12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ибрагимова Лена Рафаиловна733
Россия, Башкирская респ., Стерлитамак

Башкирские богатырские сказки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №35» г.Стерлитамак Республика Башкортостан Башкирские богатырские сказки воспитатель: Ибрагимова Л.Р.

Актуальность «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить…» Сказка входит в жизнь ребёнка самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром художественной литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Ребёнок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним. Каждый народ интересен тем, что имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции, свою самобытность. Важное личностное качество, которое следует развивать и воспитывать в наших детях, это национальный дух. Приобщая детей к истокам национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребёнка, который будет носителем черт характера, присущего своему народу, так как только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. Башкиры – народ с богатым фольклорным наследием. Башкирское народное творчество имеет огромное познавательное и воспитательное значение, которое представляет собой большую художественную ценность. Приобщение детей к башкирскому народному творчеству воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных сказок, загадок, пословиц, поговорок, четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор.

Цель: прививать любовь и интерес к башкирским богатырским народным сказкам. Задачи: Образовательные: -расширять знания детей о башкирских народных сказках; -формировать умение слушать и понимать идею башкирских народных сказок, пересказывать их, опираясь на иллюстрации, называть героев сказок; -формировать представления о нравственных качествах (честность, доброта, отзывчивость) посредством башкирских народных сказок. Развивающие: -развивать интонационную выразительность речи, обогащать словарный запас; - развивать творчество, фантазию, воображение, артистизм; Воспитывающие: - воспитывать интерес к башкирскому народному творчеству, любовь к сказкам, книгам; -воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, чувство сопереживания, желание помочь другим, бережное отношение к природе, ко всем живым существам.

Истоки башкирских народных сказок лежат как в народном фольклоре, так и в книжных, литературных сюжетах. Богатырские сказки (Алпамыша и Барсын-хылу, Семь братьев и сестра, Аюголак, Акъял-батыр, Богатырь Незнай,  Тимерхан и др.). Особенностью этих башкирских сказок является малый уровень героизма в героях, действие их вне времени. Противники героев — мифические существа аждаха, пярий. Имена героев связаны с каким-либо районом Башкирии. Традиционным для башкирских богатырских сказок является эпизод чудесного рождения — рождение в лаптях («Джигит, победивший тысячеглавого  Аждаху), рождение от капли крови, брызнувшей на крышу, когда зарезали корову («Акъелак»), рождение из колена старушки («Коленный батыр»), рождение из расщелины скалы, когда старик ударил топором по затрясшейся каменной громаде («Алп-батыр»). Встречаются в сказках и женщины-богатыри (Барсын-хылу сбрасывает камни с горы и убивает всех женихов-богатырей). Богатырские сказки повествуют о борьбе с чудовищами, об испытаниях, связанных с решением трудных задач. Батыр покидает дом, чтобы повидать свет, себя показать и найти применение своим силам.

Батыра от других персонажей сказки отличают такие черты , как храбрость, верность, честность и справедливость.

Героический сюжет связан со столкновением батыра с врагами и притеснителями людей, похитителями девушек и женщин (дэвом, аждахой)

Названия башкирских богатырских сказок Камыр-батыр Акъял- батыр Алп- батыр

Урал- батыр Башкирский национальный эпос. Самое крупное произведение башкирского эпоса (4576 поэтических и 19 прозаических строк). «Урал-батыр» принадлежит к древнему жанру башкирской поэзии – кубаир. В эпосе выражена идея вечной жизни народа.

Образ женщины-богатыря в башкирских сказках

Башкирские народные игры « Ловкий джигит», « Всадник». Развивают память, речь, творческую активность. Воспитывают ловкость, меткость, выносливость.

Театрализованные игры, обыгрывание сюжетов богатырских сказок.

Беседы с детьми о сказках, о героях башкирских народных сказок, об их нравственных качествах.

Художественное творчество Развивает у ребенка творческие способности, помогает сформировать изобразительные навыки и умения, пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни.

Рисование «Любимые герои башкирских богатырских сказок»

Наш вернисаж

Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов «Башкирские народные сказки»

Башкиры- народ с богатым фольклорным наследием. С детских лет каждый человек любит сказки. Нет человека, который не любит сказки. В них отражается мечта народа о свободе, осуждается жадность, трусость, предательство и прославляются трудолюбие, доброта, подвиги мужественных, сильных богатырей- батыров, которые защищают свою родину и народ от злых сил.