Конспект внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов «22 апреля — День Земли»

22
15
Материал опубликован 2 May 2021 в группе

Конкурсная работа на Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшее внеклассное мероприятие «Всемирный день окружающей среды»



Конспект внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов

«22 апреля - День Земли»

Автор: Зубова Ольга Алексеевна

Аудитория: учащиеся класса-комплекта (1 и 3 классы)

Оборудование: ПК, презентация PowerPoint «22 апреля – День Земли», мультимедийный проектор, экран, книжная выставка «Экология для детей», глобус, весы с разновесами; 2 голубых шарика; скотч; ножницы, бумажные цветы; тарелочки с разным мусором: болтики, винтики, скрепки, упаковки и т.д.

Цель: воспитание экологической культуры обучающихся.

Задачи:

- привлечение внимания учащихся к проблемам охраны природы;

- формирование представления детей об экологических проблемах планеты Земля;

- расширение кругозора обучающихся; развитие их творческого потенциала;

- воспитание у младших школьников любви к природе и чувства ответственности за жизнь растений и животных.

Последующая работа: организация изготовления листовок по охране окружающей среды.

Примечание: номер в тексте – это номер соответствующего слайда презентации



Ход занятия:

1. Добрый день, жители прекрасной голубой планеты! Я рада приветствовать всех в нашем зале! Сегодня мы собрались здесь в замечательный праздник. Сегодня на календаре 22 апреля. Кто-нибудь может назвать – какой праздник в этот день отмечается во всём мире? Не знаете? Тогда посмотрите, как нарядно сегодня выглядит модель Земли – глобус (Приложение 1) и внимательно послушайте вот такие строки.

2. Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.

3. Ребята, вы верно догадались, что речь идёт о нашем общем природном доме – о планете Земля. И 22 апреля празднуется Международный День Земли.

4. Надо отметить, что существуют два основных периода проведения Международных Дней Земли: 21 марта - в день весеннего равноденствия и 22 апреля. Эти праздники имеют одинаковое название, но разный смысл.

5. Праздник 21 марта учрежден в 1971 году по решению генерального секретаря ООН, который в своём обращении призывал все народы к миру.

6. В этот день в разных странах звучит Колокол Мира, призывающий людей беречь мир и жизнь на Планете, способствовать дружбе и взаимопониманию всех народов.

7. Первый Колокол Мира был установлен в июне 1954 года в штаб-квартире ООН, в японском дворике. Он был отлит в Японии из монет, собранных детьми из 60 стран. Надпись на Колоколе гласит: «Да здравствует всеобщий мир во всем мире».

8. Позже подобные колокола были установлены более чем в двадцати мира.

9. В России впервые акция «Колокол Мира в День Земли» была проведена в 1998 году в Москве, её организатором стал Международный центр-музей имени Рериха. А теперь колокола Мира звучат и в других городах России.

Звонко колокол звенит - миру в мире жить велит,

Чтоб огромная Земля без войны всегда была

10. Итак, 21 марта принято называть Днём Земли, но правильнее было бы его назвать Днём Мира.

11. А Всемирный День Земли, отмечаемый 22 апреля, призван объединять всех людей планеты в деле защиты окружающей среды.

12. Его можно назвать праздником чистой воды, земли и воздуха – всего того, что необходимо людям для жизни. Этот праздник стал символом любви и заботы о нашем общем доме, он отмечается во всем мире с целью оказать поддержку и защиту природе.

13. На сегодняшний день у Земли есть и свой флаг. Он не является официальным символом чего-либо, он представляет собой фотографию нашей планеты из космоса.

14. История этого праздника связана с именем американца Джона Мортона. В конце 19 века он переехал жить на пустынную территорию, на которой одинокие деревья усиленно вырубались для строительства домов и на дрова. Мортон предложил устроить день, посвященный озеленению, и учредить призы для тех, кто высадит большее количество деревьев. Этот день сначала назвали Днем дерева. В течение первого Дня Дерева жители штата высадили около 1 млн деревьев. И в 1882 году штат Небраска объявил День Дерева официальным праздником. Он отмечался в день рождения Джона Мортона - 22 апреля.

15. В России День Земли отмечается с 1992 года. В этот день каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать для решения экологических проблем. Все желающие принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, различных экологических мероприятиях.

Известный учёный-физик Сергей Петрович Капица сказал такие строки: «День Земли — это день ответственности перед нашей планетой, ответственности перед людьми, которые её населяют, перед самой природой, частью которой мы являемся».

16. Ребята, вы, наверняка, можете назвать много различных учёных. Вы знаете, что бывают не только физики, но и химики, биологи, географы и т. д. А как вы думаете – есть ли учёные, которые занимаются защитой нашей замечательной планеты? А как их называют? (Ответы детей)

16. Верно – ЭКОЛОГИ! Скажите, ребята, а вы бы хотели попробовать на время превратиться в экологов, зайти в экологическую лабораторию и провести настоящий экологический эксперимент? Хотите? Замечательно. Только вы ведь должны понимать, что в учёные не берут всех подряд. Сначала нужно доказать, что вы – ребята умные и много знаете о своей планете.

17. Можно сказать, что перед тем, как нам зайти в экологическую лабораторию, нам нужно пройти 5 ступенек. Если мы удачно справимся со всеми пятью заданиями и получим за каждое задание по 1 баллу, тогда мы наберём 5 баллов! А пятёрка – это замечательная оценка. Именно пятёрочники и становятся учёными. Ну что, все готовы? Тогда в путь! Вам придётся доказать, что из вас могут получиться хорошие учёные.

18. Итак, первой нашей ступенькой будет игра «Хлопай-топай». Я буду говорить вам своё поведение в природе, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо - хлопаем, а если плохо – все топаем ногами. Это будет своеобразная разминка и для тела, и для ума.

- Если я приду в лесок и сорву ромашку?  (нет)

- Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)  

- Если хлебушка кусок на пеньке оставлю (да)

- Если ветку подвяжу, колышек подставлю?  (да)

- Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
- Если сильно насорю, а убрать забуду?  (нет)
- Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
- Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)


- Молодцы, все правильно ответили! Получаем первый балл и поднимаемся на следующую ступеньку.


19. Ребята, учёные-экологи должны не только сами знать правила поведения в природе, но и разъяснять другим людям – что делать в природе нельзя. Вторая ступенька – уже не игра, а серьёзная агитационная работа. Каждая группа попробуйте написать на листе 1 или 2 правила, которые начинаются с частицы «НЕ» - «Что нельзя делать в природе?». (Дети пишут на листах правила поведения в природе – Приложение 2).

А теперь давайте заслушаем все наши советы по правильному поведению.

(Примерные ответы учащихся:

Не разводи костров в сухую погоду.
2. Не руби в лесу деревьев.
3. Не разоряй муравейники.
4. Не пугай птиц, не разоряй гнезд.
5. Не бери в лесу животных.
6. Не убивай жаб и лягушек, они питаются вредными насекомыми.
7. Не рви лесные и полевые цветы.
8. Не убивай змей, они приносят огромную пользу, уничтожая грызунов.
9. Не делай надписей на камнях и деревьях.)


20. А теперь давайте проверим себя – все ли правила мы написали (зачитать правила со слайда). А ребята из Совета школьного лесничества оформили 5 замечательных плакатов, призывающих оберегать наши леса. Давайте посмотрим, что у них получилось (демонстрация плакатов). Посмотрите, какие интересные плакаты они нарисовали. В мае эти плакаты будут прикреплены на стенд нашей экологической тропы (Приложение 3).

21. А мы возвращаемся к нашим заданиям. Вы все молодцы, ребята, - правила поведения в природе знаете хорошо, и остальных людей тоже обучить сумеете. А вот хорошо ли вы знаете других обитателей нашей планеты? Это мы сейчас и проверим. Следующая ступенька называется «Давайте познакомимся». Здесь вас ждут 20 загадок о растениях и животных. (Дети отгадывают загадки – Приложение 4).


Дерево - символ России. (Лиственница)

Какая птица является государственным символом России? (Орёл.)

Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)

Чем питается зимой жаба? (Ничем. Жаба в это время года она крепко спит.)

Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива.)

Сколько ног у жука? (Шесть.)

Какой зверь по праву считается самым быстрым? (Гепард.)

Какая птица «коллекционирует» блестящие предметы? (Сорока.)

Ребенок курицы. (Цыпленок)

Где живут зебры? (В Африке.)

Самое высокое животное. (Жираф.)

Какая птица является символом муд­рости? (Сова.)

Кого считают царем зверей? (Льва.)

Наука о животных. (Зоология.)

Сколько ног у паука? (Восемь.)

Какое животное любит спать вниз головой? (Летучая мышь.)

Какое животное собирает яблоки спиной? (Еж.)

Где живут пингвины? (В Антарктиде.)

Какая ягода бывает белой, черной, красной? (Смородина.)

Самое большое животное. (Кит.)

22. Ну что ж, ребята, вы хорошо знаете тех, кого защищают экологи. И иногда в жалобную книгу экологической лаборатории приходят от животных самые настоящие жалобы. Раз вы хотите стать учёными-экологами, давайте попробуем разобрать хотя бы несколько обращений обиженных животных. Попробуйте догадаться – кто писал эти жалобы?


23. «Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Кто-то придумал, что от меня могут появиться бородавки. Это неправда! Польза от меня большая». Ребята, кто это? (Жаба)


24. А какая может быть польза от жабы? (Ответы)

Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.


25. «Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые и охочусь я ночью. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба». Ребята, кто это? (Сова)


26. Кто знает – какую пользу приносят совы? (Ответы)

Совы не зря с 1946 года находятся под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.


27. Ребята, вы прошли ещё одну ступеньку к экологической лаборатории и заработали в сумме 4 балла. До пятёрки осталось пройти ещё одно испытание. Любой учёный, изучающий природу, должен уметь хорошо в ней ориентироваться и понимать её подсказки. Попробуйте и вы себя в роли синоптиков – по природным подсказкам догадайтесь о предстоящей погоде. Дополните предложения.

28. Грачи рано прилетели… (будет тёплая весна)

29. Вечером сильно кричат лягушки, сильно стрекочут кузнечики… (будет ясная погода).

30. Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне, лето будет… (лето будет холодное).

31. Сильно пахнут цветы акации, смородины, донника, сон-травы, жимолости … (ожидай дождь).

32. Днем, в самую жару, паук вышел на охоту – это значит… (Почувствовал изменения в погоде и старается нагреться до непогоды).

33. Вороны рассаживаются по нижним сучьям, жмутся к земле. (К сильному ветру)

34. Ребята, вы одолели пятую ступеньку и добрались до экологической лаборатории. Вы - молодцы! Теперь вам нужно превратиться в настоящих учёных с помощью движений волшебной «превращалочки». Сейчас все встаньте и выполняйте волшебные движения:

Руки вверх, руки вниз, и на месте покружись,

Раз – прихлоп, два – притоп, снова сделай поворот,

Прыг-скок, улыбнись, и в учёных превратись! (Дети выполняют движения физкультминутки)

Господа учёные, теперь вы можете сесть на свои места и ответить мне на такой вопрос – какого цвета больше на нашей планете? (Ответы детей) Правильно – голубого. Вы наверняка знаете, что для доказательства своих гипотез учёные изначально проводят эксперименты на моделях. Поэтому в качестве модели земного шара я предлагаю использовать круглый голубой воздушный шарик, а точнее, - два шарика. Хоть мы и знаем, что они очень лёгкие, всё равно, для точности опыта давайте сначала их взвесим. (Дети взвешивают – Приложение 5). Мы видим, что они весят примерно одинаково. А что теперь?

В одном из заданий вы разбирали жалобы животных. А теперь мы попробуем разобраться с жалобой самой матушки-Земли. Планета огорчена тем, что ей стало тяжело двигаться. Учёные только не могут понять – от чего? Ведь на нашей планете есть много всего: и деревьев, и цветов, и разного мусора…

Уже сеть догадки – от чего ей становится тяжело? (Ответы: «От мусора»). Но любую догадку нужно проверить. Давайте сейчас одна команда свой шарик украсит цветами – наклеит их на шар скотчем. А другая команда «украсит» свой шар разным мусором. (Дети выполняют эксперимент – Приложение 6).

А теперь осталось завершить эксперимент и взвесить наши модели планет. Все видим, что мусор – это тяжкая ноша для нашей планеты. Какой можно сделать вывод? (Ответы). Правильно, ребята. Предлагаю послушать ребят со стихотворными строками на данную тему.

35.

Землю нужно охранять,

Всячески оберегать,

Горы, речки и поля —

Это всё – наша Земля.

Поздравляю с Днем Земли,

Нашу Землю береги,

И она тебя в ответ

Защитит от разных бед!


Чтоб люди мирно жить могли
Мы отмечаем День земли!
Пускай цветет планета наша,
Пусть будет каждый день украшен
И пеньем птиц, и шумом рек,
И пусть запомнит человек –
Земля, она у нас одна!
Она для жизни нам дана!



Отмечаем День земли,
День лесов, полей и пашен,
Сердце бьется от любви:
«Это все родное, наше!»
Любим мы речной разлив,
Моря синюю прохладу,
Для людской простой души
Это вечная отрада!
Процветай, моя земля,
Хорошей, цвети, родная,
Во вселенной ты одна,
Всем землянам дорогая!



С Днем Земли мы поздравленья
Шлём планете голубой,
Чистым, мирным и прекрасным
Будет пусть наш дом родной.
Пусть сияют в травах росы,
Реки воды пусть несут,
Пусть в гармонии с природой
Люди на Земле живут.
Солнце Землю согревает
Благодатным пусть теплом,
Я желаю, чтоб мы вместе
Берегли наш общий дом.



Спасибо, ребята! Наша экскурсия в экологическую лабораторию подошла к завершению. Я уверена, что вы не зря побывали в роли учёных-экологов и обязательно сделаете правильные выводы. Ведь быть или не быть на земле человечеству; останется ли зелёной наша планета или же превратится в безжизненную пустыню – всё это зависит от вас, от меня, от каждого человека.

Ребята, скажите, а что же по силам сделать лично вам? (Ответы) Верно, вы должны и сами правильно вести себя в природе, и другим об этом напомнить. А ещё можно пропагандировать бережное отношение к природе – оформлять плакаты или рисунки, как это сделали члены Совета нашего школьного лесничества. А вам, ученикам начальной школы, я тоже предлагаю сделать рисунки, призывающие людей не мусорить и правильно вести себя в природе. К сожалению, наше мероприятие уже подошло к концу, поэтому я предлагаю каждому из вас это сделать в качестве домашнего задания. (В итоге у нас получился вот такой стенд – Приложение 7).

Ещё хочу обратить ваше внимание, что сегодня у нас есть предоставленная сельской библиотекой книжная выставка «Экология для детей» (Приложение 8). Все, кого заинтересуют эти книжки, может взять их домой и прочитать.

36. А завершить нашу встречу предлагаю словами Евгения Шкловского (выступление учащегося)

Смотрю на глобус – шар земной, и вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги!»
В тревоге море и леса роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река, свои теряя берега.
И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег: «Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги. Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной, такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Сберегу! Я сберегу вас, сберегу!»



Всем спасибо за работу. До скорых встреч!



Источники:

https://infourok.ru/viktorina-den-zemli-prezentaciya-392933.html

https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2021/03/19/viktorina-posvyashchennaya-dnyu-zemli

https://ppt-online.org/160283

https://xn—j1ahfl.xn—p1ai/library/davajte_zemlyu_sohranim_115154.html

https://3d-galleru.ru/wishes/cat/pozdravleniya-s-mezhdunarodnym-dnem-zemli

http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-zemli/



Приложение 1

Наш глобус

t1619955328aa.jpg



Приложение 2

Работа детей по правилам поведения в природе

t1619955328ab.jpgt1619955328ac.jpg



Приложение 3

Экологические плакаты



t1619955328ad.jpg



t1619955328ae.jpg



t1619955328af.jpg

t1619955328ag.jpg



t1619955328ah.jpg

Приложение 4

Дети отгадывают загадки

t1619955328ai.jpg



Приложение 5

Перед экспериментом



t1619955328aj.jpgt1619955328ak.jpg





Приложение 6

Дети выполняют эксперимент

t1619955328al.jpgt1619955328am.jpg



t1619955328an.jpgt1619955328ao.jpg



t1619955328ap.jpg

Приложение 7

Стенд с рисунками детей

t1619955328aq.jpg



Приложение 8

Книжная выставка

t1619955328ar.jpg

Презентация к мероприятию
День Земли 2021
PPTX / 8.36 Мб

Видео с мероприятия

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Не знаю, как прикрепить видео... Не получается...

2 May 2021

Замечательный ресурс!!! По поводу видео напишите в техподдержку.

2 May 2021

Наконец-то получилось прикрепить видео)))

3 May 2021

Большое спасибо за оценку, Наталья Владимировна!

2 May 2021

Прекрасное мероприятие экологической направленности! Спасибо.

2 May 2021

Спасибо, Елена Владимировна. Очень приятно)))

3 May 2021

Очень интересный и полезный ресурс!!!

2 May 2021

Галина Владимировна, большое спасибо за интерес к работе и за подарок)))

3 May 2021

Поздравляю с победой в конкурсе! Желаю дальнейших творческих успехов!

18 June 2021

Егор Игоревич, большое спасибо!!!

18 June 2021

Ольга Алексеевна, с очередной Вас победой в конкурсе!!! Замечательное мероприятие!!! Новых Вам творческих побед!!!

19 June 2021

Большое спасибо, Светлана Валерьевна! Очень приятно)))

19 June 2021

Ольга Алексеевна! От всей души поздравляю Вас с ПОБЕДОЙ в конкурсе!!! Замечательная работа!!!

19 June 2021

Светлана Валерьевна, большое спасибо за внимание и оценку! Очень приятно)))

19 June 2021

Наталья Валерьевна, большое спасибо за внимание и оценку! Очень приятно))) Извините за опечатку...

23 June 2021