Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме «Склонение имен существительных»
Тема: Склонения имён существительных
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока:
Предметные: совершенствовать умение определять падеж, род и склонение имен существительных.
Метапредметные:
Развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);
Умение грамотно и связно излагать свои мысли;
Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова), владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным).
Личностные:
Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточка с текстом.
Планируемые результаты: учащиеся научаться определять склонение имен существительных; применять правило о правописании Ь у существительных 3-го склонения.
План урока:
Организационный момент – 2 мин.
Основная часть
Актуализация знаний – 3 мин.
Постановка проблемы урока. Формулировать тему урока, планирование деятельности – 5 мин.
Построение проекта – 10 мин.
Физкультминутка – 3 мин.
Первичное закрепление изученного с проговариванием во внешней речи – 12 мин.
Самостоятельная работа с самопроверкой – 7 мин.
Заключительная часть
Рефлексия. Самооценка – 3 мин.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
Организационный момент |
Проверка готовности к уроку. - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату. |
Психологический настрой учащихся на урок. Работа с сигнальными карточками. |
Личностные УУД: Внимание. Уважение к окружающим. Эмоциональный настрой на урок. |
Актуализация знаний (на основе изученной темы) |
- Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на предыдущих уроках, в форме фронтального опроса. 1. Имя существительное – это … 2. Имена сущ. бывают … 3. Постоянные признаки имён существительных? 4. Непостоянные признаки? |
Отвечают на вопросы |
Коммуникативные УУД: 1.Владеть монологической и диалогической речью. 2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач. Личностные УУД: 1.Самоконтроль Познавательные УУД: 1.Проверка изученного |
Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности. |
- Ребята, мы с вами продолжаем работу по изучению имени существительного. - А теперь посмотрите на доску. Какой частью речи являются данные слова? На какие 3 группы можно их распределить? Дочь, ягода, земля, стакан, календарь, горе, папа, змея, облако, дичь. Поверка - Может быть, вы уже догадались о теме нашего сегодняшнего урока? Да, вы правы, запишите тему урока Определение цели урока - А каковы будут цели нашего урока? |
- Имена существительные. Распределяют слова по группам. Записывают дату и тему урока «Три склонения имён существительных». Цели: 1)Вспомнить, как определяются склонения существительных. 2) научиться определять склонение существительных. |
Регулятивные УУД: 1.Высказывать предположения на основе наблюдений; 2. Формулировать тему урока, проблему; 3. Самостоятельно планировать деятельность. Познавательные УУД: 1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать. Коммуникативные УУД: 1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. |
Построение проекта выхода из затруднения и реализация. |
Работа в группах - Ребята, вы смогли правильно распределить имена существительные, но не объяснили: по каким признакам вы это сделали. Я предлагаю в сказочной форме объяснить, как существительные на 3 склонения поделились. - Какие сказочные зачины вам известны? - Прочитайте, что у вас получилось. Проверьте себя, верно ли вы распределили. Работа с учебником. - Откройте, пожалуйста, страницу 62 учебника и прочитайте правило. Напоминаю: «!» - знал, «+» - новое, «?» - вызывает вопрос, «-» - думал иначе. Проверка: - Что вы знали? - Что для вас новое? |
- «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» и т.д. Придумывают лингвистическую сказку в группах. Чтение сказок. Работа с сигнальными карточками. Читают правило на стр.62 и отвечают на вопросы. |
Познавательные УУД: 1.Выделять главное, извлекать информацию; 2.Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности; 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: 1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле; 2. Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность; 3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме; 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: 1.Искать пути решения проблемы. |
Физкультминутка. |
- Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть и заодно проверить, как вы усвоили материал. Лингвистическая разминка. - Я называю существительное, если 1 скл. – поднимаем руки вверх. 2 скл. – в сторону. 3 скл.- отпускаем. 1 скл. - река, дедушка, деревня. 2 скл. – дом, облако, море. 3 скл. – ночь, степь, мышь. |
Выполняют гимнастику. |
Познавательные УУД: 1.Проверка знаний и умений. Личностные УУД: 1.Снять напряжение и утомление на уроке. |
Первичное закрепление изученного с проговариванием во внешней речи, с самопроверкой по эталону. |
Работа в парах. Взаимопроверка. Задание: Выпишите существительные, распределяя их в 3 столбика по типам склонений. - Но чтобы выполнить данное задание, мы должны с вами составить алгоритм. Составление алгоритма Семеро козлят, писать мелом на доске, угостить конфетой, любоваться новой книгой, построить шалаш(?), покормить мыш(?), много туч(?). Проверка, проговаривание слов согласно алгоритму. Работа с сигнальными карточками. - Оцените работу своего товарища на листах самооценки по пятибалльной системе. Наблюдение и сравнение - Изучение склонений имен существительных играют важную роль. В задании вы увидели орфограммы. От чего зависит правописание Ь у имен существительных? Сформулируйте правило и приведите примеры из выполненного задания. |
Выполняют задание в парах. Составление алгоритма: Поставить в начальную форму (И.п., ед.ч.). Определить род. Выделить окончание. По роду и окончанию определить склонение. Работа с сигнальными карточками. Оценивают работу товарища. «Ь после шипящих на конце слова» Пишется Ь: У сущ. 3 склонения. Не пишется Ь: У сущ. 1 и 2 склонения У сущ. в Р.п. мн.ч. |
Познавательные УУД: 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную; 2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: 1.Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; 2.Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль. |
Самостоятельная работа. |
Самостоятельная работа. - На партах лежат карточки с заданием. 1 (базовый уровень) Определите склонение, раскройте скобки и выделите окончание. Товарищ(?), крыша, карандаш(?), доч(?), ведро, окно, трава, ноч(?), яблоня, малыш(?), камень, счастье, радость, много задач(?), возле училищ(?) 2 (повышенный уровень) Определите склонение, падеж, выделите окончание у имён существительных. Вставьте пропущенные буквы. Лунные ноч(?) коротки. Скоро первые лучи со...нца заглянули в палатку и разбудили меня. Мой товарищ(?) забрался под плащ(?) и крепко спал. Я взял мяч(?) и вышел из дома. Поглядел на шалаш(?), где спал сторож(?). Я пош…л на реч(?)ку. На берегу от ветра шуршал камыш(?). Проверка. - Молодцы, а теперь оцените свою работу в «Оценочных листах» по пятибалльной шкале. |
Каждый самостоятельно работает. Самооценка. |
Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; 2. Проверка знаний и умений. Коммуникативные УУД: 1.Осуществлять контроль. |
Итог урока. Рефлексия |
- Итак, подведем итог нашей работы. - Какую цель ставили на урок? - Добилисьмы поставленной цели? На доске или слайде: Сегодня на уроке я научился… Какие трудности встретились? Своей работой на уроке я … - Оцените свою работу на уроке. Прокомментируйте. Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученика на основе их самооценки. - Сдайте, пожалуйста, оценочные листы. |
- Повторить склонения имен существительных. Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу в «Оценочных листах» и сдают на проверку учителю. |
Регулятивные УУД: 1.Соотносить цели и результаты своей деятельности; 2. Определяют степень успешности работы согласно критериям. Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; 2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 3. Строить связанное монологическое высказывание Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; |
Домашнее задание |
- Домашнее задание дается на выбор двух уровней – базовый и повышенный. Тексты распечатаны. 1 (базовый уровень) Выписать имена существительные из текста, определить склонение и выделить окончание. В жаркий полдень мальчики шли по дороге. Вдруг увидели над полем дым. Это горела спелая рожь. Коля и Сережка кинулись тушить пожар. Павел помчался в село. Вскоре подоспела помощь. Все стали заваливать рожь землей. 2 (повышенный уровень) Спишите, определите склонение и падеж, выделите окончание. Образец: е
Идти по алле (аллея – 1 скл., Д.п.) Вдоль дорог…, запах полын…, быть на лекци…, по тропинк… к станци…, из поездк… по Америк…, книга по истори…, спустился на парашют…, в огромном здани… . |
Записывают домашнее задание. |
Демидович Лариса Николаевна
Шувалова Альвина Сергеевна
Кайрат Зинашов
Шувалова Альвина Сергеевна
Дунаева Наталья Сергеевна