Программа «Логопедическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 1–5 классов»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 имени А. Ф. Лебедева г. Томска
Программа
Логопедическое сопровождение обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
1-5 классов
Автор-составитель:
учитель-логопед
Сапегина Евгения Сергеевна
Томск
Пояснительная записка
В связи с изменениями в системе образования, в общеобразовательную школу, на сегодняшний день, поступает разный контингент детей. Встречаются дети, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях нашего учреждения, чаще всего, среди школьников с ОВЗ, встречаются дети с тяжелыми речевыми расстройствами, со смешанными специфическими расстройствами психологического развития или сочетанными нарушениями.
Большинство детей с ОВЗ имеют первичные, либо вторичные нарушения речи различной степени сложности. Зачастую, у школьников с речевыми проблемами, в зависимости от причин отставания в развитии и индивидуальных особенностей, могут возникать сенсорные, интеллектуальные, речевые и другие психические нарушения (Е.Ф. Архипова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова и др.), затрудняющие процесс обучения детей. Наибольшие сложности в школьной и социальной адаптации испытывают, в данном случае, школьники 1-5 классов.
Трудности обучения данной группы школьников с нарушениями речи первичного или вторичного характера определяются не только тем, какие компоненты речи страдают и в какой степени. Коррекцию речи затрудняет недоразвитие высших психических функций, особенно познавательной деятельности. Всё это, в совокупности, препятствует общению с окружающими, мешает овладению грамотой и усвоению школьных предметов. Стоит отметить, что при переходе в 5 класс дополнительной нагрузкой для детей становится смена режима обучения. Такие новшества заставляют обучающихся с ОВЗ заново адаптироваться к школьной среде, что сказывается и на обучении.
Дети с ОВЗ, зачастую затрудняются в дифференциации фонем, восприятии и усвоении развернутых логико-грамматических конструкций, установлении временных, пространственных, причинно-следственных связей. Также наблюдаются грамматические неточности в сочетании с ограниченностью словарного запаса, недостаточное представление об окружающей действительности, низкий уровень аналитико-синтетической деятельности, нарушенное звукопроизношение, являющееся последующей опорой в написании графем; трудности в понимании основного смысла прочитанного.
Таким образом, несформированность всех компонентов устной речи, вместе с недоразвитием психических функций, является серьезным препятствием для усвоения обучающимися с ОВЗ программного материала и, чаще всего, находит отражение в письменной речи. Это проявляется в дизорфографии, смешанных формах дисграфии и дислексии. Затруднения на письме, как правило, связаны: с недостатками программирования структуры речевых высказываний, с невозможностью подчинить речевую деятельность единому логическому замыслу; с появлением побочных ассоциаций, обусловленных жизненным опытом ребенка; с отсутствием мотивации к активной речевой деятельности.
В связи с тем, что у детей с ОВЗ, как правило, страдают все стороны речевой системы, в большей или меньшей степени, встает необходимость составления такого содержания планирования, которое сможет предупредить и корригировать данную проблему.
Настоящая программа написана с учётом особенностей речевых и психических нарушений школьников с ОВЗ, а также комплексного подхода к их коррекции. Планирование рассчитано на обучающихся 1-5 классов с ОВЗ с предпосылками или наличием нарушений устной и (или) письменной речи. Основой содержания программы являются авторские материалы и методические рекомендации Мазановой Е. В., Ефименковой Л. Н., Садовниковой И. Н., Лалаевой Р. И..
Целью реализации программы является предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у школьников 1-5 классов с ОВЗ.
В связи с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса выделяются определенные задачи:
своевременное выявление, обследование и отбор детей с ОВЗ в логопедические группы;
определение особенностей организации образовательного процесса, для рассматриваемой категории детей, в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
составление индивидуальных планов логопедической работы с детьми с ОВЗ;
организация индивидуальных и (или) групповых (подгрупповых) занятий по предупреждению и устранению нарушений устной и письменной речи путем формирования всех составляющих языковой системы;
формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программ по русскому языку и другим предметам;
практическое усвоение лексико-грамматических норм русского языка;
проведение профилактических мероприятий, позволяющих избежать неблагоприятного развития в речевом статусе ребенка;
организация совместной деятельности ряда специалистов и родителей, популяризация логопедических знаний; оказание консультативной и методической помощи педагогам и родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание планирования коррекционно-развивающей работы определяют следующие принципы:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Логопедическая работа также ориентируется на основные дидактические принципы общей педагогики: научность, систематичность и последовательность, доступность и наглядность, учет возрастных и индивидуальных особенностей, формирование сознательности и активности ученика.
Учет данных принципов и задач позволяет говорить о применении комплексного подхода, как необходимой составляющей при реализации коррекционно-развивающей работы и включает в себя взаимосвязанные направления:
диагностическая работа обеспечивает выявление детей с нарушениями речи, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную логопедическую помощь по профилактике и устранению речевых нарушений у детей;
консультативная работа обеспечивает актуальность, системность и гибкость работы с детьми с нарушениями речи и их семьями по вопросам реализации психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа связана с распространением опыта логопедической работы с детьми и взаимосвязью со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Коррекционно-развивающая работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для предупреждения и устранения нарушений речи у детей с ОВЗ. На каждом году обучения, можно выделить следующие основные этапы: диагностический, подготовительный, коррекционно-развивающий, оценочный.
На диагностическом этапе происходит систематизация сведений о педагогическом и психологическом статусе ребенка. У школьников с ОВЗ исследуются все структурные компоненты языковой системы, общая, артикуляционная моторика, состояние дыхательной и голосовой функций, чтение и письмо. Далее определяются причины возникновения нарушений письменной речи, особенности развития устной речи, зона ближайшего развития ребенка и содержание коррекционной помощи. За учебный год проводится входная, промежуточная (при необходимости) и итоговая диагностика. Такая работа позволяет определить стратегию поведения: педагог – логопед – родитель, как необходимое условие для достижения максимального результата коррекционной деятельности. По результатам диагностики, на основании однородности нарушений речи, формируются группы или подгруппы детей, наполняемость которых зависит от тяжести речевого дефекта (ОНР – 3-5 человек, ФФНР – до 6 человек) и особенностей психического развития каждого ребенка (Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения»).
На подготовительном этапе основными задачами являются: развитие или уточнение созданных в процессе обучения предпосылок овладения орфографией, формирование готовности школьников к коррекционно-развивающей работе.
В соответствии с возрастными особенностями детей на коррекционно-развивающем этапе ведется работа, направленная на предупреждение и преодоление нарушений речи. Занятия проводятся как в групповой, так и в индивидуальной форме 2-3 раза в неделю с соблюдением особых образовательных потребностей детей. Продолжительность групповых занятий составляет 30-40 мин., индивидуальных – 20-30 мин., в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей детей, от тяжести речевых нарушения. Коррекционно-развивающая работа включает различные виды логопедического воздействия по развитию и коррекции речевых и неречевых функций, что способствует нормализации устной речи и созданию базы для успешного усвоения письма и чтения. Выбор приемов и средств обучения, рассчитан на вовлечение в активное условно-речевое общение, на развитие умения планировать учебное сотрудничество, учитывать интересы других и т.д. Так, предполагая вовлечение учащихся в активную речевую деятельность, логопедическая работа имеет ярко выраженную коммуникативную направленность, что способствует развитию у них коммуникативных универсальных учебных действий и речемыслительных способностей. Особенностью логопедической работы со школьниками 1-5 классов с ОВЗ, является наличие на данном этапе регулятивно-корректировочной деятельности, что подразумевает внесение необходимых изменений в образовательный процесс и корректировку условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
На оценочном этапе отслеживается эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы, проводится повторная проверка уровня развития устной речи, навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей. Оптимальным способом оценки могут служить проверочные работы, включающие в себя:
зрительные, слуховые диктанты с грамматическими заданиями;
задания, по которым оценивается уровень сформированности пространственно-временных представлений, усвоение учебной терминологии и состояние лексико-грамматической стороны речи;
устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличия в ней аграмматизмов;
наблюдение в ходе какой-либо деятельности.
Предполагаемым результатом реализации программы является: развитие устной и письменной речи у школьников 1-5 классов с ОВЗ.
Особенность программы – не строгое ограничение времени реализации, т. к. речь идет о детях с ОВЗ. Программа рассчитана, приблизительно, на 2 года обучения, где на коррекционно-развивающую работу отводится 150 часов. Тематический план имеет примерное содержание и меняется в зависимости от особенностей, возраста ребенка или группы детей. Основной формой работы являются групповые (подгрупповые) занятия, реже – индивидуальные.
Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных школ, работающим с обучающимися 1-5 классов с ОВЗ.
Содержание программы
1 год обучения
I. Подготовительный этап.
II. Звук и буква. Звукобуквенный анализ и синтез.
III. Слоговой анализ и синтез. Работа над словом.
2 год обучения
I. Подготовительный этап.
II. Слово и словосочетание.
III. Предложение и текст.
№ п/п |
Основные направления и содержание работы |
Предполагаемые результаты обучения |
Методы, приемы и средства реализации программы |
I. Подготовительный этап. |
|||
1 |
Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза. |
-узнавать изображения предметов (по контурным, пунктирным линиям, наложенных друг на друга) и называть их |
Назвать контурные (дорисованные, недорисованные, перечеркнутые) изображения предметов. Выделить контурные изображения наложенные друг на друга. Игры «Геометрическое лото» и «Найди парную карточку». |
2 |
Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса. |
-дифференцировать правую и левую части тела; -ориентироваться в окружающем пространстве; -уметь конструировать и реконструировать фигуры, дополнять их недостающими элементами; -определять пространственные соотношения элементов графических изображений и букв |
Показать (поднять) левую (правую) руку, ногу, ухо и т.д. Левую руку отвести в сторону, а правую вытянуть вперед. Дотронутьсяправой рукой до левого глаза и т.д. Показать полоску, на которой справа красный цвет, а слева синий. Задания с использованием аппликаций (по инструкции логопеда). Показать или сказать где находится заданный предмет в комнате. Рассмотреть и составить из палочек пердметы. Игры «Чего не хватает?», «Что не дорисовано?». Найти заданную фигуру среди изображений. Дорисовка контуров и симметричных картинок. Графический диктант. |
3 |
Развитие пространственно-временных отношений. |
-ориентироваться во времени |
Назвать дни недели, части суток. Вставить недостающие слова (дни недели, части суток) в предложение или текст. Определять последовательность: вчера, сегодня, завтра, послезавтра. Назвать времена года. Игра «Когда это бывает?» Игра «Запомни и воспроизведи ряд цветных квадратиков». |
4 |
Дифференциация речевых и неречевых звуков. |
-различать речевые и неречевые звуки; -знать органы речи и понятие «речь»; -запоминать и воспроизводить ритмический рисунок на слух; -перекодировать зрительную схему ритмического рисунка в звуковую с подключением моторного компонента |
Игра «Повтори – не ошибись» (повторение ритмического рисунка по подражанию логопеда). Игра «Угадай что звучит». Различать звуки речи от неречевых. Игра «Запомни и воспроизведи ряд геометрических фигур». |
II. Звук и буква. Звукобуквенный анализ и синтез. |
|||
5 |
Звук и буква. Развитие навыков элементарного звукового анализа. |
- различать звук и букву; - выделять звук на фоне слова и первый звук в слове |
Игры на развитие простого звукового анализа. Сопоставление звука и буквы. Дифференциация понятий звук-буква. Правило о звуке и букве (с помощью наглядного материала). Игра «Запомни и воспроизведи ряд букв». |
6 |
Дифференциация гласных первого и второго ряда. Схема слова. |
-узнавать гласный из ряда гласных, выделять первый гласный из слов, в середине односложных слов; -различать звук и букву; -воспроизводить с помощью взрослого пары гласных |
Сопоставление гласного звука и обозначающей его буквы. Дифференциация понятий звук-буква. Различение гласных 1-2 ряда. Познакомиться со схемой слова и методом обозначения в нем гласных. Игра «Запомни и воспроизведи слово». |
7 |
Дифференциация гласных А-Я изолированно, в слогах, в словах. |
-дифференцировать А-Я в словах; |
Сопоставление гласного звука и обозначающей его буквы. Дифференциация понятий звук-буква. Различение гласных по звуковому компоненту букв. Работа с карточками: вставка пропущенных букв и слов, нахождение ошибок, игра «Третий лишний» и т.д. Визуальное выделение в словах общей буквенной части. Повторение парных гласных русского языка. Игра «Запомни и воспроизведи ряд букв (слово)». |
8 |
Дифференциация гласных А-Я в предложениях и текстах. |
-дифференцировать А-Я в текстах; |
|
9 |
Дифференциация гласных У-Ю изолированно, в слогах. |
-дифференцировать У-Ю в словах; |
|
10 |
Дифференциация гласных У-Ю в словах, в предложениях и тексте. |
-дифференцировать У-Ю в текстах; |
|
11 |
Дифференциация гласных О-Ё изолированно, в слогах. |
-дифференцировать О-Ё в словах; |
|
12 |
Дифференциация гласных О-Ё в словах, в предложениях и тексте. |
-дифференцировать О-Ё в текстах; |
|
13 |
Дифференциация гласных Ы-И изолированно, в слогах. |
-дифференцировать Ы-И в словах; |
|
14 |
Дифференциация гласных Ы-И в словах, в предложениях и тексте |
-дифференцировать Ы-И в текстах; |
|
15 |
Дифференциация гласных Э-Е изолированно, в слогах. |
-дифференцировать Э-Е в словах; |
|
16 |
Дифференциация гласных Э-Е в словах, в предложениях и тексте. |
-дифференцировать Э-Е в текстах; |
|
17 |
Лабиализованные гласные. Звуки О-У. |
-дифференцировать О-У в словах, предложениях и текстах |
|
18 |
Лабиализованные гласные. Звуки Ё-Ю. |
-дифференцировать Ё-Ю в словах, предложениях и текстах; -запоминать и воспроизводить ряд из 5-7 печатных букв |
|
19 |
Смягчение согласных перед гласными второго ряда. Формирование навыков сложного звукового анализа. |
-выделять из слов мягкие согласные; -выделять заданный согласный звук в начале и конце слов |
Игра «Запомни и воспроизведи слово». Выделение мягкого согласного на фоне слова, в начале, середине и конце. Определять соседей заданного звука. |
20 |
Повторение. Дифференциация А-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е. Проверочная работа. |
-знать парные гласные русского языка и уметь их различать; -дифференцировать понятия «звук» и «буква»; -запоминать и воспроизводить слова из печатных букв; |
Дифференциация понятий звук-буква. Различение гласных по звуковому компоненту букв. Работа с карточками: вставка пропущенных букв и слов, нахождение ошибок, игра «Третий лишний» и т.д. Повторение парных гласных русского языка. Игра «Запомни и воспроизведи слово». |
21 |
Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на письме. |
-знать роль мягкого знака в слове; -употреблять слова-предметы в ед. и мн. числе с использованием мягкого знака (кони – конь); -знать особенности написания мягкого знака в середине и конце слов |
Определение роли мягкого знака в написании слов. Составление слов-предметов в ед. и мн. ч. с мягким знаком. Нахождение мягкого знака в словах. Работа с карточками: вставка Ь в слова, нахождение ошибок и т.д. |
22 |
Разделительный мягкий знак. |
-знать правило написания разделительного мягкого знака в словах; -различать разделительный мягкий знак и Ь – показатель мягкости |
Изучение правила написания разделительного Ь. Работа с карточками: нахождение ошибок, вставка Ь в слова. Образование слов с разделительным мягким знаком. Зарисовка схемы работы. Различение слов с разделительным мягким знаком и Ь – показателем мягкости. |
23 |
Разделительный твердый знак. |
-знать правило написания разделительного твердого знака в словах; -различать разделительный мягкий знак и разделительный твердый знак |
Изучение правила написания разделительного Ъ. Работа с карточками: нахождение ошибок, вставка Ъ в слова. Образование слов с разделительным твердым знаком. Зарисовка схемы работы. Различение слов с разделительным мягким знаком и твердым знаком. |
24 |
Дифференциация мягкого и твердого знака. |
-дифференцировать понятия «разделительный Ь» и «разделительный Ъ»; -различать на письме разделительный Ь и Ъ |
Закрепление правил написания разделительного Ь и Ъ, различение их в словах и предложениях. Упражнения на различение разделительного Ь и Ъ (карточки). |
25 |
Дифференциация гласных и согласных звуков. |
-различать понятия «гласные» и «согласные» звуки; -различать гласные и согласные буквы на письме |
Упражнения на различение и сопоставление гласных и согласных звуков и букв. Игры на развитие простых и сложных форм звукового анализа. Звукобуквенный анализ слов (схема слова). |
26 |
Звуки Б-П, Б’-П’ изолированно, в слогах, в словах. |
-дифференцировать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные; -знать правило оглушения звонких согласных в слове; -дифференцировать согласные в следующей последовательности: п-б, в-ф, т-д, г-к, з-с, ж-ш. |
Изучение орфограммы: оглушение звонких согласных в середине и конце слова. Звукобуквенный анализ слов (схема слова). Игры на развитие простых и сложных форм звукового анализа. Игры: «Самый внимательный», «Поезд» (с картинками), «Эхо и другие. Проверочные работы в виде опросов, тестов, заданий и т.д. |
27 |
Звуки Б-П, Б’-П’ в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова. |
||
28 |
Звуки В-Ф, В’-Ф’изолированно, в слогах, в словах. |
||
29 |
Звуки В-Ф, В’-Ф’ в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова. |
||
30 |
Звуки Г-К-Х, Г’-К’-Х’ изолированно, в слогах, в словах. |
||
31 |
Звуки Г-К-Х, Г’-К’-Х’ в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова. |
||
32 |
Звуки Д-Т, Д’-Т’ изолированно, в слогах, в словах. |
-дифференцировать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные; -знать правило оглушения звонких согласных в слове; -дифференцировать согласные в следующей последовательности: п-б, в-ф, т-д, г-к, з-с, ж-ш. |
Изучение орфограммы: оглушение звонких согласных в середине и конце слова. Звукобуквенный анализ слов (схема слова). Игры на развитие простых и сложных форм звукового анализа. Игры: «Самый внимательный», «Поезд» (с картинками), «Эхо и другие. Проверочные работы в виде опросов, тестов, заданий и т.д. |
33 |
Звуки Д-Т, Д’-Т’ в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова. |
||
34 |
Звуки 3-С, З’-С’ изолированно, в слогах, в словах. |
||
35 |
Звуки 3-С, З’-С’ в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова. |
||
36 |
Звуки Ж-Ш изолированно, в слогах, в словах. |
||
37 |
Звуки Ж-Ш в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова. |
||
38 |
Повторение. Дифференциация звонких и глухих согласных. Проверочная работа. |
||
39 |
Дифференциация звуков С-Ш изолированно, в слогах, в словах. |
-дифференцировать акустически сходные звуки; -уметь характеризовать звук с позиции: твердости-мягкости, звонкости-глухости, положения языка и губ; -дифференцировать согласные звуки и буквы в следующей последовательности: с-ш, з-ж, с-ц, ц-тс, ч-ц, ч-щ, ч-ш, ч-т’, р-л, р’-л’, л-л’-й, л-в. |
Характеристика каждого звука и буквы, схематическая запись отличий и сходств. Звукобуквенный анализ слов (схема слова). Игры на развитие простых и сложных форм звукового анализа. Игры: «Самый внимательный», «Поезд» (с картинками), «Эхо и другие. Упражнения на различение сходных согласных звуков и букв, работа с карточками. Карточки «Вставь пропущенную букву», «Охарактеризуй букву», «Сделай звуковой разбор» и т.д. Проверочные работы в виде опросов, тестов, заданий и т.д. |
40 |
Дифференциация звуков С-Ш в предложениях и текстах. |
||
41 |
Дифференциация звуков З-Ж изолированно, в слогах, в словах. |
||
42 |
Дифференциация звуков З-Ж в предложениях и текстах. |
||
43 |
Дифференциация звуков С-Ц изолированно, в слогах, в словах. |
||
44 |
Дифференциация звуков С-Ц в предложениях и текстах. |
||
45 |
Дифференциация звуков Ц-ТС изолированно, в слогах, в словах. |
||
46 |
Дифференциация звуков Ц-ТС в предложениях и текстах. |
||
47 |
Дифференциация звуков Ч-Ц изолированно, в слогах, в словах. |
||
48 |
Дифференциация звуков Ч-Ц в предложениях и текстах. |
||
49 |
Дифференциация звуков Ч-Щ изолированно, в слогах, в словах. |
||
50 |
Дифференциация звуков Ч-Щ в предложениях и текста. |
||
51 |
Дифференциация звуков Ч-Т’ изолированно, в слогах, в словах. |
||
52 |
Дифференциация звуков Ч-Т’ в предложениях и текстах. |
||
53 |
Дифференциация звуков Ч-Ш изолированно, в слогах, в словах. |
||
54 |
Дифференциация звуков Ч-Ш в предложениях и текстах. |
||
55 |
Дифференциация звуков Р-Р'-Л-Л' изолированно, в слогах, в словах. |
-дифференцировать акустически сходные звуки; -уметь характеризовать звук с позиции: твердости-мягкости, звонкости-глухости, положения языка и губ; -дифференцировать согласные звуки и буквы в следующей последовательности: с-ш, з-ж, с-ц, ц-тс, ч-ц, ч-щ, ч-ш, ч-т’, р-л, р’-л’, л-л’-й, л-в. |
Характеристика каждого звука и буквы, схематическая запись отличий и сходств. Звукобуквенный анализ слов (схема слова). Игры на развитие простых и сложных форм звукового анализа. Игры: «Самый внимательный», «Поезд» (с картинками), «Эхо и другие. Упражнения на различение сходных согласных звуков и букв, работа с карточками. Карточки «Вставь пропущенную букву», «Охарактеризуй букву», «Сделай звуковой разбор» и т.д. Проверочные работы в виде опросов, тестов, заданий и т.д. |
56 |
Дифференциация звуков Р-Р'-Л-Л' в предложениях и текстах. |
||
57 |
Дифференциация звуков Л-Л'-Й изолированно, в слогах, в словах. |
||
58 |
Дифференциация звуков Л-Л'-Й в предложениях и текстах. |
||
59 |
Дифференциация звуков Л-В изолированно, в слогах, в словах. |
||
60 |
Дифференциация звуков Л-В в предложениях и текстах. |
||
61 |
Обобщение и повторение изученного. Проверочная работа. |
||
III. Слоговой анализ и синтез. Работа над словом. |
|||
62 |
Слог. Слоговой анализ одно-, двух- и трехсложных слов. Схема слова. |
-повторять сочетания 2-3 слогов различной сложности; - уметь составлять слова из слогов; -уметь делить слова на слоги |
Повторение рядов из 2-3 слогов, с одинаковыми и разными гласными, с фонематически далекими и близкими согласными. Слоговой анализ и синтез слов разной сложности. Составление слов из слогов, данных в беспорядке, данных в порядке, но на слух. |
63 |
Дифференциация одно-, двух- и трехсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза. Схема слова. |
||
64 |
Родственные слова. Корень слова. |
-уметь находить корень слова; -знать понятие «родственные слова»; -различать однокоренные и родственные слова |
Нахождение в словах корня. Выделение из группы слов только родственных. Деление родственных слов на группы. Определение родственных и однокоренных слов. Игра «Рассели слова по домикам». |
65 |
Однокоренные и родственные слова. |
||
66 |
Ударение. Ударные и безударные гласные в корне слова. |
-находить ударные и безударные гласные в слогах и словах; -выделять ударные слоги и гласные в словах; -различать смысл слов с одинаковым буквенным составом, но различным ударением; |
Выделять голосом и на письме ударные гласные в словах. Прослушать ряд из 2-3 слогов, повторить и назвать ударный. Повторить ряд слогов с выделением ударного. Придумать слово с заданной ударной гласной. Игра «Слоговая азбука Морзе» (запись слогов символами под диктовку). Игра «Зашифруй слово». Различать слова с одинаковым буквенным составом, но различным ударением (упражнения, работа с карточками и картинками). Игра «Поставь ударение и объясни значение слова». |
67 |
Ударение. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения. |
||
68 |
Форморазличительная роль ударения. |
||
69 |
Приставки |
-разбирать слова как части речи с использованием памятки; -находить корни и соединительные гласные в сложных словах; -преобразовывать слова с использованием приставок и суффиксов |
Разобрать слова как части речи с использованием памятки. Материал: день, пришел, красная, под (2класс); карта, обходчик, темный, холодно, над (3 класс). Игра «Собери слово». Выделять корни и соединительные гласные в сложных словах. Игра «Разгадай словечко» (пар+ходит=пароход). Составление слов с помощью приставок и суффиксов. Выделять части слова. |
70 |
Суффиксы |
||
71 |
Окончания |
||
72 |
Сложные слова. Соединительные гласные о, е. |
||
73 |
Морфологический состав слова. Схема слова. |
||
74 |
Морфологический состав слова. Проверочная работа. |
||
75 |
Предлоги в, на, с (со), из. Дифференциация предлогов. |
-понимать значения предлогов в словосочетаниях и предложениях; -знать о правописании предлогов; -дифференцировать схожие предлоги; -дифференцировать предлоги и приставки |
Учить правило о том, что короткие (маленькие) слова служат для связи слов в словосочетании и предложении, пишутся со словами отдельно. Объяснение значений предлогов. Игра «Найди маленькое слово» (с использованием графических схем). Игра «Предлог или приставка?» (письменно по индивидуальным карточкам). |
76 |
Предлоги с, из. Дифференциация предлогов. |
||
77 |
Предлоги из, за, из-за. Дифференциация предлогов. |
||
78 |
Предлоги из, под, из-под. Дифференциация предлогов. |
||
79 |
Предлоги на, над, под. Дифференциация предлогов. |
||
80 |
Предлоги между, через, около. |
||
Закрепление предлогов. Дифференциация предлогов. |
|||
81 |
Дифференциация предлогов и приставок. |
||
82 |
IV. Слово и словосочетание. |
||
83 |
Слова-предметы (существительные). |
-знать определение «существительное» (3 класс); -находить существительное в предложении, выделять его; -определять род, падеж (3-4 класс), число; -знать понятия «одушевленный-неодушевленный»; -определять существительное как часть речи и выделять его (3-4 класс) |
Игра «Найди слова, отвечающие на вопросы кто? И что?». Работа с деформированными предложениями. Работа с рядом слов. Отгадывание загадок и определение одушевленных-неодушевленных предметов. Игра «Рассели слова в домики» (он, она, оно, они). Игра «Задай вопрос к слову» (вопросы косвенных падежей). Дописывание окончаний слов. Нахождение главных и второстепенных членов предложения. Определение рода, числа и падежа слов. |
84 |
Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа. |
||
62 |
Практическое употребление существительных разного рода. |
||
63 |
Употребление существительных в косвенных падежах. |
||
64 |
Слова-признаки (прилагательные). Подбор слов-признаков к словам-предметам. |
-знать определение «прилагательное» (3 класс); -находить прилагательное в предложении, выделять его; -определять род, падеж (3-4 класс), число; -определять прилагательное как часть речи и выделять его (3-4 класс); -согласовывать и дифференцировать прилагательное с существительным |
Игра «Найди слова, отвечающие на вопросы какой?(-ая, -ое, -ие). Работа с деформированными предложениями. Работа с рядом слов. Игра «Рассели слова в домики» (он, она, оно, они). Игра «Задай вопрос к слову» (вопросы косвенных падежей). Дописывание окончаний слов. Нахождение главных и второстепенных членов предложения. Определение рода, числа и падежа слов. Игра «Вставь в предложения слова по смыслу». Подбор признаков к предметам. Образование притяжательных и относительных прилагательных. |
65 |
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. |
||
66 |
Согласование прилагательных с существительными в падеже. |
||
67 |
Слова-действия. Подбор слов-действий к словам-предметам. |
-знать определение «глагол» (3 класс); -находить глаголы в предложении, выделять их; -определять род, время (3-4 класс), число; -определять глагол как часть речи и выделять его (3-4 класс); -согласовывать и дифференцировать главные части речи |
Отгадывание загадок и подбор глаголов к словам отгадкам. Составление предложений с использованием существительных, прилагательных и глаголов. Игра «Что делает?» (с мячом). Игра «Задай вопрос к слову». Игра «Рассели слова в домики» (по вопросам или по частям речи). Называние предмета и его действия по образцу. Работа с карточками в группе и индивидуально. |
68 |
Согласование глагола с существительными в числе. |
||
69 |
Согласование глагола с существительными в роде. |
||
70 |
Согласование глагола с существительными во времени. |
||
71 |
Имя числительное. Согласование числительных с существительными и прилагательными. |
-согласовывать числительные с существительными и прилагательными |
Игра «Сколько предметов?», «Посчитай», «Соедини подходящие друг другу слова». Составление предложений по схемам. Деформированные предложения. Нахождение числительных в предложении и тексте. Узнавать слова по описанию. |
72 |
Слова-антонимы (слова-неприятели). |
-уметь подбирать и находить слова-антонимы и слова-синонимы |
Работа со схемой-правилом (объяснение значений слов-неприятелей и слов-близнецов). Узнавать слова по описанию. Расширение словарного запаса с помощью игр: «Скажи наоборот», «Слова-друзья». Задания по карточкам: «Найди лишнее слово», «Посчитай и запиши», «Допиши слово (окончание)» и т.д. |
73 |
Слова-синонимы (слова-близнецы). |
||
IV. Предложение и текст. |
|||
74 |
Языковой анализ и синтез предложения. |
-определять количество слов в предложении; -составлять предложения из разрозненных слов; -согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже; -уметь пользоваться схемой предложения, составлять самостоятельно (3-4 класс) |
Нахождение слов-синонимов, антонимов, омонимов. Составление предложений, определение количества слов в предложение. Игра «Исправь ошибку в предложении». Задание «Запиши цифру равную количеству слов в предложении» (на слух). Задание «Вставь пропущенное слово (словосочетание)». Использование готовых схемы предложения и самостоятельное составление. |
75 |
Связь слов в предложении. Согласование слов в роде, числе, падеже. |
||
76 |
Состав предложения. Схема предложения. |
||
77 |
Виды предложений по интонации. |
-различать предложения по интонации: повествовательное, вопросительное, восклицательное; -уметь использовать знаки препинания для выражения интонации |
Театральные постановки, сценки для выражения интонации. Использование знаков препинания для выражения интонации повествования, восклицания и вопроса. Игра «Скажи так, как надо» (в зависимости от знака препинания одно и то же предложение произносится с разной интонацией). Запись предложений или текста с опорой на интонацию педагога. |
78 |
Грамматическое оформление предложений и его распространение. |
-уметь составлять предложения из разрозненных слов; - уметь распространять предложения с помощью данных слов |
Заменять словосочетания одним словом и наоборот. Работа с пословицами и поговорками. Составление деформированных предложений с грамматически правильным оформлением и с начальной формой. Распространение предложений (работа с карточками). Игра «Допиши предложение». |
79 |
Составление предложений из разрозненных слов. Деформированные предложения. |
||
80 |
Составление плана рассказа. Пересказ по плану. |
-уметь составлять графический или словесный план рассказа; - уметь пересказывать по плану; -уметь составлять связанные между собой по смыслу предложения |
Составление плана рассказа. Пересказ по плану и без него. Рассказывание по серии картинок или по сюжетной картинке с опорой на план. Творческий рассказ с помощью педагога или плана. Задание «Самый интересный рассказ». Рассказ по готовому плану, по данному началу. Объяснение незнакомых слов, их запись. |
81 |
Описательный рассказ. |
||
82 |
Рассказ по серии сюжетных картинок. |
||
83 |
Рассказ по сюжетной картинке. |
||
84 |
Творческий рассказ. |
||
85 |
Деформированные тексты. |
-уметь составлять рассказы из деформированных текстов |
Составление предложений из разрозненных слов, данных в начальной форме. Составление рассказов из данных деформированных текстов. Объяснение незнакомых слов, их запись. |
86 |
Краткий пересказ. |
-уметь кратко пересказывать с опорой на план и без нее |
Краткие пересказы по прослушанному, прочитанному тексту, с помощью плана и без него. Объяснение незнакомых слов, их запись. |
87 |
Обобщение и повторение изученного. Проверочная работа. |
-знать пройденный материал |
Повторение и закрепление изученного материала. Помощь отстающим детям. |
групповых (подгрупповых) занятий по предупреждению и коррекции нарушений речи у школьников 1-5 классов с ОВЗ
№ |
Название разделов, тем занятий |
Предупреждение и коррекция оптической дисграфии |
Развитие неречевых функций |
Кол-во ча-сов |
||||
Дыхательные и голосовые упражнения |
Игры на развитие памяти, внимания и мышления |
|||||||
1 год обучения |
||||||||
I. Подготовительный этап. |
5 |
|||||||
1 |
Развитие слухового и зрительного восприятия, памяти. |
Знакомство с геометрическими фигурами. («Составление узоров из геометрических фигур»). Соотнесение предмета с цветом, величиной и формой («Составление фигур из разрозненных деталей»). |
Упражнение «Подуй на бабочек» |
Загадки. Игра «Что лишнее?» |
1 |
|||
2 |
Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса |
Сравнение предметов по величине, ширине, глубине и т.д. («Использование игра с постройками из кубиков») |
2 |
|||||
3 |
Дифференциация речевых и неречевых звуков. |
Знакомство с такими понятиями как: день недели, сутки, вчера, сегодня, завтра («Что было, что будет?»). |
Упражнение «Футбол» |
Игра «Что звучит?» (определить на слух какой предмет звучал) Загадки. |
1 |
|||
4 |
Развитие навыков элементарного звукового анализа. Соотнесение звука и буквы. |
Развитие пространственных представлений: верх-низ, слева-справа, между, под, над (Игра «Водитель», «Разноцветные точки») |
1 |
|||||
II. Звук и буква. Звукобуквенный анализ и синтез. |
60 |
|||||||
5 |
Звук и буква. Схема слова. Формирование навыков сложного звукового анализа. |
Знакомство с такими понятиями как: год, месяц. Расширение объема зрительной памяти (Игра «Чего не стало?») |
Пускание мыльных пузырей |
Корректурные задания (например, найди все буквы А и выдели их) Загадки. |
1 |
|||
6 |
Дифференциация гласных первого и второго ряда. |
1 |
||||||
7 |
Дифференциация гласных А-Я изолированно, в слогах, в словах. |
Соотнесение буквы со звуком и символом. Конструирование и реконструирование букв* (в соответствии с темой). (Игры «Повтори узор», «Составь свой узор», «Измени узор».) |
Упражнение на выработку дифференцированного плавного выдоха |
Корректурные задания (например, выдели все буквы У кружком, а буквы Ю квадратом). Загадки. |
1 |
|||
8 |
Дифференциация гласных А-Я в предложениях и текстах. |
1 |
||||||
9 |
Дифференциация гласных У-Ю изолированно, в слогах. |
1 |
||||||
10 |
Дифференциация гласных У-Ю в словах, в предложениях и тексте. |
1 |
||||||
11 |
Дифференциация гласных О-Ё изолированно, в слогах. |
Упражнение на выработку медленного удлиненного выдоха |
Корректурные задания (например, найди все буквы Ы и подчеркни их, а буквы И - зачеркни). Загадки. |
1 |
||||
12 |
Дифференциация гласных О-Ё в словах, в предложениях и тексте. |
1 |
||||||
13 |
Дифференциация гласных Ы-И изолированно, в слогах. |
1 |
||||||
14 |
Дифференциация гласных Ы-И в словах, в предложениях и тексте |
1 |
||||||
15 |
Дифференциация гласных Э-Е изолированно, в слогах. |
Упражнение на сочетание дыхания с движениями |
Корректурные задания (например, найди все буквы Э и подчеркни их, а буквы Е - зачеркни). Загадки. |
1 |
||||
16 |
Дифференциация гласных Э-Е в словах, в предложениях и тексте. |
1 |
||||||
17 |
Лабиализованные гласные. Звуки О-У. |
Дифференциация букв. Работа с квазиомонимами. Развитие образного мышления. Графический диктант. |
1 |
|||||
18 |
Лабиализованные гласные. Звуки Е-Ю. |
1 |
||||||
19 |
Смягчение согласных перед гласными второго ряда. |
Сравнение элементов букв. Развитие оптико-пространственных представлений. (Игра «Пуговица») |
Упражнение на сочетание дыхания с произнесением звука М |
Игра «Чего не стало?». Загадки. |
1 |
|||
20 |
Повторение. Дифференциация А-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е. Проверочная работа. |
Развитие зрительно-моторных координации. (Игра «Дополни до») Дифференциация букв во всех позициях. |
1 |
|||||
21 |
Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на письме. |
Соотнесение буквы с символом и звуком. Развитие зрительно-моторных координации. (Игра «Сделай также») |
Упражнение на сочетание дыхания с контролем за грудной клеткой. Произнесение звука М. |
Игра «Муха» (по начерченному полю на листе бумаги перемещают пуговицу по заданию логопеда в нужный квадрат) |
1 |
|||
22 |
Разделительный мягкий знак. |
2 |
||||||
23 |
Разделительный твердый знак. |
2 |
||||||
24 |
Дифференциация мягкого и твердого знака. |
2 |
||||||
25 |
Дифференциация гласных и согласных звуков. |
Конструирование и реконструирование букв. (Игра «На что это похоже?») |
Упражнение на отработку реберно-брюшного дыхания. |
Игра «Перепутанные линии» (глазами без помощи рук найти дорожку ведущую от одной цифры к другой) |
1 |
|||
26 |
Звуки Б-П, Б’-П’ изолированно, в слогах, в словах. |
Развитие оптических представлений и оптико-пространственных отношений. Графический диктант. |
1 |
|||||
27 |
Звуки Б-П, Б’-П’ в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова. |
1 |
||||||
28 |
Звуки В-Ф, В’-Ф’изолированно, в слогах, в словах. |
1 |
||||||
29 |
Звуки В-Ф, В’-Ф’в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова. |
Упражнение «Дышим носом» |
|
1 |
||||
30 |
Звуки Г-К-Х, Г’-К’-Х’ изолированно, в слогах, в словах. |
Конструирование и реконструирование букв. Установление связей между графемой и артикулемой. (Игра «Чудесный мешочек») |
1 |
|||||
31 |
Звуки Г-К-Х, Г’-К’-Х’ в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова. |
Упражнение «Ныряльщик» Произношение на твердой атаке звука М |
Игра «Найди отличия» |
1 |
||||
32 |
Звуки Д-Т, Д’-Т’ изолированно, в слогах, в словах. |
1 |
||||||
33 |
Звуки Д-Т, Д’-Т’ в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова. |
Упражнение «Свеча» Произношение на твердой атаке звука М |
Игра «Путаница» (отыскать несколько наложенных одно на другое контурных изображений разных предметов, животных и др.) |
1 |
||||
34 |
Звуки 3-С, З’-С’ изолированно, в слогах, в словах. |
1 |
||||||
35 |
Звуки 3-С, З’-С’ в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова. |
Упражнение «Заморозим подбородок» Тренировки в произнесении слогов с звуком М |
Игра «Запомни как можно больше слов» |
1 |
||||
36 |
Звуки Ж-Ш изолированно, в слогах, в словах. |
1 |
||||||
37 |
Звуки Ж-Ш в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова. |
Упражнение «Заморозим ладошки» Тренировки в произнесении слогов с звуком М |
Игра «Найди отличия в ряду» |
1 |
||||
38 |
Повторение. Дифференциация звонких и глухих согласных. Проверочная работа. |
1 |
||||||
39 |
Дифференциация звуков С-Ш изолированно, в слогах, в словах. |
Соотнесение буквы со звуком и символом. Конструирование и реконструирование букв. |
Упражнение «Погреем ладошки» Тренировки в произнесении слогов с звуком М |
Игра «Сложи узор» (составьте дорожку или узор из фигур) |
1 |
|||
40 |
Дифференциация звуков С-Ш в предложениях и текстах. |
1 |
||||||
41 |
Дифференциация звуков З-Ж изолированно, в слогах, в словах. |
Соотнесение буквы со звуком и символом. Сравнение элементов букв. |
Упранение «Цветочный магазин» |
Игра «Обезьянки» (сделать фигуру из палочек или кирпичей по образцу) |
1 |
|||
42 |
Дифференциация звуков З-Ж в предложениях и текстах. |
1 |
||||||
43 |
Дифференциация звуков С-Ц изолированно, в слогах, в словах. |
Соотнесение буквы со звуком и символом. Развитие оптико-пространственных представлений. (Игра «Кубики») |
Упражнение «Буль-бульки». Тренировки в произнесении слогов с звуком М |
Игра «Топ-хлоп» (педагог говорит фразу; если выражение верное, дети хлопают, если не правильное – топают) |
1 |
|||
44 |
Дифференциация звуков С-Ц в предложениях и текстах. |
1 |
||||||
45 |
Дифференциация звуков Ц-ТС изолированно, в слогах, в словах. |
Упражнение «Осенний ветер». Произношение слогов с использованием звонких согласных |
1 |
|||||
46 |
Дифференциация звуков Ц-ТС в предложениях и текстах. |
1 |
||||||
47 |
Дифференциация звуков Ч-Ц изолированно, в слогах, в словах. |
Соотнесение буквы со звуком и символом. Развитие зрительно-моторных координации (Игра «Лабиринты») |
Упражнение «Ветер» Произношение слогов с использованием звонких согласных |
Игра «Топ-хлоп» 2 вариант (педагог говорит слова; хлопать нужно если услышишь название животного, топать в остальных случаях) |
1 |
|||
48 |
Дифференциация звуков Ч-Ц в предложениях и текстах. |
1 |
||||||
49 |
Дифференциация звуков Ч-Щ изолированно, в слогах, в словах. |
Упражнение «Ежик» Произношение слогов с использованием звонких согласных |
Игра «Запрещенные движения» (повторять все движения кроме одного) |
1 |
||||
50 |
Дифференциация звуков Ч-Щ в предложениях и текста. |
Соотнесение буквы со звуком и символом. Дифференциация букв. Работа с квазиомонимами. |
1 |
|||||
51 |
Дифференциация звуков Ч-Т’ изолированно, в слогах, в словах. |
Упражнение «Удивимся» Произношение пар слогов на одном выдохе с ударением на втором слоге |
Игра «На стол! Под стол! Стучать!» (ребенок выполняет задания на слух, но не путаясь, т.к. педагог делает другие движения) |
1 |
||||
52 |
Дифференциация звуков Ч-Т’ в предложениях и текстах. |
1 |
||||||
53 |
Дифференциация звуков Ч-Ш изолированно, в слогах, в словах. |
Упражнение «Семафор» Произношение пар слогов на одном выдохе с ударением на втором слоге |
Загадки. Ребусы (в соответствии с возрастом) |
1 |
||||
54 |
Дифференциация звуков Ч-Ш в предложениях и текстах. |
Развитие образного мышления Установление связей между графемой и артикулемой. Конструирование и реконструирование букв. Сравнение элементов букв. |
1 |
|||||
55 |
Дифференциация звуков Р-Р'-Л-Л' изолированно, в слогах, в словах. |
Упражнение «Подуй на бабочек» Тренировки в произнесении слогов с звуком М |
1 |
|||||
56 |
Дифференциация звуков Р-Р'-Л-Л' в предложениях и текстах. |
1 |
||||||
57 |
Дифференциация звуков Л-Л'-Й изолированно, в слогах, в словах. |
Упражнение «Футбол» Произношение слогов с использованием звонких согласных |
Игра «Продолжи дорожку» (дорожку из цветных палочек необходимо продолжить по образцу) |
1 |
||||
58 |
Дифференциация звуков Л-Л'-Й в предложениях и текстах. |
Развитие зрительно-моторных координации. Развитие оптических представлений (Игра «Заполни пробел»). |
1 |
|||||
59 |
Дифференциация звуков Л-В изолированно, в слогах, в словах. |
Упражнение на выработку медленного удлиненного выдоха Произношение слогов с использованием звонких согласных |
1 |
|||||
60 |
Дифференциация звуков Л-В в предложениях и текстах. |
1 |
||||||
61 |
Обобщение и повторение изученного. Проверочная работа. |
1 |
||||||
III. Слоговой анализ и синтез. Работа над словом. |
25 |
|||||||
62 |
Слог. Слоговой анализ одно-, двух- и трехсложных слов. Схема слова. |
Сравнение элементов смешиваемых букв. Соотнесение буквы с символом и звуком. Графический диктант. |
Упражнение на сочетание дыхания с движениями |
Необычные примеры (например, укол-кол+гол=угол) |
1 |
|||
63 |
Дифференциация одно-, двух- и трехсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза. Схема слова. |
1 |
||||||
64 |
Родственные слова. Корень слова. |
Работа с квазиомонимами. Сравнение элементов смешиваемых букв. Соотнесение буквы с символом и звуком. Развитие кинетических представлений. (Игра «Заверши слово») |
Упражнение на сочетание дыхания с произнесением звука |
Загадки. Необычные примеры (например, укол-кол+гол=угол) |
1 |
|||
65 |
Однокоренные и родственные слова. |
2 |
||||||
66 |
Ударение. Ударные и безударные гласные в корне слова. |
2 |
||||||
67 |
Приставки |
Упражнение на сочетание дыхания с контролем за грудной клеткой. |
Кроссворды. Загадки. |
2 |
||||
68 |
Суффиксы |
2 |
||||||
69 |
Окончания |
2 |
||||||
70 |
Сложные слова. Соединительные гласные о, е. |
1 |
||||||
71 |
Морфологический состав слова. Схема слова. |
Упражнение на сочетание дыхания с произнесением звуковой цепочки |
Игра «Четвертый лишний» (по картинкам и на слух) |
1 |
||||
72 |
Морфологический состав слова. Проверочная работа. |
1 |
||||||
73 |
Предлоги с (со). Дифференциация предлогов. |
Конструирование и реконструирование. (Игра «Собери узор») |
Упражнение на отработку реберно-брюшного дыхания. |
Игра «Запомни 10 слов» |
1 |
|||
74 |
Предлоги с, из. Дифференциация предлогов. |
1 |
||||||
75 |
Предлоги из, за, из-за. Дифференциация предлогов. |
Упражнение «Дышим носом» Произношение пар слогов на одном выдохе с ударением на втором слоге |
Игра «Ряд чисел» (найти в ряде чисел все заданные, например 2) |
1 |
||||
76 |
Предлоги из, под, из-под. Дифференциация предлогов. |
1 |
||||||
77 |
Предлоги на, над, под. Дифференциация предлогов. |
Соотнесение буквы с символом и звуком. Работа со схемой предложения. |
Упражнение «Ныряльщик» Произношение пар слогов на одном выдохе с ударением на втором слоге |
Игра «Запомни – нарисуй» (ребенок за 1 мин запоминает узор или фигуру, а затем по памяти рисует) |
1 |
|||
78 |
Предлоги между, через, около. |
1 |
||||||
79 |
Закрепление предлогов. Дифференциация предлогов. |
Произношение трех слогов на одном выдохе с ударением на одном слоге |
Загадки. Игра «Лабиринт» (выйти из лабиринта быстрее всех, на листе бумаги) |
1 |
||||
80 |
Дифференциация предлогов и приставок. |
2 |
||||||
90 |
||||||||
2 год обучения |
||||||||
I. Подготовительный этап. |
4 |
|||||||
81 |
Развитие слухового и зрительного восприятия, памяти. |
Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка («Что это?»). Соотнесение предмета с цветом, величиной и формой. |
Упражнение на выработку дифференцированного плавного выдоха |
Загадки. Игра «Что лишнее?» |
1 |
|||
82 |
Развитие пространственно-временных отношений. |
Игра «Что звучит?» (определить на слух какой предмет звучал) Загадки. |
1 |
|||||
83 |
Звуковой (фонематический) анализ слов. |
Развитие пространственных представлений: верх, низ, слева, справа, между, под, над... Расширение объема зрительной памяти. (Игра «Офицер-солдат») |
Упражнение на выработку медленного удлиненного выдоха Упражнение на сочетание дыхания с движениями |
Корректурные задания (например, найди все буквы А и выдели их) Загадки. |
1 |
|||
84 |
Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов. |
1 |
||||||
II. Слово и словосочетание. |
33 |
|||||||
85 |
Ударение. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения. |
Дифференциация сходных по начертанию букв в слогах, словах, словосочетании. |
Упражнение «Погреем ладошки» Произнесение семи слогов с перемещающимися ударениями |
Корректурные задания (например, выдели все буквы У кружком, а буквы Ю квадратом). Загадки. |
1 |
|||
86 |
Форморазличительная роль ударения. |
1 |
||||||
87 |
Ударные и безударные гласные (А-О, Е-И, И-Я). |
Упражнение «Цветочный магазин» Произнесение семи слогов с перемещающимися ударениями |
Корректурные задания (например, найди все буквы Ы и подчеркни их, а буквы И - зачеркни). Загадки. |
2 |
||||
88 |
Слова-предметы. |
1 |
||||||
89 |
Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа. |
Дифференциация сходных по начертанию букв в слогах, словах, словосочетании. Сравнение элементов смешиваемых букв. |
Упражнение «Буль-бульки» Сочетаний гласных звуков с сонантом [j] |
Игра «Чего не стало?». Загадки. |
2 |
|||
90 |
Практическое употребление существительных разного рода. |
Игра «Муха» |
2 |
|||||
91 |
Употребление существительных в косвенных падежах. |
Упражнение «Осенний ветер». Сочетаний гласных звуков с сонантом [j] |
Игра «Перепутанные линии» |
4 |
||||
92 |
Слова-признаки. Подбор слов-признаков к словам-предметам. |
Дифференциация сходных по начертанию букв в слогах, словах, словосочетании. Развитие зрительно-моторных координации («Копирование точек»). |
Игра «Как было?» |
1 |
||||
93 |
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. |
Упражнение «Ветер» Сочетаний гласных звуков с сонантом [j] |
Игра «Найди отличия» |
2 |
||||
94 |
Согласование прилагательных с существительными в падеже. |
Игра «Путаница» |
2 |
|||||
95 |
Слова-действия. Подбор слов-действий к словам-предметам. |
Упражнение «Ежик» Длительное произнесение гласных фонем |
Игра «Запомни как можно больше слов» |
1 |
||||
96 |
Согласование глагола с существительными в числе. |
Дифференциация сходных по начертанию букв в слогах, словах, словосочетании. Развитие кинетических представлений (Игра «Чудесный мешочек»). Работа с квазиомонимами. |
Игра «Найди отличия в ряду» |
2 |
||||
97 |
Согласование глагола с существительными в роде. |
Упражнение «Удивимся» Длительное произнесение гласных фонем |
Игра «Сложи узор» (составьте дорожку или узор из фигур) |
2 |
||||
98 |
Согласование глагола с существительными во времени. |
Игра «Обезьянки» |
2 |
|||||
99 |
Имя числительное. Согласование числительных с существительными и прилагательными. |
Упражнение «Семафор» Длительное произнесение гласных фонем |
Игра «Топ-хлоп» |
4 |
||||
100 |
Слова-антонимы (слова-неприятели). |
Игра «Топ-хлоп» 2 вариант |
2 |
|||||
101 |
Слова-синонимы (слова-близнецы). |
Игра «Запрещенные движения» |
2 |
|||||
III. Предложение и текст. |
23 |
|||||||
102 |
Языковой анализ и синтез предложения. |
Дифференциация сходных по начертанию букв в словосочетании, предложении, тексте. Развитие зрительно-моторных координации. |
Упражнение «Ушки» длительное произнесение гласных фонем |
Игра «На стол! Под стол! Стучать!» |
2 |
|||
103 |
Связь слов в предложении. Согласование слов в роде, числе, падеже. |
Загадки. Ребусы (в соответствии с возрастом) |
2 |
|||||
104 |
Состав предложения. Схема предложения. |
Упражнение «Горка» «Катание» гласных фонем по горке |
Игра «Продолжи дорожку» |
2 |
||||
105 |
Виды предложений по интонации. |
Необычные примеры (например, укол-кол+гол=угол) |
1 |
|||||
106 |
Грамматическое оформление предложения и его распространение. |
Дифференциация сходных по начертанию букв в словосочетании, предложении, тексте. Развитие оптических представлений и оптико-пространственных отношений. |
Упражнение «В гости» Длительное пение закрытых слогов |
Загадки. Необычные примеры (например, укол-кол+гол=угол) |
1 |
|||
107 |
Составление предложений из разрозненных слов. Деформированные предложения. |
Кроссворды. Загадки. |
2 |
|||||
108 |
Составление плана рассказа. Пересказ по плану. |
Дифференциация сходных по начертанию букв в словосочетании, предложении, тексте. Развитие зрительно-моторных координации. |
Упражнение «Шарик» Пение гласных и согласных |
Игра «Четвертый лишний» (по картинкам и на слух) |
2 |
|||
109 |
Описательный рассказ. |
Игра «Запомни 10 слов» |
2 |
|||||
110 |
Деформированные тексты. |
Дифференциация сходных по начертанию букв в словосочетании, предложении, тексте. Развитие зрительно-моторных координации. Работа с квазиомонимами. |
Упражнение «Ниточка» Пение гласных и согласных |
Игра «Ряд чисел» (найти в ряде чисел все заданные, например 2) |
2 |
|||
111 |
Краткий пересказ. |
Игра «Запомни – нарисуй» (ребенок за 1 мин запоминает узор или фигуру, а затем по памяти рисует) |
2 |
|||||
112 |
Рассказ по серии сюжетных картинок. |
Дифференциация сходных по начертанию букв в словосочетании, предложении, тексте. Развитие оптических представлений и оптико-пространственных отношений. |
Упражнение «За-са» Пение гласных и согласных |
Игра «Лабиринт» (выйти из лабиринта быстрее всех, на листе бумаги) |
1 |
|||
113 |
Рассказ по сюжетной картинке. |
Загадки. |
2 |
|||||
114 |
Творческий рассказ. |
Упражнение «Повтори песню» Пение гласных и согласных |
Загадки. Ребусы. Кроссворды. |
1 |
||||
115 |
Обобщение и повторение изученного. Проверочная работа. |
1 |
||||||
60 |
||||||||
Условия и методические рекомендации по реализации программы
Требования к педагогу
Логопедическая работа должна осуществляться специалистом соответствующей квалификации с высшим специальным образованием.
Учитель-логопед должен иметь чёткое представление об особенностях психического и физического развития детей с ОВЗ, использовать подходящие методики и технологии организации образовательного процесса.
Программно‑методическое и материально-техническое обеспечение
Реализация данной программы требует полного технического оснащения логопедического кабинета (см. Приложение 1). В соответствии с особенностями детей с ОВЗ все пособия, а также непостоянно используемое оборудование должны легко переноситься и, при необходимости, убираться, чтобы не отвлекать школьников.
В процессе реализации программы могут быть использованы методические рекомендации (Мазановой Е. В., Ефименковой Л. Н., Садовниковой И. Н., Лалаевой Р. И.), диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда.
Желательно наличие системы широкого доступа педагогов, детей с речевыми нарушениями, родителей (законных представителей) к сетевым источникам информации, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов, а также доступа к информационно-методической литературе, логопедическим стендам.
Методические рекомендации к организации коррекционно-развивающей работы со школьниками 1-5 классов с ОВЗ
Коррекционно-развивающая работа должна проводиться дифференцированно с учетом возраста ребёнка, формы заболевания и (или) заключения ПМПК.
Особенностями логопедической работы с детьми с ОВЗ является использование специальной дифференцированной индивидуальной наглядности, выбор методов и приемов с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, смена деятельности, как обязательная часть любого занятия.
Во время занятий важно соблюдать принцип многообразного предъявления одного и того же предмета, речевого материала в вариациях, с учетом постепенности перехода от простого к сложному. Такое разнообразие в работе будет способствовать формированию обобщенных представлений о предметах. Например, один и тот же наглядный и словесный материал может быть использован для автоматизации звука в словах, затем в предложениях, чистоговорках, загадках, для составления описательного рассказа и др.
Для более продуктивной работы, способствующей быстрейшему восстановлению нарушенных функций, важно включать в деятельность все анализаторные системы ребенка: зрительную, слуховую, тактильную, двигательную и даже, при возможности, обоняние и вкус.
Особое внимание необходимо уделяется развитию речевой моторики, голосовой и дыхательной мускулатуры, что является особенно значимым для коррекции звукопроизношения. Для этого можно использовать специальные логопедические упражнения, которые подбираются индивидуально с учетом речедвигательных нарушений у каждого ребенка. На начальных этапах работу лучше проводить с максимальным подключением сохранных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). В коррекционную работу может входить логопедический массаж, целью которого является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата.
Спецификой работы с детьми с ОВЗ является необходимость индивидуального подбора заданий. В одних случаях, задания давать в тестовой форме, позволяющие ребенку не давать развернутый речевой ответ, в других – предъявлять речевой образец для ответа. На занятии требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.
Структура занятия по коррекции устной и письменной речи и его компоненты могут меняться и комбинироваться не только в зависимости от целей и задач, но и от выбранных методов работы (см. Приложение 2).
Методические рекомендации по работе логопеда с педагогами и родителями детей с ОВЗ
Неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ является интеграция работы специалистов школы. Например, в семинарах-практикумах по организации логопедической работы, активное участие могут принимать: педагоги-психологи, учителя и др. педагогические работники. Кроме семинаров, логопед должен проводить индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи.
Взаимосвязь в работе логопеда и учителей начальной школы осуществляется также на совместных методических объединениях, совещаниях, педсоветах, где решаются разнообразные организационные вопросы, предоставляются доклады по работе с детьми с ОВЗ, проводятся дискуссии на темы, представляющие интерес для педагогов.
Просветительская и консультативная деятельность по вопросам, связанным с особенностями логопедической работы с детьми, распространяется не только на педагогических работников школы, но и на родителей школьников с ОВЗ. Без активного участия семьи ребенка, коррекционно-развивающая работа будет более продолжительной и менее эффективной.
К формам работы с родителями в условиях школы можно отнести: родительские собрания, индивидуальные и тематические консультации, семинары-практикумы, открытые занятия и др.. В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства: специальные «логопедические уголки», информационные стенды, тематические выставки книг и пособий, памятки, образцы выполненных заданий.
Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4-х классах вспомогательной школы. – М., 1991.
Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось – 89, 1997. – 224 с. (Практическая психология).
Бессонова Т. П. Методические рекомендации «Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения». – М., АПКиППРО РФ, 2008.
Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений. – Феникс, 2004. – 352 с.
Елецкая О. В. , Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. М. – 2006.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2001. – 336с.
Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте. – М., 1991.
Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб-метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей. – Екатеринбург: Литур, 2011. – 320.
Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся// Вопросы психологии. – 1990, № 6. – С.86 - 82.
Лалаева Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 303 с. — (Коррекционная педагогика).
Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб.: Лениздат; Издательство "Союз". 2002. - 224 с. - (Коррекционная педагогика).
Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010
Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010
Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. — 88 с.
Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. - ГНОМ и Д, 2009.
Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы. – М.: Просвещение, 2005.
Никульшин С. М., Роготнева А. В., Тарасова Л. Н. Формирование универсальных учебных действий (начальная школа). Методическое пособие. Ч.1. – Томск: ТОИПКРО, 2012. – 84 с.
Парамонова Л. Г. Упражнения для развития письма.- С – Пб.: Дельта,1998.- 208с.
Рабочая (рецензированная) программа по предупреждению и коррекции нарушений устной и письменной речи у детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Составитель: учитель-логопед Сапегина Е. С. – Новокузнецк: ППМС-центр «ДАР», 2012. – 24 с.
Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.
Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. - М.: Владос,1997.- 256с.
Соболева А.В. Загадки-смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Под ред. проф. Т.Б. Филичевой. - М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. - 96с. (В помощь логопеду).
Столяренко А. М. Общая педагогика: учебное пособие. Издательство: Юнити-Дана, 2012. - 479 с.
Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 т. Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 560 с.
Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников// Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992. – С.146 – 180.
Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито – Центр, 1996. – 97с.
Приложение 1
Список рекомендуемого оборудования
логопедического пункта школы
Классная доска 1 шт.
Шкафы для пособий 2 - 3 шт.
Шкаф для одежды 1 шт.
Стол канцелярский 1 шт.
Стул учительский 1 шт.
Парты 5 шт.
Стулья ученические 10 шт.
Кушетка медицинская 1 шт.
Настенное зеркало (50 x 100) 1 шт.
Жалюзи или шторка на зеркало 1 шт.
Настенная лампа над зеркалом 1 шт.
Настенная лампа над доской 1 шт.
Зеркало для индивидуальной работы (9 x 12) 8 шт.
Логопедические зонды, шпатели
Ванночка для обработки инструментов 1 шт.
Шкаф для хранения инструментов 1 шт.
Стерилизатор для инструментов 1 шт.
Вата, перчатки смотровые
Умывальник 1 шт.
Полотенце, мыло
Мусорное ведро 1 шт.
Песочные часы 1 шт.
Настенные часы 1 шт.
Метроном 1 шт.
Компьютер 1 шт.
Принтер 1 шт.
Разрезная азбука (настенная) 1 шт.
Кассы букв (индивидуальные) 8 шт.
Учебно – методические, дидактические пособия
Настольные игры, игрушки, мяч, конструкторы и т.д.
Приложение 2
Примерная структура группового занятия
со школьниками 1-5 классов с ОВЗ*
- Создание мотивационного поля.
- Развитие неречевых функций (голос, дыхание, память, внимание, мышление).
- Развитие тонкой моторики пальцев рук или координация движений с речью.
- Актуализация знаний и фиксация затруднения.
- Открытие нового знания.
- Физминутка или релаксационные упражнения.
- Закрепление полученного знания на практике с помощью учителя.
- Самостоятельное применение знания на практике.
- Рефлексия.
* - каждая часть занятия предусматривает вариативность используемых заданий.
Марина
Суркова Е. С.