Урок литературы «Образ Вани Солнцева в повести В. Катаева "Сын полка"» (5–6 классы)
Класс 5 |
Предмет : литература. |
Дата 23.04.2013 |
Учитель : Бурченкова Н.И. |
Тема |
Образ Вани Солнцева в повести В.П. Катаева « Сын полка» |
Цель |
Раскрытие образа Вани Солнцева на основе анализа текста повести. |
Задачи |
Образовательные: расширить представления учащихся о художественном образе на примере образа главного героя повести – Вани Солнцева; Развивающие :развитие образного мышления через эмоциональное восприятие текста, через своё отношение к герою; развитие коммуникативных умений и навыков, творческих способностей; Воспитательные :воспитание патриотических чувств и интереса к истории своей страны |
Тип урока |
Комбинированный |
Межпредметные связи |
Изобразительное искусство, русский язык. |
Ресурсы: |
Текст повести, фрагменты кинофильма, презентация, иллюстрации, дидактические карточки |
Технология |
ТРКМЧП |
Образ Вани Солнцева в повести В.П. Катаева « Сын полка»
Дети войны,
Той ушедшей, далёкой,
Сколько же горя выпало вам.
Слёзы и боль, словно раной глубокой,
Детские души рвут пополам.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний.
Прием «Письмо от героя». Зачитывается письмо от героя повести.
Письмо :
На дорогах войны однажды у меня произошла встреча с одним мальчиком, лет 11-12 на вид. Это было у штаба , в лесу. Сначала мне он показался довольно подозрительным гражданином, уж очень много вопросов задавал. А когда узнал, что я солдат гвардейской кавалерии ( хотя мне в ту пору было всего 14 лет) , очень расстроился, потому что его артиллерийские разведчики не оставили у себя, а отправили в тыл. Как звали его, не успел спросить, но очень хочу узнать , что с ним произошло потом и как сложилась его судьба.
Ефрейтор гвардейской кавалерии Вознесенский.
Предлагается ответить на вопросы:
- Как вы думаете, от кого это письмо и о судьбе, какова мальчика хочет узнать автор письма? / о Ване Солнцеве/
И сегодня мы поговорим о нем.
- Какова тема урока ? / образ Вани Солнцева/
- Какую цель мы поставим перед собой?
/ рассказ о Ване Солнцеве. Раскрытие образа Вани Солнцева на основе анализа текста повести В.П.Катаева «Сын полка»/
Организует обсуждение:
Сначала вспомним , какие используются приёмы и средства для создания художественного образа. Предлагается оформить данную информацию графически в виде кластера.
Взаимоотношения с окружающими
Портрет
Речь и внутреннее состояние героя
Моё отношение
3. Изучение нового материала.
Мотивация учащихся к групповой работе: «Чтобы собрать необходимые сведения о Ване Солнцеве, нам предстоит отправиться в разведку группами с определенными заданиями. При этом у каждого члена группы своё задание.»
1 группа – Портрет.
2 группа – Речь и внутреннее состояние героя.
3 группа – Взаимоотношения с окружающими.
4 группа – Поступки и действия героя.
Старшие групп получают задания.
Портрет.
Описание сонного мальчика в окопчике (гл.1). Зачитать, какие сравнения использует автор и что они передают.
Восстановить Информацию о мальчике от сержанта Егорова.
Дело известное, товарищ капитан, — сказал
Егоров. — Отец ………….. в первые дни войны.
Деревню ………. немцы. Мать ………... Бабка и маленькая сестрёнка …... Остался один. Потом деревню спалили. Пошёл с сумкой собирать куски. Где-то на
дороге попался полевым жандармам. Отправили силком в какой-то ихний страшный детский изолятор.
Там, конечно, заразился паршой, поймал чесотку,
болел сыпным тифом — чуть не помер, но всё же кое-как сдюжил. Потом убежал. Почитай, два года ……….. Да фронт тогда далеко был. Совсем одичал, зарос волосами.
Имя и фамилия. Почему Катаев выбрал для своего героя именно это имя и фамилию?
Почему прозвали «пастушок» (гл.4).
Как пастушок превратился в маленького солдата. С чего началось его преображение?
Важное значение во внешности человека играют глаза. Проследите , как меняются глаза Вани в зависимости от ситуации, что они выражают:
Глаза
С. 248 (во время еды) Изредка его синие, как бы немного полинявшие от истощения глаза с робким извинением поглядывали на кормящих его солдат.
Ваня переводил синие испуганные глаза с одного великана на другого, стараясь понять по выражению лиц, хорошо ли для нас то что делается, или плохо.
Лицо его стало злым, глаза упрямо сверкнули исподлобья.
Встреча у штаба с капитаном Енаки…. В глазах у мальчика мигнули синие искры но он тотчас опустил ресницы
Тут Ваня глотнул воздух и жалобно посмотрел в глаза капитана своими наивными прелестными глазами, виновато мигая ресницами.
Восхищенно сияя глазами , Ваня осмотрел новый блиндаж разведчиков.
В его опущенных глазах, нет – нет да и продергивалось сквозь ресницы синяя озорная искорка.
Глаза его метнули синие искры
Бой (с.256) он стоял на вытяжку перед Енакиевым глядя на него широко раскрытыми глазами, в которых светилось счастье, от того что командир батареи наконец его заметил.
Речь героя. Внутреннее состояние
Как характеризуют Ваню слова: - «Премного благодарен», - «Не правда ваша», обращение: Дяденька..
Инценируйте или прочитайте по ролям диалог Вани и капитана Енакиева.
Ваня спустился в командирский блиндаж. Почему капитан Енакиев , увидев Ваню в солдатской форме, был с ним резок и приказал :»Явись сызнова». (гл 18).
Проанализируйте диалог Вани Солнцева и капитана Енакиева перед боем на высоте, где находилась их батарея. Почему капитан Енакиев отправляет Ваню на командный пункт дивизиона? (конец гл.24)
Внутреннее состояние Вани меняется. Катаев большое место отводит описанию , что происходит в душе мальчика. В начале повести и в конце мы видим Ваню спящего.а что происходит с его душой? Проследите по отрывкам из повести , какие перемены происходили в его душе. Какой смысл вкладывал капитан Енакиев В слова; «Живая душа»?
Душа
(с.234) Душа его блуждающая по мукам сновидений, была так далека от тела, что некоторое время он не чувствовал ничего…
Не положено оставить мальчика у разведчиков, как мы можем взять на себя ответственность. Ведь это маленький человек , живая душа. Вдруг с ним что ни будь случиться на войне и подстрелить могут
Восторг, радость, когда ел у разведчиков.
Маленький растерянный, разведчики понимали , что твориться в душе мальчика. Всё было так хорошо, так прекрасно и вдруг всё сделалось так плохо.
Сердце его говорило, что он крепко полюбился разведчикам.
У него душа настоящая, воинская. Ему в армии самое место (Горбунов) – подходящий паренек, одно слово – пастушонок, солнышко.
И вдруг страх исчез. Всю его душу охватила и потрясла ярость. Как, его, солдата Красной Армии.
С сильно бьющимся сердцем Ваня ждал, когда же покажутся свои.
Невероятное счастье испытал Ваня, когда увидел Горбунова.
Чувствовал необыкновенно сильное волнение человека, вступающего в новую прекрасную жизнь.
-Ты ведь, хотя и небольшой, но всё же вполне человек. Живая душа… (Енакиев) сказал, пытаясь проникнуть своим взглядом в глубь его души.
Ваня почувствовал, что решается его судьба. Он почувствовал отцовскую любовь всей своей одинокой опустошённой душой. А как ей было необходима такая любовь, как душа её бессознательно жаждала.
И Ваня стал гордиться первым орудием так сильно, как ранее гордился командой разведчиков. И это говорило – у него душа настоящего солдата.
На всю жизнь он запомнил день, когда в первый раз подошёл к орудию.
Ваня почувствовал, жгучую обиду. Всё таки в душе он был еще разведчиком. Самолюбие его сильно страдало.
Что творилось в его душе!
И тут капитан Енакиев в один миг понял, что происходило в душе этого маленького человека, его солдата его сына. Спорить не имеет смысла, бесполезно.
Необъяснимая тревога мало-помалу охватила его душу. Когда он стал приближаться к знакомому месту.
С.360 И вдруг в душе его что-то повернулось и открылось. Он прижался к жёсткой шинели Биденко и слёзы сами полились из его глаз.
С 366 Душа мальчика , блуждающая в мире сновидений была так далека от тела, что он и не почувствовал, как генерал накрыл его одеялом и поправил подушку.
Выстроить цепочку, какие чувства испытывал Ваня и когда:
Страх -
Восторг , радость –
Счастье -
……… продолжить ….
Отношение окружающих к Ване
Ваня в палатке у разведчиков. (гл.4, 10).
Встреча с разведчиками была самой главной, которая изменила всю его судьбу. Его душа стала постепенно оттаивать. Что говорили о нём разведчики? Проследите по отрывкам, кто и в какой ситуации говорил.
Разведчики о Ване
Егоров о Ване. С детства хлебнул
- И что же хороший паренёк? - спросил капитан Енакиев.
- Замечательный мальчишка! Шустрый такой, смышленый!
- Надо отправить в тыл.
- Жалко… Думали оставить при взводе управления. Уж больно смышлёный паренёк. Прирождённый разведчик. Очень самостоятельный мальчик
Воспитанный в степенной крестьянской семье, Ваня Солнцев прекрасно знал, что он ест крайне не прилично… (стр. 248)
- Почему Ваня не соблюдал приличий в еде?
(Голод был сильнее приличий).
Разведчики наслаждались отдыхом в обществе Вани. Которого они уже успели полюбить, и даже дать ему прозвище «пастушок».
Он чувствовал себя , как в необыкновенном сказочном мире. Всё вокруг было сказочно. (с.252)
Сердце было полно бурной радости от того, что он останется жить у разведчиков…
Жалко. Шустрый мальчик,
- Мальчик понял, что между ним и разведчиками внезапно выросла непреодолимая стена. Но он чувствовал, что они продолжают его любить и жалеть.
Толковый ребёнок – с вялой улыбкой сказал Биденко. Уж очень ему нравился этот синеглазый, заросший русыми волосами, худенький, вежливый и вместе с тем гордый, а временами даже злой парнишка, настоящий «пастушок».
Смелый чертёнок! Ничего не боится. Настоящий солдат.
Вот чертёнок! Всё он замечает! (подумал Биденко почти с восхищением)
Самостоятельный малыш, прирожденный солдат.
Он мне как сын. Он нам всем , как родной сын.
Мы из тебя настоящего солдата сделаем.
С каждым днём мальчик нравился им всё больше и больше. (с.314)
Появление в блиндаже обмундированного Вани в блиндаже разведчиков вызвало общий восторг. Они не успели как следует налюбоваться своим сыном.
У Вани была счастливая способность нравиться людям с первого взгляда. Капитан Енак… с первого взгляда полюбил мальчика.
Заполнить таблицу: Какие взаимоотношения сложились у Ваня с разведчиками. Данные слова распределить по группам:
Заботиться, уважать, жалеть, быть нужным, ( дополните свои)
Ваня |
Разведчики |
Ваня и капитан Енакиев. Почему капитан хотел усыновить мальчика? В чем проявлялась отцовская забота?
Что говорили о Ване артиллеристы? Докажите , что во время боя мальчик ведет себя как настоящий солдат.
Отношение автора к Ване? Какими чертами характера он наделяет своего героя?
Поступки и действия героя:
Восстановите логическую цепочку- последовательность событий. / презентация /
В палатке у разведчиков…………………….
Встреча с военным мальчиком……………..
Разведчики находят мальчика………………
Разговор с сержантом Ковалёвым………….
Допрос………………………………………..
В разведке…………………………………….
Неудачный первый побег Вани от Биденко..
Встреча с Биденко после боя………………..
На поле боя. Гибель капитана Енакиева…….
Побег от Биденко.
Попав к разведчикам, Ваня несказанно счастлив, ему казалось, что он нашел настоящих друзей, семью, тепло и заботу. Но капитан Енакиев смотрел на ситуацию иными глазами – он понимал, что маленькому мальчику на войне – не место. И отдаёт приказ отправить Ваню в тыл.
Объясните, что помогло Ване совершить побег от Биденко.
Поведение на допросе. Можно ли назвать мужественным и почему?
Поведение в бою. Докажите , что Ваню Солнцева можно считать патриотом, человеком беззаветно любящим свою родину:
Патриотизм
Шлемы были русские, пулемёты – русские, плащ-палатки – русские, и лица – тоже русские, родные. (с.235)
Как его солдата Красной Армии (с. 287)
Почувствовав погоны, мальчик вместе с тем почувствовал гордое сознание, что с этой минуты он уже не простой мальчик, а солдат Красной Армии.
Только сознательная и страстная любовь к родине может сделать из храбреца героя. Ковалёв – был истинный герой. Он страстно , но очень спокойно любил свою родину и ненавидел всех её врагов. (с.328)
- да наши разведчики ещё вчера в эту самую Германию ходили…
- Как? Разведчики были в Германии. Какой удал в самое сердце Ковалёв нанёс Ване этими словами.
- Я бы им дал в Германии! (с.330)
У артиллеристов .. Он чувствовал, что теперь и он причастен к тому важному и очень почетному делу, о котором на фронте всегда говорят с большим уважением «Артогонь».
- Дяденька Ковалёв, дайте я тоже раз дам по Германии. (он побледнел
Сердце мальчика неистово колотилось. Одно лишь чувство в этот миг владело его думой: страх, как бы не дать осечку
Ваня Солнцев в финале повести. / показ фрагмента фильма /
И теперь для него начинается другая жизнь, совсем не похожая на прежнюю.
Старшие групп докладывают о выполнении заданий. Организуется защита работ групп. В ходе обсуждения составляется кластер «Ваня Солнцев» графически в виде солнца, каждый луч – это штрих к образу героя.
Ваня Солнцев
4. Закрепление знаний.
Учащимся предлагается написать творческую работу: «Письмо Ване Солнцеву». / высказать свое мнение о герое. Чему научил герой повести. Какой вы увидели войну/
5. Рефлексия.
Предлагается обсудить эпиграф к уроку, его значение:
Дети войны,
Той ушедшей, далёкой,
Сколько же горя выпало вам.
Слёзы и боль, словно раной глубокой,
Детские души рвут пополам.
6. Домашнее задание.
Подготовить и рассказать / по выбору/:
Самый печальный эпизод
Самый смешной эпизод
Самый напряженный момент в развитии событий
Индивид. задания по учебнику №1 или № 5.
Селиванова Галина Геннадьевна