Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Хоменчук Наталия Ивановна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 496
Екатеринбург
Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Данная проблема является весьма актуальной.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, коррекционная работа,
комплексный подход, речевое развитие.
В последние годы в детском саду увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Большая ответственность ложится на сотрудников детских садов - воспитателей, логопедов, психологов - по работе с такими детьми и их родителями (законными представителями).
| |
Ранее родителям отводилась пассивная роль в педагогическом процессе. Взаимодействие в основном строилось на понимании и знании педагогов о том, как нужно воспитывать, обучать, развивать ребенка с ОВЗ. У большинства родителей не было специальных знаний по воспитанию и обучению такого ребенка, они были не способны самостоятельно выявлять и справляться с проблемой ребенка с ОВЗ.
Родители, столкнувшиеся с проблемами ребенка, испытывают множество трудностей социального, соматического, педагогического и психологического характера. А в некоторых случаях желание заниматься собственным ребенком и вовсе отсутствует. Некоторые родители считают такие занятия попусту потраченным временем, не видят перспектив развития собственного особенного ребенка.
В настоящее время нужны более актуальные, интересные формы активизации и образования родителей, которые бы стали популярными и востребованными. Педагоги понимают, что возникла острая необходимость отхода от устаревших форм, штампов в работе не только с детьми, но и с родителями.
Кроме этого, в нашем городе есть психологические центры, общественные организации, объединяющие родителей детей с ОВЗ, куда бы они могли обратиться за психологической помощью, поддержкой или специальной литературой.
Еще в ХIХ веке психологи (В.М.Бехтерев, С.С.Корсаков, И.В.Маляревский и др.) использовали благотворное влияние родителей на состояние своего особого ребенка.
В связи с этим обеспечение и реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важных задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ. (Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 г). В настоящее время становится актуальным поиск новых путей и форм помощи таким родителям.
Своевременное оказание необходимой психолого-педагогической помощи в дошкольный период позволяет провести коррекцию недостатков ребенка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию. Психологическая помощь детям с ОВЗ является одним из важных звеньев в системе их реабилитации, здоровьесбережении.
Дети с ОВЗ интегрированы в группы с нормально развивающимися детьми, где они имеют возможность общаться со сверстниками. Коррекционная помощь по заявлению родителей и заключению Психолого-медико-педагогической комиссии оказывается в нашем саду логопедами и психологом.
В детском саду создана предметно-развивающая среда, способствующая развитию инклюзивных форм обучения детей с ОВЗ. На индивидуальных и подгрупповых занятиях для познавательного и речевого развития используются артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастика, развивающие и дидактические игры, раскрываются лексические темы; используются игры, развивающие память, логическое мышление, внимание.
Цель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ:
Ребенок получает квалифицированную помощь логопеда, психолога, направленную на индивидуальное развитие, успешную адаптацию в социуме;
Содержание психолого-педагогического сопровождения реализуется через основные направления, включающие комплексную диагностику, развивающую и коррекционную работу, консультирование и просвещение родителей (законных представителей)
Задачи:
Формирование у детей навыков общения со сверстниками в процессе
деятельности детей и взрослых;
Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).
Просвещение и консультирование педагогов детского сада. Психологические занятия для детей.
Комплексы для детей, направленные на коррекционную работу, развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.
Мероприятия с родителями и детьми («Новый год», «8 марта», «День матери», «23 февраля», «День Победы»).
Разработка рекомендаций, определение нагрузки с учетом психофизических особенностей ребенка с ОВЗ.
В нашей работе с детьми с ОВЗ и их родителями мы опираемся на:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи;
2. Гуманно-личностный подход – всестороннее уважение и любовь к ребенку, формирование позитивного настроения каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы он слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
3.Комплексный подход – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, физическим руководителем, родителями.
4. Деятельностный подход – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности). Необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
5. Конфиденциальность – вся информация, полученная о ребенке и его семье, не распространяется за пределы ДОУ, без соответствующего разрешения родителей или законных представителей ребенка.
6. Обеспечение комфортных, безопасных условий.
Методы и формы работы с детьми:
Сказкотерапия. Здесь проводится коррекционная, психологическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать взрослый; это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками является группа детей, либо один ребенок. Для этого может быть использован материал – книжные иллюстрации, сказки из фланели, пальчиковый театр.
Игротерапия. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.
Сюжетноролевые игры способствуют формированию коммуникативных отношений со сверстниками и взрослыми.
Основной задачей данных методов работы является коррекция звукопроизношения, автоматизация отдельных звуков, коммуникация ребенка.
Формы и методы работы с родителями:
Анкетирование родителей.
Консультирование – индивидуальный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка.
Дни открытых дверей – родители посещают детский сад, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
Мастер-классы – родители учатся применять полученные знания на практике.
Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях, с целью обучения их приемам и способам работы с особым ребенком.
Использование информационных стендов для родителей.
Тематические выставки (литературы, фото, детских работ), доска объявлений.
Виртуальное общение с родителями через Интернет, использование сотовой связи.
Организация выставок книг, различных поделок, книжек-малышек.
Размещение информации на сайте учреждения;
Разработка памяток с рекомендациями;
Информирование родителей о других учреждениях, оказывающих помощь детям с ОВЗ:
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Талисман»
ГБОУ “ Речевой центр»
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области (ГБУЗ СО «СОКПБ»)
Ассоциация «Особые люди»
Свердловская региональная общественная «Солнечные дети» организация инвалидов
Ассоциация “ Я Особенный»
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ЛАДО».
Некоторые родители основную роль в преодолении отклонений в развитии отводят медикаментозному лечению. Медикаментозное лечение является эффективным лишь при качественной коррекционной работе и правильном семейном воспитании.
Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность, создание книжки-малышки и др.) способствует развитию партнерских отношений.
Конечной целью комплексной, системной работы с семьей коллектив детского сада считает создание позитивных ценностно – смысловых установок в семье и ближайшем окружении ребёнка, которые обеспечат максимальную коррекцию звукопроизношения и полноценное развитие его личности в дошкольный период.
Многие родители хотят научиться психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне. Познакомить родителей с основными положениями, подходами в воспитании детей, взаимодействовать с ними просто необходимо. Сопровождение семьи «особого ребёнка» в нашем детском саду - это комплекс педагогических, коррекционных, психологических технологий развития, поддержки и помощи семье, которые представляют собой организованное тесное взаимодействие сопровождающих (специалисты детского сада, воспитатели, администрация МБДОУ) и сопровождаемых (дети с ОВЗ, их родители или законные представители).
Литература
1. А. С. Пугачев «Коррекционное обучение». Журнал «Молодой ученый» № 12 за 2012 г.
2. Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
3. В.М.Бехтерев «Основы общей рефлексологии» Государственное издательство. Москва,1928г. Ленинград.
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей".
| | |||||
| | |
|