Открытый урок по письму и развитию речи в 5 классе по теме «Падеж и склонение имён существительных»
Открытый урок по письму и развитию речи в 5 классе по теме «Падеж и склонение имён существительных» (обобщение знаний) (слайд 1)
автор В.Н. Рыбина
учитель письма и чтения
МКОУ «Вачская
коррекционная школа-интернат»
Цель: закрепление знаний учащихся о типах склонений и падежах
- Добрый день, уважаемые учителя и учащиеся!
Организация учащихся.
Проверка готовности к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид)
Внимание! Проверь дружок, готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё в порядке: книга, ручка и тетрадки?
Все ли внимательно сидят?
Все ли внимательно глядят?
Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.
Настрой на работу, организация внимания
(слайд 2)
- Я предлагаю вам ответить на вопрос, используя имеющийся ваш жизненный опыт. «Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретится оно, а в огороде втрое» ( необычно построенный вопрос -эвристическая беседа) (ответ: буква «о»)
2. Сообщение темы и цели урока
Выборочное списывание с заданием
-Сегодня на уроке мы с вами закрепим знания о падежах и склонениях имен существительных. Будьте внимательны. Я считаю, что вы все справитесь с заданием, потому что такие задания вы умеете делать и это получается у вас хорошо.
Ваня и Саша - списывание с печатного текста (Кот Васька и мыши)
(читаю стихотворение)
Вп +
Банты Алла потеряла,
Пп +
И о бантах плачет Алла,
+ Рп
«Нету бантов!» Не беда,
Бабочки летят сюда!
Ип +
Банты эти прилетели,
На косички Алле сели.
Тп +
Бантами довольна Алла.
О таких она мечтала.
Дп +
Алла новым бантам рада,
Ей других совсем не надо!
/
-Вместе посчитаем сколько раз в тексте повторяется слово банты
/
-Выпишите существительное банты вместе с главным словом от которого будите задавать вопрос. Не забудьте поставить крестик над главным словом, писать вопрос в скобочках и определить падеж имён существительных.
Например:
+ / В.п + / Пп
Потеряла (кого? что?) банты, плачет (о чём?) о бантах
- В помощь вам дана таблица (слайд 3)
Работа с учебником упр. 249 (коллективный разбор), Ваня и Саша инд.работа по картам
-Выбери из стихотворения все существительные
- Распредели существительные по склонениям в 3 столбика
1 скл 2 скл 3 скл
(объясняем: столик он мой м.р, окончание нулевое, значит 2 склонение)
- Выдели окончания
Я могу нарисовать
Столик, кресло и кровать,
Где сестрёнка будет спать,
Или небо, самолёт.
Стюардесса и пилот
Обеспечат в нём полёт.
А ещё я нарисую
Нашу площадь городскую.
Скоро там начнёт парад
Дядя Лёша - мамин брат.
В общем, надо вам сказать,
Что я здорово рисую.
Но себя изображать
Я не стану ни в какую!
- Выполнить задание нам поможет таблица (слайд 4)
4. на 25 мин. физкультминутка
Мы в стою шагаем браво,
Мы науки познаём.
И налево и направо,
И, конечно же кругом.
Это - левая рука,
Это - правая рука.
Ох, наука нелегка!
Это левая нога,
Это правая нога,
Ох, наука нелегка! (на закрепление пространственных понятий)
или
А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело.
5. Работа в раб. тетраде (сущ) ст 29 упр 69
В небе тучи растревожит,
Дождь пригонит проливной,
Лодке парусной поможет,
Засвистит в трубе печной. (ветер) (слайд 5)
Только дождик удалился,
В небе мостик появился,
Ярко выгнулся дугой,
Будто пояс расписной. (радуга) (слайд 6)
Ног нет, а идёт,
Глаз нет, а плачет. (дождь) (слайд 7)
Проснулся, сер -
Звёзды съел. (рассвет) (слайд 8)
6. Итоги урока
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
Почему беднягу бьют?
Потому что он надут. (мяч) (слайд 9)
Какая орфограмма есть в этом слове? (мяч)
Какого склонения это существительное?
Просклоняйте это существительное.
Составьте предложение со словом «мяч».
Подчеркни главные члены (подлежащее и сказуемое).
Помогите мне, пожалуйста, оценить вашу работу на уроке.