12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сергеева Елена Витальевна171
У меня есть я...и мы справимся))))))))
Россия, Курская обл., г.Железногорск
2

Урок.Тема: Знакомство с буквой «ь». Ь- показатель мягкости. 61-й урок  ( букварный период).



Технологическая карта изучения темы

Учебный предмет

литературное чтение (обучение грамоте)

Класс

1 класс

УМК

«Начальная школа XXI века»

Автор

Сергеева Елена Витальевна

Тип урока

урок открытия нового знания

Технология построения урока

проблемно-диалогическая, деятельностный метод, коммуникативная культура самооценки


Тема и номер урока

Знакомство с буквой «ь». Ь- показатель мягкости. 61-й урок ( букварный период).


Цель урока

создание условий для овладения обучающимися знаниями о букве ь (мягкий знак), для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);


Задачи урока


освоение нового учебного материала на основе ранее изученного, осуществление внутрисистемных связей;

осмысление роли мягкого знака в русской речи, распознавание позиций мягкого знака в каждом случае конкретной речевой ситуации;

выработка правильных орфоэпических норм произнесения слов с мягким знаком;

развитие навыков звукобуквенного анализа слов;

чтение слогов, слов, предложений;

развитие умения правильно строить речевое высказывание в соответствие с лингвистическим заданием;

развитие мотивации к обучению родному языку;

формирование навыков оценки и самооценки учащихся.


Основные термины, понятия


звук, буква, звуко - буквенный анализ слова, звуковая модель слова, лексическое значение слова

Организация образовательного пространства



Формы работы


фронтальная

работа в парах

индивидуальная


Ресурсы


Книгопечатная продукция:

учебник «Букварь» Л. Е. Жукова, А. О. Евдокимова Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: «Вентана-Граф», 2021.

Раздаточный материал

наборы «Звуковички»

карточки для индивидуальной работы

схемы «Город Букв»

Технические средства обучения:

компьютер,

медиапроектор,

интерактивная доска,

телевизор.

Экранно-звуковые пособия:

презентация в Power Point «Буква ь»,

проект для интерактивной доски тип: Файл «INK»


ЦОР


http://www.eorhelp.ru/node/337 Начальная школа XXI век | Электронные образовательные ресурсы

http://school-collection.edu.ru/Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов


Планируемые результаты:

Базовый уровень: правильное чтение слов с мягким знаком.


Повышенной сложности: уметь объяснять, почему в словах с ь звуков меньше, чем букв.

Предметные умения

Учебно-языковые умения:

формировать у обучающихся навыка правильного чтения слов с мягким знаком, умения проводить звуко-буквенный анализ слов;

видеть в слове орфограмму ("опасное место"), уметь ее объяснить

уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом

фонематических норм русского языка.

Речевые умения:

правильно называть буквы русского алфавита.

составлять слова из букв

составлять предложение из слов;

объяснять лексическое значение слова.

Личностные УУД:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах;

оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из

личностных ценностей);

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

формулировать учебные задачи; работать по предложенному плану, инструкции;

высказывать свое предположение на основе учебного материала;

отличать верно выполненное задание от неверного;

осуществлять самоконтроль;

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей

деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике;

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

проводить классификацию, указывая на основание классификации;

проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной точностью выражать свои мысли

владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими синтаксическими нормами родного языка.


Ход урока:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

включить учащихся в учебную деятельность.


-Вы настроены на работу? Я хочу поделиться с вами своим хорошим настроением. Передайте цепочкой по ладошкам хорошее настроение. Я желаю вам

успешной работы.

- А что необходимо нам для успешной работы на уроке?

- Сегодня мы с Вами будем обсуждать очень интересную тему, а какую, - не скажу, потому, что вы сами должны будете догадаться! Я дам вам лишь несколько подсказок, а пока предлагаю продолжить путешествие по стране букв, в котором будем раскрывать секреты русского языка. Но для этого нужно быть очень внимательными и любознательными, как вы сказали.

Вы готовы? Проверим…





- Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы


2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цель:

зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности.

Что мы уже знаем, чему научились на уроках обучения грамоте?

- Проверим.

- На какие две группы можно разбить эти буквы?

- А гласные?

- Продолжим. Кто готов показать улов своих знаний в команде рыболовов-знатоков? Ловим рыбу и выполняем задания: делим слова на слоги.

- Обращение к классу: Вы согласны с ответом?

- Заселите потерявшиеся буквы в свои домики. Чья пара готова к заселению, кто договорился между собой и готов помогать другому?

-Что можете рассказать про эти буквы?

-Сегодня на уроке нам предстоит совершить очень важное открытие. О чем оно может быть? Конечно, о буквах и звуках. (И мы оставим с нами на урок мягкие командиры) Звуки и буквы работают в словах, поэтому, чтобы совершить открытие, обратимся к нужным нам словам.

- Составьте звуковую модель слова КОНИ

(проверяют дети-помощники )

Проверка. Схема

- Обозначим звуки буквами. Кто прокомментирует? Запись КОНИ)

- Ловим третий звук. Почему [ н ] мягкий?(обращение к интерактивной доске)

-Измените схему, чтобы получилось слово КОНЬ.

На экране звуковая модель слова.

- Обозначим звуки буквами. Кто прокомментирует? ( Т.запись КОН)

- Снова ловим третий звук

Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами


- Мы знаем буквы.

- Умеем делить слова на слоги.

- Умеем определять в словах ударный слог.

- Умеем записывать слова с помощью букв...)

- Мы умеем составлять звуковые схемы.











- Определим чего мы не знаем и сами найдём новый способ


Используют наборы «звуковички»

Дети комментируют буквенную запись слова КОНИ

- И – мягкий «командир»

Дети комментируют буквенную запись слова КОН

3. Выявление места и причины затруднения

Цель:

организовать коммуникативное взаимодействие; согласовать цель и тему урока.

Молодцы! Давайте прочитаем вместе слово по звуковой схеме:

- по буквенной схеме:

-Сравните модели. Чем они похожи? Чем различаются?

Действительно, получается, что если мы читаем слово по звуковой схеме, то слышим мягкий звук [н’], а если читаем слово по буквенной записи, мы мягкого [н’] не слышим.

Итак, мы умеем обозначать мягкость звука?

Мы знаем, какие буквы помогают нам обозначать мягкость предшествующего согласного?


И\Д -Может их позовем на работу?

- Давайте, прочитаем поочередно слоги, которые получатся.

- Прочитаем, что получилось.

Я

Ё

КОН Е

И

Ю


(но, возможно, дети сразу скажут, что здесь необходим мягкий знак. Тогда я говорю: «Верно, кроме этих букв, у нас есть еще одна буква, которая помогает обозначать мягкость предшествующего согласного, и она выходит на работу тогда, когда не могут работать остальные буквы.)

[кон’]


кон

Наблюдение детей: в звуковой схеме [н’] – мягкий звук, а в буквенной схеме Н читаем как твердый звук!

- Да, с помощью квадрата«звуковичка»

- Да, мы знаем, что мягкость согласного звука можно обозначить на письме буквами гласных звуков: Я, Ё, Е, И, Ю.





Ученик у доски показывает буквы, обозначающие мягкость согласных, а затем проверка по эталону – открывает их для чтения.


4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;


Возникла проблема: как же записать слово, чтобы звук[н] в слове конь звучал мягко?

Внимание на экран. Целеполагание.

Ребята, вы уже догадались, какой будет тема нашего урока? Чему будем учиться? (Высказывания детей учитель корректирует)

Предположите, чем мы будем заниматься на уроке, учитывая тему и поставим задачи нашей работы.

Познакомиться с буквой Ь;

Узнать какую роль играет Ь в словах; СЕКРЕТЫ

Научиться читать буквосочетания, слова с Ь;

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Ставить «опыт»: пробовать прочитать слово с отсутствующим мягким знаком

(Варианты детей)

Дети формулируют цель: узнать, какой ещё буквой можно обозначить мягкость согласного звука на письме. Т

- Узнать секрет ь. Научиться читать слова с новой буквой.

Физкультпауза.


Но сначала надо размяться

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, подтянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим

Выполняют движения по заданию.

5.Реализация построенного проекта.

Поиск решения проблемы.

Итак, ребята, давайте вспомним, какая цель нашего сегодняшнего урока.

Может быть, у вас есть какие- то предложения, как же обозначить мягкость согласного звука на письме?

- Молодцы, на самом деле люди уже давно договорились использовать такую букву- мягкий знак.

Показ буквы на экране: Ь.

Буква Р перевернулась - 
Мягким знаком обернулась. 

Знаете ли вы, как называется этот знак?

Т.(мягкий знак, мягкий хлеб, мягкий характер)

-Эта буква принесла нам сегодня 2 секрета.(зашифрованы на доске)

Как вы считаете, почему этого помощника назвали мягким знаком?

- Вы разгадали 1 секрет Мягкого знака.

Вывод. Первый секрет мы открыли: Ь указывает на мягкий согласный звук.

Чтобы раскрыть второй секрет, посчитайте количество букв и звуков в этом слове.

Сколько теперь букв в слове КОНЬ?

А сколько звуков?

А мягкий знак – это буква?

Она имеет свой звук?

- А в этом и есть 2 секрет ь.

- По какому адресу живёт?

- Давайте найдём место Ь в нашем городе букв.

Вывод: мягкий знак – это помощник, который указывает на мягкость предшествующего согласного. Ь звука не обозначает.

- Молодцы !

Подготовка к чтению. Речевая разминка.

1. Дыхательные упражнения

2.Чтение слогов с выделением ударного слога

3. Приготовьте слоговые таблицы. Подружим ь с др.буквами. Читаем столбик с ь.

- А теперь начиная с шёпота и повышаем тон голоса. Наоборот.

4. Подготовка к чтению по Букварю.

5. Работа по учебнику. Чтение стихотворения. Чтобы уточнить тему урока откройте Букварь на стр. ,,,.

Сейчас мы будем учиться читать слова с новой буквой по заданиям. (Если при чтении встречаются слова с Ь, то читаем мягко).

1.Читает учитель

2.Чтение в парах др.др.по две строчки. Жужжим

3.Выборочное чтение. - Да, мягкий знак – настоящий фокусник. В чём же заключался его фокус? Как произносили буквосочетания? (Мягко

-Вступают в диалог с учителем.

-Отвечают на вопросы учителя.

-Рассматривают иллюстрации.

-Читают текст.


-Сроят логические рассуждения











- Мягко

По модели в букваре уточняют особенность буквы «ь».









- Мягкий знак звука не обозначает, он смягчает предшествующий согласный

Физкультпауза.


Закройте глаза и мысленно нарисуйте букву ь. Откройте глаза.

Ваши глазки устали. Сделаем гимнастику для глаз. Плотно закрыли и открыли глаза. Повторяем 5 раз. Смотрим вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы (4 раза). Быстро моргаем.

Повернитесь налево, следим за точкой.

Дети выполняют движения


6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

- Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи;













- Чтобы убедиться, что мы овладели новыми знаниями, какое следующее задание я вам должна предложить?- Чем оно интересно? Для чего оно нужно?

Групповая работа по развитию речи.

- Поиграем в игру «Договори словечко».

Ась-ась-ась-ась-в речке водится …карась.

Ось-ось-ось-ось-а по лесу бродит …лось.

Онь-онь-онь-онь-на лугу пасётся …конь.

Усь-усь-усь-усь- во дворе гуляет…гусь.

- Какие слова договорили?

- Как произносится последний звук?

- Что делает его мягким? - Сделайте вывод.


- А теперь давайте отдохнём. Встали все.

- Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.

Ел, ель, брать, брат, мель, мел, роль, хор.
Если нравится тебе, то делай так…
(
Два хлопка в ладоши.)
Если нравится тебе, то делай так…
(
Два хлопка над головой.)
Продолжаем, слушаем, показываем:

Моль, хорь, мел, день, зверь.

Договаривают словечко в предложенной игре.





7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

- тренировать навыки чтения слов с ь

- А хотите все поработать и показать, как вы усвоили новую тему? Передайте

карточки со словами. Каждому ряду своё задание. Вам нужно поставить пропущенный мягкий знак там, где это необходимо, чтобы получилось слово….

Лен*, жар*, ден*, угол*, сон*, тен*, сыр*,брат*, пол*, пен*, стал*, бок*. Волшебная труба. Проверка по эталону.

Самооценка учащимися своей деятельности

8.Включение в систему знаний и повторение.

2) Составление пар , соединение маркером

-Повторить правила работы в группе (Создадим две группы по 3 человека)

ясный ремень

белая пеньки

кожаный день

старые соль


сильная букварь

лесные огонь

опасный зверьки

новый боль


Ребята дружно в своих группах выполняют работу.



9. Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность;

Вывод. - Какие же открытия мы сделали сегодня на уроке? О чем узнали?

-Что узнали о букве -мягкий знак?

Почему про мягкий знак говорят, что это немая буква?

Для чего нужен Ь?

Что понравилось?

Что удивило?

Что было самое интересное?

Вывод: мы сегодня узнали о том, что мягкость согласных букв в речи мы слышим, а на письме ее необходимо обозначать не только буквами Я,Ё,Е,И,Я, но и с помощью мягкого знака.

А пригодится ли вам это новое

знание не на уроке, а в жизни? Где?

Ребята, сегодня вы поработали дружно, активно, с интересом. Всем спасибо!

На листочках с заданиями с обратной стороны зачеркните все лишние буквы и прочитайте слово.

М Ь О Ь Л Ь О Ь Д Ь Ц Ь Ы!

- Молодцы! Спасибо вам за работу! Мне очень понравилось как вы работали.


t1670149122aa.png

- Кому за работу на уроке скажем: «Спасибо»?

- Кто доволен собой и своими товарищами?


- Оцените свою работу на уроке. Откройте слово «Я» на той шкале, которая соответствует уровню ваших знаний.

Звучит песня «Про алфавит», дети подпевают в припеве, называя буквы по алфавиту. Каких букв нет в алфавите?

Рассказывают, что узнали, Чему учились.

Высказывают свои впечатления от урока.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.