Технологическая карта урока по литературе на тему «Зарождение человеческой жадности» (10–11 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 11 классе
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Хаптагайская СОШ имени Кеши Алексеева» Кривошапкина М.Н.
Дата: 15.02.2018 г.
Класс: 11
Тема урока: Зарождение человеческой жадности.(Литературная аргументация)
Тип урока: урок-исследование
Цель урока:
1)закрепить навыки работы над пониманием художественного текста, авторской позиции по поднятой им проблеме при подготовке к сочинению по заданию 26 ЕГЭ по русскому языку (часть С);
2)отработать умения составлять собственный текст – сочинение-рассуждение по первым критериям К1, К2, К3, К4;
3)научить составлять план сочинения соответственно критериям.
Задачи:
Воспитательные: мотивировать учащихся к речевому совершенствованию, желание участвовать в творческом, исследовательском, созидательном процессе.
Образовательные: научить проводить сравнительный анализ текстов, описания персонажей художественных произведений, формулировать основную проблему текста и комментировать ее; определять позицию автора и отражать ее в сочинении; излагать собственное мнение по проблеме с привлечением аргументов на основе родной и русской литературы.
Развивающие: развивать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД: культуру речи обучающихся, аналитическое мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, способность к самоанализу.
Технология: технология проблемного обучения и развития критического мышления.
Методы обучения: словесный, проблемный, демонстрационный, исследовательский.
Форма организации учебной деятельности обучающихся: коллективная,индивидуальная, индивидуально-групповая, фронтальная.
Виды деятельности учащихся: исследование - анализ текстов А.Е.Кулаковского «Скупой богач», Н.В.Гоголя «Мертвые души»- 6 глава «Помещик Плюшкин»,слушание, говорение, письмо, работа с информацией и ее сопоставление, наблюдение над языком текста, анализ текста,. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика героев», составление плана будущего сочинения, собственного текста - синквейн.
Планируемые результаты урока:
- обучающиеся закрепляют умение определять и формулировать проблему текста, позицию автора, подбирать литературную аргументацию;
-совершенствуют навыки в определении проблемы, подборе и оформлении комментария, аргументов;
- применяют знания, полученные в 7 классе по родной литературе, по русской литературе в 9 классе;
- используют знания, полученные на МХК, ИЗО по художникам –М.П.Боклевский- иллюстратор произведений Н.В.Гоголя, якутские иллюстраторы- А.Н.Баишев, А.В.Постникова.
Ресурсы, оборудование: презентация, раздаточный материал - тексты художественного произведения В.А.Сухомлинского, А.Е.Кулаковского «Скупой богач», Н.В.Гоголя «Мертвые души»- 6 глава «Помещик Плюшкин», критерии оценки сочинения-рассуждения, таблица для сравнительной характеристики героев, карточки с индивидуальными заданиями для учащихся инклюзивного обучения (ОВЗ).
План и временная структура урока (45 минут)
Организационный момент – 1 минута.
Мотивационный этап – 5 минуты.
Формулирование темы урока – 4 минуты.
Целеполагание – 2 минуты.
Работа по теме урока – 20 минут.
Продукт деятельности урока- план сочинения-рассуждения- 5 минут.
Рефлексия, вывод – синквейн-7 минут.
Домашнее задание – 1 минута.
№ |
Этапы урока |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Предметные |
УУД |
1 |
Организационный этап – 1 мин. |
Отвечают на приветствие учителя |
Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой |
Выполняют опережающее задание, должны прочитать текст Н.В.Гоголя «Мёртвые души», гл.6 образ Плюшкина, «Скупой богач» А.Е.Кулаковского |
Осознанное домашнее чтение |
Коммуникативные: Умение слушать учителя. Регулятивные: умение настраиваться на занятия, обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
2. |
Мотивация к учебной деятельности – 5 мин. |
Читают текст Сухомлинского «Жадный мальчик», определяют стиль текста и тип речи, формулируют проблему текста (воображение), объясняют выбор проблемы, основной мысли, позиции автора, подбирают синонимы, записывают в тетрадях, озвучивают, для учащихся, сдающих ГВЭ этот же текст с отдельным заданием |
Создает проблемную ситуацию. Задаёт наводящие вопросы, подводит к определению темы и цели урока. Создаёт эмоциональный настрой, проводит параллель с ранее изученным материалом. |
Вопросы: В каком стиле написан текст? Каков тип речи? Представьте, что вы мальчик, который не хочет делиться мороженым, таких детей каким словом характеризуют? Определите основную мысль текста (укажите предложение). Синонимы слова жадность. (озвучить правило). |
Знать понятия «проблема», «позиция автора», «основная мысль», «аргумент», «виды аргумента»- литературный, жизненный, критерии сочинения К1-К4. Знать термины «синонимы», «антонимы». |
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Личностные УУД: Слушать окружающих и корректировать свой ответ. Личностные УУД:Смыслообразование (установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом). |
3. |
Формулирование темы урока, постановка цели, учебной задачи – 4 мин. Целеполагание- 2 мин. |
Работают над критериями и алгоритмом работы по сочинению рассуждению, исходя из этого подбирают литературные аргументы |
Направляет на подбор литературных аргументов из родной и русской литературы. |
Мы – исследователи, и поэтому будем работать над языком этих двух выдающихся произведений. Обратите внимание на средства выразительности: Эпитеты, сравнения, метафоры (если есть) |
Знать содержание текстов по литературе (родной и русской). Знать средства выразительности: Эпитеты, сравнения, метафоры (если есть) |
Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
4 |
Решение учебной задачи – 15 мин. Продолжение работы над исходным текстом – 5 мин. |
Читают тексты Кулаковского и Гоголя, по плану находят описание. Ведут наблюдение за языком писателей, какие языковые средства используют при создании художественного образа. |
Направляет на исследовательскую работу по плану. |
Внешность (используются эпитеты, гипербола, метафора), как нищие Еда Хозяйство (сравнение). Отношение к людям. Богатство (эпитеты). Социальное положение (основа общества). Деградация-синоним слова ухудшение. Потеря интереса к жизни в целом Учащиеся с ОВЗ озвучивают антонимы |
Продолжить формирование умения анализа эпического произведения; учить пониманию роли художественной детали в произведении; подвести учащихся к пониманию художественного образа Плюшкина и скупого богача. Языковые средства выразительности «эпитет», «сравнение», «метафора». |
Коммуникативные: совершенствовать навыки устной и письменной речи.пробудить желание, искать решение проблемы. уметь оформлять свои мысли в устной форме, Личностные УУД: Уметь обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнёра,самостоятельно трудиться Надпредметные УУД: Уметь анализировать, исследовать, сравнивать, делать выводы. Уметь подбирать аргументы к конкретным проблемам. Уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное |
5 |
Исходя из текста, придумывают название. (Червячок жадности) |
Дает информацию об авторе текста Сухомлинском (выдающийся педагог, писатель, Герой Соц.Труда) |
Что может сделать червячок жадности с этим мальчиком? (он может как Плюшкин и скупой богач деградировать). |
Понятие «основная мысль текста», ключевые слова |
Познавательные УУД: строят логическую цепь рассуждений. |
|
6. |
Продукт деятельности урока – 5 мин. |
План сочинения |
Помогает, направляет составить план сочинения-рассуждения |
Составляют план сочинения-рассуждения |
Алгоритм, план сочинения-рассуждения |
Регулятивные УУД: Планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий. Коммуникативные: Уметь составлять план сочинения- рассуждения |
7. |
Рефлексия. Вывод 7 мин, домашнее задание на выбор -1 минута |
Составление синквейна на слово жадность (работа в парах) нравственная проблема, выбирают домашнее задание |
Объясняет понятие «синквейн», знакомит с алгоритмом составления синквейна |
Составляют синквейн, опираясь на составленную сравнительную таблицу, на подбор синонимов, антонимов. |
Синквейн, Морфология: части речи имя существительное, прилагательное, глагол, предложение- законченное высказывание. |
Личностные УУД: Оценивают собственную учебную деятельность Коммуникативные: Уметь составлять собственный связный текст малого объема по алгоритму. |