Технологическая карта урока по письму и развитию речи в 5 классе «2 склонение имен существительных в единственном числе»
Технологическая карта урока по письму и развитию речи в 5 «А» классе
Учитель Сидорова Ирина Борисовна
Тема урока «2 склонение имен существительных в единственном числе»
Цель урока: | Знакомство с признаками имён существительных 2-го склонения. |
Задачи урока: | |
Образовательная | Научить определять склонение имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме |
Развивающая | Развивать коммуникативно-речевые умения, чувство сотрудничества и сплоченности, культуру общения и поведения. Содействовать развитию умений применять полученные знания в повседневной жизни |
Воспитательная | Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения; формировать чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Форма урока | Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Опорные понятия, термины | Имя существительное, род и склонение имен существительных |
Дидактические средства | Учебник, плакат «Склонение имен существительных», алгоритм-памятка «Как определить склонение имен существительных», карточки с заданиями, компьютерная презентация |
Формы контроля | Фронтальный опрос, самостоятельная работа, индивидуальная работа |
Домашнее задание | Придумать и записать 5 имен существительных 2-го склонения на тему «Здоровье» |
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | БУД (формируемые на этом этапе) | Коррекционная направленность урока |
1 | Психологический настрой | Приветствует учащихся. Прозвенел звонок для нас! Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сядем и вздохнем, Наш урок скорей начнем. – Проверим готовность к уроку Открываем тетради, записываем число, классная работа | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Личностные: интерес к учебному материалу. | Создание положительного настроя на урок |
2 | Актуализация опорных знаний | Орфографическая пятиминутка. Словарное слово «здоровье». Фонетический разбор слова. На доске записаны слова: Зарядка, спорт, больница, витамин, температура, физкультура, закаливание, аптека, велосипед, режим. Фронтальный опрос: - Какой темой объединены все эти слова? (здоровье) Докажите. - К какой части речи относятся эти слова? Докажите. (Обозначают предмет, отвечают на вопрос «что?») - На какие 2 группы можно разделить эти слова? - Если среди слов имена существительные 1 склонения? По каким признакам вы это определили? Назовите грамматические признаки второй группы слов. (Это имена существительные среднего и мужского рода в единственном числе.) Назовите их окончания. К какому склонению относятся эти существительные? Как вы думаете? Сформулируйте тему нашего урока.) Назовите цели урока? Чему должны научиться? | Выполняют письменно задание. Рассуждают, отвечают на вопросы Приводят примеры имен существительных 1 склонения Отвечают на вопросы учителя, подтверждая свои ответы примерами Формулируют тему и цели урока | Предметные: - проведение анализа слова. Познавательные: - умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные - участие в коллективном обсуждении проблем; - умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Коррекция внимания, устной речи, пополнение словарного запаса Коррекция и развитие зрительных восприятий; |
| | - У вас на столе лежат карточки с текстом. Прочитайте его. Определите его тему и основную мысль. Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. Сберечь его поможет спорт! Физические упражнения развивают организм, укрепляют мускулатуру, сердце и другие органы. Болезни служат причиной отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения. - Как вы думаете, что такое здоровье? Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. - Какого человека можно назвать здоровым. Здоровый человек -это человек не только со здоровым телом, но и человек, у которого замечательное настроение и хорошие отношения с окружающими людьми. – Как вы чувствуете себя, когда вы здоровы? (Хорошее настроение; хочется много играть, бегать; хочется читать, писать, что-нибудь рассказывать.) - Что нужно делать каждое утро, чтобы не болеть. (Зарядку) | Читают текст о здоровье. Определяют главную мысль текста. Отвечают на вопросы, приводят примеры из личной жизни, жизни своих родственников, друзей | Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: - участие в беседе на заданную тему; Личностные: - высказывание своей точки зрения, умение работать самостоятельно. Предметные: - Формулируют правило на основе изученного материала | Коррекция и развитие зрительных восприятий; Развитие слухового восприятия; Коррекция и развитие связной устной речи, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогической и монологической речи; |
3 | Физкультминутка | Упражнение «На зарядку становись» Мы зарядку начинаем И на месте все шагаем. Руки вверх подняли выше, Опустили, четко дышим. Руки на бок, ноги врозь. Так давно уж повелось, Физкультура каждый день Прогоняет сон и лень. Потянулись, подышали. Выдох, вдох, выдох, вдох… Занимались, кто как мог! Учитель: Здоровье в порядке? Ученики: Спасибо зарядке! | Выполняют упражнение | | Предупреждение утомляемости и повышение работоспособности |
4 | Открытие новых знаний | Найдите в тексте имена существительные. Назовите имена существительные 2-го склонения. Докажите. Запишите их, определите род, выделите окончание. Действуйте по алгоритму – памятке на экране «Как определить склонение имени существительного» Индивидуально у доски задание выполняется с одним слабым учеником, остальные работают самостоятельно в тетрадях. После выполненного задания учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку. (Работа в паре). | Выполняют письменно задание. Рассуждают, отвечают на вопросы Приводят примеры имен существительных 2 склонения Отвечают на вопросы учителя, подтверждая свои ответы примерами | Познавательные: Умение читать и слушать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить её в материале; Регулятивные: - умение осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач | Развитие навыков применения полученных знаний. Развитие навыков работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму |
5 | Закрепление изученного | - Какую новую группу слов мы сегодня изучили? (Имена существительные 2 склонения). - Какие существительные относятся ко 2 склонению? Каждый отвечает правило. Предлагает творческое задание. Класс делится на 2 группы по рядам. У каждой команды конверт с заданием. - Составьте вместе из слов в конверте 2 пословицы и определите имена существительные 2-го склонения. Здоровье есть богатство. Ум да здоровье всего дороже. Здоровый человек – богатый человек. Болезнь человека не красит. Сверяют ответы с правильным на экране. Индивидуальная работа со слабыми учениками | Отвечают на вопросы учителя, подтверждая свои ответы примерами Работают в команде | Познавательные: Умение работать по образцу, оказывать помощь, оценивать свою работу. Предметные: Умение применять знания на новом языковом материале; Коммуникативные Умение работать в группе, взаимодействовать со сверстниками; | Развитие доброжелательности, взаимопомощи, умения сотрудничать. Развитие навыков работать по словесной и письменной инструкции |
6 | Подведение итогов урока. Рефлексия. | Наш урок подошел к концу. - Над какой темой работали на уроке? Какие существительные относятся ко 2 склонению? Как определить склонение имен существительных? Какую цель мы ставили перед собой? В начале урока Достигли поставленной цели? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? - Что вам понравилось? – Где возникли затруднения? С каким настроением вы уходите с урока? А теперь оцените свою работу. Домашнее задание будет творческим – придумайте и запишите 5 имен сущ. 2 скл. на тему «Здоровье» Спасибо за работу! Урок окончен. | Отвечают на вопросы. Оценивают свои достижения на уроке | Познавательные: - умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Личностные Формирование способности к самооценке. | Развитие адекватного оценивания своих достижений. |