Технологическая карта урока географии на тему «Мировой океан» (5 класс)
Технологическая карта урока
географии в 5 классе учителя географии МОУ «СОШ с.Сосновка Саратовского района Саратовской области» Гориной Ирины Алексеевны
Предмет |
География |
Класс |
5 класс |
УМК |
1 . «География. Начальный курс» 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. А. А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2018 г. 2. «География. Дневник географа-следопыта». Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина «География. Начальный курс». А.А. Летягин, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2018 г.
|
Тема урока |
Мировой океан . |
Цель урока |
Организовать совместную работу по формированию представления о Мировом океане как непрерывном водном пространстве |
Задачи урока |
Обучающие:сформировать мировоззренческую идею о единстве Мирового океана, познакомить с частями океана. Развивающие:развивать умение определять географическое положение моря или другого водного объекта; продолжить формирование приёмов работы с картой (читать, анализировать, обобщать информацию). Воспитательные: показать значение Мирового океана для окружающей среды и человека. |
Планируемые результаты |
Предметные : развивать умение работать с различными источниками информации, объяснять географические особенности природы Мирового океана, выделять составные части и определять их отличительные черты. Метапредметные : Познавательные: формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие навыков творческого мышления и умения решать нестандартные задачи; умение определять понятие, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы. Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; развитие у учащихся самоконтроля знаний и умений; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; выполнять учебное действие в соответствии с алгоритмом действий. Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в парах, группах; развитие речи; осознанно использовать речевые средства для представления результата. Личностные : воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах, в группе; положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; осознание трудности и стремление их преодолеть; воспитание интереса к географии как науки. |
Тип урока |
Урок «открытия» нового знания |
Форма урока |
Урок –исследование |
Методы обучения |
Проблемный, эвристический, беседа (диалоговый), объяснительно-иллюстративный, практический. |
Форма работы |
Игровая, фронтальная, индивидуальная, групповая, парная (практическая работа, работа с картами атласа), самостоятельная (практическая) работа с самопроверкой. |
Межпредметные связи |
Музыка, литература, экология. |
Педагогические технологии |
Элементы технологии проблемного обучения, элементы игровой технологии, здоровьесберегающая технология (чередование вида деятельности, физминутки). |
Методические приемы |
Проблемные вопросы, работа над новыми понятиями, творческие задания, практические упражнения. |
Оборудование |
Компьютерная презентация (интерактивный тест), ПК, мультимедийный проектор, карта полушарий, атлас, музыкальный аудиофрагмент, супер физминутка(видео). |
Технологическая карта урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1.Организационный этап. Мотивация.
|
Приветствие. Включение в деловой ритм. - Здравствуйте, ребята! - Проверим, как вы усвоили материал д\з, предлагаю вам поработать с интерактивным тестом «Вода на Земле». - Желаю удачи! |
Приветствие. Подготовка учащихся к работе.
Выполняют тест (оценка за выставляется автоматически) Учащиеся вносят свой результат в лист самооценки. |
Личностные: Положительный настрой на работу, включение в учебную деятельность.
Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию |
2.Этап мотивации к учебной деятельности
Определение темы урока. |
-Закройте глаза, послушайте музыку французского композитора Поля Мориа «Симфония Солнца и Моря». Звучит аудиофрагмент. http://zaycev.net/pages/22872/2287260.shtml - Что вы услышали? Что вы «увидели»? Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? Учитель обобщает и корректирует ответы учащихся.
Формулирует вместе с детьми тему урока «Мировой океан ». Записывает на доске. |
Слушают музыку.
Комментируют, выдвигают свои предположения по теме урока, обосновывают их.
|
Познавательные: - анализ информации Регулятивные: - умение определять цель учебной деятельности Коммуникативные: - умение выражать свои мысли |
3.Актуализация знаний учащихся.
|
- Что вы знаете о Мировом океане? Хорошо ли изучен он? Почему? - Как вы думаете, какова цель и задачи урока? - Что вы хотели узнать о нем?
|
Определяют цель урока: установить особенности Мирового океана. Формулируют задачи: 1.Изучить строение Мирового океана. 2. Установить отличительные особенности Мирового океана. |
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; строят небольшие монологические высказывания. Регулятивные: - осознание степени освоения материала, самооценка |
Физминутка . |
Предлагает выполнить физминутку. ( видео супер физминутка ) |
Выполняют упражнения.
|
|
4. Открытие новых знаний (изучение нового материала)
Размеры Мирового океана. |
- Посмотрите на карту. Что больше на нашей планете – воды или суши?
Работа с текстом учебника: стр.90. – Какую часть поверхности Земли занимает Мировой океан? - А почему наша планета называется Земля, а не планета Океан? Выскажите свою точку зрения.
- Найдите определение Мирового океана. Запишите его в тетрадь. - Выполните задание №1 в рабочей тетради на стр. 44. |
Отвечают на вопросы.
Работают с текстом учебника – стр.90
Отвечают на проблемные вопросы.
Выполнение задания №1 в рабочей тетради на стр. 44. |
Познавательные: - смысловое чтение - анализ и синтез информации - установление причинно-следственных связей Регулятивные: - умение следовать инструкциям - умение работать с различными источниками информации Коммуникативные: - умение работать в группе - умение высказывать свою точку зрения |
2.Части Мирового океана.
|
На физической карте полушарий (стр. 8-9 атласа) найдите и покажите части Мирового океана. - Какова их площадь? Сравните их? - Какой самый большой по площади? А какой самый маленький? - Какие ещё части можно выделить в мировом океане? Это вы узнаете, отгадав загадку. Шириною широко, Потому что не вкусна –
- Что общего между морями? - Ребята, послушайте отрывки из стихотворений. 1.Тяжелой гладью зеркала сияет В лучах восхода сонный океан. И в дымке призрачной залив играет - Рисует смело утренний туман.
2.Вода шумит, и корчится пролив, Кривой ухмылкой землю разрезая: Внутри себя он более чем жив, Не зная своего конца и края… - Какие новые термины вы сейчас услышали? - Какие части можно выделить в океанах? -Чем моря отличаются от заливов, проливов? - Дайте определение понятий «море», заливы, проливы. - Сравните составленное вами определение с определением в учебнике на стр. 91.-92 - Чем отличается Карское море от Красного? Средиземное море и Чукотское? - Выполните задание №2 в рабочей тетради на стр. 45-46. |
Работа с атласом, учебником на стр.91. рис . 58. « Океаны Земли».
Показывают на карте моря, заливы, проливы.
Отвечают на вопросы. В случае затруднения обращаются к учебнику. Высказывают различные предположения. Используя карту и текст учебника, выделяют два вида морей: внутренние и окраинные. Приводят примеры морей.
Выполнение задания №2 в рабочей тетради на стр. 45-46. |
Познавательные: - смысловое чтение - анализ и синтез информации - установление причинно-следственных связей
Регулятивные: - умение следовать инструкциям - умение работать с различными источниками информации
Коммуникативные: - умение работать в паре - умение высказывать свою точку зрения |
Суша в океане. |
- На физической карте полушарий (стр. 8-9 атласа) найдите небольшие участки суши в океане и покажите. - Как они называются? Какой остров самый большой на Земле? - Используя текст учебника (с.92), определите, на какие группы делятся острова по происхождению и покажите их на карте. - Найдите на карте группы островов, расположенных близко друг к другу. Как они называются? - Дайте им определение? - А есть ли у нас в классе «архипелаги»? - Попытайтесь, дать определение понятия «полуостров», используя карту. - Что общего между полуостровом и заливом? Чем они отличаются друг от друга? |
Работа в парах, с учебником. Используя карту, находят и показывают острова: Мадагаскар, Гренландия и др. Отвечают на проблемные вопросы. (Каждый ребенок- «остров», а все вместе –«архипелаг»). Находят и показывают архипелаги: Гавайские, Азорские, Большой Барьерный риф и др.
Выполнение задания №2 в рабочей тетради на стр. 44-46. |
Познавательные: смысловое чтение - анализ и синтез информации - установление причинно-следственных связей
Регулятивне: - умение следовать инструкциям - умение работать с различными источниками информации
Коммуникативные: - умение работать в паре - умение высказывать свою точку зрения |
5. Закрепление полученных знаний.
.
|
1. - Найдите ошибки в данном задании: Части Мирового океана - это моря, полуострова, проливы, острова, архипелаги, заливы. -Аргументируйте свой ответ.
2.Игра « Найди свой океан» - Ребята, класс делится на 4 группы. Каждая группа получает свой океан (лист с названием океана) и карточки с названиями морей, заливов, островов, архипелагов. Ваша задача: моря, заливы, острова, архипелаги должны найти «свой океан». Моря: Саргассово, Росса, Южно-Китайское, Средиземное, Аравийское, Баренцево. Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Бискайский, Большой Австралийский. Острова: Мадагаскар, Великобритания, Врангеля. Новая Гвинея. Куба, Шри-Ланка. Архипелаги: Филиппинские острова, Земля Франца-Иосифа, Японские острова, Кергелен, Большие Антильские острова, Шпицберген. |
1.Индивидульная работа. Самооценка. Указывают на наличие частей суши, не океана (острова, полуострова, архипелаги.)
2.Класс делится на 4 группы. Самостоятельная работа с самопроверкой ( работа с картами атласа). Распределение географических объектов по океанам. Тихий океан: Южно-Китайское море, море Росса; залив Аляска; о. Новая Гвинея; Японские о-ва; Филиппинские о-ва. Атлантический океан: Саргассово море, Средиземное море; Бискайский залив, Гвинейский залив; о.Великобритания, о.Куба; Большие Антильские о-ва. Индийский океан: Аравийское море; Бенгальский залив, Большой Австралийский залив; о. Мадагаскар, о.Шри-Ланка; архипелаг Кергелен. Северный Ледовитый океан: Баренцево море; Гудзонов залив; о.Врангеля; архипелаг Шпицберген. |
Познавательные: - смысловое чтение - анализ и синтез информации - установление причинно-следственных связей
Коммуникативные: - умение работать в группе - умение высказывать свою точку зрения
Регулятивные: -умение вести самостоятельный отбор информации, осуществляют самоконтроль |
6 .Рефлексия.
|
- Какую задачу на уроке мы ставили? Удалось ли её решить? Как мы оценим работу всего класса?Кому на уроке можно поставить «отлично»? Какое задание вызвало у вас затруднение?Над чем вам еще надо поработать? Сегодня я узнал…Было интересно…Было трудно…Я приобрел…Я научился…У меня получилось …Я попробую…Мне захотелось… |
Выражают свое мнение об уроке. Анализируют свое эмоциональное состояние. |
Личностные: - умение делать выводы, осуществлять познавательную рефлексию
Регулятивные: -самооценка
Коммуникативные: - умение высказывать свою точку зрения
|
7. Домашнее задание. |
Задаёт домашнее задание: 1.Выучить материал параграфа 16 (для всех). 2. По желанию: - ответить устно на вопросы в конце параграфа. -Задание по топонимике (стр.94.) - Совершите кругосветное путешествие (круиз) через заданные точки и определите по карте географические объекты (острова, полуострова, заливы, проливы, моря), через которые пройдёт маршрут. |
Слушают, записывают д\з. Записывают домашнее задание в дневники.
|
Личностные: -формирование способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
8.Музыкальная физминутка |
- Ребята, закройте глаза, послушайте музыку, звуки моря. Отдохните.
- Спасибо за работу на уроке. |
Слушают музыку французского композитора Поля Мориа «Симфония Солнца и Моря». http://zaycev.net/pages/22872/2287260.shtml |
|
Пояснительная записка к тесту "Вода на Земле"
DOCX / 16.12 Кб
Ключ к тесту "Вода на Земле"
DOCX / 11.07 Кб
Интерактивный тест "Вода на Земле"
PPTM / 255.05 Кб
Музыкальный фрагмент
MP3 / 4.14 Мб
Супер физкультминутка
SWF / 1.66 Мб