Технология развития критического мышления
И. В. Гёте: «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете»
Здравствуйте, коллеги, в течение 3-х лет применяю в практике ТРКМ. Технология строится по определенной схеме. В занятии должны присутствовать 3 стадии: вызова, осмысления и рефлексии.
Применяются следующие приемы:
1. Лови ошибку
2. Инсерт (заметки на полях)
3. Корзина идей
4. Таблица ЗХУ
5. Синквейн и т.д.
Как говорится, одна голова хорошо, а две лучше. Наверняка среди вас есть, кто также использует данную технологию и может поделиться интересными идеями или опытом по ее реализации. Пишите, буду ждать
Здравствуйте, коллеги, в течение 3-х лет применяю в практике ТРКМ. Технология строится по определенной схеме. В занятии должны присутствовать 3 стадии: вызова, осмысления и рефлексии.
Применяются следующие приемы:
1. Лови ошибку
2. Инсерт (заметки на полях)
3. Корзина идей
4. Таблица ЗХУ
5. Синквейн и т.д.
Как говорится, одна голова хорошо, а две лучше. Наверняка среди вас есть, кто также использует данную технологию и может поделиться интересными идеями или опытом по ее реализации. Пишите, буду ждать
Дискуссию начал(а) Панов Егор Игоревич04.01.2020 1656
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Беликова Евгения
#1, 04.01.2020
Здравствуйте, я вспомнила еще один прием - кластер
Ольга Вячеславовна(эксперт сообщества)
#5, 04.01.2020
Ответ на сообщение #1 пользователя Беликова Евгения
::smile2::
Мокрова Валентина Степановна
#2, 04.01.2020
Помню был методический семинар у нас в колледже, нам рассказывали про эту технологию. Я ее так и не освоила. Надо как-нибудь попробовать, спасибо
Михайлова Анастасия Викторовна
#3, 04.01.2020
А мы на ГМО обсуждали эту технологию. Коллега делилась опытом ее использования. Есть прием - тонике и толстые вопросы, тоже весьма интересный
Голдина Лилия Вильевна(эксперт сообщества)
#4, 04.01.2020
Проходила курсы по изучению этой технологии. Очень понравилось. Использую только некоторые приемы: таблица ЗХУ, дерево предсказаний, синквейн (очень нравится). Еще хочется попробовать прием "Шесть шляп", но пока дети маленькие. Разрабатывала уроки и классный час по этой технологии.
Панов Егор Игоревич(эксперт сообщества)
#6, 04.01.2020
Ответ на сообщение #4 пользователя Голдина Лилия Вильевна
Спасибо, Лилия Вильевна, за отзыв, я в основном использую приемы инсерт и лови ошибку, а синквейн не только в ТРКМ, но и на других занятиях
Голдина Лилия Вильевна(эксперт сообщества)
#7, 04.01.2020
Ответ на сообщение #6 пользователя Панов Егор Игоревич
Я синквейн использую чаще всего на уроке литературного чтения: таким образом можно дать характеристику герою. Очень интересно получается.
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#8, 04.01.2020
Ответ на сообщение #6 пользователя Панов Егор Игоревич
Приём у которого практически нет недостатков. Дети очень любят такие приёмы. Был такой опыт у меня со словом параллелепипед.... Наисправляли... Правильно написанное слово.. Потом долго смеялись...
Преимущества приема «Лови ошибку»:
универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;
приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;
развивает аналитические способности;
предоставляет поле для практического применения полученных знаний;
заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;
воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.
Недостатки приема «Лови ошибку!»
Их нет, если правила его применения не нарушены. Чтобы дети запомнили верный вариант, а не предложенный в тексте, усвоили «особо опасные места», то есть те, где может быть допущена неточность, необходимо соблюдение некоторых правил.
Инструкция по «Ловле ошибок»
Использовать такую хитрость, как ознакомление ребят с заведомо ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты, можно на любом этапе урока, в любом классе. Подготовка учителя должна быть обязательна. Важно учитывать способности учащихся, имеющиеся знания и опыт, необходимые для обнаружения ошибок, нахождения правильного варианта и аргументации своего выбора. Итак:
Предупредите детей о наличии ошибок, неточностей, неверной информации в задании.
Дайте установку найти определенное количество неверных пунктов, внести правки. При высоком уровне знаний у детей и большом опыте работы с подобными заданиями можно не указывать число ошибок в тексте.
Применяя прием «Лови ошибку!» на уроке с младшими школьниками, намекните им с помощью мимики, жестов на месторасположение неточности.
Составляя задание, продумайте с позиции ученика, по каким признакам он найдет ошибку, какие аргументы приведет в пользу своей точки зрения.
Используйте прием в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов.
Не переусердствуйте. Следуйте принципу «хорошего — понемногу».
Обязательно после обнаружения ошибки, акцентируйте внимание детей на правильном варианте так, чтобы именно он отложился в сознании.
Используйте доску, мультимедиа, карточки.
Организуйте работу в парах, группах по обсуждению информации из текста, по корректировке. Результаты, проведенной работы в группах, оглашают избранные спикеры-представители.
Индивидуальную форму приема «Лови ошибку» используйте в качестве контроля или работы с одаренными/ отстающими учащимися (здесь требуется индивидуальный подход в выборе степени сложности заданий).
Плюсов много.
Преимущества приема «Лови ошибку»:
универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;
приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;
развивает аналитические способности;
предоставляет поле для практического применения полученных знаний;
заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;
воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.
Недостатки приема «Лови ошибку!»
Их нет, если правила его применения не нарушены. Чтобы дети запомнили верный вариант, а не предложенный в тексте, усвоили «особо опасные места», то есть те, где может быть допущена неточность, необходимо соблюдение некоторых правил.
Инструкция по «Ловле ошибок»
Использовать такую хитрость, как ознакомление ребят с заведомо ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты, можно на любом этапе урока, в любом классе. Подготовка учителя должна быть обязательна. Важно учитывать способности учащихся, имеющиеся знания и опыт, необходимые для обнаружения ошибок, нахождения правильного варианта и аргументации своего выбора. Итак:
Предупредите детей о наличии ошибок, неточностей, неверной информации в задании.
Дайте установку найти определенное количество неверных пунктов, внести правки. При высоком уровне знаний у детей и большом опыте работы с подобными заданиями можно не указывать число ошибок в тексте.
Применяя прием «Лови ошибку!» на уроке с младшими школьниками, намекните им с помощью мимики, жестов на месторасположение неточности.
Составляя задание, продумайте с позиции ученика, по каким признакам он найдет ошибку, какие аргументы приведет в пользу своей точки зрения.
Используйте прием в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов.
Не переусердствуйте. Следуйте принципу «хорошего — понемногу».
Обязательно после обнаружения ошибки, акцентируйте внимание детей на правильном варианте так, чтобы именно он отложился в сознании.
Используйте доску, мультимедиа, карточки.
Организуйте работу в парах, группах по обсуждению информации из текста, по корректировке. Результаты, проведенной работы в группах, оглашают избранные спикеры-представители.
Индивидуальную форму приема «Лови ошибку» используйте в качестве контроля или работы с одаренными/ отстающими учащимися (здесь требуется индивидуальный подход в выборе степени сложности заданий).
Плюсов много.
Отредактировано 04-01-2020 12:57
Панов Егор Игоревич(эксперт сообщества)
#9, 04.01.2020
Ответ на сообщение #8 пользователя Беласик Людмила Николаевна
Спасибо, Людмила Николаевна, за подробное описание, обязательно воспользуюсь вашими советами
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#10, 04.01.2020
Ответ на сообщение #9 пользователя Панов Егор Игоревич
Егор Игоревич, думаю ваш опыт с использованием этих технологий бесценен.
Россиева Антонина Владимировна(эксперт сообщества)
#13, 04.01.2020
Ответ на сообщение #7 пользователя Голдина Лилия Вильевна
Мои тоже с удовольствием сочиняют синквейн на литературном чтении в группах и индивидуально... Действительно, удобно и интересно, помогает понять глубину понимания ребенком смысла произведения или характера героя...
Кустова Марина Михайловна
#11, 04.01.2020
На уроках физики и астрономии часто использую приёмы "Фишбоун", "Ромашка Блума", "Толстые и тонкие вопросы", "Кластер", "Карта понятий", "Дерево предсказаний", "Диаграмма Венна". Ребятам нравится, выполняют подобные задания с удовольствием. Не только на уроках, но и дома. Синквейны пытались составлять, но как-то не прижилось это у нас.
Панов Егор Игоревич(эксперт сообщества)
#12, 04.01.2020
Ответ на сообщение #11 пользователя Кустова Марина Михайловна
Марина Михайловна, спасибо большое, на астрономии попробую. Кстати, могу посоветовать программу, которую нашел и использую для проведения практических работ в компьютерном классе, она бесплатная, правда работает только на windows 7 и выше: https://stellarium.org/ru/
Лариса Павловна
#14, 05.01.2020
Бесспорно, технология замечательная, т.к. развивает мыслительные навыки, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений, принимать взвешенные решения).
Но сегодня мыслить, тем более критически,– опасно.
Но сегодня мыслить, тем более критически,– опасно.
Коновалова Татьяна Викторовна(эксперт сообщества)
#15, 08.11.2020
Еще интересные приемы: 1. Ромашка вопросов 2. Зигзаг 3. Бортовые журналы
Панов Егор Игоревич(эксперт сообщества)
#16, 08.11.2020
Ответ на сообщение #15 пользователя Коновалова Татьяна Викторовна
Спасибо!
Похожие дискуссии:
- «Перевернутый класс»
- Внеурочка в 5 классе по ФГОС
- Какой фразой начать урок?
- Кроссенс-технология визуализации.
- Кто должен оплачивать подвоз учителя: ОО, ОУ или родители???
- Песни и видео на уроках английского)))) физкультминутки
- Праздники в классе
- Приложения и сайты, которые активно используете на занятиях
- Тесты "Единого урока"
- Учебники