Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

0
0
Материал опубликован 11 December 2021

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Хоменчук Наталия Ивановна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 496

Екатеринбург

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Данная проблема является весьма актуальной.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, коррекционная работа,

комплексный подход, речевое развитие.



В последние годы в детском саду увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Большая ответственность ложится на сотрудников детских садов - воспитателей, логопедов, психологов - по работе с такими детьми и их родителями (законными представителями).




Ранее родителям отводилась пассивная роль в педагогическом процессе. Взаимодействие в основном строилось на понимании и знании педагогов о том, как нужно воспитывать, обучать, развивать ребенка с ОВЗ. У большинства родителей не было специальных знаний по воспитанию и обучению такого ребенка, они были не способны самостоятельно выявлять и справляться с проблемой ребенка с ОВЗ.

Родители, столкнувшиеся с проблемами ребенка, испытывают множество трудностей социального, соматического, педагогического и психологического характера. А в некоторых случаях желание заниматься собственным ребенком и вовсе отсутствует. Некоторые родители считают такие занятия попусту потраченным временем, не видят перспектив развития собственного особенного ребенка.

В настоящее время нужны более актуальные, интересные формы активизации и образования родителей, которые бы стали популярными и востребованными. Педагоги понимают, что возникла острая необходимость отхода от устаревших форм, штампов в работе не только с детьми, но и с родителями.

Кроме этого, в нашем городе есть психологические центры, общественные организации, объединяющие родителей детей с ОВЗ, куда бы они могли обратиться за психологической помощью, поддержкой или специальной литературой.

Еще в ХIХ веке психологи (В.М.Бехтерев, С.С.Корсаков, И.В.Маляревский и др.) использовали благотворное влияние родителей на состояние своего особого ребенка.

В связи с этим обеспечение и реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важных задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ. (Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 г). В настоящее время становится актуальным поиск новых путей и форм помощи таким родителям.

Своевременное оказание необходимой психолого-педагогической помощи в дошкольный период позволяет провести коррекцию недостатков ребенка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию. Психологическая помощь детям с ОВЗ является одним из важных звеньев в системе их реабилитации, здоровьесбережении.



Дети с ОВЗ интегрированы в группы с нормально развивающимися детьми, где они имеют возможность общаться со сверстниками. Коррекционная помощь по заявлению родителей и заключению Психолого-медико-педагогической комиссии оказывается в нашем саду логопедами и психологом.

В детском саду создана предметно-развивающая среда, способствующая развитию инклюзивных форм обучения детей с ОВЗ. На индивидуальных и подгрупповых занятиях для познавательного и речевого развития используются артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастика, развивающие и дидактические игры, раскрываются лексические темы; используются игры, развивающие память, логическое мышление, внимание.

Цель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ:

Ребенок получает квалифицированную помощь логопеда, психолога, направленную на индивидуальное развитие, успешную адаптацию в социуме;

Содержание психолого-педагогического сопровождения реализуется через основные направления, включающие комплексную диагностику, развивающую и коррекционную работу, консультирование и просвещение родителей (законных представителей)

Задачи:

Формирование у детей навыков общения со сверстниками в процессе

деятельности детей и взрослых;

Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).

Просвещение и консультирование педагогов детского сада. Психологические занятия для детей.

Комплексы для детей, направленные на коррекционную работу, развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.

Мероприятия с родителями и детьми («Новый год», «8 марта», «День матери», «23 февраля», «День Победы»).

Разработка рекомендаций, определение нагрузки с учетом психофизических особенностей ребенка с ОВЗ.

В нашей работе с детьми с ОВЗ и их родителями мы опираемся на:

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи;

2. Гуманно-личностный подход – всестороннее уважение и любовь к ребенку, формирование позитивного настроения каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы он слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

3.Комплексный подход – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, физическим руководителем, родителями.

4. Деятельностный подход – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности). Необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

5. Конфиденциальность – вся информация, полученная о ребенке и его семье, не распространяется за пределы ДОУ, без соответствующего разрешения родителей или законных представителей ребенка.

6. Обеспечение комфортных, безопасных условий.

Методы и формы работы с детьми:

Сказкотерапия. Здесь проводится коррекционная, психологическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать взрослый; это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками является группа детей, либо один ребенок. Для этого может быть использован материал – книжные иллюстрации, сказки из фланели, пальчиковый театр.

Игротерапия. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.

Сюжетноролевые игры способствуют формированию коммуникативных отношений со сверстниками и взрослыми.

Основной задачей данных методов работы является коррекция звукопроизношения, автоматизация отдельных звуков, коммуникация ребенка.

Формы и методы работы с родителями:

Анкетирование родителей.

Консультирование – индивидуальный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка.

Дни открытых дверей – родители посещают детский сад, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.

Мастер-классы – родители учатся применять полученные знания на практике.

Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях, с целью обучения их приемам и способам работы с особым ребенком.

Использование информационных стендов для родителей.

Тематические выставки (литературы, фото, детских работ), доска объявлений.

Виртуальное общение с родителями через Интернет, использование сотовой связи.

Организация выставок книг, различных поделок, книжек-малышек.

Размещение информации на сайте учреждения;

Разработка памяток с рекомендациями;

Информирование родителей о других учреждениях, оказывающих помощь детям с ОВЗ:

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья   «Талисман»

ГБОУ “ Речевой центр»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области (ГБУЗ СО «СОКПБ») 

Ассоциация «Особые люди»

Свердловская региональная общественная «Солнечные дети» организация инвалидов

Ассоциация “ Я Особенный»

«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ЛАДО».

Некоторые родители основную роль в преодолении отклонений в развитии отводят медикаментозному лечению. Медикаментозное лечение является эффективным лишь при качественной коррекционной работе и правильном семейном воспитании.

Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность, создание книжки-малышки и др.) способствует развитию партнерских отношений.

Конечной целью комплексной, системной работы с семьей коллектив детского сада считает создание позитивных ценностно – смысловых установок в семье и ближайшем окружении ребёнка, которые обеспечат максимальную коррекцию звукопроизношения и полноценное развитие его личности в дошкольный период.

Многие родители хотят научиться психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне. Познакомить родителей с основными положениями, подходами в воспитании детей, взаимодействовать с ними просто необходимо. Сопровождение семьи «особого ребёнка» в нашем детском саду - это комплекс педагогических, коррекционных, психологических технологий развития, поддержки и помощи семье, которые представляют собой организованное тесное взаимодействие сопровождающих (специалисты детского сада, воспитатели, администрация МБДОУ) и сопровождаемых (дети с ОВЗ, их родители или законные представители).





Литература

1. А. С. Пугачев  «Коррекционное обучение».  Журнал «Молодой ученый» № 12 за 2012 г.

2. Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

3. В.М.Бехтерев «Основы общей рефлексологии» Государственное издательство. Москва,1928г. Ленинград.

4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей".


















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации