Доклад «Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ»
Модель психолого-педагогического сопровождения
обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации
(из опыта работы)
Горбачева Александра Анатольевна,
педагог-психолог высшей квалификационной категории,
МБОУ Чановская СШ № 2 Чановского района
Новосибирской области
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов существенно изменила всю образовательную ситуацию в школе, определяя необходимость включения психологических знаний в содержание и организацию образовательной среды не только для здоровых детей, но и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью. Роль школьного педагога – психолога как полноценного участника образовательного процесса важна и незаменима, когда речь идет о потребности в организации психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Именно поэтому в МБОУ Чановской средней школе № 2 Чановского района Новосибирской области (далее – МБОУ Чановская СШ № 2) особое внимание уделяется психологическому здоровью обучающихся, индивидуализации образовательных маршрутов (по необходимости), созданию психологически безопасной и комфортной образовательной среды для всех участников образовательных отношений.
В нашей школе обучаются дети с ОВЗ и инвалидностью различных нозологий: с задержкой психического развития, с умственной отсталостью легкой и умеренной степени тяжести, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи. По заключениям территориальной психолого – медико - педагогической комиссии (далее – ТПМПК) для обучающихся с ОВЗ организовано психолого-педагогическое сопровождение, которое осуществляют узкие специалисты: педагог – психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, тьютор, социальный педагог, ассистент – помощник. В нашей школе полный кадровый состав специалистов службы сопровождения. Процесс обучения детей с ОВЗ и инвалидностью организован в разных формах:
инклюзивно в классах со своими здоровыми сверстниками,
индивидуально в школе или на дому (по медицинским показаниям).
Учитывая индивидуальные особенности развития ребенка с ОВЗ и решение психолого-педагогического консилиума МБОУ Чановской СШ № 2, определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Важнейшей задачей для наших специалистов является разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование существующих разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка или группы детей в целом.
Социализация и адаптация детей с ОВЗ и инвалидностью организованы через вовлечение ребят во внеурочную деятельность, внеклассные и внешкольные мероприятия не только районного, но и регионального уровня. Неоднократно дети участвовали в областной спартакиаде для инвалидов и детей с ОВЗ, а также в Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».
Вся коррекционно-развивающая работа направлена на обеспечение организации деятельности, способствующей личностному развитию обучающихся, коррекцию недостатков психофизического развития и освоение ими содержания образования. Основными направлениями работы педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ являются:
-развитие эмоционально-волевой сферы и коррекция ее недостатков;
-развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
Целью психолого - педагогического сопровождения отдельно взятого обучающегося с ОВЗ, является обеспечение оптимального развития ребенка, его успешной социализации в обществе.
Задачами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в МБОУ Чановская СШ № 2, являются:
- профилактика проблем развития детей;
-помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- психологическое сопровождение образовательных программ;
- развитие психолого - педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов. (Антонова О. В.
Исходя из опыта работы, можно выделить сложившиеся модели психолого- педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в МБОУ Чановской СШ № 2.
Модель 1. Родители (законные представители) обучающегося школы по собственной инициативе предоставили в школу заключение ТПМПК.
Действия специалистов школьного психолого-педагогического консилиума (далее – ППк):
1. Изучение документов (заключения ТПМПК, ИПРА)
2. Беседа с родителями, сбор анамнестических данных. Выявление трудностей, возникающих в процессе обучения и воспитания ребенка.
3. Установление контакта с ребенком (наблюдение, беседа, изучение продуктивной, игровой деятельности)
4. Изучение уровня сформированности психических процессов: уровня чувственного восприятия, сформированности сенсорных эталонов, внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия, мышления, мелкой и общей моторики, уровня развития выразительной и выразительной речи.
Также при определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Оценивать результаты можно не в условных баллах, а по фактическому опыту деятельности.
5. Педагогами нашей школы разрабатывается адаптированная образовательная программа (АОП) той нозологии, которая прописана в рекомендациях ТПМПК.
Приказом директора МБОУ Чановская СШ № 2 назначается сопровождающий обучающегося с ОВЗ, которым может быть назначен классный руководитель, либо учитель-предметник индивидуального обучения, либо тьютор. Главное условие - не более 3 детей на сопровождение одним педагогом.
В базе данных ОВЗ оформляется карта обучающегося с ОВЗ.
Для ученика составляется индивидуальный учебный план.
Учителя разрабатывают рабочие адаптированные программы по учебным предметам, а узкие специалисты программы для реализации коррекционных курсов.
Составляется расписание коррекционных занятий.
Разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, в его разработке участвуют: сопровождающий, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог.
Заводится дневник динамического наблюдения и ведется отслеживание в таблице динамики развития личностных качеств обучающегося с ОВЗ.
На плановых заседаниях школьного ППк дважды в год (после 2-ой и 4-й четвертей) отслеживается динамика индивидуального развития, уровень освоения адаптированной образовательной программы, а также происходит обмен мнениями между специалистами по выявленным скрытым ресурсам обучающихся с ОВЗ.
6. Документы, которые оформляются с родителями ребенка с ОВЗ:
- договор об обучении с родителями ребенка с ОВЗ (однократно)
- заявление/согласие на коррекционную работу специалистов с ребенком (однократно)
- заявление/согласие на обучение по АОП (ежегодно);
- заявление на обучение на дому (если предоставлена справка на индивидуальное обучение из ЦРБ) (ежегодно)
- согласуется индивидуальный учебный план, ИОМ, расписание занятий (ежегодно)
Модель 2. Запрос педагога на предмет возникших трудностей у обучающегося с ОВЗ в освоении учебного материала или адаптированной образовательной программы в целом.
Действия специалистов школьного психолого-педагогического консилиума (далее – ППк):
Диагностическая работа с целью создания благоприятных условий для освоения содержания адаптированной образовательной программы.
При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ОВЗ содержания адаптированной образовательной программы педагоги МБОУ Чановской СШ № 2, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, оперативно вносят корректировки в рабочие программы по учебным предметам, а узкие специалисты дополняют структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в процессе обучения и социализации обучающийся с ОВЗ направляется на комплексное психолого – медико - педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему психолого-педагогическому сопровождению.
Методы и диагностические средства для выявления индивидуальных особенностей школьников, которые мы используем в своей практике, представлены в Таблице 1.
Таблица 1.
№ п/п | Диагностируемые параметры | Рекомендуемые методики диагностические методы |
| Социальная ситуация развития (проблемы, связанные с адаптацией ребенка к классному коллективу, взаимоотношениями с учителем, в семье) | Социометрия Проективная беседа «Мой круг общения» Методика исследования межличностных отношений Р. Жиля. CMAS (модиф. А.М.Прихожан) Методика Э.М. Александровской «Изучение социально-психологической адаптации» Методика «Рисунок семьи» «Кинестетический рисунок семьи» Методика Д. Ореховой «Домики». |
| Ведущая деятельность (сформированность компонентов структуры учебной деятельности, предпосылки формирования учебной деятельности, произвольность поведения и познавательных процессов) | Схемы наблюдения уровня сформированности учебной деятельности Проективная проба «Рисунок школы» Методика «Лесенка побуждений» Методика «Составь расписание» Методика «Конверты» Методика Н.Г. Лускановой по мотивации |
| Особенности познавательной деятельности | Прогрессивные матрицы Дж.Равена Методика Выготского-Сахарова Предметная классификация Исключение предметов (4ый лишний) Кубики Коса Исследование словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене) Исследование прогностической деятельности (Л.И. Переслени) Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС). |
| Изучение свойств внимания (уровень распределения, устойчивости, переключения внимания) | Методика “Проставь значки” Корректурная проба (тест Бурдона) Методика В.М.Когана Таблицы Шульте |
| Изучение свойств памяти уровень долговременной памяти, произвольной (осмысленной) памяти, логической памяти (воспроизведение логических связей). | Методика “Долговременная память” Методика “Опосредованное запоминание” Использована методика, разр. Лурия А.Р. Выготским Л.С., Леонтьевым А.Н.) Методика “Изучение логической памяти у младших школьников” Пиктограммы |
| Эмоционально-волевая сфера | Цветовой тест Люшера ЦТО Цветовой тест отношений С.А.Т.-Н Методика «СОМОР» «Лесенка» «Несуществующее животное» «Дом. Дерево. Человек» «Эмоциональные лица» и пр. |
(Чужигаев А. https://znanio.ru/media/dlya-psihologa-2589929)
2. Консультативная работа обеспечивает оказание педагогам и родителям методической помощи в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ.
Консультативная работа по психологическому просвещению ведется не только с педагогами МБОУ Чановской СШ № 2, но также и с педагогами школ района, в рамках участия в проекте, как ресурсной организации Новосибирской области, реализующей практику инклюзивного образования. Формы работы разнообразны: занятия и семинары с учителями по ключевым проблемам развития ребенка с ОВЗ и его особым образовательным потребностям, организация и проведение открытых педагогических консилиумов для педагогов школ Чановского района Новосибирской области, методическая помощь в подготовке к тематическим родительским собраниям, индивидуальные консультации и т.д.
С января 2021 года МБОУ Чановская СШ № 2 является консультационным центром в рамках федерального проекта «Современная школа». В условиях реализации данного проекта у нас в школе организована работа родительского клуба «Семейная гостиная» для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью. Педагоги-психологи и педагоги - консультанты разрабатывают рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводят мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
3. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями обучения и воспитания, обучающихся с ОВЗ, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и др.
Информационно-просветительская работа в МБОУ Чановская СШ № 2 включает в себя:
― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся;
― оформление информационных стендов, печатных и других материалов;
― психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности;
― психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.
4. Оценка результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы осуществляется с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, обратная связь, позволяет не только оценить достижения планируемых результатов освоения программы коррекционной работы обучающимися с ОВЗ, но и внести (при необходимости) коррективы в ее содержание и организацию.
Для оценки результатов освоения программы коррекционной работы обучающимися с ОВЗ в МБОУ Чановская СШ № 2 используются три формы мониторинга: стартовая, текущая и итоговая диагностика.
Стартовая диагностика позволяет выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующих о степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь.
Текущая диагностика важна для контроля всей продолжительности обучения. Использование экспресс-диагностики интегративных показателей позволяет судить о наличии или отсутствии положительной динамики в освоении обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы. Результаты диагностики служат ориентировочной основой для определения будущей стратегии: продолжить реализацию разработанной программы коррекционной работы или внести в нее определенные коррективы.
Итоговая диагностика, которая проводится на заключительном этапе (конец учебного года, завершение обучения на определенном уровне образования), позволяет оценить достижения обучающегося с ОВЗ в соответствии с планируемыми результатами освоения программы коррекционной работы. (Майер О.А https://urok.1sept.ru/articles/653503)
Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и итоговой диагностики разрабатываются в МБОУ Чановской СШ № 2 с учетом индивидуальных особенностей и специальных образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы с согласия родителей (законных представителей) и по решению школьного ППк МБОУ Чановской СШ № 2 обучающийся с ОВЗ направляется на расширенное психолого – медико – педагогическое обследование для получения необходимой информации для внесения корректив в организацию и содержание программы коррекционной работы.
Для полноты оценки достижения планируемых результатов в освоении программы коррекционной работы обучающимися с ОВЗ необходимо учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся по интегративным показателям проявляется не только в учебно-познавательной деятельности, но и в повседневной жизни.
Результаты освоения программы коррекционной работы обучающимися с ОВЗ не представляются на итоговую аттестацию, но оформляются в виде папки документов и хранятся у школьного педагога-психолога.
Таким образом, из опыта работы МБОУ Чановской СШ № 2, по организации комплексного психолого - педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, можно сделать вывод, что вся деятельность направлена на обеспечение специальных образовательных условий обучения, воспитания и развития, адекватных индивидуальным особенностям и потребностям обучающихся с ОВЗ, а также профилактику возможных трудностей, ситуаций и состояний риска адаптационных нарушений в физическом, социальном и личностном развитии, что позволяет расширить доступность и повысить качество образования обучающихся с ОВЗ.
Используемая литература:
1. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной. М.: 2001.
2. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. Под редакцией Л. М. Митиной М.: 2010.
3. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. - М.: Коррекционная педагогика, 2005.
4. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. Ткачёва В.В. – АСТ., М., 2007.
5. Билютина С.Л. psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_doklad.doc
6. Антонова О. В. https://infourok.ru/model-kompleksnogo-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-obuchayushihsya-s-ovz-4378460.html
7. Чужигаев А. https://znanio.ru/media/dlya-psihologa-2589929