Смысловое чтение не только на уроке литературы...
Уважаемые коллеги,предлагаю обсудить проблему обучения смысловому чтению. Тексты учебников по разным учебным предметам имеют свою специфику. Текст является основой комплексных диагностических работ. И если ученики не умеют добывать необходимую информацию из текста,использовать ее для решения поставленных задач, преобразовывать,делать выводы,то результаты наших диагностик будут плачевными... Что вы предложили бы в данной ситуации? Поделитесь,пожалуйста, своими идеями, опытом,наработками.
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Власова Елена Сергеевна
#1, 20.05.2016
Хочу сказать большое спасибо автору дискуссии! Проблема, которую Вы затронули, актуальна! Как показывает практика, ученики действительно не умеют добывать информацию из текста. Смысл ТОЛЬКО ЧТО прочитанного для некоторых учеников , увы, непонятен. Печально, но факт.
На своих уроках для развития навыков смыслового чтения я задаю сама и учу ребят задавать "тонкие"(требующие односложного ответа) и "толстые" (требующие размышления) вопросы к тексту. Научила детей составлять кластеры. Это очень удобно, так как помогает графически представить информацию. Также читаем текст по абзацам и тут же обсуждаем прочитанное. С ребятами постарше очень удобно использовать прием конспектирования. Это помогает увидеть в тексте главное, записать и использовать в дальнейшем для пересказа. Обязательно при прочтении текста провожу словарную работу: любое непонятное слово, термин всегда поясняем.
На своих уроках для развития навыков смыслового чтения я задаю сама и учу ребят задавать "тонкие"(требующие односложного ответа) и "толстые" (требующие размышления) вопросы к тексту. Научила детей составлять кластеры. Это очень удобно, так как помогает графически представить информацию. Также читаем текст по абзацам и тут же обсуждаем прочитанное. С ребятами постарше очень удобно использовать прием конспектирования. Это помогает увидеть в тексте главное, записать и использовать в дальнейшем для пересказа. Обязательно при прочтении текста провожу словарную работу: любое непонятное слово, термин всегда поясняем.
Терехова Яна Ивановна
#2, 20.05.2016
Ответ на сообщение #1 пользователя Власова Елена Сергеевна
Спасибо,Елена Сергеевна! Думаю,полезно будет обменяться различными приемами и способами формирования навыков смыслового чтения. Благодарю за интересные "находки"!
Грибанова Ирина Эдуардовна(эксперт сообщества)
#3, 20.05.2016
Ответ на сообщение #1 пользователя Власова Елена Сергеевна
Интересно, Елена Сергеевна!
Наташа
#6, 30.05.2016
Ответ на сообщение #1 пользователя Власова Елена Сергеевна
Спасибо, Елена Сергеевна.
Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#13, 01.07.2016
Ответ на сообщение #1 пользователя Власова Елена Сергеевна
Спасибо за идею! Дети, и правда, смотрят в книгу, а видят... Опыт показывает, что эту форму работы нельзя запускать. Я с 5 класса, как только дети приходят из началки использую комментированное чтение, вопросы по тексту, пересказ.
Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#15, 01.07.2016
Ответ на сообщение #2 пользователя Терехова Яна Ивановна
Спасибо, Яна Ивановна, за начатую очень полезную дискуссию! Уже можно взять в копилку несколько приемов.
Переломова Марина Петровна
#4, 30.05.2016
Для развития навыков смыслового чтения использую разные приемы. Вот некоторые из них:
На уроках чтения и окружающего мира:
1) выписать слова, значения которых непонятны, после чего идет коллективное обсуждение и объяснение значения слов;
2) даю на выбор задание после прочтения - составить 5 вопросов или тест из 5 заданий с выбором ответа (обычно сильные дети выбирают тест, а слабые - вопросы);
3) после первичного чтения провожу тест "ИСТИННО"/"ЛОЖНО" (для теста выбираю предложения из текста, некоторые предложения искажаю - заменяю слова).
На уроках математики:
1) Предлагаю решить задачи, распечатанные на листах. Среди всех задач есть такие, в которых на вопрос ответить нельзя.
На уроках русского языка:
1) В начале урока раздаю карточки с орфограммами. Задание: прочитать орфограммы, знаком + отметить те, которые мы уже знаем, знаком "МИНУС", которые ещё предстоит изучить.
На любом уроке при записи на доске использую прием "Лови ошибку". При объяснении материала намеренно допускаю ошибки.
На уроках чтения и окружающего мира:
1) выписать слова, значения которых непонятны, после чего идет коллективное обсуждение и объяснение значения слов;
2) даю на выбор задание после прочтения - составить 5 вопросов или тест из 5 заданий с выбором ответа (обычно сильные дети выбирают тест, а слабые - вопросы);
3) после первичного чтения провожу тест "ИСТИННО"/"ЛОЖНО" (для теста выбираю предложения из текста, некоторые предложения искажаю - заменяю слова).
На уроках математики:
1) Предлагаю решить задачи, распечатанные на листах. Среди всех задач есть такие, в которых на вопрос ответить нельзя.
На уроках русского языка:
1) В начале урока раздаю карточки с орфограммами. Задание: прочитать орфограммы, знаком + отметить те, которые мы уже знаем, знаком "МИНУС", которые ещё предстоит изучить.
На любом уроке при записи на доске использую прием "Лови ошибку". При объяснении материала намеренно допускаю ошибки.
Терехова Яна Ивановна
#7, 31.05.2016
Ответ на сообщение #4 пользователя Переломова Марина Петровна
Марина,как интересно! Некоторые приемы,из перечисленных Вами, я тоже использую. Для себя отметила составление мини-теста - очень интересно,обязательно воспользуюсь! Спасибо!
Сафонова Елена Валерьевна(эксперт сообщества)
#8, 11.06.2016
Можно предложить составить вопросы по тексту. Еще люблю опорные конспекты - тоже неплохо помогает.
Терехова Яна Ивановна
#9, 13.06.2016
Ответ на сообщение #8 пользователя Сафонова Елена Валерьевна
Елена Валерьевна, а как Вы используете конспекты? Для того,чтобы легче запомнить материал? Поделитесь, конспекты составляют ученики или Вы им предлагаете в готовом виде?
Сафонова Елена Валерьевна(эксперт сообщества)
#10, 13.06.2016
Ответ на сообщение #9 пользователя Терехова Яна Ивановна
Ох, трудный вопрос. Обычно мы делаем вид, что составляют они сами. На самом деле составляют единицы, остальные улавливают крупицы информации, и их это вдохновляет на повторение открытия одноклассника. А некоторые откровенно ждут, когда им кто-нибудь скажет, что писать. Дети в нашей школе в основном не очень умные (с ДЦП), так что мы составляем самые простые конспекты: пишем опорные слова или "кусочки" - фрагменты фраз. Основная цель - да, запоминание материала. Но этого мало: еще стараемся развивать логику и отрабатывать вот то самое "смысловое чтение".Я думаю, что даже в слабом классе надо работать на опережение. Сначала большинству трудно запоминать новые слова (у некоторых словарный запас как у детсадовца), но потом и сами начинают их употреблять (года через два). Так же и здесь: сначала не получалось ни у кого, а к выпуску конспекты более или менее успешно делают две трети класса (7 из 10 учеников).
Терехова Яна Ивановна
#11, 14.06.2016
Ответ на сообщение #10 пользователя Сафонова Елена Валерьевна
Спасибо Вам за подробный ответ! Идея с опорными конспектами не нова,но как нельзя актуальна! К тому же работают все типы восприятия информации - запомнят и кинестеты и визуалы. И ничего придумывать не надо. Сама помню с детства,как мне нравилось ,что эти конспекты можно было дополнять рисунками,раскрашивать, и все это легче запоминалось.
Сафонова Елена Валерьевна(эксперт сообщества)
#12, 14.06.2016
Ответ на сообщение #11 пользователя Терехова Яна Ивановна
Совершенно согласна! Многие старые методы работают лучше новых.
Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#14, 01.07.2016
Я на уроках истории очень часто применяю прием составления таблиц по материалу параграфа или моего рассказа. Это помогает детям освоить умение классификации и систематизации. После таблицы в обязательном порядке должен быть вывод. Сначала дети находят вывод в параграфе, потом некоторые дети пишут уже СВОИ выводы (можно говорить, что научились делать умозаключения).
Терехова Яна Ивановна
#16, 02.07.2016
Ответ на сообщение #14 пользователя Лихина Елена Викторовна
Спасибо,Елена Викторовна! Действительно,тексты в учебниках по разным предметам очень сильно отличаются. Думаю,что ваш прием могут использовать и биологи,и географы,к примеру. Правда,сначала надо научить детей составлять эти таблицы. В начальной школе с этим посложнее дело обстоит. Пока учимся только читать,понимать данные в таблицах. А вот делать вывод- отличная мысль! Будем учиться...
Костив Людмила Васильевна
#17, 18.07.2016
Для развития навыков смыслового чтения использую разные приемы. Часто на уроках использую приём "Инсерт".
http://www.kmspb.narod.ru/posobie/insert.htm
http://www.kmspb.narod.ru/posobie/insert.htm
Терехова Яна Ивановна
#18, 19.07.2016
Ответ на сообщение #17 пользователя Костив Людмила Васильевна
Интересно! Не слышала о таком приеме,хотя нечто похожее я тоже использую,но без составления таблиц. Думаю, с таблицами, действительно, удобнее и нагляднее. Спасибо,Людмила Васильевна!
bhbyf
#19, 19.07.2016
Яна Ивановна, спасибо большое за приглашение участвовать в дискуссии, только на моих уроках мы больше бегаем и прыгаем. ::smile17::
bhbyf
#21, 19.07.2016
Ответ на сообщение #20 пользователя Терехова Яна Ивановна
Мы ими не пользуемся. Для освобожденных я сама готовлю индивидуальные задания. Дети делают проекты, готовят рефераты, выполняют индивидуальные комплексы упражнений, подобранные согласно их заболеванию.
Терехова Яна Ивановна
#22, 19.07.2016
Понятно. Тем не менее, как говорится, спасибо,что зашли!::smile6::
bhbyf
#25, 19.07.2016
Ответ на сообщение #24 пользователя Лихина Елена Викторовна
Дети и так загружены. Я ими не пользуюсь. Сама рассказываю и потом спрашиваю. Дети СМГ готовят рефераты, презентации, выполняют проекты.
Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#26, 19.07.2016
Я сначала написала вопрос, а потом увидела, что есть АБСОЛЮТНО такой же...::smile5::
Терехова Яна Ивановна
#27, 19.07.2016
Ответ на сообщение #26 пользователя Лихина Елена Викторовна
Ничего, бывает...::smile3::
Сафонова Елена Валерьевна(эксперт сообщества)
#28, 19.07.2016
У моей дочки в школе есть учебник по физкультуре. Точнее, несколько, но за какой-то один класс. Хранятся у учителя. Те, кто освобожден от физ-ры, должны в течение урока ::smile4::подготовить пересказ одного параграфа. Моя доча уже выучила учебник наизусть...
bhbyf
#29, 20.07.2016
Ответ на сообщение #28 пользователя Сафонова Елена Валерьевна
Да, я знаю, у нас тоже так делают некоторые учителя. Я предпочитаю другое- кроссворды, загадки, ребусы,шахматы, шашки. Дома они готовят доклады,презентации, причем, выбирают то, что им интересно. Дети отвечают один раз в неделю.В классе (в период эпидемии гриппа особенно) по 5-7-10 учеников освобожденных. И вы думаете они в состоянии тихо и спокойно просидеть 45 минут? Приходится постоянно что нибудь придумывать новое. Физическая культура дана не всем, а оценки хорошие подавай. Я ввела систему дополнительных оценок - участие в конкурсах. Сейчас в интернете их очень много. Участие-сертификат-оценка. Детям нравится и у родителей нет никаких претензий.
Терехова Яна Ивановна
#30, 20.07.2016
А у нас сидят на скамейках... В лучшем случае, рисуют или читают (с собой приносят или я им даю). А Вы молодец, Ирина Сергеевна! И себя подстраховали,и детям интересно.::smile2::
Сафонова Елена Валерьевна(эксперт сообщества)
#31, 20.07.2016
Приятно, когда учитель относится творчески, вкладывает душу в свой дело. Мне в этом плане, можно сказать, везло на учителей физкультуры. Я это поняла только сейчас. У меня никаких данных не было (невысокая, толстоватая, коротконогая, с близорукостью высокой степени (то, что мне вообще нельзя было заниматься по общей программе под страхом отслоения сетчатки , врачи почему-то заметили только уже в университете)) в результате умею больше, чем моя стройная длинноногая, но часто болеющая дочь. А вот моя учительница, Зоя Евгеньевна, умела чему-то научить всех, а не давала задания родителям на дом "научить ребенка кувырку вперёд". Я, например, не умею такому учить! Ей ведь не велят научить ее ребенка писать сочинения или решать задачи!
Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#33, 20.07.2016
Ответ на сообщение #31 пользователя Сафонова Елена Валерьевна
Действительно, повезло с учителем!
bhbyf
#36, 20.07.2016
Ответ на сообщение #30 пользователя Терехова Яна Ивановна
А какие дети делают проекты! Умницы!. Если есть желание посмотрите у меня в публикациях ( " Мой веселый звонкий мяч", " Акробатика в моей жизни", " Футбол, футбол"). За это не жалко ни каких оценок!
Терехова Яна Ивановна
#38, 20.07.2016
Какие молодцы! Это потому что у них есть идейный вдохновитель (в Вашем лице,конечно же)! Успехов Вам!
Кильмухаметова Лилия Мансуровна(эксперт сообщества)
#40, 20.07.2016
Много примеров здесь уже привели. Большинство приемов, о которых уже написали коллеги, относятся к одной современной технологии - технологии развития критического мышления. Цель технологии развития критического мышления – обеспечить развитие КМ посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. Обучая русскому языку и литературе, я активно использую технологию развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП).
Суть использования ТРКМ – способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Механизм использования ТРКМ – интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызова (актуализации субъектного опыта); осмысления; рефлексии.
Я хочу выделить основные методические приемы технологии развития критического мышления:
инсерт;
мозговая атака;
групповая дискуссия;
чтение с остановками и вопросы Блума;
кластеры;
синквейн;
«продвинутая лекция»;
ключевые термины;
перепутанные логические цепочки;
таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»);
взаимоопрос.
Примеры приводить сейчас не буду. Коллеги уже привели по одному примеру. В общем, хочу сказать, что у ТРКМ множество плюсов, и проблема обучения смысловому чтению здесь как раз таки решаема.
Кому интересно, может заглянуть на мою страничку, Уроки с применением ТРКМ по русскому языку : "Глагол. Морфологические признаки.", "прилагательное. Морфологические признаки" и урок по литературе Внеклассное мероприятие по литературе в 6-м классе по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" Посиделки на хуторе близ Диканьки”.
<div>
</div>
Суть использования ТРКМ – способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Механизм использования ТРКМ – интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызова (актуализации субъектного опыта); осмысления; рефлексии.
Я хочу выделить основные методические приемы технологии развития критического мышления:
инсерт;
мозговая атака;
групповая дискуссия;
чтение с остановками и вопросы Блума;
кластеры;
синквейн;
«продвинутая лекция»;
ключевые термины;
перепутанные логические цепочки;
таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»);
взаимоопрос.
Примеры приводить сейчас не буду. Коллеги уже привели по одному примеру. В общем, хочу сказать, что у ТРКМ множество плюсов, и проблема обучения смысловому чтению здесь как раз таки решаема.
Кому интересно, может заглянуть на мою страничку, Уроки с применением ТРКМ по русскому языку : "Глагол. Морфологические признаки.", "прилагательное. Морфологические признаки" и урок по литературе Внеклассное мероприятие по литературе в 6-м классе по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" Посиделки на хуторе близ Диканьки”.
<div>
</div>
Отредактировано 20-07-2016 19:23
Кильмухаметова Лилия Мансуровна
Комментарий был удалён пользователем 20 июл 2016 в 19:22
Кильмухаметова Лилия Мансуровна(эксперт сообщества)
#43, 20.07.2016
Ответ на сообщение #40 пользователя Кильмухаметова Лилия Мансуровна
К сожалению, у меня не получилось выложить ссылки на уроки(((
Терехова Яна Ивановна
#44, 20.07.2016
Ответ на сообщение #43 пользователя Кильмухаметова Лилия Мансуровна
Ничего, мы сами к Вам зайдем::smile4::
власова Наталья Николаевна
#41, 20.07.2016
Я как-то уже приводила пример по развитию логического мышления.http://урок.рф/library/razvitie_logicheskogo_mishleniya_092003.html
Терехова Яна Ивановна
#45, 20.07.2016
Ответ на сообщение #41 пользователя власова Наталья Николаевна
Спасибо! Очень интересно!
власова Наталья Николаевна
#46, 20.07.2016
Ответ на сообщение #45 пользователя Терехова Яна Ивановна
А вот еще одно из заданий на установление закономерностей.
http://урок.рф/library/fragment_zanyatiya__2_kruzhka_%C2%ABstupeni_poznaniya%C2%BB_154136.html
http://урок.рф/library/fragment_zanyatiya__2_kruzhka_%C2%ABstupeni_poznaniya%C2%BB_154136.html
Терехова Яна Ивановна
#47, 20.07.2016
Ответ на сообщение #46 пользователя власова Наталья Николаевна
::smile2::
власова Наталья Николаевна
#48, 20.07.2016
Ответ на сообщение #47 пользователя Терехова Яна Ивановна
Если пригодится, то буду рада. По данной методике я много заданий составила. Самое невероятное в том, что и к научному тексту становятся внимательнее. И обобщать учатся.
Терехова Яна Ивановна
#49, 20.07.2016
Ответ на сообщение #48 пользователя власова Наталья Николаевна
Международные исследования PISA говорят о том, что российские школьники не умеют обобщать и сравнивать информацию из отрывков, взятых из разных текстов, а также не умеют прогнозировать события в тексте и вычитывать скрытую информацию... В общем, завал!..::smile14::::smile48::::smile49::
власова Наталья Николаевна
#50, 20.07.2016
Ответ на сообщение #49 пользователя Терехова Яна Ивановна
Школьное образование сейчас направлено на тесты, ведь впереди ЕГЭ.
Терехова Яна Ивановна
#51, 20.07.2016
Ответ на сообщение #50 пользователя власова Наталья Николаевна
Но ведь, чтобы суметь ответить на эти тесты, нужно огромное количество информации перелопатить! А если читать и ничего не понимать...
власова Наталья Николаевна
#52, 20.07.2016
Ответ на сообщение #51 пользователя Терехова Яна Ивановна
А читать то и не хотят. "Скажите как и что, я сделаю." и "Где бы списать?"
Терехова Яна Ивановна
#53, 20.07.2016
Ответ на сообщение #52 пользователя власова Наталья Николаевна
Да,это грустно(((
власова Наталья Николаевна
#54, 20.07.2016
Ответ на сообщение #53 пользователя Терехова Яна Ивановна
А мы упрямо стараемся учить тому, что нужно.
Терехова Яна Ивановна
#55, 20.07.2016
Ответ на сообщение #54 пользователя власова Наталья Николаевна
::smile1::
Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#57, 21.07.2016
Ответ на сообщение #52 пользователя власова Наталья Николаевна
Вот это точно!
Елена Владимировна
#56, 20.07.2016
Огромное спасибо за приглашение! Было интересно "послушать" коллег. На своих уроках использую многие приёмы из уже предложенных...
Терехова Яна Ивановна
#58, 22.07.2016
Проснувшись сегодня ни свет ни заря,почитала комментарии с чашечкой кофе и, не придумав себе занятия,при котором я бы не разбудила детей,присела на диванчик с книжкой в руках... Но не с художественной,а с одной из тех,что недавно преобрела к новому учебному году... Читаю и уже хочу всё это попробовать! Книжка О.В.Соболевой "Беседы о чтении,или Как научить детей понимать текст" изд. Баласс. И об умении прогнозировать события до начала чтения(по заголовку, автору, иллюстрациям) и по ходу чтения. И о развитии творческого воображения. И о работе с текстом на уроках русского языка. Очень интересная находка -хайку (трехстишие в японской поэзии).А какая работа с пословицами... Труды замечательных писателей,лингвистов,педагогов захотелось прочесть (они в списке использованной литературы): Ушинский, Толстой,Гальперин,Граник и!Джанни Родари ("Грамматика фантазий")!Мне очень нравилась технология формирования правильного типа читательской деятельности у Бунеевых - работала по "Школе 2100" когда-то. Есть соприкосновения с идеями в этой книжке. Я бы и сейчас работала по этой программе,но.. ее нет теперь в Федеральном перечне... Уроки литературного чтения нравились и мне и детям!Так что, уже горю идеями и желанием все это попробовать! Вот такое утро у меня!
Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#59, 22.07.2016
Ответ на сообщение #58 пользователя Терехова Яна Ивановна
Замечательное утро! Еще не напряга, но есть стойкое желание и намерение работать! Значит все будет хорошо!
Похожие дискуссии:
- «Уроки доброты»
- ВЕБИНАР «Современный учитель без комплексов (создание сайта, блога, курса, портфолио педагог"
- Как реагировать на критику?
- Как сделать, чтобы ученику захотелось учиться
- Получить бесплатное свидетельство о публикации
- Приглашаю на еженедельные встречи в Zoom-кафе "По секрету всему свету" от Центра смешанного обучения
- Профолимп на "Совушке"
- Списывание - Добро или Зло?
- Фото с ваших конкурсов "Учитель года"
- Электронный и/или бумажный журнал(ы)