Технологическая карта урока «Жизнь дана на добрые дела. В. Осеева "Просто старушка"»
Технологическая карта урока.
Учебный предмет: литературное чтение.
Класс: 2. УМК «Гармония».
Тема урока: «Жизнь дана на добрые дела. Характер главного героя и других персонажей. В. Осеева «Просто старушка».
Тип урока: урок-исследование.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
|||||
Организационный этап. Задачи. Эмоциональный настрой, мотивация и обучение постановке учебной задачи; проверка готовности к уроку |
||||||||||
1. Знакомство уч-ся с «гостями 2.Чтение в стихотворной форме о готовности к уроку, пожелание учащимся успешной работы. |
Дарят друг другу улыбку, хорошее настроение, желают друг другу удачи. |
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. |
Слушать собеседника. |
Контролирует правильность ответов обучающихся. |
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
|||||
Актуализация знаний. Постановка новой учебной задачи и ход её решения. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
||||||||||
Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. -- Какой раздел изучаем? |
Выдвигают пред -положение о теме предстоящего уро- ка. Вспоминают, как работать со скороговоркой. Выполняют дыхательную и речевую разминку. |
Выделять гипотезу и обосновывать её. |
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. |
Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. |
Контролирует правильность ответов обучающихся. |
|||||
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. Задачи. Повторение и закрепление полученных знаний и умений; совершенствование навыка ролевого чтения; совершенствование навыка ролевого чтения; воспитание доброго и чуткого отношения к своим бабушкам. |
||||||||||
Задаёт вопросы: Согласны ли вы с выбором подарка? Почему? Как вы думаете, какая реакция будет у бабушки на такой подарок? |
Читают по ролям рассказ Ю.Ермолаева. «Угодили» в рабочей тетради. Показывают рисунок и рассказывают, что бы они хотели подарить бабушке и объясняют, почему такой подарок выбрали. |
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразитель-ных материалов. Выделять существенную информацию из текста. |
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. |
Понимать на слух ответы обучающихся |
Контролируют правильность ответов обучающихся. По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученный анализ. |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять взаимоконтроль. Адекватно воспринимать оценку учителя. |
||||
Подготовка к освоению знаний. вспомнить, какие рассказы Осеевой уже прочитаны; способствовать смысловому, выразительному чтению целыми словами, развитию мышления и речи, расширению читательского кругозора, Способствовать воспитанию доброго отношения к людям, не только к близким, к родственникам. |
||||||||||
Сообщает о проведении исследования верности высказывания «Жизнь дана на добрые дела». Дополняет сведения о В. Осеевой. Организует беседу по выставке книг по прочитанным рассказам. |
Вспоминают биограф В. Осеевой. Проводится игра «Узнай героя по описанию» (по ранее прочитанным рассказам В.Осеевой): 1.Мальчик, который ни с кем не играл, а собрал целую кучу игрушек и охранял их?(«Сторож») 2.Этот мальчик обидел товарища, толкнул прохожего, ударил собаку, нагрубил сестре, остался один и заплакал? («Кто наказал его?») 3.Эти мальчики наблюдали за тем, как собака лаяла на маленького котёнка, который прижался к забору и ничего не делали? («Плохо») -Отгадывают название рассказа Осеевой по ключевым фразам из текстов по слайдам. Предполагают содержание рассказа, проделав словарную работу, рассмотрев портреты старушек, рисунки. |
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. |
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. |
Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Понимать на слух ответы обучающихся. Выразительно читать. |
Контролируют правильность ответов обучающихся. |
Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять взаимоконтроль. |
||||
Первичное знакомство с текстом Задачи: Познакомить с новым рассказом В.Осеевой и вспомнить, что уже прочитано; способствовать смысловому, выразительному чтению целыми словами, развитию мышления и речи, расширению читательского кругозора, Способствовать воспитанию доброго отношения к людям. |
||||||||||
Организует работу по первичному чтению рассказа В.Осеевой «Просто старушка» вслух. |
Две ученицы последовательно вслух читают текст. |
Адекватное понимание содержания звучащей речи. Умение отвечать на вопросы по содержанию, |
Читают произведение по очереди. |
Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. |
Контролируют правильность ответов обучающихся. В ходе заслушивания текста осуществляют самоконтроль и контроль |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять взаимоконтроль. |
||||
Проверка первичного восприятия. |
||||||||||
Организует беседу по вопросам: Какие чувства вызвал у вас этот рассказ и почему? Оказалось ли наше предположение верным или нет и почему? С кем из ребят вы бы хотели дружить? Почему? |
Участвуют в беседе |
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. |
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в обсуждении содержания произведения во фронтальном режиме. |
Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Строить моно-логические высказывания. |
Контролируют правильность ответов обучающихся. По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученный анализ. |
Анализ, мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. |
||||
Физкультминутка «Мама» Цель: Снять напряжение с глаз и спины; |
||||||||||
В стихотворной форме организует физкультминутку. |
Выполняют физкультминутку вместе с мультимедийными зверюшками. |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять взаимоконтроль. Адекватно воспринимать оценку учителя. |
||||||||
Вторичное чтение и работа с текстом. |
||||||||||
читают рассказ и находят слова и выражения, характеризующие героев произведения, стараясь читать целыми словами. Высказывают предположения о причинах такого поведения героев рассказа. |
Умение отличать текст от набора предложений. Выбор книг на основе рекомендованного списка, Выделять существенную информацию из текста. |
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в обсуждении содержания произведения во фронтальном режиме. |
Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Понимать на слух ответы обучающихся. Выразительно читать. Уметь формировать собственное мнение и позицию. Строить моно-логические высказывания. |
Контролируют правильность ответов обучающихся. |
Выявление авторского отношения к героям на основе анализа текста, авторских пометок, имен героев. |
|||||
Интерпретация произведения. |
||||||||||
1).Организовывает игру «Радиотеатр» 2)Творческая работа – инсценирование с применением костюмов. |
Выполняют выразительное чтение по ролям. Оценивают своё чтение и чтение своих товарищей Чтение пословиц, соотнесение их с содержанием рассказа. |
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. |
Уметь использовать речь для регуляции своего действия. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи. |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять взаимоконтроль. Адекватно воспринимать оценку учителя. |
||||||
Решение проблемной ситуации. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) |
||||||||||
Организовывает игру «Капельки добра» с целью определить чего на земле больше: добра или зла? Подводит к выводу, как можно победить зло;так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки- в море добра. |
На весы дети кладут таблички с «плохими» словами, на другую чашу весов кладут столько вырезанных из бумаги капель, сколько придумают добрых слов. |
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. |
Уметь использовать речь для регуляции своего действия. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи. |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
||||||
Подведение итогов занятия. Рефлексия. Задачи: Формировать умение делать выводы, правильно высказывать свои мысли и оценивать свою работу |
||||||||||
Задаёт вопрос: -Какое открытие сделали для себя на уроке? Выставляет оценки. Комментирует их. |
Дети отвечают на вопрос учителя: Какое открытие сделали для себя на уроке. («Жизнь дана на добрые дела» -- верное высказывание. Оценивают свою работу на уроке: если довольны своей работой, улыбаются солнышку. Если солнышко довольно работой уч-ся – улыбается со слайда. |
Выделять гипотезу и обосновывать её. |
Строить моно-логические высказывания. |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Адекватно воспринимать оценку учителя. |
||||||
Домашнее задание. |
||||||||||
Даёт информацию о домашнем задании, делает инструктаж по его выполнению |
Записывают домашнее задание в дневник. Придумать продолжение рассказа «Просто старушка». |
Мингазова Татьяна