12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК

Технология развития критического мышления

И. В. Гёте: «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете»

Здравствуйте, коллеги, в течение 3-х лет применяю в практике ТРКМ. Технология строится по определенной схеме. В занятии должны присутствовать 3 стадии: вызова, осмысления и рефлексии.
Применяются следующие приемы:
1. Лови ошибку
2. Инсерт (заметки на полях)
3. Корзина идей
4. Таблица ЗХУ
5. Синквейн и т.д.
Как говорится, одна голова хорошо, а две лучше. Наверняка среди вас есть, кто также использует данную технологию и может поделиться интересными идеями или опытом по ее реализации. Пишите, буду ждать
Дискуссию начал(а) Панов Егор Игоревич04.01.2020 577

УРОК

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

Ответы
Беликова Евгения
#1, 04.01.2020
ОтветитьОцените ответ:1
Здравствуйте, я вспомнила еще один прием - кластер
Ольга Вячеславовна(эксперт сообщества)
#5, 04.01.2020
ОтветитьОцените ответ:2
Ответ на сообщение #1 пользователя Беликова Евгения
::smile2::
Мокрова Валентина Степановна
#2, 04.01.2020
ОтветитьОцените ответ:1
Помню был методический семинар у нас в колледже, нам рассказывали про эту технологию. Я ее так и не освоила. Надо как-нибудь попробовать, спасибо
Михайлова Анастасия Викторовна
#3, 04.01.2020
ОтветитьОцените ответ:1
А мы на ГМО обсуждали эту технологию. Коллега делилась опытом ее использования. Есть прием - тонике и толстые вопросы, тоже весьма интересный
Голдина Лилия Вильевна(эксперт сообщества)
#4, 04.01.2020
ОтветитьОцените ответ:2
Проходила курсы по изучению этой технологии. Очень понравилось. Использую только некоторые приемы: таблица ЗХУ, дерево предсказаний, синквейн (очень нравится). Еще хочется попробовать прием "Шесть шляп", но пока дети маленькие. Разрабатывала уроки и классный час по этой технологии.
Панов Егор Игоревич(эксперт сообщества)
#6, 04.01.2020
ОтветитьОцените ответ:2
Ответ на сообщение #4 пользователя Голдина Лилия Вильевна
Спасибо, Лилия Вильевна, за отзыв, я в основном использую приемы инсерт и лови ошибку, а синквейн не только в ТРКМ, но и на других занятиях
Голдина Лилия Вильевна(эксперт сообщества)
#7, 04.01.2020
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #6 пользователя Панов Егор Игоревич
Я синквейн использую чаще всего на уроке литературного чтения: таким образом можно дать характеристику герою. Очень интересно получается.
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#8, 04.01.2020
ОтветитьОцените ответ:2
Ответ на сообщение #6 пользователя Панов Егор Игоревич
Приём у которого практически нет недостатков. Дети очень любят такие приёмы. Был такой опыт у меня со словом параллелепипед.... Наисправляли... Правильно написанное слово.. Потом долго смеялись...
Преимущества приема «Лови ошибку»:

универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;
приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;
развивает аналитические способности;
предоставляет поле для практического применения полученных знаний;
заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;
воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.
Недостатки приема «Лови ошибку!»

Их нет, если правила его применения не нарушены. Чтобы дети запомнили верный вариант, а не предложенный в тексте, усвоили «особо опасные места», то есть те, где может быть допущена неточность, необходимо соблюдение некоторых правил.

Инструкция по «Ловле ошибок»

Использовать такую хитрость, как ознакомление ребят с заведомо ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты, можно на любом этапе урока, в любом классе. Подготовка учителя должна быть обязательна. Важно учитывать способности учащихся, имеющиеся знания и опыт, необходимые для обнаружения ошибок, нахождения правильного варианта и аргументации своего выбора. Итак:

Предупредите детей о наличии ошибок, неточностей, неверной информации в задании.
Дайте установку найти определенное количество неверных пунктов, внести правки. При высоком уровне знаний у детей и большом опыте работы с подобными заданиями можно не указывать число ошибок в тексте.
Применяя прием «Лови ошибку!» на уроке с младшими школьниками, намекните им с помощью мимики, жестов на месторасположение неточности.
Составляя задание, продумайте с позиции ученика, по каким признакам он найдет ошибку, какие аргументы приведет в пользу своей точки зрения.
Используйте прием в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов.
Не переусердствуйте. Следуйте принципу «хорошего — понемногу».
Обязательно после обнаружения ошибки, акцентируйте внимание детей на правильном варианте так, чтобы именно он отложился в сознании.
Используйте доску, мультимедиа, карточки.
Организуйте работу в парах, группах по обсуждению информации из текста, по корректировке. Результаты, проведенной работы в группах, оглашают избранные спикеры-представители.
Индивидуальную форму приема «Лови ошибку» используйте в качестве контроля или работы с одаренными/ отстающими учащимися (здесь требуется индивидуальный подход в выборе степени сложности заданий).
Плюсов много.

Отредактировано 04-01-2020 12:57

Панов Егор Игоревич(эксперт сообщества)
#9, 04.01.2020
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #8 пользователя Беласик Людмила Николаевна
Спасибо, Людмила Николаевна, за подробное описание, обязательно воспользуюсь вашими советами
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#10, 04.01.2020
ОтветитьОцените ответ:2
Ответ на сообщение #9 пользователя Панов Егор Игоревич
Егор Игоревич, думаю ваш опыт с использованием этих технологий бесценен.
Россиева Антонина Владимировна(эксперт сообщества)
#13, 04.01.2020
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #7 пользователя Голдина Лилия Вильевна
Мои тоже с удовольствием сочиняют синквейн на литературном чтении в группах и индивидуально... Действительно, удобно и интересно, помогает понять глубину понимания ребенком смысла произведения или характера героя...
Кустова Марина Михайловна
#11, 04.01.2020
ОтветитьОцените ответ:3
На уроках физики и астрономии часто использую приёмы "Фишбоун", "Ромашка Блума", "Толстые и тонкие вопросы", "Кластер", "Карта понятий", "Дерево предсказаний", "Диаграмма Венна". Ребятам нравится, выполняют подобные задания с удовольствием. Не только на уроках, но и дома. Синквейны пытались составлять, но как-то не прижилось это у нас.




Панов Егор Игоревич(эксперт сообщества)
#12, 04.01.2020
ОтветитьОцените ответ:2
Ответ на сообщение #11 пользователя Кустова Марина Михайловна
Марина Михайловна, спасибо большое, на астрономии попробую. Кстати, могу посоветовать программу, которую нашел и использую для проведения практических работ в компьютерном классе, она бесплатная, правда работает только на windows 7 и выше: https://stellarium.org/ru/
Каракай Лариса Павловна
#14, 05.01.2020
ОтветитьОцените ответ:1
Бесспорно, технология замечательная, т.к. развивает мыслительные навыки, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений, принимать взвешенные решения).
Но сегодня мыслить, тем более критически,– опасно.
Коновалова Татьяна Викторовна
#15, 08.11.2020
ОтветитьОцените ответ:1
Еще интересные приемы: 1. Ромашка вопросов 2. Зигзаг 3. Бортовые журналы
Панов Егор Игоревич(эксперт сообщества)
#16, 08.11.2020
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #15 пользователя Коновалова Татьяна Викторовна
Спасибо!