Итоговое занятие вокальной студии «Солнышко» по программе «Чарующий мир музыки» для 1-2 класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» ГОРОДА НЕРЮНГРИ
(МБУДО «ЦРТДиЮ»)
Республиканский конкурс методических разработок
«Методическая копилка»
в рамках I республиканского форума педагогических работников системы дополнительного образования Республики Саха (Якутия)
Номинация: «Использование современных образовательных технологий в дополнительном образовании» (Методическая разработка занятия)
Подноминация: Художественная направленность
Итоговое занятие:
«Путешествие по музыкальной стране»
для 1-2 классов. (1, 2 год обучения)
по программе: «Чарующий мир музыки»
Вокальная студия «Солнышко»
Автор: Завалий В.С
Педагог Дополнительного образования
Филиал МБУДО «ЦРТДиЮ»
ДДТ п. Беркакит
г. Нерюнгри 2023г.
Пояснительная записка.
Итоговое занятие: «Путешествие по музыкальной стране» вокальной студии «Солнышко», Филиал МБУДО «ЦРТДиЮ» ДДТ п. Беркакит. Программа: «Чарующий мир музыки» для обучающихся 1-2 классов. (1, 2 год обучения).
Проводится в форме игры - путешествия по карте «Музыкальной страны», для обучающихся первого и второго года обучения. (Слайдовая презентация Power Point 2010, «Путешествие по музыкальной стране» ;) В течение путешествия дети показывают, чему научились в течение года, отвечая на вопросы и выполняя различные музыкальные и творческие задания (получая жетоны, за правильные ответы на вопросы) и соревнуются между собой. На занятие используются разные методы обучения, образовательные технологии, образовательные компетенции.
Цель занятия: проверить полученные знания и умения по пройденным темам в творческой форме.
Задачи:
Образовательные
1.Актуализировать полученные раннее знания, учить самостоятельно выполнять задания.
2. Закрепить навыки вокального исполнения.
3. Закрепить знания элементов нотной грамоты, классификации музыкальных инструментов.
4. Проверить имеющиеся знания по основным блокам программы « Чарующий мир музыки»
Развивающие:
1. Способствовать развитию творческих способностей детей: музыкально-ритмическому, тембровому слуху.
2. Развивать мышление, память, воображения при помощи наглядного моделирования.
Воспитательные:
1. Формировать интерес и любовь к музыке, обогащать музыкальные впечатления, культуру слушания.
2. Воспитывать в детях чувство симпатии, сопричастности к происходящему, доброжелательность, вежливость.
Оборудование:
мультимедийная аппаратура
программное обеспечение: Power Point 2010, слайдовая презентация: «Путешествие по музыкальной стране»;
ноутбук;
проектор с экраном;
музыкальное оформление для презентации;
фонограмма песен «Мама» и «Мамы разные важны»;
ноты распевок;
пианино;
стулья.
Методы обучения: игровой, словесный, наглядный, проблемно – поисковый.
Образовательные технологии:
здоровьесберегающие технологии- развитие артикуляционного аппарата, речевое развитие, формирования навыков правильного дыхания у детей
личностно-ориентированные технологии;
игровые технологии- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их, группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
технология сотрудничества – опыт взаимоотношения с сверстниками в совместной деятельности.
информационно-коммуникационные технологии:
осуществление полисенсорного восприятия материала;
демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
презентация, слайд-шоу;
объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию;
демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка.
Образовательные компетенции:
1. Учебно-познавательные компетенции:
освоение знаний о музыкальном искусстве; усвоение общезначимых ценностей и норм культуры;
• расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, направлений;
• вырабатывание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык;
• формирование потребности общения с музыкой в школе, вне школы, в семье;
• умение выполнять учебно-творческие задачи.
2. Информационные компетенции.
способность работать с различными источниками информации;
современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, и т.п.) и информационными технологиями (аудиозапись, видеозапись, СМИ, Интернет);
способность к поиску, анализу и отбору необходимой информации, ее преобразованию, сохранению и передаче;
использования дидактический и наглядный материал (музыкальные фонограммы, различные дидактические игры, набор плакатов «Музыкальные инструменты», портреты композиторов, карточки и т.д.).
3.Коммуникативная компетенция:
владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, в парах;
речевые (коммуникативные) умения, которые включают развитие речи, умение чтения с пониманием, умение понимания на слух и умение письма;
воспитание художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
развитие творческих способностей учащихся.
вокально-хоровая работа - необходимость развивать умение вслушиваться в чужое и собственное исполнение.
музыкально-ритмическая терапия, развивает чувство ритма, координацию, творчество, фантазию, но и способствует сплочению обучающихся внутри группы.
4.Социально-эстетическая компетенция:
приобретение опыта в творческой музыкальной деятельности.
5.Музыкально-творческие компетенции:
вокально-хоровая деятельность;
слушание музыки;
овладение музыкальной грамотностью;
игра на музыкальных инструментах;
концертные выступления;
оценка успешности (рефлексия).
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты
— сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально - творческую деятельность (слушание музыки, пение, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
— овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства;
— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме;
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки и изобразительного искусства;
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
- участие в музыкальной жизни вокальной группы.
Личностными результаты:
- наличие учебно- познавательного интереса к музыкальному материалу;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с вокальными произведениями;
- наличие эмоционально- ценностного отношения к музыкальному искусству;
- позитивная самооценка музыкально- творческих способностей.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Характеристика группы обучающихся: возраст – 7-8 лет.
Программа «Чарующий мир музыки» 1-2 класс.
Форма проведения занятия зачета: путешествие игра.
Ход занятия:
Организационный момент. (Презентация. Слайд № 1)
Педагог: Добрый день, ребята и гости нашего занятия. Я , рада видеть вас на нашем итоговом, зачетном занятие. Скажите, ребята, что значит слово «здравствуйте»? (Дети отвечают). Правильно, значит, мы желаем здоровья! Так давайте же поздороваемся все вместе. (Здравствуйте).
Педагог: сегодня у нас необычное зачетное занятия. Называется «Путешествие по музыкальной стране». Почему оно необычное, как вы думаете? (Ответы детей). Во-первых, на нашем занятие присутствуют гости, которые тоже хотят отправиться с нами в путешествия. Во-вторых, сегодня встречаетесь две группы 1 и 2 класса. А знаете почему? (Ответы детей). Потому что, вы обучаетесь по одной программе, которая называется «Чарующий мир музыки», только одни ребята уже заканчивают обучение, по программе, а другим еще учиться в следующем году. И в-третьих, на этом занятие, вы покажете, чему научились в течение года и посоревнуетесь между собой. Для этого, надо сегодня пройти несколько испытаний. Выполнить творческие и музыкальные задания. И для этого, мы сейчас разделимся на две команды. Команда 1 класса, и команда 2 класса. Каждая команда и каждый член команды, будут в течении нашего путешествия зарабатывать жетоны, за правильные ответы на вопросы.
Педагог: В путешествии вашей помощницей станет Сказочная Карта. Ребята, отправимся в путешествие в музыкальную страну? (Ответы)(Презентация. Слайд № 2)
Основная часть занятия.
Педагог: сегодня у меня очень хорошее, радостное настроение. Мне хочется с вами поделиться хорошим настроением. Давайте передадим его по кругу. Приготовьте свои ладошки (дети дуют на ладошку в сторону своего соседа)
Упражнение для дыхания «Пушинка».
Педагог: Настроение отличное, тогда отправляемся в путешествие. Вперед, навстречу приключениям! А чтобы наше волшебное путешествие началось, я угощу вас невидимыми волшебными конфетами. Приготовьте свой язычок, я бросаю конфетки. Ловите!
Артикуляционное упражнение «Спрячь конфету»
Раз – я вижу конфету, за правой щекой. Дети прячут язык за правую щёку
Два – я вижу конфету за левой щекой. Дети прячут язык за левую щёку
Три – не вижу конфеты я никакой! Дети открывают широко рот
Конфеткой угостились, Дети облизываются
И в волшебников превратились.
(Презентация. Слайд № 2)
Педагог: внимательно посмотрите на нашу карту Музыкальной страны. Послушайте загадку и попробуйте отгадать, кто же будет первым нас встречать в этой стране.
Он, конечно, ключ, не спорю,
Но ваши двери не откроет.
Музыкантам помогает —
К нотам двери отворяет.
(Скрипичный ключ)
(Жмем на презентацию, выпрыгивает Скрипичный ключ) (Презентацию включаем появляется стрелка и название остановки «Мост распевок»).
Педагог: правильно, скрипичный ключ. Он самый главный. Посмотрите, куда нам идти по стрелке. (Ответы детей) . Нас встречает «Мост распевок». А для чего вообще, нам с вами на занятиях, нужны распевки? (Ответы детей). Правильно, чтобы подготовить наш голосовой аппарат, наши связки, обязательно надо распеваться. Тогда давайте начнем. Чтобы петь хорошо, еще важно правильно сидеть. (Презентация Слайд № 3)
«Если хочешь сидя петь» - упражнения.
Педагог: А теперь будем разогревать свои голосовые связки, споем распевки:
«Эхо»
«Дом»
«Слоги»
Педагог: Молодцы! Задания на «Мосту распевок» , мы с вами выполнили. Всем получают по жетону. Теперь идем дальше по маршруту. Посмотрим, куда нам двигаться дальше. (Презентация). Задание звуковая картина «В весеннем саду».(Презентация Слайд № 4)
Педагог: как хорошо в весеннем саду, послушайте, поют птички. Слышите.? А давайте, вы сейчас попробуете вжиться в роль и озвучить звуковую картинку «В весеннем саду». Звуковое сопровождения к рассказу, который я буду читать. У вас нет музыкальных инструментов, вы будете использовать все, что я вам предложу. (Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги)
Я буду вам читать текст, а вы будете его сопровождать звуком. Задание понятно? Давайте попробуем. На слайде будут написаны действия, которые, вы должны выполнять, когда я читаю текст. Готовы? Начинаем нашу звуковую картинку. (Презентация Слайд № 5)
Звуковая картина «В весеннем саду». (Фонограмма)
«Идём в сад по лужам» - дети равномерно хрустят целлофановыми пакетами.
«Бежим» - хрустят в быстром темпе.
«Остановились, прислушались» - пауза.
«Завыл ветер» - голосом изобразить вой ветра.
«Зашумели ветви деревьев» - дети шуршат листами бумаги.
«Дятел стучит» - карандашами по столу.
Педагог: Молодцы, вот и озвучили наш рассказ. Вам понравилось участвовать в озвучке рассказа? (Ответы детей.) (Презентация Слайд № 6 -16.)
Педагог: двигаемся дальше по нашей карте. Посмотрите, сколько много букашек и пчелок в саду. В нашем саду есть букашки и пчелки, которые приготовили для вас различные музыкальные вопросы.За каждый правильный ответ, букашка будут приносить букву. После того, как вы ответите на все вопросы наших букашек, узнаете фамилию детского композитора, который написал очень много песен детских для мультфильмов и фильмом. Готовы, ответить на вопросы? (Ответы детей). Следующая остановка «Вопросы от букашек» . За правильный ответ получаете жетон.
Вопросы:
1.Мелодия – это-
Песня
Хоровое пение
Настроение
Музыкальная мысль, выраженная голосом или музыкальным инструментом.
2.Как называется знак молчания в музыке…
Детский спектакль
Концерт
Пауза
Тембр
3.Какие литературные произведения в древности принято было петь
Сказки
Былины
Скороговорки
Загадки
4. Фраза в музыке – это
Знак препинания
Танцевальная мелодия
Выразительное пение
Законченная музыкальная мысль
5. Песня, танец, марш – это….
Жанры музыки
Музыкальные произведения
Тембр музыки
Виды музыки
6. Руководитель симфонического оркестра
Солист
Хормейстер
Концертмейстер
Дирижёр
7. Каким бывает темп
Высоким - низким
Быстрый-медленный
Громким- тихим
Толстым-тонким
8. Как называется человек, который сочиняет музыку?
Вокалист
Исполнитель
Слушатель
Композитор
Фамилия композитора, которая получилась, Шаинский В.Я. Он писал детские песни. А что такое песня?
9. Песня – это
Хоровое пение
Ансамбль
Форма
Наиболее простая, форма вокальной музыки
(Презентация Слайд № 16.)
Педагог: определите по отрывкам из песни, какой герой поет. Соотнести с картинками из мультфильмов. Посмотрите появилось фото Шаинского В.Я.
(Презентация Слайд № 17)
Педагог: Молодцы, ответили на все вопросы. А теперь двигаемся дальше.
Давайте посмотрим, куда же дальше ведет нас карта. (Презентацию включаем.) Следующая остановка: «Дом Музыкальных инструментов».
(Презентация Слайд № 18)
Давайте вспомним, какие бываю музыкальные инструменты. Ударные, струнные, духовые. Вспомнили?
Педагог: на экране изображены картинки с музыкальными инструментами, внимательно рассмотрев рисунок, вы должны определить к какой группе инструментов относится каждый из них, и выделить лишний в каждой группе. И объяснить, почему тот или иной инструмент лишний.
Педагог: понятно задание? Внимательно смотрите. (Презентацию включаем) За правильный ответ получаете жетон. (Слайд № 19- 27)
Педагог: теперь отгадайте загадки о музыкальных инструментах
1.У какого инструмента
Есть и струны, и педаль?
Что же это? Несомненно,
Это звонкий наш … Рояль
2.Ящик на коленях пляшет –
То поёт, то громко плачет. – Баян
3.Он по виду – брат баяну,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану –
Всем знаком … Аккордеон
4.Громче флейты,
громче скрипок,
Громче труб наш великан.
Он ритмичен, он отличен,
Наш весёлый … Барабан
За правильный ответ получаете жетон.
Педагог: посмотрите на картинку и назовите инструменты.
Педагог: Молодцы, выполнили задание на остановке «Дом Музыкальных инструментов» (Презентация Слайд № 28)
А теперь, давайте немного отдохнем и проведем музыкальную игру. Выходим все ко мне.
И выполняем движения.
Физминутка
Нотки встали – дружно в гамме!
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
И затопали ногами:
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
И захлопали все вместе:
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
И запрыгали на месте:
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
За руки друг друга взяли:
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
И по кругу побежали:
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
Потом нотки снова встали:
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
И руками помахали:
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
Отдышались, подтянулись
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
На места свои вернулись:
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
(Презентация Слайд № 29)
Педагог: немного отдохнули, продолжаем путешествие по Музыкальной стране и попадаем в «Дом песни». Как вы думаете, что мы будем в этом доме делать? (Ответы детей). Конечно, будем исполнять выученные песни.
Отгадайте загадку: Слово это тёплое сердце согревает,
И без слова этого жизни не бывает.
Утром, днём и вечером я твержу упрямо
Это слово вечное, ласковое — …(мама) (Презентация Слайд № 30)
Педагог: у нас с вами есть песни, про самого главного человека в нашей жизни. Про маму. Вспомните, как правильно надо держаться на сцене. Вспомнили? (Ответы детей). Приглашаем на нашу сцену 1 класс с песней «Мамочка»,
Педагог: спасибо большое за ваше выступление, садитесь на свои места. А теперь приглашаем 2 класс с песней «Мамы разные важны» (Исполняем песни) (Презентация Слайд № 31)
Подведение итогов занятия.
Педагог: Молодцы. А теперь, посмотрите куда мы попадаем дальше по нашей карте? Правильно, на «Полянку результатов». Давайте узнаем, Какая команда пришла с наилучшим результатом. Давайте посчитаем жетоны. Каждый считает свои личные жетоны, и общее количество команды. (Считаем жетоны).
Педагог: подводим итоги путешествия.
У кого больше всего жетонов.
Какая команда набрала больше всего жетонов.
(Презентация Слайд № 32)
Рефлексия.
Педагог: поздравляем команду победителя и называем имя того, у кого сегодня больше всего жетонов. (Ф.И. победителя и команду победителя). А теперь посмотрите, у нас еще осталась остановка на карте «Река впечатлений».
Педагог: Давайте поделимся своими впечатлениями от путешествия. Ответим на некоторые вопросы.
Вам понравилось наше путешествие?
Что больше всего понравилось?
Что не получилось?
Какая остановка, по маршруту карты, была особенная для вас, почему?
На какую остановку хотелось бы вернуться еще раз и почему? (Ответы детей) (Презентация Слайд № 33)
Педагог: вот и подошло к концу наше занятие – зачет. Все большие молодцы! Давайте все вместе поаплодируем друг другу! Ну а сейчас настала пора прощаться. До свидания! (Презентация Слайд № 34)
Список литературы
1. Аверьянова, О. И. Отечественная музыкальная литература XX века : учебник для детских музыкальных школ : второй год обучения / О. И. Аверьянова. - Москва : Музыка, 2010 (cop. 2007). - 254, [1] с.
2. Аронова, Н. З. Воспитание и развитие юного музыканта : учебно-методическое пособие / Н. З. Аронова. - Петрозаводск : Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова, 2010. - 17 с.
3.Бандина, А. В. Уроки пения в школе : пособие для учителя : методическая разработка уроков во втором классе / А. Бандина. - Москва : Музыка, 1964. - 96 с.
4.Вахромеева, Т. А. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио / Т. Вахромеева. - Москва : Музыка, 2014. - 88 с.
5. Владимиров, В. Н. Музыкальная литература: для 2 класса детской музыкальной школы: учебник / В. Владимиров, А. Лагутин. - 9-е изд. - Москва: Музыка, 1986. - 156, [2] с.
6. Грошева, С. Е. Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио: учебно-методическое пособие для 1-го класса ДМШ / С. Е. Грошева; [под общей редакцией Шаймухаметовой Л. Н.]. - Уфа, 2005. - 65 с. 7. Домогацкая, И. Е. Развитие музыкальных способностей и развитие речи: к учебному курсу для детей 3-5 лет / И. Е. Домогацкая. - Москва: Классика-XXI, 2011. - 41, [1] с. - (90 поурочных планов по предметам).
8. Емельянова, Г. Учимся, играя: пособие для начинающих пианистов / Галина Емельянова. - Ростов-на-Дону, 2015. - 53 с.
9. Ефремова, М. Г. Технология формирования звуковысотного слуха учащихся ДМШ (детской музыкальной школы) : автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук : специальность 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования) / Ефремова Мария Геннадьевна. - Санкт-Петербург, 2013. - 20 с.
10. Жигалко, Е. В. Музыка, фантазия, игра: учебное пособие по ритмике, сольфеджио, слушанию музыки: Для детей 5-8 лет, Вып.1. - СПб. : Композитор, 1999. - 39 с.
11. Лихачев, Ю. Я. Авторская школа: современная методика обучения детей музыке / Ю. Лихачев. - Изд. 2-е, доп. - Санкт-Петербург: Композитор. Санкт-Петербург, 2012. - 86, [2] с.
12. Майкапар, С. М. Музыкальный слух: его значение, природа, особенности и метод правильного развития: с рисунками и нотными примерами в тексте / С. М. Майкапар. - 3-е испр. и доп. изд. - Челябинск: MPI, 2005. - 254 с.
13. Сугоняева, Е. Э. Музыкальные занятия с малышами : метод. пособие для преподавателей ДМШ / Сугоняева Е. Э. ; [редкол.: Крюкова В. В., Красникова Н. Г., Спивак С. И.]. - Ростов н/Д : Феникс, 2002. - 173 с.
14. Царёва, Н. А. Слушание музыки: методическое пособие / Н. А. Царёва. - [Москва: Престо], 2013. - 85 с.
15. Шаймухаметова, Л. Н. Играем вместе с учителем: [учебное пособие для начинающих пианистов] / Л. Н. Шаймухаметова, Е. Ю. Царева. - Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ им. Загира Исмагилова, 2013. - 47 с. 6
16. Шангутова, М. А. Воспитательные эффекты в музыкальном образовании детей / М. А. Шангутова. - Ульяновск: Ульяновский военно-технический институт, 2011. - 235, [1] с.
17. Шорникова, М. И. Музыкальная литература: музыка, ее формы и жанры: первый год обучения: учебное пособие / М. Шорникова. - Изд. 23-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 187 с.
18. Шорникова, М. И. Музыкальная литература: музыка, ее формы и жанры : второй год обучения : учебное пособие / М. Шорникова. - Изд. 20-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 284 с.
19. Яневич, С. А. Давай поиграем! Как подготовить ребенка к обучению в музыкальной школе: развитие музыкальных способностей у детей 4-6 лет: для преподавателей детских музыкальных школ / С. А. Яневич. - Санкт-Петербург: Союз художников, 2011. - 28 с.
Интернет-ресурсы для обучающихся:
1.Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ru. wikipedia.org/wiki
2.Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://classic.chubrik.ru
3.Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.music-dic.ru
4.Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/con- tents.nsf/dic _music
Приложение.
Необходимый реквизит
Пакеты (по количеству детей)
Карандаши или деревянные палочки (по количеству детей)
Листы бумаги; (по количеству детей)
Магнитофон.
Фонограммы песен «Мамы разные важны», «Мамочка»
Фонограмма в Весеннем лесу.
Фонограммы песен В.Я.Шаинского «Угадай мелодию»
Ноутбук.
Текст звуковая картина «В весеннем саду»
Проектор.
Жетоны.