Урок русского языка «Обобщение о словах, которые пишутся с заглавной буквы» (2 класс)
Предмет: русский язык
Тема: «Обобщение о словах, которые пишутся с заглавной буквы»
Класс: 2
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Форма урока: урок-игра
Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в собственных именах существительных.
Задачи:
Углубить знания об именах собственных, совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных.
Развивать аналитическое мышление, память, монологическую речь; формировать орфографический навык, исследовательские умения.
Воспитывать познавательный интерес к родному языку
Планируемые результаты:
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
Регулятивные УУД - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, классифицировать, находить ответ на проблемный вопрос.
Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Предметные – закрепить знания о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить умение правильного написания заглавной буквы в именах собственных.
Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Русский язык», 2 кл./ Т.Г. Рамзаева - М.: Дрофа, 2009.
Оборудование и материалы для урока: большой бумажный цветок, кроссворд, телеграмма, послания с заданиями, карточки для контроля знаний, карточки с группами слов, шоколадные медальки.
Ход урока:
Этапы урока |
Планируемые результаты и УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент Цель: содействие установлению нормального рабочего настроя у обучающихся и готовности к сотрудничеству. |
Личностные: готовность к обучению, положительное отношение к учению |
Учитель читает наизусть стихотворение: Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем И друг другу помогаем. (Дети тихо садятся на места) А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке – Ручка, книжка и тетрадка? - Раз всё в порядке продолжаем урок. |
Дети эмоционально настраиваются на работу. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Постановка цели и задач урока. Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности учащихся |
Предметные: Повторение единиц русского языка. Познавательные: умение под руководством учителя выделять и формулировать познавательную цель; умение сознательно строить речевое высказывание. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные: оценка деятельности |
Проведение игры «Для ума» – Разгадывание кроссворда. - Разгадав кроссворд вы узнаете, чем же мы будем заниматься на уроке. Оно сообщает о ком – либо или о чём – либо. ( Предложение) Его можно записать из букв. ( Слово) Их мы произносим. ( Звуки) Он состоит из нескольких предложений, связанных по смыслу. (Текст) · Это часть слова. ( Слог) Она бывает устная и письменная. ( Речь) Общая часть у родственных слов (Корень) Орфограмма, которая называется разделительный мягкий … )знак) Знаки, которые используются, чтобы сообщить название рассказа, стихотворения, картины… (кавычки) Слова, которые называют предметы. ( Существительное) · _ Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбике. (Повторение) Итак, цель мы поставили, значит, наша работа получится. Поднимите глазки вверх, опустите их вниз, посмотрите влево, вправо. А теперь послушайте, что я вам расскажу. Далеко - далеко, за горами, за морями, за высокими лесами есть страна Грамматика. В ней живут разные звуки, буквы, слова и предложения. И все они служат Королеве Грамматике (показать наглядность на доске). Однажды все узнали, что Злодей (показ на доске) похитил Королеву и заточил её в свою темницу. Он это сделал специально, чтобы никто не смог больше изучать буквы и знать науку грамматику, чтобы все в этой стране стали безграмотными. - Жалко вам Королеву? Хотите ей помочь? - Королева Грамматика надеется на вашу помощь и прислала вам телеграмму. Давайте её прочитаем. - Поможем Королеве Грамматике? - Итак, в путь!
Ты расти, расти цветок, распускайся лепесток! |
Дети разгадывают кроссворд. Формулируют тему и цель урока. Слушают сказку. Соглашаются помочь Королеве .
Телеграмма (читает ученик): "Дорогие, ребята! Помогите мне, пожалуйста, освободиться из темницы. Выполните все задания, которые я вам прислала вместе с волшебным цветком. Как только вы выполните все задания, то волшебный цветик-семицветик распустится, и силы зла исчезнут. И в стране Грамматике опять будет порядок. Надеюсь на вашу помощь!" Королева Грамматика. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Актуализация знаний. Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий
Чистописание |
Предметные: Повторение правила правописания собственных имен существительных Познавательные: умение сознательно строить речевое высказывание. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. |
- Ребята, давайте вспомним с вами, над какой темой мы сейчас работаем на уроках русского языка? (тема урока написана на доске, учащиеся хором её читают). - А когда же мы пишем слова с большой, заглавной буквы? (ответы детей) -А почему хотя бы одно слово в предложении, но будет написано с большой буквы? (это начало предложения)
Для того, чтобы увидеть первое задание, надо потренироваться и красиво прописать в тетради буквы и слова, которые там даны. Правильная посадка при письме. Объяснение правильного написания заглавной буквы М, написания словарного слова Москва и соединения букв в данном слове. |
Отвечают на вопросы. Формулируют правило. Пропись букв и словарного слова под контролем учителя |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Обобщение и систематизация знаний Цель: создание условий для выполнения учащимися учебных действий Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне |
Предметные: Умение видеть ошибки в словах и исправлять их, повторение алфавитного порядка. Познавательные: умение под руководством учителя выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Регулятивные: умение высказывать своё предположение |
А вот сейчас мы посмотрим, какое же 1 задание нам приготовила Королева Грамматика (взять с 1 лепестка задание). Рифмовка с элементами неправильного написания. Самостоятельно, попробуйте исправить ошибки, а потом мы проверим, как хорошо у вас это получилось.
Я пишу в тетрад_: карова, а корова - нездорова!
- Молодцы! Открывается 1 лепесток волшебного цветка.
2 лепесток. - Выполняем следующее задание. Кто готов? (взять задание со 2 лепестка). Читаем. Игра "Золотой ключик". - Кто знает сказку "Золотой ключик"? - Давайте вспомним имена и клички персонажей сказки Алексея Толстого "Золотой ключик". Деревянный мальчик: Буратино Девочка с голубыми волосами: Мальвина Лиса: Алиса Кот: Базилио Владелец кукольного театра: Карабас-Барабас - Как написаны все слова? (с большой буквы) - Почему? - Давайте расположим имена и клички в алфавитном порядке.
- Молодцы! Хорошо поиграли! (открывается 2 лепесток цветка).
Какой же можно сделать вывод? Вывод (делают дети): (открывается 3 лепесток волшебного цветка)
3 лепесток. -Посмотрим, что за задание на третьем лепестке Физкультминутка. 1) Если слово пишется с большой буквы, то вы тянитесь вверх, если слово пишется с маленькой буквы, то вы все дружно приседаете (корова, мальчик, Ирина, самолёт, Волга, школа, Тобик, Простоквашино, ландыш, автобус, дерево, Таня, Москва, деревня, Тольятти) - Молодцы! Хорошо отдохнули. Умеем не только дружно работать, но и отдыхать и следить за своим здоровьем. (открывается 4 лепесток волшебного цветка) |
Задание № 1 (читает ученик). "Ребята! Я вам предлагаю найти и исправить ошибки в одной работе школьника. Если исправите все ошибки, то этот лепесток распустится. Будьте внимательны!"
Дети работают устно над работой, представленной на доске; находят ошибки, исправляют их, доказывают и обосновывают свой ответ.
Задание № 2 (читает ученик). "Чтобы распустился следующий лепесток - поиграйте со своим учителем. Весёлой вам игры!"
Отвечают на вопросы. Вспоминают героев сказки «Золотой Ключик» Повторяют правило. Дети выходят к доске с табличками в руках в алфавитном порядке: Алиса, Базилио, Буратино, Карабас-Барабас, Мальвина
Формулируют вывод: имена, фамилии, клички, города Задание № 3 (читает ученик). "Чтобы дальше помогать Королеве Грамматике вы должны быть сильными, ловкими и здоровыми. Покажите, как вы следите за своим здоровьем!" Выполняют физкультминутку. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Применение знаний и умений в новой ситуации Цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов |
Предметные: Повторение о слове: многозначные слова Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; |
4лепесток. -Кто же прочитает следующее письмо Королевы? На доске: Наш шарик поймал воздушный шарик. Вася рыбаков был у рыбаков. Улетел орёл за город орёл.
Какой же можно сделать вывод?
(открывается 4 лепесток волшебного цветка)
Прочитаем, что же прислала Королева на пятом лепестке. На доске: Дружок, Лиза, Пушкин, Москва, Мурка, Маршак, Буренка, Саша, Аня, Самара, Барто, Наташа, Жучка 1 группа: имена, 2 группа: фамилии, 3 группа: клички, 4 группа: города, Учитель показывает карточки с формулировкой определённой группы.
Составьте с любым словом предложение и запишите его. (открывается 5 лепесток волшебного цветка) |
Задание №4 (читает ученик). "Дорогие, ребята! Помогите разобраться, где писать большую букву, а где маленькую. Слова одинаковые, но пишутся по - разному. Почему?" Дети работают самостоятельно. Анализируют, обосновывают и доказывают правильный ответ. Формулруют вывод. Вспоминая, что есть и многозначные слова.
Задание № 5 (читает ученик). "Сгруппируйте слова по группам и 6 лепесток волшебного цветка распустится!" Дети называют подходящие слова, записанные на доске. Доказывают написание большой буквы в данных словах, делают вывод о правописании большой буквы. Устно составляют предложения и записывают их в тетрадь, подчеркивая заглавную букву в слове |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Цель: усвоение способа действия при выполнении упражнения, взимопроверка по эталону |
Предметные: умение писать имена собственные с заглавной буквы Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
6 лепесток. -Читаем следующее задание. А сейчас положите перед собой карточки с заданием по вариантам. Если слово пишем с заглавной буквы, ставим «+», если нет – «- ». 1 вариант
2 вариант
Взаимопроверка. Контроль проверки работ и обсуждение допущенных ошибок
(открывается 6 лепесток волшебного цветка) - Молодцы, ребята! Все семь лепестков волшебного цветка распустились. Осталась серединка. Не устали? Открываем последнее задание. |
Задание № 6 (читает ученик). "Ребята! Все жители в стране Грамматики знают, что вы можете работать на уроке самостоятельно. Попробуйте написать тест, в котром есть волшебные слова, после которых лепесток распустится. Выполняют тест на карточках. Обмениваются карточками с соседом по парте и проверяют работу по эталону, который находиться на доске. Просматривают допущенные ошибки. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Рефлексия Цель: самооценка обучающимися результатов своей деятельности Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу Домашнее задание. Самооценка |
Познавательные: умение обобщать и делать выводы; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные: умение выражать свои эмоции |
- И наконец читаем последнее послание Королевы Грамматики!
1) Начало предложения пишется:. 2) Фамилия, имя, отчество людей пишутся:. 3) Все географические названия пишутся:
- Молодцы! Вы освободили Королеву Грамматику из темницы. Теперь у них в стране все будут изучать науку грамматику. - А зачем знать эту науку? (ответы детей) - Вы все хорошо работали, отвечали на вопросы, справились со всеми заданиями Королевы и освободили её от злого Злодея. На память об этом Королева Грамматика дарит вам всем медальки, желает успехов в учёбе, радостных дней в школе и хороших, прочных знаний по всем учебным предметам. Для вас она также приготовила домашнее задание не простое, а математическое.
В тетрадке на полях оцените себя(зелёный, желтый, красный) : 1ый кружок – то как вы работали на уроке 2ой кружок – то, как вы поняли данную тему 3ий кружок – ваше настроение после урока
- Урок закончен. Всем большое спасибо за работу.
|
Задание (читает ученик). "Ребята! Последнее вам задание. Ответьте на вопросы Злодея. Закончите предложения, и тогда волшебный цветок распустится, и все силы зла навсегда исчезнут. И опять в стране у нас будет мир, все будут дружить и веселиться! Вперёд к победе!" Дети вслух заканчивают предложения, и весь цветок открывается. Отвечают на вопросы. Получают награды за помощь. Решение примеров. Запись домашнего задания. Рисуют в столбик три круга, закрашивают их в определенные цвета. |
Ивлиева Наталия Алексеевна