12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нестерова Мария Фёдоровна25
Россия, Ростовская обл., Новочеркасск

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Новочеркасская специальная школа – интернат № 33».

 

 

 

Адаптированная рабочая программа музыкальной студии

«Слушание музыки»

 

Уровень образования: дополнительное

Количество часов: 31

Учитель Нестерова М.Ф.

 

 

Разработана на основе учебника для 1 класса Н. Царёвой «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ» ("Уроки госпожи Мелодии").

 

г. Новочеркасск

 

2017/2018 учебный год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к адаптированной рабочей программе «Слушание музыки».

1.Нормативно – правовые документы.

  - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Положение о системе оценки достижения планируемых результатов ГКОУ РО Новочеркасской специальной

   школы – интерната № 33;

-  «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ).

Программа составлена на основе:

·        -   Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» (Москва, издательство «Просвещение» - 1986 год)

·        -  Программы «Музыка» Министерства Просвещения для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ (1986 год);

·        -  Примерных требований к программам дополнительного образования детей Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства Образования и науки РФ от 11.12.2006 года № 06-1844;

  • -«Примерной программе по дисциплине «Музыкальная литература» для ДМШ и музыкальных отделений Школ Искусств». – МК РФ, М., 2004.
  • -  Иофис Б. Музыкальная литература. Примерная программа и методические рекомендации. Для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ. – М., 2004;
  • - Лагутин А. Примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература». Для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ. М., 2002.

 

Задачи:

·        воспитание художественного вкуса, интереса и любви к музыкальному искусству;

·        развитие музыкально – творческих и артистических способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти, эмоционально – эстетического восприятия действительности;

·        воспитание слушательской и исполнительской культуры учащихся; способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально – творческой деятельности;

·        воспитание ответственности и чувства коллективизма; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира;

·        духовно- нравственное, музыкально-эстетическое и патриотическое воспитание;

·        воспитание музыкального вкуса и экологической культуры учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании;

·        освоение элементарной теории, особенностей музыкального языка;

·        развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

·        формирование музыкального вкуса, разностороннее развитие вокального слуха, накопление музыкально-слуховых представлений;

·        формирование музыкальной памяти, навыков эмоциональности, выразительности;

·        воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости.

Коррекционными задачами являются:

o   развитие коммуникативных функций

o   развитие музыкальных способностей

o   развитие слуховых представлений и слухового восприятия;

o   развитие навыков сотрудничества;

o   освоение малого и большого пространства через движение под музыку;

o   развитие координации.

Общая характеристика курса.

Программа разработана на основе «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» (Москва, издательство «Просвещение» - 1986 год), а так же с учётом личного опыта составителя программы.

Направленность образовательной программы «Слушание музыки» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению — учебно-познавательной; по форме организации — кружковой; по времени реализации — трёхлетняя система дополнительного образования детей.

Содержание программы и репертуар для прослушивания подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. При наборе детей специального отбора не предполагается.

Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:

- создание дружного коллектива;

- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;

Место учебного предмета, курса, дисциплины.

          По программе «Слушание музыки» обучаются дети  в возрасте 8 – 14 лет, обладающие необходимыми музыкальными данными, имеющие музыкальный слух, достаточное физическое развитие и устойчивую психику, проявляющие интерес к данному виду творческой деятельности.

В соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком ГКОУ  РО Новочеркасской специальной

школы – интерната № 33 адаптированная рабочая программа «Слушание музыки» рассчитана  на 1 урок в неделю, 32 часа

в   год. Продолжительность урока – 40 минут.

        Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме группового занятия.

Личностные результаты:

  • Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
  • формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности к истории народа и гордости за свою Родину.
  • формирование эмоциональное отношение к искусству;
  • формирование духовно-нравственных оснований;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

Предметные результаты:

обучающиеся должны научиться:

  • элементарным способам  анализа художественно-образного содержания музыкальных произведений  в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
  • правильно определять музыкальные стили и жанры;
  • особенностям музыкального языка;
  • применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
  • определять на слух отдельные инструменты и звучащие в ансамбле;
  • выражать образное содержание музыки через пластику;
  • узнавать на слух изучаемые произведения.

Программа направлена на развитие музыкальных способностей учащихся, музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства метроритма, аналитических способностей, творческих способностей. В результате обучения формируется дисциплинированность, аккуратность, усидчивость, ответственность, собранность, трудолюбие, чувство коллективизма.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы происходит в рамках проведения устных опросов и контрольных уроков в конце каждой четверти.

 

 

Первый год обучения

 

Тематическое планирование.

№№

п\п

Содержательные линии.

Кол- во часов

Виды деятельности.

1

Тембры человеческих голосов.

8

Знакомство с видами человеческих голосов на примере шедевров музыки. Анализ произведений, узнавание на слух.

2

Виды ансамблей и хоров.

6

Голос как музыкальный инструмент. Сочетания голосов. Хоры эстрадные, оперные, церковные.

3

Язык музыки.  

6

Ритм, метр, размер. Регистры и фактура. Динамика. Штрихи. Итальянские термины, обозначающие динамику и штрихи

4

Жанры вокальной музыки.

4

Мелодия и ее разновидности. Вокальная мелодия. Речитатив. Частушка. Романс. Ария.

5

Жанры инструментальной музыки

6

Прелюдия, пьеса, этюд. Трёхчастная форма. Сонатная форма. Симфоническая поэма.

6

Итоговые уроки

4

Тотальный опрос и музыкальная викторина по пройденному материалу.

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план.

 

№№

п\п

Тема урока. Демонстрационный материал.

К-во часов

Дата

1

Тембры человеческих голосов Детские голоса. Дискант.

Итальянские песни, романсы и оперные арии в исполнении Робертино Лоретти.

1

06.09.16

2

Тембры человеческих голосов. Сопрано (колоратурное, лирическое, лирико-драматическое, меццо-сопрано)

А. Алябьев. «Соловей» (в исполнении Н. Обуховой); И. Штраус. «Сказки Венского леса». ария Снегурочки из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». ариозо Татьяны «Пускай погибну я...» из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин». хабанера Кармен из оперы Ж. Визе «Кармен».

1

13.09.16

3

Тембры человеческих голосов. Тенор (тенор-альтино, лирико-драматический).

Ариозо Звездочета из оперы Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок». песни и романсы в исполнении С. Лемешева. ария Германа «Что наша жизнь? — Игра!» из оперы П. Чайковского «Пиковая дама».

1

20.09.16

4

Тембры человеческих голосов. Контральто.

Ария Ратмира «И жар, и зной сменила ночи тень» из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила».

1

27.09.16

5

Тембры человеческих голосов. Баритон.

Каватина Фигаро «Если захочет барин попрыгать..» из оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро»; романсы и итальянские песни в исполнении М. Магомаева, Дм. Хворостовского

1

04.10.16

6

Тембры человеческих голосов. Бас. Бас-профундо.

Ария Игоря из оперы А. Бородина «Князь Игорь»; арии, романсы и песни в исполнении Ф. И. Шаляпина. Негритянские спиричуэлс в исполнении  Поля Робсона.

1

11.10.16

7

Тембры человеческих голосов. Оперные певцы на эстрадной сцене.

Тамара Гвердцетели, Муслим Магомаев, Дмитрий Хворостовский, квартет «Эль Диво»

1

18.10.16

8

Тембры человеческих голосов. Сочетания различных тембров.

Дуэты из рок-опер Рыбникова «Юнона и Авось» и «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»

1

25.10.16

9

Итоговый урок.

Музыкальная викторина на отгадывание тембров голосов.

1

01.11.16

10

Виды ансамблей и хоров. Противоречие и согласие.

Детские ансамбли и хоры.  Хор мальчиков и девочек из 1-й картины оперы П. Чайковского «Пиковая дама»; хор мальчишек из 1-го действия оперы Ж. Бизе «Кармен»;

1

15.11.16

11

Виды ансамблей и хоров. Дуэт.

дуэт Графини и Сюзанны из 3-го действия оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро»; дуэт Папагено и Папагены из оперы В. А. Моцарта «Волшебная флейта»; дуэт Орфея и Эвридики «Следуй за мной, дорогая..» из 3-го действия оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика»;.

1

22.11.16

12

Виды ансамблей и хоров. Трио и терцет.

Трио «Не томи, родимый» из 1-го действия оперы М. Глинки «Жизнь за царя»; терцет из 1-го действия оперы А. Даргомыжского «Русалка»;

1

29.11.16

13

Виды ансамблей и хоров. Квартет и квинтет.

Квартет оцепенения «Какое чудное мгновенье...» из 1-го действия оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»; квинтет контрабандистов из оперы Ж. Бизе «Кармен»;

1

06.12.16

14

Хоры (однородные и смешанные) женские и мужские.

хор девушек «Мы к тебе, княгиня...», хор бояр «Мужайся, княгиня» из 1-го действия оперы А. Бородина «Князь Игорь»; хор поселян из 4-го действия этой же оперы. Инструментальные ансамбли: дуэты для разных инструментов, трио, квартет. «Вечерняя музыка» из симфонии-действа В. Гаврилина «Перезвоны». Л. Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано F-dur,1-я часть; М. Глинка. Соната для альта и фортепиано, «Патетическое трио»; квартеты Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена.

1

13.12.16

15

Итоговый урок. Музыкальная викторина по теме четверти.

1

20.12.16

16

Язык музыки. Мелодия и ее разновидности. Вокальная мелодия.

Выразительная роль мелодии как основы музыкального образа произведения. Р. Шуман. «Во сне я горько плакал...» (из цикла «Любовь поэта»);

1

17.01.17

17

Язык музыки. Мелодия и ее разновидности. Инструментальная мелодия.

Ф. Шопен. Ноктюрн Es-dur; Инструментальная кантилена: Л. Бетховен. Романс для скрипки F-dur, В. А. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 27, 2-я ч.

1

24.01.17

18

Язык музыки.   Мелодия и ее разновидности.  Речитатив.

Речитатив Сусанина «Чуют правду...» из 4-го действия оперы М. Глинки «Жизнь за царя»; речитатив Руслана «О поле, поле...» из 2-го действия оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»;

1

31.01.17

19

Язык музыки.  Ритм, метр, размер. понятия метра как пульса и ритма как заполнения основных пульсирующих долей. ритмические формулы марша, вальса, мазурки, полонеза, польки, тарантеллы.

1

07.02.17

20

Язык музыки. Регистры и фактура.

Характеристика фактуры с точки зрения плотности, прозрачности, многослойности.

1

14.02.17

21

Язык музыки. Динамика. Штрихи.

Итальянские термины, обозначающие динамику и штрихи

1

21.02.17

22

 Жанры вокальной музыки. Песня, куплетная форма.

Ф. Шуберт. Песни «Форель», «Шарманщик», "Ave, Maria".

1

28.02.17

23

Жанры вокальной музыки. Романс, ария. Романсы русских композиторов (А. Варла-

мов, А. Гурилев, А. Алябьев, М. Глинка, А. Даргомыжский). Ария-ламенто: плач Ариадны «О, дайте мне умереть» из оперы К. Монтеверди «Ариадна». Героическая ария: ария Маноа «Тебе я прежде

славу пел» из оратории Г. Генделя «Самсон»; ария Руслана «Дай,Перун, булатный меч мне по руке» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Лирическая ария: ария Микаэлы из оперы Ж. Бизе «Кармен». Ария гнева и мести: ария Русалки из 4-го действия оперы А. Даргомыжского «Русалка».

1

07.03.17

24

Жанры вокальной музыки. Комические персонажи в опере и оперетте.

Комическая ария: ария Лепорелло  «День и ночь изволь служить» из оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан». Частушка. Народное творчество. Злободневность песенного жанра.

1

14.03.17

25

Итоговый урок  Викторина по пройденному материалу.

1

21.03.17

26

Жанры инструментальной музыки.. Прелюдия, пьеса, этюд. 

И. С. Бах. Прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» (по выбору), Хоральные прелюдии f-moll, g-moll;

1

04.04.17

27

 Жанры инструментальной музыки. Простые формы.

«Адажио» Д. Штейбельта, «Мазурка» А. Гречанинова. Форма рондо. Л. Бетховен. Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша»;

1

11.04.17

28

Жанры инструментальной музыки. Сложная трехчастная форма.

Чайковский. «Времена года» (по выбору); М. Мусоргский. «Картинки с выставки»

1

18.04.17

  29

Жанры инструментальной музыки. Сонатная форма.

В. A. Моцарт. Соната A-dur, 3-я ч.; Й. Гайдн. Соната D-dur, 3-я ч.; Симфоническая поэма. «Поэма» для скрипки с оркестром Э. Шоссона,Ю Ф.Лист «Прелюды», «Орфей», «Гамлет».

1

25.04.17

30

Жанры инструментальной музыки. Инструментальная миниатюра.

К. Дебюсси. «Детский уголок», «Доктор Gradus et Parnassum».

1

16.05.17

31

Итоговый урок. Музыкальная викторина по теме четверти.

1

23.05.17

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.