12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шувалова Альвина Сергеевна248
учитель русского языка и литературы
Россия, Брянская обл., Жуковский муниципальный округ, село Дятьковичи
Технологическая карта урока.

Тема: Склонения имён существительных

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока:

Предметные: совершенствовать умение определять падеж, род и склонение имен существительных.

Метапредметные:

Развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);

Умение грамотно и связно излагать свои мысли;

Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова), владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным).

Личностные:

Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;

Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточка с текстом.

Планируемые результаты: учащиеся научаться определять склонение имен существительных; применять правило о правописании Ь у существительных 3-го склонения.

План урока:

Организационный момент – 2 мин.

Основная часть

Актуализация знаний – 3 мин.

Постановка проблемы урока. Формулировать тему урока, планирование деятельности – 5 мин.

Построение проекта – 10 мин.

Физкультминутка – 3 мин.

Первичное закрепление изученного с проговариванием во внешней речи – 12 мин.

Самостоятельная работа с самопроверкой – 7 мин.

Заключительная часть

Рефлексия. Самооценка – 3 мин.

Ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату.

Психологический настрой учащихся на урок.

Работа с сигнальными карточками.

Личностные УУД:

Внимание.

Уважение к окружающим.

Эмоциональный настрой на урок.

Актуализация знаний

(на основе изученной темы)

- Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на предыдущих уроках, в форме фронтального опроса.

1. Имя существительное – это …

2. Имена сущ. бывают …

3. Постоянные признаки имён существительных?

4. Непостоянные признаки?

Отвечают на вопросы

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической речью.

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Личностные УУД:

1.Самоконтроль

Познавательные УУД:

1.Проверка изученного

Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности.

- Ребята, мы с вами продолжаем работу по изучению имени существительного.

- А теперь посмотрите на доску.

Какой частью речи являются данные слова? На какие 3 группы можно их распределить?

Дочь, ягода, земля, стакан, календарь, горе, папа, змея, облако, дичь.

Поверка

- Может быть, вы уже догадались о теме нашего сегодняшнего урока?

Да, вы правы, запишите тему урока

Определение цели урока

- А каковы будут цели нашего урока?

- Имена существительные.

Распределяют слова по группам.

Записывают дату и тему урока «Три склонения имён существительных».

Цели:

1)Вспомнить, как определяются склонения существительных.

2) научиться определять склонение существительных.

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. Формулировать тему урока, проблему;

3. Самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные УУД:

1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

Коммуникативные УУД:

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

Построение проекта выхода из затруднения и реализация.

Работа в группах

- Ребята, вы смогли правильно распределить имена существительные, но не объяснили: по каким признакам вы это сделали. Я предлагаю в сказочной форме объяснить, как существительные на 3 склонения поделились.

- Какие сказочные зачины вам известны?

- Прочитайте, что у вас получилось.

Проверьте себя, верно ли вы распределили.

Работа с учебником.

- Откройте, пожалуйста, страницу 62 учебника и прочитайте правило. Напоминаю: «!» - знал, «+» - новое, «?» - вызывает вопрос, «-» - думал иначе.

Проверка:

- Что вы знали?

- Что для вас новое?

- «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» и т.д.

Придумывают лингвистическую сказку в группах.

Чтение сказок.

Работа с сигнальными карточками.

Читают правило на стр.62 и отвечают на вопросы.

Познавательные УУД:

1.Выделять главное, извлекать информацию;

2.Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле;

2. Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность;

3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме;

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы.

Физкультминутка.

- Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть и заодно проверить, как вы усвоили материал.

Лингвистическая разминка.

- Я называю существительное, если

1 скл. – поднимаем руки вверх.

2 скл. – в сторону.

3 скл.- отпускаем.

1 скл. - река, дедушка, деревня.

2 скл. – дом, облако, море.

3 скл. – ночь, степь, мышь.

Выполняют гимнастику.

Познавательные УУД:

1.Проверка знаний и умений.

Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

Первичное закрепление изученного с проговариванием во внешней речи, с самопроверкой по эталону.

Работа в парах. Взаимопроверка.

Задание: Выпишите существительные, распределяя их в 3 столбика по типам склонений.

- Но чтобы выполнить данное задание, мы должны с вами составить алгоритм.

Составление алгоритма

Семеро козлят, писать мелом на доске, угостить конфетой, любоваться новой книгой, построить шалаш(?), покормить мыш(?), много туч(?).

Проверка, проговаривание слов согласно алгоритму.

Работа с сигнальными карточками.

- Оцените работу своего товарища на листах самооценки по пятибалльной системе.

Наблюдение и сравнение

- Изучение склонений имен существительных играют важную роль. В задании вы увидели орфограммы. От чего зависит правописание Ь у имен существительных?

Сформулируйте правило и приведите примеры из выполненного задания.

Выполняют задание в парах.

Составление алгоритма:

Поставить в начальную форму (И.п., ед.ч.).

Определить род.

Выделить окончание.

По роду и окончанию определить склонение.

Работа с сигнальными карточками.

Оценивают работу товарища.

«Ь после шипящих на конце слова»

Пишется Ь:

У сущ. 3 склонения.

Не пишется Ь:

У сущ. 1 и 2 склонения

У сущ. в Р.п. мн.ч.

Познавательные УУД:

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

1.Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2.Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа.

- На партах лежат карточки с заданием.

1 (базовый уровень)

Определите склонение, раскройте скобки и выделите окончание.

Товарищ(?), крыша, карандаш(?), доч(?), ведро, окно, трава, ноч(?), яблоня, малыш(?), камень, счастье, радость, много задач(?), возле училищ(?)

2 (повышенный уровень)

Определите склонение, падеж, выделите окончание у имён существительных. Вставьте пропущенные буквы.

Лунные ноч(?) коротки. Скоро первые лучи со...нца заглянули в палатку и разбудили меня. Мой товарищ(?) забрался под плащ(?) и крепко спал. Я взял мяч(?) и вышел из дома. Поглядел на шалаш(?), где спал сторож(?). Я пош…л на реч(?)ку. На берегу от ветра шуршал камыш(?).

Проверка.

- Молодцы, а теперь оцените свою работу в «Оценочных листах» по пятибалльной шкале.

Каждый самостоятельно работает.

Самооценка.

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

2. Проверка знаний и умений.

Коммуникативные УУД:

1.Осуществлять контроль.

Итог урока. Рефлексия

- Итак, подведем итог нашей работы.

- Какую цель ставили на урок?

- Добилисьмы поставленной цели?

На доске или слайде:

Сегодня на уроке я научился…

Какие трудности встретились?

Своей работой на уроке я …

- Оцените свою работу на уроке. Прокомментируйте.

Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученика на основе их самооценки.

- Сдайте, пожалуйста, оценочные листы.

- Повторить склонения имен существительных.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу в «Оценочных листах» и сдают на проверку учителю.

Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3. Строить связанное монологическое высказывание

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

Домашнее задание

- Домашнее задание дается на выбор двух уровней – базовый и повышенный.

Тексты распечатаны.

1 (базовый уровень)

Выписать имена существительные из текста, определить склонение и выделить окончание.

В жаркий полдень мальчики шли по дороге. Вдруг увидели над полем дым. Это горела спелая рожь. Коля и Сережка кинулись тушить пожар. Павел помчался в село. Вскоре подоспела помощь. Все стали заваливать рожь землей.

2 (повышенный уровень)

Спишите, определите склонение и падеж, выделите окончание.

Образец:

е

 

Идти по алле (аллея – 1 скл., Д.п.)

Вдоль дорог…, запах полын…, быть на лекци…, по тропинк… к станци…, из поездк… по Америк…, книга по истори…, спустился на парашют…, в огромном здани… .

Записывают домашнее задание.

 
Опубликовано


Комментарии (5)

Демидович Лариса Николаевна, 12.02.17 в 13:21 0Ответить Пожаловаться
Хорошо продумманый урок.
Зинашов Кайрат, 21.02.17 в 16:06 0Ответить Пожаловаться
Хороший урок!
Шувалова Альвина Сергеевна, 21.02.17 в 19:48 0Ответить Пожаловаться
Огромное спасибо всем, кто меня поддерживает в этом конкурсе!
Дунаева Наталья Сергеевна, 15.03.17 в 19:32 0Ответить Пожаловаться
Очень хорошая работа, спасибо.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.