12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Литвиненко Светлана Юрьевна615
Работаю в школе 37 лет учителем русского языка и литературы. Люблю детей, книги, театр, кошек
Россия, Хабаровский край, Хор

Презентация по русскому языку на тему «Анализ публицистического текста на ЕГЭ», 11 класс

Анализ публицистического текста Дмитрия Быкова по пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» Подготовила Литвиненко Светлана Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 р.п. Хор

Вникаем в текст и определяем о чём он. Определяем стиль текста. Работаем с микротемами. 1 микротема Главная претензия к пьесе «Горе от ума», высказываемая в разное время - независимо друг от друга - Пушкиным и Белинским, заключается в психологической несообразности конфликта. "Все, что говорит он, - очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобное", - пишет Пушкин, сам всю жизнь глубоко страдавший от непонимания людей, цену которым он знал отлично. Что такое претензия? Кто её предъявляет? Что такое несообразность? Кто такой он? В чём его упрекают?

Вникаем в текст и определяем о чём он. Определяем стиль текста. Работаем с микротемами. 1 микротема Главная претензия к пьесе «Горе от ума», высказываемая в разное время - независимо друг от друга - Пушкиным и Белинским, заключается в психологической несообразности конфликта. "Все, что говорит он, - очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобное", - пишет Пушкин, сам всю жизнь глубоко страдавший от непонимания людей, цену которым он знал отлично.

Определяющие слова Комментарий Выводы Претензия Требование Б. и П. упрекают А.С.Грибоедова в недоставерности конфликта, который положен в основу пьесы. «Не верим,» – говорят они. Умные люди , каким представлен он (Ч), так себя не ведут. Умные оценивают тех, с кем общаются, и не распыляют свои блистательные мысли перед тем, кто всё равно ничего не поймёт. Так считают Б. и П. В.Г.Белинский А.С.Пушкин Русский литературный критик 1811- 1848 Русский писатель 1799-1837 Несообразность Абсурд, выходящее за рамки смысла противоречие Александр Андреевич Чацкий Главный герой пьесы А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Белинский по молодости лет идет дальше - его смущает самая пружина действия: в Софью влюблен, надо же! Какой после этого ум?! "И что он нашел в Софье? Меркою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит, а Софья любит ограниченного человека без души, без сердца, без всяких человеческих потребностей, мерзавца, низкопоклонника, ползающую тварь, одним словом - Молчалина. Грибоедов попал в нерв: черта умного человека - изначально и неизбежно присущая уму, - увы, именно в этом. Высказываться перед теми, кто не может тебя понять; домогаться уважения тех, кого сам ты не можешь уважать ни при какой погоде; любить ту, которая способна полюбить кого угодно, кроме тебя, и, в сущности, мизинца твоего не стоит. Может ли быть иначе? Вряд ли. Потому что другое положение дел свидетельствовало бы уже о высокомерии, а оно весьма редко уживается с настоящим-то умом. Снобизм - иное дело, но редкий сноб умен в истинном смысле слова. Чаще он демонстрирует репетиловские черты - нахватался фраз, да и позиционирует себя, не особо слыша, что ему отвечают. 2 микротема Что такое пружина действия? Какой аргумент приводит Белинский по поводу ума Чацкого?

Белинский по молодости лет идет дальше - его смущает самая пружина действия: в Софью влюблен, надо же! Какой после этого ум?! "И что он нашел в Софье? Меркою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит, а, без всяких человеческих потребностей, мерзавца, низкопоклонника, ползающую тварь, одним словом - Молчалина. 2 микротема

Определяющие слова Комментарий Выводы Пружина действия Интрига, ствол сюжета Ч. Не умён вовсе, иначе он не полюбил бы Софью, поскольку она недостойная женщина, так как любит мерзавца Молчалина. Подтверждение той же мысли: умён ли Чацкий? Софья любит ограниченного человека без души, без сердца Второстепенная проблема Аргумент Белинского Меркою достоинства женщины может быть мужчина

Грибоедов попал в нерв: черта умного человека - изначально и неизбежно присущая уму, - увы, именно в этом. Высказываться перед теми, кто не может тебя понять; домогаться уважения тех, кого сам ты не можешь уважать ни при какой погоде; любить ту, которая способна полюбить кого угодно, кроме тебя, и, в сущности, мизинца твоего не стоит. Может ли быть иначе? Вряд ли. Потому что другое положение дел свидетельствовало бы уже о высокомерии, а оно весьма редко уживается с настоящим-то умом. Снобизм - иное дело, но редкий сноб умен в истинном смысле слова. Чаще он демонстрирует репетиловские черты - нахватался фраз, да и позиционирует себя, не особо слыша, что ему отвечают. 2 микротема Кто это говорит? Что такое снобизм?

Грибоедов попал в нерв: черта умного человека - изначально и неизбежно присущая уму, - увы, именно в этом. Высказываться перед теми, кто не может тебя понять; домогаться уважения тех, кого сам ты не можешь уважать ни при какой погоде; любить ту, которая способна полюбить кого угодно, кроме тебя, и, в сущности, мизинца твоего не стоит. Может ли быть иначе? Вряд ли. Потому что другое положение дел свидетельствовало бы уже о высокомерии, а оно весьма редко уживается с настоящим-то умом. Снобизм - иное дело, но редкий сноб умен в истинном смысле слова. Чаще он демонстрирует репетиловские черты - нахватался фраз, да и позиционирует себя, не особо слыша, что ему отвечают. 2 микротема Кто это говорит?

Определяющие слова Комментарий Выводы Попал в нерв Быков соглашается с Грибоедовым, что Чацкий умён Полемика автора с другими авторитетными источниками. Быков говорит, что Грибоедов прав, а П. и Б. ошибаются. Ч действительно умён, но при этом не является высокомерным снобом. Умный человек Настоящим-то умом Снобизм Подражание манерам высшего света, претензия на изысканность, стремление казаться аристократом.

Горькая и странная эта пьеса - именно о том, как ум взыскует диалога. Он не живет в вакууме, по-щенячьи горячо набрасывается на собеседника, надеясь разагитировать, перевербовать его, хоть что-то доказать, попросту выболтаться. Пушкина и Белинского смущает, что Чацкий не разобрался в Софье. Скажите на милость, естественно ли для умного человека разбираться в предмете страсти? Это признак совсем иной души - расчетливой, опытной, пусть даже и тонкой, но Грибоедова интересует ум философский, чаадаевский, чацкий, адский, самоцельный, занятый вечными вопросами. Такому мудрецу в самом деле не понять, что у него под носом делается. 3 микротема Какое условие необходимо для ума? Что значит умный? Мог ли Чацкий разобраться в страсти Софьи? Какой ум у Чацкого?

3 микротема Горькая и странная эта пьеса - именно о том, как ум взыскует диалога. Он не живет в вакууме, по-щенячьи горячо набрасывается на собеседника, надеясь разагитировать, перевербовать его, хоть что-то доказать, попросту выболтаться. Пушкина и Белинского смущает, что Чацкий не разобрался в Софье. Скажите на милость, естественно ли для умного человека разбираться в предмете страсти? Это признак совсем иной души - расчетливой, опытной, пусть даже и тонкой, но Грибоедова интересует ум философский, чаадаевский, чацкий, адский, самоцельный, занятый вечными вопросами. Такому мудрецу в самом деле не понять, что у него под носом делается.

Определяющие слова Комментарий Выводы Ум взыскует диалога Ищет. Не может без диалога. Не существует в вакууме. Есть ум расчётливый, а есть истинный, философский. Именно такой тип ума интересует Грибоедова. Обладателем такого ума Грибоедов сделал Чацкого. Умный Подвержен эмоциональному действию. Не анализирует действия Софьи Не расчётливый, опытный. Мудрец Обладатель истинного разума

Грибоедов точно подмечает ахиллесову пяту всякого большого ума: необходимость отклика, а в особенности - потребность в любви. Не дается ум холодным и самодостаточным существам, это, в сущности, точная иллюстрация к поговорке про бодливую корову. И это - один из фундаментальнейших законов, на котором держится мир: если бы злодеи были умны - о, в какой ад они давно превратили бы захваченный ими мир! Но злодеи недалеки, как правило: способности к пониманию и здравому анализу съедены тщеславием, мнительностью, заботой об имидже, карьере. А ум дается таким, как Чацкий: лирическим, пылким, рассеянным, инфантильным, небрежно одетым. Высчитывать, кому и что можно сказать, - молчалинская черта. Это Молчалин у нас знает, в какое время открывать рот, а в какое тебя все равно неправильно поймут. А ум рассыпает цветы своего красноречия где захочет - ему ведь нетрудно. 3 микротема Что значит «ахиллесова пята»? Что означает выражение «бодливая корова»? Кому даётся ум в пьесе? Кому противопоста- вляется?

Грибоедов точно подмечает ахиллесову пяту всякого большого ума: необходимость отклика, а в особенности - потребность в любви. Не дается ум холодным и самодостаточным существам, это, в сущности, точная иллюстрация к поговорке про бодливую корову. И это - один из фундаментальнейших законов, на котором держится мир: если бы злодеи были умны - о, в какой ад они давно превратили бы захваченный ими мир! Но злодеи недалеки, как правило: способности к пониманию и здравому анализу съедены тщеславием, мнительностью, заботой об имидже, карьере. А ум дается таким, как Чацкий: лирическим, пылким, рассеянным, инфантильным, небрежно одетым. Высчитывать, кому и что можно сказать, - молчалинская черта. Это Молчалин у нас знает, в какое время открывать рот, а в какое тебя все равно неправильно поймут. А ум рассыпает цветы своего красноречия где захочет - ему ведь нетрудно.

Определяющие слова Комментарий Выводы Ахиллесова пята Уязвимое место Истинный ум даётся лишь добрым, чувствительным натурам. А злодеи – обладатели расчётливого ума, который ослаблен тщеславием, корыстолюбием. Бодливая корова Бодливой корове Бог рог не дает. Иначе они натворят много бед. Чацкий и Молчалин Противопоставление истинного и расчётливого ума

Горе ума - в том, что он не может априори признавать людей идиотами. В нем нет холодного презрения к тем, что много ниже, и температура его мира - не около ноля, а много выше. Горе ума - в вечном и обреченном поиске понимания, в монологах перед Фамусовыми и Скалозубами, в искреннем неумении и нежелании вести себя так, чтобы "блаженствовать на свете". Горе ума - в любви к Софье, потому что здраво оценивать возлюбленную - прерогатива буфетчика Петруши. Но ничего не поделаешь: все эти бессмыслицы - непременная черта умного человека, этой немногочисленной, но, к счастью, неистребимой породы. 4 микротема Что такое априори? Что такое прерогатива? Какой ум можно назвать истинным?

Горе ума - в том, что он не может априори признавать людей идиотами. В нем нет холодного презрения к тем, что много ниже, и температура его мира - не около ноля, а много выше. Горе ума - в вечном и обреченном поиске понимания, в монологах перед Фамусовыми и Скалозубами, в искреннем неумении и нежелании вести себя так, чтобы "блаженствовать на свете". Горе ума - в любви к Софье, потому что здраво оценивать возлюбленную - прерогатива буфетчика Петруши. Но ничего не поделаешь: все эти бессмыслицы - непременная черта умного человека, этой немногочисленной, но, к счастью, неистребимой породы. 4 микротема

Определяющие, непонятные слова Комментарий Выводы Априори Изначально, независимо от опыта Итог полемики Нет холодного презрения в истинном уме. Горе этого ума в том, что он постоянно ищет диалога. Он искренне не умеет и не желает искать тёплого местечка на этой земле. Прерогатива Исключительное право нет холодного презрения в вечном и обреченном поиске понимания диалог неумении и нежелании вести себя так, чтобы "блаженствовать на свете» Отсутствие корысти

Тема О чём текст? Об умном человек Об уме О сущности ума О разновидности ума Об уме истинном и ложном Какая тема приведёт в тупик? Что Быков говорит об уме?

Истинный ум чужд расчётливости и снобизма, поэтому обладатели такого ума уязвимы и обречены на вечный поиск понимания со стороны общества. Позиция автора Тема – главная мысль - проблема Задайте вопрос, который бы соответствовал главной мысли?

Каковы особенности истинного ума? Почему по-настоящему умным людям нелегко живётся? Я познакомился с текстом современного писателя, публициста Дмитрия Быкова, в котором автор рассуждает о пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума». Главный вопрос, интересующий Быкова, заключается в следующем: почему людям, обладающим истинным, выдающимся умом, живётся нелегко? В чём состоит «горе от ума»?

Комментарий Логическая схема Умные оценивают тех, с кем общаются, и не распыляют свои блистательные мысли перед теми, кто всё равно ничего не поймёт. Так считают П. и Б. Умные люди разборчивы в любви и трезво оценивают достоинства возлюбленных. Так говорит Белинский Быков говорит: есть разные типы ума: ум расчётливый и истинный. Первый разборчивый и высокомерный. Второй – пылкий и искренний Неспособные на лицемерие и холодное презрение, обладатели ума не могут приспособится к реалиям общества и обречены на вечный поиск понимания. В этом горе ума. «Развалили текст»

В поиске ответа автор обращается к критическим статьям А.С.Пушкина и В.Г.Белинского, в которых ставится под сомнение выдающийся ум главного героя пьесы – Чацкого: «…признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобное,»- заявляет А.С.Пушкин. В.Г.Белинский добавляет, что по-настоящему умные люди разборчивы в любви и не могут полюбить недостойную их женщину. Д.Быков не может согласится с мнением критиков и вступает в полемику с ними. (Первый пример комментария: цитата Пушкина и косвенная речь: суть претензии Белинского. Дальше нужно показать, что делает автор. Связь первого и второго примера - полемика.)

Публицист убеждён, что в образе Чацкого А.С.Грибоедов показал поистине умного человека, и в этом истинный ум как раз проявляется в неумении героя выбирать правильное окружение, в его иррациональном чувстве к Софье, в его попытках доказать что-то тем, кто ничего не хочет слышать и понимать. Иное положение дел, по мнению Д.Быкова, «свидетельствовало бы уже о высокомерии, а оно редко сочетается с настоящим умом». Вечное стремление быть понятым, неспособность к холодному презрению и нежелание «блаженствовать на свете» – вот причины душевных терзаний подлинно умного человека. (Комментарий из двух абзацев, так как две разные мысли)

Авторская позиция по поставленной проблеме такова: истинный ум чужд расчётливости и снобизма, поэтому обладатели такого ума уязвимы и обречены на вечный поиск понимания со стороны общества. Эта точка зрения кажется мне весьма убедительной. Действительно, выдающийся ум несовместим с карьеризмом, угодничеством, лицемерием. (Другими словами изложена точка зрения автора. Теперь выдвигаем свой тезис) Гении целиком погружены в науку, и оттого их считают людьми «не от мира сего». Вспомним…

Никола Тесла, Перельман, Илон Маск, Ландау. По каким признакам мы можем считать их эксцентричными? Вспомним знаменитого физика Альберта Эйнштейна, который славился своей эксцентричностью. Он настолько был погружен в мыслительный процесс, что часто даже забывал поесть или надеть носки. Будучи противником всяческого насилия и не желая участвовать в политических играх, он отклонил предложение занять президентский пост в Израиле. Подлинный гений Эйнштейна реализовался в жизни, далёкой от мелочной обывательской суеты. (Нужно показать, что ум физика похож на ум Чацкого: эксцентричен – без носков, бескорыстен – отказался от президентства. Пример должен соответствовать тезису, не должен быть абстрактным.) Делаем вывод, закончить работу, чтобы она не казалась незавершённой, не потерять балл за композицию. Итак, горе истинного ума в его самодостаточности и высоких нравственных убеждениях, не позволяющих лгать, лицемерить, выбирать тёплое место в жизни.

ПУТЕВОДИТЕЛЬ 1.Понять о чём текст (тема, ключевое слово) 2. Что автор говорит об этом? (главная мысль) 3. Что он говорит об этом сначала (1 пример), что он говорит об этом потом (2 пример)? Взаимосвязь. 4. Что я об этом думаю? (Свой тезис) 5. Почему я так считаю и как убеждаюсь в этом (обоснование)? 6.Вывод.