Разработка занятия: Знакомство с буквой «ь»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет | литературное чтение (обучение грамоте) |
Класс | 1 класс |
УМК | «Начальная школа XXI века» |
Автор | Сергеева Елена Витальевна |
Тип урока | урок открытия нового знания |
Технология построения урока | проблемно-диалогическая, деятельностный метод, коммуникативная культура самооценки |
Тема и номер урока | Знакомство с буквой «ь». Ь- показатель мягкости. 61-й урок ( букварный период). |
Цель урока | создание условий для овладения обучающимися знаниями о букве ь (мягкий знак), для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); |
Задачи урока | освоение нового учебного материала на основе ранее изученного, осуществление внутрисистемных связей; осмысление роли мягкого знака в русской речи, распознавание позиций мягкого знака в каждом случае конкретной речевой ситуации; выработка правильных орфоэпических норм произнесения слов с мягким знаком; развитие навыков звукобуквенного анализа слов; чтение слогов, слов, предложений; развитие умения правильно строить речевое высказывание в соответствие с лингвистическим заданием; развитие мотивации к обучению родному языку; формирование навыков оценки и самооценки учащихся. |
Основные термины, понятия | звук, буква, звуко - буквенный анализ слова, звуковая модель слова, лексическое значение слова |
Организация образовательного пространства | |
Формы работы | фронтальная работа в парах индивидуальная |
Ресурсы | Книгопечатная продукция: учебник «Букварь» Л. Е. Жукова, А. О. Евдокимова Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: «Вентана-Граф», 2021. Раздаточный материал наборы «Звуковички» карточки для индивидуальной работы схемы «Город Букв» Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, телевизор. Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point «Буква ь», проект для интерактивной доски тип: Файл «INK» |
ЦОР | http://www.eorhelp.ru/node/337 Начальная школа XXI век | Электронные образовательные ресурсы http://school-collection.edu.ru/Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов |
Планируемые результаты: | |
Базовый уровень: правильное чтение слов с мягким знаком. | Повышенной сложности: уметь объяснять, почему в словах с ь звуков меньше, чем букв. |
Предметные умения Учебно-языковые умения: формировать у обучающихся навыка правильного чтения слов с мягким знаком, умения проводить звуко-буквенный анализ слов; видеть в слове орфограмму ("опасное место"), уметь ее объяснить уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка. Речевые умения: правильно называть буквы русского алфавита. составлять слова из букв составлять предложение из слов; объяснять лексическое значение слова. | Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; работать по предложенному плану, инструкции; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; проводить классификацию, указывая на основание классификации; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной точностью выражать свои мысли владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими синтаксическими нормами родного языка. |
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация к учебной деятельности. Цель: включить учащихся в учебную деятельность. | -Вы настроены на работу? Я хочу поделиться с вами своим хорошим настроением. Передайте цепочкой по ладошкам хорошее настроение. Я желаю вам успешной работы. - А что необходимо нам для успешной работы на уроке? - Сегодня мы с Вами будем обсуждать очень интересную тему, а какую, - не скажу, потому, что вы сами должны будете догадаться! Я дам вам лишь несколько подсказок, а пока предлагаю продолжить путешествие по стране букв, в котором будем раскрывать секреты русского языка. Но для этого нужно быть очень внимательными и любознательными, как вы сказали. Вы готовы? Проверим… | - Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Цель: зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности. | – Что мы уже знаем, чему научились на уроках обучения грамоте? - Проверим. - На какие две группы можно разбить эти буквы? - А гласные? - Продолжим. Кто готов показать улов своих знаний в команде рыболовов-знатоков? Ловим рыбу и выполняем задания: делим слова на слоги. - Обращение к классу: Вы согласны с ответом? - Заселите потерявшиеся буквы в свои домики. Чья пара готова к заселению, кто договорился между собой и готов помогать другому? -Что можете рассказать про эти буквы? -Сегодня на уроке нам предстоит совершить очень важное открытие. О чем оно может быть? Конечно, о буквах и звуках. (И мы оставим с нами на урок мягкие командиры) Звуки и буквы работают в словах, поэтому, чтобы совершить открытие, обратимся к нужным нам словам. - Составьте звуковую модель слова КОНИ (проверяют дети-помощники ) Проверка. Схема - Обозначим звуки буквами. Кто прокомментирует? Запись КОНИ) - Ловим третий звук. Почему [ н ] мягкий?(обращение к интерактивной доске) -Измените схему, чтобы получилось слово КОНЬ. На экране звуковая модель слова. - Обозначим звуки буквами. Кто прокомментирует? ( Т.запись КОН) - Снова ловим третий звук | Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами - Мы знаем буквы. - Умеем делить слова на слоги. - Умеем определять в словах ударный слог. - Умеем записывать слова с помощью букв...) - Мы умеем составлять звуковые схемы. - Определим чего мы не знаем и сами найдём новый способ Используют наборы «звуковички» Дети комментируют буквенную запись слова КОНИ - И – мягкий «командир» Дети комментируют буквенную запись слова КОН |
3. Выявление места и причины затруднения Цель: организовать коммуникативное взаимодействие; согласовать цель и тему урока. | – Молодцы! Давайте прочитаем вместе слово по звуковой схеме: - по буквенной схеме: -Сравните модели. Чем они похожи? Чем различаются? – Действительно, получается, что если мы читаем слово по звуковой схеме, то слышим мягкий звук [н’], а если читаем слово по буквенной записи, мы мягкого [н’] не слышим. – Итак, мы умеем обозначать мягкость звука? – Мы знаем, какие буквы помогают нам обозначать мягкость предшествующего согласного? И\Д -Может их позовем на работу? - Давайте, прочитаем поочередно слоги, которые получатся. - Прочитаем, что получилось. Я Ё КОН Е И Ю (но, возможно, дети сразу скажут, что здесь необходим мягкий знак. Тогда я говорю: «Верно, кроме этих букв, у нас есть еще одна буква, которая помогает обозначать мягкость предшествующего согласного, и она выходит на работу тогда, когда не могут работать остальные буквы.) | [кон’] кон Наблюдение детей: в звуковой схеме [н’] – мягкий звук, а в буквенной схеме Н читаем как твердый звук! - Да, с помощью квадрата«звуковичка» - Да, мы знаем, что мягкость согласного звука можно обозначить на письме буквами гласных звуков: Я, Ё, Е, И, Ю. Ученик у доски показывает буквы, обозначающие мягкость согласных, а затем проверка по эталону – открывает их для чтения. |
4. Построение проекта выхода из затруднения Цель: - организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; | Возникла проблема: как же записать слово, чтобы звук[н] в слове конь звучал мягко? Внимание на экран. Целеполагание. – Ребята, вы уже догадались, какой будет тема нашего урока? Чему будем учиться? (Высказывания детей учитель корректирует) Предположите, чем мы будем заниматься на уроке, учитывая тему и поставим задачи нашей работы. Познакомиться с буквой Ь; Узнать какую роль играет Ь в словах; СЕКРЕТЫ Научиться читать буквосочетания, слова с Ь; | С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. Выдвижение гипотез и их обоснование. Ставить «опыт»: пробовать прочитать слово с отсутствующим мягким знаком (Варианты детей) Дети формулируют цель: узнать, какой ещё буквой можно обозначить мягкость согласного звука на письме. Т - Узнать секрет ь. Научиться читать слова с новой буквой. |
Физкультпауза. | Но сначала надо размяться Раз – согнуться, разогнуться, Два – нагнуться, подтянуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть, Семь, восемь – лень отбросим | Выполняют движения по заданию. |
5.Реализация построенного проекта. | Поиск решения проблемы. – Итак, ребята, давайте вспомним, какая цель нашего сегодняшнего урока. – Может быть, у вас есть какие- то предложения, как же обозначить мягкость согласного звука на письме? - Молодцы, на самом деле люди уже давно договорились использовать такую букву- мягкий знак. Показ буквы на экране: Ь. Буква Р перевернулась - – Знаете ли вы, как называется этот знак? Т.(мягкий знак, мягкий хлеб, мягкий характер) -Эта буква принесла нам сегодня 2 секрета.(зашифрованы на доске) – Как вы считаете, почему этого помощника назвали мягким знаком? - Вы разгадали 1 секрет Мягкого знака. Вывод. Первый секрет мы открыли: Ь указывает на мягкий согласный звук. Чтобы раскрыть второй секрет, посчитайте количество букв и звуков в этом слове. – Сколько теперь букв в слове КОНЬ? – А сколько звуков? – А мягкий знак – это буква? – Она имеет свой звук? - А в этом и есть 2 секрет ь. - По какому адресу живёт? - Давайте найдём место Ь в нашем городе букв. Вывод: мягкий знак – это помощник, который указывает на мягкость предшествующего согласного. Ь звука не обозначает. - Молодцы ! Подготовка к чтению. Речевая разминка. 1. Дыхательные упражнения 2.Чтение слогов с выделением ударного слога 3. Приготовьте слоговые таблицы. Подружим ь с др.буквами. Читаем столбик с ь. - А теперь начиная с шёпота и повышаем тон голоса. Наоборот. 4. Подготовка к чтению по Букварю. 5. Работа по учебнику. Чтение стихотворения. Чтобы уточнить тему урока откройте Букварь на стр. ,,,. Сейчас мы будем учиться читать слова с новой буквой по заданиям. (Если при чтении встречаются слова с Ь, то читаем мягко). 1.Читает учитель 2.Чтение в парах др.др.по две строчки. Жужжим 3.Выборочное чтение. - Да, мягкий знак – настоящий фокусник. В чём же заключался его фокус? Как произносили буквосочетания? (Мягко | -Вступают в диалог с учителем. -Отвечают на вопросы учителя. -Рассматривают иллюстрации. -Читают текст. -Сроят логические рассуждения - Мягко По модели в букваре уточняют особенность буквы «ь». - Мягкий знак звука не обозначает, он смягчает предшествующий согласный |
Физкультпауза. | Закройте глаза и мысленно нарисуйте букву ь. Откройте глаза. – Ваши глазки устали. Сделаем гимнастику для глаз. Плотно закрыли и открыли глаза. Повторяем 5 раз. Смотрим вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы (4 раза). Быстро моргаем. Повернитесь налево, следим за точкой. | Дети выполняют движения |
6. Первичное закрепление во внешней речи. Цель: - Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи; | - Чтобы убедиться, что мы овладели новыми знаниями, какое следующее задание я вам должна предложить?- Чем оно интересно? Для чего оно нужно? Групповая работа по развитию речи. - Поиграем в игру «Договори словечко». Ась-ась-ась-ась-в речке водится …карась. Ось-ось-ось-ось-а по лесу бродит …лось. Онь-онь-онь-онь-на лугу пасётся …конь. Усь-усь-усь-усь- во дворе гуляет…гусь. - Какие слова договорили? - Как произносится последний звук? - Что делает его мягким? - Сделайте вывод. - А теперь давайте отдохнём. Встали все. - Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок. Ел, ель, брать, брат, мель, мел, роль, хор. Моль, хорь, мел, день, зверь. | Договаривают словечко в предложенной игре. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: - тренировать навыки чтения слов с ь | - А хотите все поработать и показать, как вы усвоили новую тему? Передайте карточки со словами. Каждому ряду своё задание. Вам нужно поставить пропущенный мягкий знак там, где это необходимо, чтобы получилось слово…. Лен*, жар*, ден*, угол*, сон*, тен*, сыр*,брат*, пол*, пен*, стал*, бок*. Волшебная труба. Проверка по эталону. | Самооценка учащимися своей деятельности |
8.Включение в систему знаний и повторение. | 2) Составление пар , соединение маркером -Повторить правила работы в группе (Создадим две группы по 3 человека) ясный ремень белая пеньки кожаный день старые соль сильная букварь лесные огонь опасный зверьки новый боль | Ребята дружно в своих группах выполняют работу. |
9. Рефлексия учебной деятельности. Цель: - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность; | Вывод. - Какие же открытия мы сделали сегодня на уроке? О чем узнали? -Что узнали о букве -мягкий знак? – Почему про мягкий знак говорят, что это немая буква? – Для чего нужен Ь? – Что понравилось? – Что удивило? – Что было самое интересное? Вывод: мы сегодня узнали о том, что мягкость согласных букв в речи мы слышим, а на письме ее необходимо обозначать не только буквами Я,Ё,Е,И,Я, но и с помощью мягкого знака. – А пригодится ли вам это новое знание не на уроке, а в жизни? Где? – Ребята, сегодня вы поработали дружно, активно, с интересом. Всем спасибо! На листочках с заданиями с обратной стороны зачеркните все лишние буквы и прочитайте слово. М Ь О Ь Л Ь О Ь Д Ь Ц Ь Ы! - Молодцы! Спасибо вам за работу! Мне очень понравилось как вы работали. - Кому за работу на уроке скажем: «Спасибо»? - Кто доволен собой и своими товарищами? - Оцените свою работу на уроке. Откройте слово «Я» на той шкале, которая соответствует уровню ваших знаний. Звучит песня «Про алфавит», дети подпевают в припеве, называя буквы по алфавиту. Каких букв нет в алфавите? | Рассказывают, что узнали, Чему учились. Высказывают свои впечатления от урока. |