Адаптированная рабочая программа музыкальной студии «Слушание музыки»
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Новочеркасская специальная школа – интернат № 33».
Адаптированная рабочая программа музыкальной студии
«Слушание музыки»
Уровень образования: дополнительное
Количество часов: 31
Учитель Нестерова М.Ф.
Разработана на основе учебника для 1 класса Н. Царёвой «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ» ("Уроки госпожи Мелодии").
г. Новочеркасск
2017/2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к адаптированной рабочей программе «Слушание музыки».
1.Нормативно – правовые документы.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Положение о системе оценки достижения планируемых результатов ГКОУ РО Новочеркасской специальной
школы – интерната № 33;
- «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ).
Программа составлена на основе:
· - Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» (Москва, издательство «Просвещение» - 1986 год)
· - Программы «Музыка» Министерства Просвещения для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ (1986 год);
· - Примерных требований к программам дополнительного образования детей Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства Образования и науки РФ от 11.12.2006 года № 06-1844;
- -«Примерной программе по дисциплине «Музыкальная литература» для ДМШ и музыкальных отделений Школ Искусств». – МК РФ, М., 2004.
- - Иофис Б. Музыкальная литература. Примерная программа и методические рекомендации. Для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ. – М., 2004;
- - Лагутин А. Примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература». Для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ. М., 2002.
Задачи:
· воспитание художественного вкуса, интереса и любви к музыкальному искусству;
· развитие музыкально – творческих и артистических способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти, эмоционально – эстетического восприятия действительности;
· воспитание слушательской и исполнительской культуры учащихся; способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально – творческой деятельности;
· воспитание ответственности и чувства коллективизма; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира;
· духовно- нравственное, музыкально-эстетическое и патриотическое воспитание;
· воспитание музыкального вкуса и экологической культуры учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании;
· освоение элементарной теории, особенностей музыкального языка;
· развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
· формирование музыкального вкуса, разностороннее развитие вокального слуха, накопление музыкально-слуховых представлений;
· формирование музыкальной памяти, навыков эмоциональности, выразительности;
· воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости.
Коррекционными задачами являются:
o развитие коммуникативных функций
o развитие музыкальных способностей
o развитие слуховых представлений и слухового восприятия;
o развитие навыков сотрудничества;
o освоение малого и большого пространства через движение под музыку;
o развитие координации.
Общая характеристика курса.
Программа разработана на основе «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» (Москва, издательство «Просвещение» - 1986 год), а так же с учётом личного опыта составителя программы.
Направленность образовательной программы «Слушание музыки» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению — учебно-познавательной; по форме организации — кружковой; по времени реализации — трёхлетняя система дополнительного образования детей.
Содержание программы и репертуар для прослушивания подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
Место учебного предмета, курса, дисциплины.
По программе «Слушание музыки» обучаются дети в возрасте 8 – 14 лет, обладающие необходимыми музыкальными данными, имеющие музыкальный слух, достаточное физическое развитие и устойчивую психику, проявляющие интерес к данному виду творческой деятельности.
В соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком ГКОУ РО Новочеркасской специальной
школы – интерната № 33 адаптированная рабочая программа «Слушание музыки» рассчитана на 1 урок в неделю, 32 часа
в год. Продолжительность урока – 40 минут.
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме группового занятия.
Личностные результаты:
- Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
- формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности к истории народа и гордости за свою Родину.
- формирование эмоциональное отношение к искусству;
- формирование духовно-нравственных оснований;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
Предметные результаты:
обучающиеся должны научиться:
- элементарным способам анализа художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
- правильно определять музыкальные стили и жанры;
- особенностям музыкального языка;
- применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- определять на слух отдельные инструменты и звучащие в ансамбле;
- выражать образное содержание музыки через пластику;
- узнавать на слух изучаемые произведения.
Программа направлена на развитие музыкальных способностей учащихся, музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства метроритма, аналитических способностей, творческих способностей. В результате обучения формируется дисциплинированность, аккуратность, усидчивость, ответственность, собранность, трудолюбие, чувство коллективизма.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы происходит в рамках проведения устных опросов и контрольных уроков в конце каждой четверти.
Первый год обучения
Тематическое планирование.
№№ п\п |
Содержательные линии. |
Кол- во часов |
Виды деятельности. |
1 |
Тембры человеческих голосов. |
8 |
Знакомство с видами человеческих голосов на примере шедевров музыки. Анализ произведений, узнавание на слух. |
2 |
Виды ансамблей и хоров. |
6 |
Голос как музыкальный инструмент. Сочетания голосов. Хоры эстрадные, оперные, церковные. |
3 |
Язык музыки. |
6 |
Ритм, метр, размер. Регистры и фактура. Динамика. Штрихи. Итальянские термины, обозначающие динамику и штрихи |
4 |
Жанры вокальной музыки. |
4 |
Мелодия и ее разновидности. Вокальная мелодия. Речитатив. Частушка. Романс. Ария. |
5 |
Жанры инструментальной музыки |
6 |
Прелюдия, пьеса, этюд. Трёхчастная форма. Сонатная форма. Симфоническая поэма. |
6 |
Итоговые уроки |
4 |
Тотальный опрос и музыкальная викторина по пройденному материалу. |
Календарно-тематический план.
№№ п\п |
Тема урока. Демонстрационный материал. |
К-во часов |
Дата |
1 |
Тембры человеческих голосов Детские голоса. Дискант. Итальянские песни, романсы и оперные арии в исполнении Робертино Лоретти. |
1 |
06.09.16 |
2 |
Тембры человеческих голосов. Сопрано (колоратурное, лирическое, лирико-драматическое, меццо-сопрано) А. Алябьев. «Соловей» (в исполнении Н. Обуховой); И. Штраус. «Сказки Венского леса». ария Снегурочки из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». ариозо Татьяны «Пускай погибну я...» из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин». хабанера Кармен из оперы Ж. Визе «Кармен». |
1 |
13.09.16 |
3 |
Тембры человеческих голосов. Тенор (тенор-альтино, лирико-драматический). Ариозо Звездочета из оперы Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок». песни и романсы в исполнении С. Лемешева. ария Германа «Что наша жизнь? — Игра!» из оперы П. Чайковского «Пиковая дама». |
1 |
20.09.16 |
4 |
Тембры человеческих голосов. Контральто. Ария Ратмира «И жар, и зной сменила ночи тень» из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила». |
1 |
27.09.16 |
5 |
Тембры человеческих голосов. Баритон. Каватина Фигаро «Если захочет барин попрыгать..» из оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро»; романсы и итальянские песни в исполнении М. Магомаева, Дм. Хворостовского |
1 |
04.10.16 |
6 |
Тембры человеческих голосов. Бас. Бас-профундо. Ария Игоря из оперы А. Бородина «Князь Игорь»; арии, романсы и песни в исполнении Ф. И. Шаляпина. Негритянские спиричуэлс в исполнении Поля Робсона. |
1 |
11.10.16 |
7 |
Тембры человеческих голосов. Оперные певцы на эстрадной сцене. Тамара Гвердцетели, Муслим Магомаев, Дмитрий Хворостовский, квартет «Эль Диво» |
1 |
18.10.16 |
8 |
Тембры человеческих голосов. Сочетания различных тембров. Дуэты из рок-опер Рыбникова «Юнона и Авось» и «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» |
1 |
25.10.16 |
9 |
Итоговый урок. Музыкальная викторина на отгадывание тембров голосов. |
1 |
01.11.16 |
10 |
Виды ансамблей и хоров. Противоречие и согласие. Детские ансамбли и хоры. Хор мальчиков и девочек из 1-й картины оперы П. Чайковского «Пиковая дама»; хор мальчишек из 1-го действия оперы Ж. Бизе «Кармен»; |
1 |
15.11.16 |
11 |
Виды ансамблей и хоров. Дуэт. дуэт Графини и Сюзанны из 3-го действия оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро»; дуэт Папагено и Папагены из оперы В. А. Моцарта «Волшебная флейта»; дуэт Орфея и Эвридики «Следуй за мной, дорогая..» из 3-го действия оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика»;. |
1 |
22.11.16 |
12 |
Виды ансамблей и хоров. Трио и терцет. Трио «Не томи, родимый» из 1-го действия оперы М. Глинки «Жизнь за царя»; терцет из 1-го действия оперы А. Даргомыжского «Русалка»; |
1 |
29.11.16 |
13 |
Виды ансамблей и хоров. Квартет и квинтет. Квартет оцепенения «Какое чудное мгновенье...» из 1-го действия оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»; квинтет контрабандистов из оперы Ж. Бизе «Кармен»; |
1 |
06.12.16 |
14 |
Хоры (однородные и смешанные) женские и мужские. хор девушек «Мы к тебе, княгиня...», хор бояр «Мужайся, княгиня» из 1-го действия оперы А. Бородина «Князь Игорь»; хор поселян из 4-го действия этой же оперы. Инструментальные ансамбли: дуэты для разных инструментов, трио, квартет. «Вечерняя музыка» из симфонии-действа В. Гаврилина «Перезвоны». Л. Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано F-dur,1-я часть; М. Глинка. Соната для альта и фортепиано, «Патетическое трио»; квартеты Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. |
1 |
13.12.16 |
15 |
Итоговый урок. Музыкальная викторина по теме четверти. |
1 |
20.12.16 |
16 |
Язык музыки. Мелодия и ее разновидности. Вокальная мелодия. Выразительная роль мелодии как основы музыкального образа произведения. Р. Шуман. «Во сне я горько плакал...» (из цикла «Любовь поэта»); |
1 |
17.01.17 |
17 |
Язык музыки. Мелодия и ее разновидности. Инструментальная мелодия. Ф. Шопен. Ноктюрн Es-dur; Инструментальная кантилена: Л. Бетховен. Романс для скрипки F-dur, В. А. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 27, 2-я ч. |
1 |
24.01.17 |
18 |
Язык музыки. Мелодия и ее разновидности. Речитатив. Речитатив Сусанина «Чуют правду...» из 4-го действия оперы М. Глинки «Жизнь за царя»; речитатив Руслана «О поле, поле...» из 2-го действия оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»; |
1 |
31.01.17 |
19 |
Язык музыки. Ритм, метр, размер. понятия метра как пульса и ритма как заполнения основных пульсирующих долей. ритмические формулы марша, вальса, мазурки, полонеза, польки, тарантеллы. |
1 |
07.02.17 |
20 |
Язык музыки. Регистры и фактура. Характеристика фактуры с точки зрения плотности, прозрачности, многослойности. |
1 |
14.02.17 |
21 |
Язык музыки. Динамика. Штрихи. Итальянские термины, обозначающие динамику и штрихи |
1 |
21.02.17 |
22 |
Жанры вокальной музыки. Песня, куплетная форма. Ф. Шуберт. Песни «Форель», «Шарманщик», "Ave, Maria". |
1 |
28.02.17 |
23 |
Жанры вокальной музыки. Романс, ария. Романсы русских композиторов (А. Варла- мов, А. Гурилев, А. Алябьев, М. Глинка, А. Даргомыжский). Ария-ламенто: плач Ариадны «О, дайте мне умереть» из оперы К. Монтеверди «Ариадна». Героическая ария: ария Маноа «Тебе я прежде славу пел» из оратории Г. Генделя «Самсон»; ария Руслана «Дай,Перун, булатный меч мне по руке» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Лирическая ария: ария Микаэлы из оперы Ж. Бизе «Кармен». Ария гнева и мести: ария Русалки из 4-го действия оперы А. Даргомыжского «Русалка». |
1 |
07.03.17 |
24 |
Жанры вокальной музыки. Комические персонажи в опере и оперетте. Комическая ария: ария Лепорелло «День и ночь изволь служить» из оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан». Частушка. Народное творчество. Злободневность песенного жанра. |
1 |
14.03.17 |
25 |
Итоговый урок Викторина по пройденному материалу. |
1 |
21.03.17 |
26 |
Жанры инструментальной музыки.. Прелюдия, пьеса, этюд. И. С. Бах. Прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» (по выбору), Хоральные прелюдии f-moll, g-moll; |
1 |
04.04.17 |
27 |
Жанры инструментальной музыки. Простые формы. «Адажио» Д. Штейбельта, «Мазурка» А. Гречанинова. Форма рондо. Л. Бетховен. Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша»; |
1 |
11.04.17 |
28 |
Жанры инструментальной музыки. Сложная трехчастная форма. Чайковский. «Времена года» (по выбору); М. Мусоргский. «Картинки с выставки» |
1 |
18.04.17 |
29 |
Жанры инструментальной музыки. Сонатная форма. В. A. Моцарт. Соната A-dur, 3-я ч.; Й. Гайдн. Соната D-dur, 3-я ч.; Симфоническая поэма. «Поэма» для скрипки с оркестром Э. Шоссона,Ю Ф.Лист «Прелюды», «Орфей», «Гамлет». |
1 |
25.04.17 |
30 |
Жанры инструментальной музыки. Инструментальная миниатюра. К. Дебюсси. «Детский уголок», «Доктор Gradus et Parnassum». |
1 |
16.05.17 |
31 |
Итоговый урок. Музыкальная викторина по теме четверти. |
1 |
23.05.17 |