Пояснительная записка к презентации
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Знакомство со звуком [ы], буквой «Ы»
Разработала:
Агибалова Анна Олеговна
Учитель-логопед
Цель: создание ситуации развития для знакомства детей со звуком [ы], буквой «Ы».
Коррекционно-образовательные задачи:
- создать условия для закрепления навыков произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях;
- создать условия для закрепления умения различать окончания существительных в единственном и множественном числе;
- создать условия для совершенствования навыков звукового и слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
- способствовать развитию фонематического слуха;
- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, мелкой моторики рук.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- обеспечить условия для воспитания доброжелательного отношение к занятиям, чувство взаимопомощи.
Оборудование: презентация, фишки для звукового анализа, мяч, игрушка Мышонок, карточки для звукового анализа слова, звуковые линейки.
Ход образовательной деятельности.
Организационный момент.
- Сегодня к нам на занятие пришёл Мышонок. Он принёс нам много игр, в которые мы сегодня с вами поиграем. Слайд № 2.
- сядет первым тот, кто назовёт слова, начинающиеся на гласный звук.
Мы с Мышонком познакомимся с новым звуком и новой буквой.
Загадки: (слайд №3)
- Маленький рост,
длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки. (Мышь) (появляется картинка)
Живет она в глухих лесах,
На ушках – кисти, при усах.
Большая кошечка, однако,
Размером, прямо, как собака.
Такой уже не скажешь: «Брысь!».
А это значит: кошка -… (Рысь) (появляется картинка)
- Творожку я брат,
Сметанке - сват,
Маслу - племянник,
А молоко - моя мать. (Сыр) (появляется картинка)
- Вьется, взвивается,
В небо устремляется. (дым) (появляется картинка)
-Мышь, рысь, сыр, дым. Какой одинаковый звук в этих словах? (ы)
- Какой это звук? (гласный) Как вы это определили? (Воздух выходит изо рта спокойно, не встречает преграды).
Игра «Светофор»
- Если услышите в слове звук [ы], то покажите красную фишку, если данного звука нет, то покачайте головой.
Дом, мак, дым, ком, усы, мох, бык, весы, кот, дубы, кит, дыни, бок, тыква.
Игра «Найди место звука»
- Поставьте фишку на звуковой линейке туда, где находится звук [ы] в словах (в начале слова, в середине, в конце)
Дым, ягоды, дыни, лимоны, сыр, губы, лыжи, банты, улыбка.
Знакомство с буквой
Звук [ы] обозначается буквой «Ы» (слайд №4)
Выложим букву «Ы» из пальцев: (слайд №5)
Указательный с большим
Мы в «кольцо» соединим,
Остальные пальцы прямо
Вверх направятся упрямо.
Правую ладонь ребром
Направим также вверх, увы!
Но как же здорово, друзья,
Сейчас прочтём мы букву «Ы».
- А теперь послушайте, стихи о букве, а потом скажите, на что похожа буква (слайд №6).
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква «Ы»-
Все мы знать её должны.
А бедняжка буква «Ы»
Бродит с палочкой, увы.
Физкультминутка
Звуковой анализ слов усы и дым (слайды №7, 8)
Дети выкладывают слова из разрезной азбуки и делают анализ.
-Сколько слогов в слове?
-Сколько звуков?
- Назовите первый звук. Какой он? Каким цветом обозначим?
- Назовите второй звук. Какой он? Каким цветом обозначим?
- Назовите третий звук. Какой он? Каким цветом обозначим?
Игра «Один – много» (с мячом).
Конфета – конфеты,
Лента – ленты,
Тыква – тыквы,
Липа – липы,
Стол – столы,
Дуб – дубы,
Сад – сады,
Ягода – ягоды,
Лимон – лимоны,
Ус – усы.
Игра «Слова рассыпались» Слайды № 9 - 17
Дети собираю слова из букв и слогов.
Итог занятия
- С каким звуком познакомились?
- Как называется буква? Придумайте слова со звуком [ы].
- Как вы думаете, мы хорошо потрудились?
Попрощаемся с Мышонком. Слайд № 18
Шабанова Алёна
Агибалова Анна Олеговна