Непосредственно образовательная деятельность для детей с ТНР «9 Мая — День Победы»
Непосредственно образовательная деятельность для детей с ТНР (подготовительная к школе логопедическая группа)
«9 Мая – День Победы»
Цель: компенсации речевого недоразвития на данном возрастном этапе.
Задачи.
Коррекционно-образовательные.
Развивать опыт слогового анализа слова.
Развивать умение составлять слова из слогов.
Упражнять в подборе слов-антонимов, упражнять в согласовании имени существительного и имени прилагательного.
Закреплять опыт по использованию в речи сложноподчинённых предложений.
Коррекционно-развивающие.
Продолжать развивать мелкую моторику, умение ориентироваться на плоскости.
Совершенствовать умение координировать речь и движение.
Коррекционно-воспитательная:
приобщать детей к пониманию значимости события – День Победы - для нашего народа.
Демонстрационный материал: презентация «9 Мая – День Победы», музыкальное сопровождение (мелодия к песне «День Победы» Д. Тухманова) мяч, картинка-звезда.
Раздаточный материал: зеркало, набор счётных палочек, картинка-схема для выкладывания, картинки с изображением военной техники (танк, пушка), набор для звукового анализа слова.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран.
Ход мероприятия.
Организационный момент.
Логопед:
Был великий День Победы
Много лет тому назад.
День Победы помнят деды,
Знает каждый из внучат.
В этом году наша страна отмечает 75-ю годовщину Великой Победы. Но, прежде чем наступил День Победы, была длинная, кровопролитная война. Ваши дедушки и прадедушки защищали и освобождали нашу Родину от захватчиков. Они были очень смелыми и сильными.
Артикуляционная гимнастика.
Вы тоже будите смелыми и сильными, а ваш язычок такой же сильный? Давайте сделаем упражнение для язычка.
«Язык-силач»
(отработка умения удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укрепление мышц языка, путем их напряжения и расслабления).
Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить кончик языка к нижним передним зубам и упираться языком в зубы.
«Пулемет».
Рот закрыть. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося: «т-т-т». Убыстрять постепенно темп.
Упражнение для ориентировки на плоскости.
Логопед: В боевых действиях участвовали меткие стрелки – снайперы. Мы будем тренировать меткость наших глаз, посмотрите внимательно на экран и скажите, что находится в верхнем левом углу?
Дети: В верхнем левом углу - танк.
Логопед: Кто воевал на танках?
Дети: На танках воевали танкисты.
Логопед: Что находится в левом нижнем углу?
Дети: В левом нижнем углу артиллерийское орудие – пушка.
Логопед: Кто стрелял из пушек?
Дети: Из пушек стреляли артиллеристы.
Логопед: Что находится в верхнем правом углу?
Дети: В верхнем правом углу - аэроплан.
Логопед: Кто воевал на аэропланах?
Дети: На аэропланах воевали летчики.
Логопед: Что находится в правом нижнем углу?
Дети: В правом нижнем углу - артиллерийское орудие «Катюша».
3. Развитие мелкой моторики.
Логопед: Во время войны использовали много различного военного транспорта и военной техники. Назовите военный транспорт и технику.
Дети: Самолёт –истребитель, миномётный катер, танк, «Катюша», подводная лодка, торпедный катер и т.д.
Логопед: Предлагаю выложить из счётных палочек по образцу ракету, самолёт, корабль.
4. Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Словесная игра «Каким должен быть солдат?»
Дети стоят по кругу и передают картинку-звезду друг другу, называя качественные прилагательные.
- Солдат должен быть смелым.
- Солдат должен быть сильным (быстрым, отважным, умелым, метким, верным, здоровым, выносливым и т.д.)
5. Игра “Почемучка”.
Логопед предлагает рассмотреть картинки с изображением разных военных профессий и ответить на вопрос.
Логопед: Почему в войне участвовали моряки?
Дети: В войне участвовали моряки, потому что надо защищать Родину на море.
Логопед: Почему в войне участвовали лётчики?
Дети: В войне участвовали лётчики, потому что надо защищать наше небо.
Логопед: Почему в войне участвовали танкисты?
Дети: В войне участвовали танкисты, потому что надо защищать нашу землю.
Логопед: Почему в войне участвовали врачи?
Дети: В войне участвовали врачи, потому что надо лечить наших солдат.
Логопед: Почему в войне участвовали разведчики?.....
Дети: В войне участвовали разведчики, потому что надо добывать сведения о враге.
7. Логоритмическое упражнение «Солдаты»
Согласование движения и речи. (Используется отраженная речь)
Логопед:
Солдаты, стройся!
Логопед: 1, 2, 3, 4
Дети: 1, 2, 3, 4 маршируют на месте,
Логопед: На горах высоких,
Дети: На горах высоких, маршируют на месте, руки вверх,
Логопед: На степном просторе,
Дети: На степном просторе, маршируют на месте, руки в стороны,
Логопед: Охраняет нашу Родину солдат,
Дети: Охраняет нашу Родину солдат, отдают «честь»,
Логопед: Он взлетает в небо,
Дети: Он взлетает в небо, маршируют на месте, руки вверх,
Логопед: Он уходит в море,
Дети: Он уходит в море, маршируют на месте, руки в стороны.
Логопед: Не страшны защитнику
Дети: Не страшны защитнику маршируют на месте, руки вверх,
Логопед: Дождь и снегопад
Дети: Дождь и снегопад маршируют на месте, руки в стороны. Логопед: 1, 2, 3, 4
Дети: 1, 2, 3, 4 маршируют на месте,
Логопед: Стой, 1, 2.
8. Игра «Скажи наоборот»
Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет слово или словосочетание и бросает мяч ребенку. Ребёнок должен подобрать антоним (сказать «наоборот»).
Например: война – мир, трус – смельчак, неловкий – меткий, трусливый – смелый, быстрый - медленный, здоровый – больной, веселый – грустный. Логопед: А сейчас, мы, как военные шифровальщики будем расшифровывать и зашифровать слова.
9. Игра «Составь и прочитай слова»
На доске или экране в произвольном порядке написаны слоги: лет чик тан кист ра кет чик мо ряк.
Установка: составить из слогов слова, которые обозначают военные профессии, прочесть получившиеся слова.
10. Звуковой анализ слов. Игра «Шифровальщики»
Детям предлагается составить звуковые схемы для слов ТАНК и ПУШКА. Дети: Первый звук в слове ТАНК - Т – согласный, твёрдый, глухой. Обозначим синей фишкой.
Второй звук – А – гласный, ударный. Обозначим красной фишкой. И т.д.
Логопед: Вы замечательно справились со всеми заданиями!
За все, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда-то.
Приложение 1.
Логопед Елена