентьевич Стариков родился в селе Камбулат Ставропольского края 8 апреля 1939 г. Там же окончил среднюю школу. В 1956 г. уехал на Украину в г. Борислав, где поступил в ГПТУ и получил специальность электрогазосварщика. Работал по специальности на сахарных заводах Украины. В 1958 г., был призван в армию, а в 1959 г. поступил в Саратовское военное училище, которое с отличием закончил в 1962 г. Начались годы службы в новом качестве — качестве офицера.
Стихотворной техникой Н. Стариков начал овладевать еще в школе, занимаясь в литературном объединении. Впервые его стихи были опубликованы в 1956 г. в ставропольской молодежной газете «Молодой ленинец». Позднее Н. Стариков печатался в журналах «Советский воин» и «Дальний Восток», в коллективных сборниках «Утро поэзии» (Саратов), «Стихи и рассказы» (Свердловск), «Молодость» (Ставрополь), «За тундрой — океан» (Петропавловск-Камчатский); в альманахах «Родники» (Москва) и «Ставрополь», в сборнике «Камчатка».
В 1966 г. Стариков послал стихи на творческий конкурс в Литературный институт им. М. Горького. После сдачи вступительных экзаменов он был зачислен на заочное отделение, которое в 1972 г. успешно закончил.
Учеба в институте позволила перейти на работу в газету. Три года он был начальником отдела одной из флотских газет на Камчатке, потом работал в комнате боевой славы г. Петропавловска-Камчатского.
С 1981 г. Н. Стариков — член Союза писателей СССР. Он автор нескольких поэтических сборников: «Светлые воды» (1975), «Пора таяния» (1978), «Порт приписки» (1982), «Круг исканий» (1985).
Поэзии Н. Старикова присуще светлое и доброе восприятие мира, духовная близость к природе, тема его стихов — радость труда рыбаков, раскрытие человеческих настроений и взаимоотношений, лирический разговор о любви.
Последние годы жил в Москве, работал в Воениздате.
Приложение №2.
Перечень произведений Н.Т.Старикова.
Отдельные издания и рецензии на них.
Светлые воды: Стихи. — Петропавловск-Камчатский: Дальневост. кн. изд-во. Камч. отд-ние, 1975. — 80 с.
Рец.: Золотов В. Все тревоги и радости//Камч. правда. — 1975. — 16 февр.; Туркин В. По плечу серьезные задачи//Дал. Восток. — 1978. — № 10. — С. 134–142.
Пора таяния: Стихи и поэма. — М.: Современник, 1978. — 95 с. — (Новинки «Современника»).
Ред.: Коптев Е. Добрый свет поэзии//Камч. правда. — 1979. — 6 нояб.
Прикосновение к подвигу. — Петропавловск-Камчатский: Дальневост. кн. изд-во. Камч. отд-ние, 1981. — 63 с.
Порт приписки: Стихи; Венок сонетов: Поэма. — Петропавловск-Камчатский: Дальневост. кн. изд-во. Камч. отд-ние, 1982. — 70 с.
Круг исканий: Книга стихов. — Петропавловск-Камчатский: Дальневост. кн. изд-во. Камч. отд-ние, 1985. — 71 с.
Рец.: Цевелев А. Искания души//Лит. Россия. — 1987. — 9 янв. — С. 13.
Из публикаций в периодической печати и сборниках
«Россия — вербная сторонушка…»; «Я в тишину квартирную не верю…» [Стихи]//Дал. Восток. — 1971. — № 7. — С. 9.
Мы просто солдаты; Звучал Шопен; Звезда морей: [Стихи]//3а тундрой — океан. — Петропавловск-Камчатский, 1973. — С. 25–27.
«Камчатка, край мой отдаленный…»: [Стихи]//Дал. Восток. — 1974. — № 1. — с. 10: фот.
Осень; Матери; «Сестра включила радио в палате…»; Капитан; Отчие дали: [Стихи]//Тихоокеанские румбы: Лит. — худож. сб. — Петропавловск-Камчатский, 1977. — С. 109–114.
Приход весны; В конце зимы; Напоминание; На холмах; Свет; «Твои слова, не сказанные мне…»: [Стихи]//Камчатка: Лит. — худож. сб. — Петропавловск-Камчатский, 1978. — С. 65–68.
Мир моему дому; Мелодия: [Стихи]//Техника — молодежи. — 1979. — № 4. — С. 43.
«Пока таится в глубине дорога…»; «А белая роща живет…»; «Не применяй красивого словечка…»: [Стихи]//Камчатка. — Петропавловск-Камчатский, 1981. — С. 50–51.
Флоту; «Зеленоватой свежей акварелью…»; Море и берег; «Мы сгибались под грузами…»; «Все оплывает, будто сон…»; Матери: [Стихи с предисл. ред.]//Сов. воин. — 1983. — № 17. — С. 30
Для Родины живу: [Стихи]//Сов. воин. — 1984. — № 13. — С. 6–7. — Содерж.: «Море, где твое начало…»; Камчатка; «Почти идеальное место…»; «Тайга. Косынками березы…»; «Бывает надоест походный ветер…»; Последние известия; В отпуске; «Снова ночь, и по улицам тесным…»; Тебе; Офицерские жены.
«И скрюченным ветром березам…»; Север: [Стихи]//Звезда. — 1984. — № 7. — С. 126.
Остров Шумшу: Фрагменты из поэмы//Москва. — 1985. — № 9.— С. 140–141.
Земля моего счастья: [Стихи]//Дал. Восток. — 1987. — № 5. — С. 32–33. — Содерж.: «Я видел большие дороги»; Среди снегов; «Поднимается ветер…»; «Восток раскачает деревья…»; Восток.
Приложение №3
Литература о жизни и творчестве Н.Т.Старикова
Золотов В. Все тревоги и радости: [О лирике Н. Старикова]// Камчатка: Лит. — худож. сб. — Петропавловск-Камчатский, 1977. — С. 163–166.
Приняты в Союз писателей РСФСР: [Вт. ч. Н. Т. Стариков — поэт (Петропавловск-Камчатский)]//Лит. Россия. — 1981. — 3 апр. — С. 9.
Васильев В. Камчатка, березовый край [Обзор поэт. произведений мест, авт., начиная с 1950-х гг. В числе др. анализируется творчество Н. Старикова]//Камч. правда. — 1987. — 8 дек.
Библиография
Николай Стариков: [Библиогр. памятка/Камч. писат. орг]. — Петропавловск-Камчатский, 1981.
Стариков Николай Терентьевич//Что читать о Камчатке: Рек. указ. лит. — Петропавловск-Камчатский, 1982. — Вып. 2. — С. 135
Приложение №4.
Схема №1.
Тематика лирики Н.Т.Старикова
Приложение №5.
Диаграмма №1.
Вопрос:
Известны ли вам сведения о жизни и творчестве Н.Т.Старикова?
Приложение №6.
Диаграмма №2.
Вопрос:
Считаете ли вы необходимым исследование языка художественных произведений поэта-земляка?
Приложение №7.
Диаграмма №3
Вопрос:
Для чего необходимо освоение навыков лингвистического анализа поэтического текста?
Приложение №8
Стариков Николай Терентьевич
Родители Н.Т.Старикова
Отец – Терентий Харитонович родился 9 апреля 1897 года и всю жизнь проработал в колхозе.
Мать Мария Тимофеевна родилась 21 февраля 1900 года. Работала в колхозе и занималась воспитанием детей.
Родительский дом Н.Т.Старикова
Одна из комнат дома родителей Н. Старикова, в котором прошло детство поэта.
Предметы домашнего обихода в пору детства Н. Старикова
Семья Стариковых:
Мария, Павел, Полина, Иван, отец и мать с внуками. Николай (внизу).
Николай Стариков во время службы в Армии.
Николай с другом во время учебы
в Саратовском военно-техническом училище.
Николай Стариков (слева), брат Иван с женой, отец, мать.
Братья Степан и Николай (справа) и сестра Полина
В отпуске в с. Камбулат среди семьи. 70-е годы.
Николай Стариков (в центре), слева В. Савельев (двоюродный брат).
Слева Полина, мать с внуком Димой (сын Николая) и сестра Мария.
Семья Н.Т.Старикова
Книга поэта с автографом автора
Горбачёва Марина Юрьевна