Урок литературы «Образ Вани Солнцева в повести В. Катаева "Сын полка"» (5–6 классы)

4
1
Материал опубликован 20 January 2016 в группе

Класс 5

Предмет : литература.

Дата 23.04.2013

Учитель : Бурченкова Н.И.

Тема

Образ Вани Солнцева в повести В.П. Катаева « Сын полка»

Цель

Раскрытие образа Вани Солнцева на основе анализа текста повести.

Задачи
 

Образовательные: расширить представления учащихся о художественном образе на примере образа главного героя повести – Вани Солнцева;

Развивающие :развитие образного мышления через эмоциональное восприятие текста, через своё отношение к герою; развитие коммуникативных умений и навыков, творческих способностей;

Воспитательные :воспитание патриотических чувств и интереса к истории своей страны

Тип урока

Комбинированный

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, русский язык.

Ресурсы:
 

Текст повести, фрагменты кинофильма, презентация, иллюстрации, дидактические карточки

Технология

ТРКМЧП

Образ Вани Солнцева в повести В.П. Катаева « Сын полка»

Дети войны,

Той ушедшей, далёкой,

Сколько же горя выпало вам.

Слёзы и боль, словно раной глубокой,

Детские души рвут пополам.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний.

Прием «Письмо от героя». Зачитывается письмо от героя повести.

Письмо :

На дорогах войны однажды у меня произошла встреча с одним мальчиком, лет 11-12 на вид. Это было у штаба , в лесу. Сначала мне он показался довольно подозрительным гражданином, уж очень много вопросов задавал. А когда узнал, что я солдат гвардейской кавалерии ( хотя мне в ту пору было всего 14 лет) , очень расстроился, потому что его артиллерийские разведчики не оставили у себя, а отправили в тыл. Как звали его, не успел спросить, но очень хочу узнать , что с ним произошло потом и как сложилась его судьба.

Ефрейтор гвардейской кавалерии Вознесенский.

Предлагается ответить на вопросы:

- Как вы думаете, от кого это письмо и о судьбе, какова мальчика хочет узнать автор письма? / о Ване Солнцеве/

И сегодня мы поговорим о нем.

- Какова тема урока ? / образ Вани Солнцева/

- Какую цель мы поставим перед собой?

/ рассказ о Ване Солнцеве. Раскрытие образа Вани Солнцева на основе анализа текста повести В.П.Катаева «Сын полка»/

Организует обсуждение:

Сначала вспомним , какие используются приёмы и средства для создания художественного образа. Предлагается оформить данную информацию графически в виде кластера.

 

Взаимоотношения с окружающими

Портрет

Речь и внутреннее состояние героя

 

 

Моё отношение

3. Изучение нового материала.

Мотивация учащихся к групповой работе: «Чтобы собрать необходимые сведения о Ване Солнцеве, нам предстоит отправиться в разведку группами с определенными заданиями. При этом у каждого члена группы своё задание.»

1 группа – Портрет.

2 группа – Речь и внутреннее состояние героя.

3 группа – Взаимоотношения с окружающими.

4 группа – Поступки и действия героя.

Старшие групп получают задания.

Портрет.

Описание сонного мальчика в окопчике (гл.1). Зачитать, какие сравнения использует автор и что они передают.

Восстановить Информацию о мальчике от сержанта Егорова.

Дело известное, товарищ капитан, — сказал
Егоров. — Отец ………….. в первые дни войны.
Деревню ………. немцы. Мать ………... Бабка и маленькая сестрёнка …... Остался один. Потом деревню спалили. Пошёл с сумкой собирать куски. Где-то на
дороге попался полевым жандармам. Отправили силком в какой-то ихний страшный детский изолятор.
Там, конечно, заразился паршой, поймал чесотку,
болел сыпным тифом — чуть не помер, но всё же кое-как сдюжил. Потом убежал. Почитай, два года ……….. Да фронт тогда далеко был. Совсем одичал, зарос волосами.

Имя и фамилия. Почему Катаев выбрал для своего героя именно это имя и фамилию?

Почему прозвали «пастушок» (гл.4).

Как пастушок превратился в маленького солдата. С чего началось его преображение?

Важное значение во внешности человека играют глаза. Проследите , как меняются глаза Вани в зависимости от ситуации, что они выражают:

Глаза

С. 248 (во время еды) Изредка его синие, как бы немного полинявшие от истощения глаза с робким извинением поглядывали на кормящих его солдат.

Ваня переводил синие испуганные глаза с одного великана на другого, стараясь понять по выражению лиц, хорошо ли для нас то что делается, или плохо.

Лицо его стало злым, глаза упрямо сверкнули исподлобья.

Встреча у штаба с капитаном Енаки…. В глазах у мальчика мигнули синие искры но он тотчас опустил ресницы

Тут Ваня глотнул воздух и жалобно посмотрел в глаза капитана своими наивными прелестными глазами, виновато мигая ресницами.

Восхищенно сияя глазами , Ваня осмотрел новый блиндаж разведчиков.

В его опущенных глазах, нет – нет да и продергивалось сквозь ресницы синяя озорная искорка.

Глаза его метнули синие искры

Бой (с.256) он стоял на вытяжку перед Енакиевым глядя на него широко раскрытыми глазами, в которых светилось счастье, от того что командир батареи наконец его заметил.

Речь героя. Внутреннее состояние

Как характеризуют Ваню слова: - «Премного благодарен», - «Не правда ваша», обращение: Дяденька..

Инценируйте или прочитайте по ролям диалог Вани и капитана Енакиева.

Ваня спустился в командирский блиндаж. Почему капитан Енакиев , увидев Ваню в солдатской форме, был с ним резок и приказал :»Явись сызнова». (гл 18).

Проанализируйте диалог Вани Солнцева и капитана Енакиева перед боем на высоте, где находилась их батарея. Почему капитан Енакиев отправляет Ваню на командный пункт дивизиона? (конец гл.24)

Внутреннее состояние Вани меняется. Катаев большое место отводит описанию , что происходит в душе мальчика. В начале повести и в конце мы видим Ваню спящего.а что происходит с его душой? Проследите по отрывкам из повести , какие перемены происходили в его душе. Какой смысл вкладывал капитан Енакиев В слова; «Живая душа»?

Душа

(с.234) Душа его блуждающая по мукам сновидений, была так далека от тела, что некоторое время он не чувствовал ничего…

Не положено оставить мальчика у разведчиков, как мы можем взять на себя ответственность. Ведь это маленький человек , живая душа. Вдруг с ним что ни будь случиться на войне и подстрелить могут

Восторг, радость, когда ел у разведчиков.

Маленький растерянный, разведчики понимали , что твориться в душе мальчика. Всё было так хорошо, так прекрасно и вдруг всё сделалось так плохо.

Сердце его говорило, что он крепко полюбился разведчикам.

У него душа настоящая, воинская. Ему в армии самое место (Горбунов) – подходящий паренек, одно слово – пастушонок, солнышко.

И вдруг страх исчез. Всю его душу охватила и потрясла ярость. Как, его, солдата Красной Армии.

С сильно бьющимся сердцем Ваня ждал, когда же покажутся свои.

Невероятное счастье испытал Ваня, когда увидел Горбунова.

Чувствовал необыкновенно сильное волнение человека, вступающего в новую прекрасную жизнь.

-Ты ведь, хотя и небольшой, но всё же вполне человек. Живая душа… (Енакиев) сказал, пытаясь проникнуть своим взглядом в глубь его души.

Ваня почувствовал, что решается его судьба. Он почувствовал отцовскую любовь всей своей одинокой опустошённой душой. А как ей было необходима такая любовь, как душа её бессознательно жаждала.

И Ваня стал гордиться первым орудием так сильно, как ранее гордился командой разведчиков. И это говорило – у него душа настоящего солдата.

На всю жизнь он запомнил день, когда в первый раз подошёл к орудию.

Ваня почувствовал, жгучую обиду. Всё таки в душе он был еще разведчиком. Самолюбие его сильно страдало.

Что творилось в его душе!

И тут капитан Енакиев в один миг понял, что происходило в душе этого маленького человека, его солдата его сына. Спорить не имеет смысла, бесполезно.

Необъяснимая тревога мало-помалу охватила его душу. Когда он стал приближаться к знакомому месту.

С.360 И вдруг в душе его что-то повернулось и открылось. Он прижался к жёсткой шинели Биденко и слёзы сами полились из его глаз.

С 366 Душа мальчика , блуждающая в мире сновидений была так далека от тела, что он и не почувствовал, как генерал накрыл его одеялом и поправил подушку.

Выстроить цепочку, какие чувства испытывал Ваня и когда:

Страх -

Восторг , радость –

Счастье -

……… продолжить ….

Отношение окружающих к Ване

Ваня в палатке у разведчиков. (гл.4, 10).

Встреча с разведчиками была самой главной, которая изменила всю его судьбу. Его душа стала постепенно оттаивать. Что говорили о нём разведчики? Проследите по отрывкам, кто и в какой ситуации говорил.

Разведчики о Ване

Егоров о Ване. С детства хлебнул

- И что же хороший паренёк? - спросил капитан Енакиев.

- Замечательный мальчишка! Шустрый такой, смышленый!

- Надо отправить в тыл.

- Жалко… Думали оставить при взводе управления. Уж больно смышлёный паренёк. Прирождённый разведчик. Очень самостоятельный мальчик

Воспитанный в степенной крестьянской семье, Ваня Солнцев прекрасно знал, что он ест крайне не прилично… (стр. 248)

- Почему Ваня не соблюдал приличий в еде?

(Голод был сильнее приличий).

Разведчики наслаждались отдыхом в обществе Вани. Которого они уже успели полюбить, и даже дать ему прозвище «пастушок».

Он чувствовал себя , как в необыкновенном сказочном мире. Всё вокруг было сказочно. (с.252)

Сердце было полно бурной радости от того, что он останется жить у разведчиков…

Жалко. Шустрый мальчик,

- Мальчик понял, что между ним и разведчиками внезапно выросла непреодолимая стена. Но он чувствовал, что они продолжают его любить и жалеть.

Толковый ребёнок – с вялой улыбкой сказал Биденко. Уж очень ему нравился этот синеглазый, заросший русыми волосами, худенький, вежливый и вместе с тем гордый, а временами даже злой парнишка, настоящий «пастушок».

Смелый чертёнок! Ничего не боится. Настоящий солдат.

Вот чертёнок! Всё он замечает! (подумал Биденко почти с восхищением)

Самостоятельный малыш, прирожденный солдат.

Он мне как сын. Он нам всем , как родной сын.

Мы из тебя настоящего солдата сделаем.

С каждым днём мальчик нравился им всё больше и больше. (с.314)

Появление в блиндаже обмундированного Вани в блиндаже разведчиков вызвало общий восторг. Они не успели как следует налюбоваться своим сыном.

У Вани была счастливая способность нравиться людям с первого взгляда. Капитан Енак… с первого взгляда полюбил мальчика.

Заполнить таблицу: Какие взаимоотношения сложились у Ваня с разведчиками. Данные слова распределить по группам:

Заботиться, уважать, жалеть, быть нужным, ( дополните свои)

Ваня

Разведчики

   

Ваня и капитан Енакиев. Почему капитан хотел усыновить мальчика? В чем проявлялась отцовская забота?

Что говорили о Ване артиллеристы? Докажите , что во время боя мальчик ведет себя как настоящий солдат.

Отношение автора к Ване? Какими чертами характера он наделяет своего героя?

Поступки и действия героя:

Восстановите логическую цепочку- последовательность событий. / презентация /

В палатке у разведчиков…………………….

Встреча с военным мальчиком……………..

Разведчики находят мальчика………………

Разговор с сержантом Ковалёвым………….

Допрос………………………………………..

В разведке…………………………………….

Неудачный первый побег Вани от Биденко..

Встреча с Биденко после боя………………..

На поле боя. Гибель капитана Енакиева…….

Побег от Биденко.

Попав к разведчикам, Ваня несказанно счастлив, ему казалось, что он нашел настоящих друзей, семью, тепло и заботу. Но капитан Енакиев смотрел на ситуацию иными глазами – он понимал, что маленькому мальчику на войне – не место. И отдаёт приказ отправить Ваню в тыл.

Объясните, что помогло Ване совершить побег от Биденко.

Поведение на допросе. Можно ли назвать мужественным и почему?

Поведение в бою. Докажите , что Ваню Солнцева можно считать патриотом, человеком беззаветно любящим свою родину:

Патриотизм

Шлемы были русские, пулемёты – русские, плащ-палатки – русские, и лица – тоже русские, родные. (с.235)

Как его солдата Красной Армии (с. 287)

Почувствовав погоны, мальчик вместе с тем почувствовал гордое сознание, что с этой минуты он уже не простой мальчик, а солдат Красной Армии.

Только сознательная и страстная любовь к родине может сделать из храбреца героя. Ковалёв – был истинный герой. Он страстно , но очень спокойно любил свою родину и ненавидел всех её врагов. (с.328)

- да наши разведчики ещё вчера в эту самую Германию ходили…

- Как? Разведчики были в Германии. Какой удал в самое сердце Ковалёв нанёс Ване этими словами.

- Я бы им дал в Германии! (с.330)

У артиллеристов .. Он чувствовал, что теперь и он причастен к тому важному и очень почетному делу, о котором на фронте всегда говорят с большим уважением «Артогонь».

- Дяденька Ковалёв, дайте я тоже раз дам по Германии. (он побледнел

Сердце мальчика неистово колотилось. Одно лишь чувство в этот миг владело его думой: страх, как бы не дать осечку

Ваня Солнцев в финале повести. / показ фрагмента фильма /

И теперь для него начинается другая жизнь, совсем не похожая на прежнюю.

Старшие групп докладывают о выполнении заданий. Организуется защита работ групп. В ходе обсуждения составляется кластер «Ваня Солнцев» графически в виде солнца, каждый луч – это штрих к образу героя.

 

Ваня Солнцев

4. Закрепление знаний.

Учащимся предлагается написать творческую работу: «Письмо Ване Солнцеву». / высказать свое мнение о герое. Чему научил герой повести. Какой вы увидели войну/

5. Рефлексия.

Предлагается обсудить эпиграф к уроку, его значение:

Дети войны,

Той ушедшей, далёкой,

Сколько же горя выпало вам.

Слёзы и боль, словно раной глубокой,

Детские души рвут пополам.

6. Домашнее задание.

Подготовить и рассказать / по выбору/:

Самый печальный эпизод

Самый смешной эпизод

Самый напряженный момент в развитии событий

Индивид. задания по учебнику №1 или № 5.

Комментарии

Спасибо за конспект урока, Надежда Ивановна! Обстоятельно, поэтапно, учащиеся откроют для себя новое: трудность жизни детей в годы войны, их патриотизм.

9 August 2018