Индивидуальный образовательный маршрут к программе «Чарующий мир музыки» (10 класс)
Средняя общеобразовательная школа № 22 поселка Беркакит Нерюнгринского района
«Рассмотрено»
На заседании МО педагогов ДО протокол № от « » 2016 г руководитель МО _______________ (подпись) /Браун Н.Г. / (ФИО) |
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР __________________ (подпись)
/Малясова С.В. / (ФИО) «___» ____ 20 16_ г. |
«Утверждено»
Приказ № от « » 20 16 г. Директор СОШ№22_____________ (подпись) /_Суханов И.В../ (ФИО) м. п. |
Индивидуальный образовательный
Маршрут
К дополнительной общеразвивающей программе
«Чарующий мир музыки»
Обучающейся СОШ № 22
Марченко Надежды– 15 лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составительСаенко Виктория Степановна
педагог дополнительного образованияп. Беркакит
2016 г.
Пояснительная записка
На современном этапе обновления образовательного процесса в организации дополнительного образования характерной чертой является ориентация на максимальную индивидуализацию развития ребёнка под руководством педагога дополнительного образования. Реализация данного подхода осуществляется посредством разработки индивидуальных образовательных маршрутов.
Дополнительное образование дает большие возможности для развития детской одаренности. Ведь, чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание. Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.
Данный образовательный маршрут актуален, так как проблемы развития и воспитания детского голоса в вокальном искусстве стоит сегодня очень остро. Потому как появилось большое количество вокальных студий, коллективов, всевозможных конкурсов, фестивалей и время предъявляет к детскому голосу очень высокие требования.
Актуальность заключается в оригинальном сочетании психологических, художественных, физических и социальных условий для развития творческой деятельности обучающихся. Современные жизненные условия выдвигают свои требования: быть инициативными; нестандартно мыслящими; быть ориентированными на лучшие результаты.
Выбор того или иного индивидуального маршрута определяется комплексом факторов: особенностями, интересами и потребностями самого ребёнка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; возможностями удовлетворить образовательные потребности одарённой личности; ресурсными возможностями.
Индивидуальный образовательный маршрут- это программа образовательной деятельности обучающегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способностей ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности.
Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту основана на следующих принципах:
-индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности педагога и учащегося;
- вариативность программ, учебных курсов, что позволяет реализовать образовательные потребности учащихся, их родителей.
Цель индивидуального образовательного маршрута: создание условий для формирования личностного ипрофессионального самоопределения одарённого ребёнка посредством вокального искусства.
Задачи индивидуального образовательного маршрута:
Обучающие:
совершенствовать знания о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра, приёмах стилизации эстрадной песни;
овладеть более глубокими навыками вокальной культуры исполнения (передача голосом внутреннего эмоционального состояния), навыками сценического мастерства;
-обучить исполнению произведения в различных стилях (на иностранномязыке), пониманию идеи музыкального произведения и выражению его образа и эмоциональной глубины.
Развивающие:
- способствовать развитию сценической речи, образного мышления через
пластику и ритмику, импровизацию, эмоциональное раскрепощение;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
-развить вокальную технику в джазовой манере исполнения «глиссандо», «мелизмы», «форшлаги».
Воспитательные:
-повысить роль самостоятельной творческой работы педагога и обучающегося, реализуя творческий проект;
воспитывать социально-ценностное отношение к культурному наследию вокально-сценического искусства,
повысить мотивацию к концертной деятельности, формировать профессиональное самоопределение;
Ожидаемые результаты индивидуального образовательного маршрута
Знать:
историю современной музыки, стилевые особенности вокального эстрадного жанра, приёмы стилизации в контексте эстрадной песни;
знать правила охраны голоса в предмутационный период;
основные приёмы постановки мюзикла.
Уметь:
повысить уровень вокального исполнительства, свободно использовать дополнительные регистры — фальцетный, свистковый (флажолетный), смену тембровых оттенков голоса;
чисто исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;
- стимулировать потребность к творческому самовыражению обучающихся,
способствовать приобретению их социального опыта в процессе деятельности.
Навыки:
овладеть навыком сценической культуры- голосом, мимикой и телом;
владеть техникой исполнения произведений на иностранном языке в джазовой манере пения;
самостоятельно импровизировать и сочинять мелодии на заданные темы, композиции песен, осуществлять постановку мюзикла.
Индивидуальный образовательный маршрут
5-год обучения
Марченко Надежда Андреевна, обучающейся творческого объединения вокальной студии «Солнышко». Срок реализации образовательного маршрута– 2016 – 2017 учебный год, 144 часа – 2 раза в неделю по 2 часа, возраст обучающейся - 15 лет.
Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие одаренного ребенка, направлен на преодоление трудностей и создание максимально благоприятных условий для развития творческой личности.
Характеристика личностных качеств
За годы обучения Надежда зарекомендовала себя только с положительной стороны. Она старательная, внимательная, дисциплинированная, аккуратная, любознательная девочка. Жизнерадостность, оптимизм, открытость, дружелюбие, умение отстаивать свои взгляды и убеждения - отличительные черты характера Марченко Надежды. Она творчески развитая личность, ориентированная на успех, максимально адаптированная к современным условиям.
За время обучения Надежда проявила высокое профессиональное мастерство. Она овладела вокально-техническими умениями и навыками, освоила основы вокального исполнительства, знания по музыкальной грамоте. Надежда успешно выступала на концертах, конкурсах разного уровня, интернет-конкурсах и являлась победителем.
Учебный план 5 года обучения
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Формы аттестации/ Контроля |
|||
всего |
теор |
практ |
||||
Введение в курс индивидуального образовательного маршрута «Путь к у успеху» |
1 |
1 |
- |
Собеседование |
||
Раздел1«Вокал-искусство пения» |
Дискуссия, игра |
|||||
I. |
1.1. Секреты вокального мастерства. 1.2. «Новая волна». Диагностика знаний и умений обучающихся. 1.3. История современной музыки. Современные жанры и направления в эстрадной музыке. 1.4.Охрана певческого голоса в период мутации. |
5 |
1 1 1 1 |
- 1 - - |
||
Раздел 2 «Слушание музыки» |
Презентация, творческая работа |
|||||
II. |
2.1. История джаза. Стилевые особенности джазовой музыки. Вокальные композиции Б.Смита, Л.Амстронга, Д.Гершвина. |
1 |
- |
1 |
||
Раздел 3 «Вокально-техническая работа( многоголосие)» |
Дискуссия, смотр знаний, умений |
|||||
III. |
3.1. Ансамблевое многоголосное пение. Разновидности вокальных ансамблей. 3.2. Бэк –вокал и его роль в эстрадном жанре. 3.3. Разучивание вокального произведения по нотам. 3.4 Эстрадная манера исполнения. Мелодическое движение в песне. 3.5. Вокальная работа над певческим дыханием в песне. 3.5.Вокальная работа над певческим дыханием в песне. |
9 |
1 1 - - - |
- - 2 3 2 |
||
Раздел 4 «Сольфеджио» |
Викторина |
|||||
IV. |
4.1. Мелизмы. Чтение с листа вокальных упражнений. 4.2. Гармония в музыке, функциональная и красочная стороны гармонии. Септаккорды и их обращения. |
5 |
1 1 |
2 1 |
||
Раздел 5 «Вокально-техническая работа ( многоголосие)» |
Зачёт |
|||||
V. |
5.1. Штриховые приёмы, звукоизвлечение и звукообразование в песне. Работа над подвижностью и гибкостью голоса. 5.2. Артикуляция и дикция в ансамбле. 5.3. Гармонический и мелодический строй в ансамбле. 5.4. Вокальный ансамбль, особенности и приёмы исполнения. |
24 |
- - - - |
6 6 6 6 |
||
Раздел 6«Вокально-техническая работа ( многоголосие) |
Творческий отчёт Отчёт |
|||||
VI. |
6.1. Художественное исполнение ансамбля. 6.2. Работа над фонограммой. Работа с микрофоном. |
11 |
- - |
6 5 |
||
Раздел 7 «Сценическая культура» |
Занятие –конкурс |
|||||
VII. |
7.1Сценическая культура певца-вокалиста. 7.2. Сценический образ и вокальное исполнение. |
4 |
1 - |
- 3 |
||
Раздел 8 «Сольфеджио» |
Нотограмма |
|||||
VIII. |
8.1. Правописание гамм –D-dur, h-moll, A-dur, fis-moll. Трезвучия всех ступеней лада. 8.2.Увеличенные и уменьшенные интервалы. |
4 |
1 - |
2 1 |
||
Раздел 9 Работа над творческим проектом «Мастерская мюзикла» (Вокально-техническая работа - двухголосье) |
Смотр знаний, умений, презентация |
|||||
IX. |
Песни зарубежных композиторов. 9.1. Мюзикл- жанр музыкально-сценического искусства.История развития. 9.2. Особенности мюзикла, его разновидности. 9.3. Разучивание английской песни по нотам. 9.4. Вокальная работа над чистым интонированием и звуковедением. 9.5.Певческое дыхание в песне. 9.6.Артикуляция и дикция в песне. |
34 |
1 1 - - - - |
- - 6 10 6 10 |
||
Раздел 10 «Слушание музыки» (Продолжение творческого проекта «Мастерская мюзикла») |
Презентация творческая работа |
|||||
X. |
10.1. Западноевропейская музыка современной эстрады. |
1 |
1 |
|||
Раздел 11 «Вокально-техническая работа (двухголосье)» (Продолжение творческого проекта «Мастерская мюзикла») |
Зачёт |
|||||
XI. |
Песни зарубежных композиторов. 11.1. Гармонический строй в двухголосии. 11.2. Формирование тембрового ансамбля. 11.3.Раскрытие художественного содержания и выявление стилистических особенностей песни. 11.4.Работа над фонограммой песни. Работа с микрофоном. |
32 |
- - -
- |
9 11 6 6 |
||
Раздел 12 «Сценическая культура» (Продолжение творческого проекта «Мастерская мюзикла») |
Творческий Отчёт |
|||||
XII. |
12.1.Жесты как важное средство выразительности. Импровизация в джазовой композиции. 12.2.Сценический имидж композиции. Постановка мюзикла. |
9 |
- - |
3 6 |
||
Раздел 13 «Сценическое искусство» (Защита творческого проекта «Мастерская мюзикла») |
Творческий проект, отчётный концерт |
|||||
XIII. |
13.1. «Таланты звёзд». Диагностика знаний, умений, навыков. 13.2. «Звёзды зажигают».Отчётный концерт. Премьера мюзикла. |
4 |
1 - |
1 2 |
||
Итого: |
144 |
В результате обучения по индивидуальному образовательному маршруту в 2016-2017 учебном году обучающаяся показала следующие результаты
Карта отслеживания результатов индивидуального обучения
№ п\п |
Ф.И.О. учащегося, дата рождения |
Название программы, год обучения |
Результат (участие учащегося в конкурсных мероприятиях различного уровня) |
|||
Муниципальный уровень |
Региональный уровень |
Всероссийский уровень |
Международный уровень |
|||
1. |
Марченко Надежда Андреевна 19.05.2002г. |
Дополни тельная образова тельная общеразвиваю щая програм ма « Чарующий мир музыки» Vгод обучения |
2016 г.- Районный конкурс хоров «Любимые песни, с любимых фильмов»- диплом 1степени; |
2016 г.- III Республиканский конкурс-фестиваль «Первые шаги», В рамках III Международного фестиваля «Бриллиантовые нотки»- Лауреат 2 степени; |
2017г.- Всероссийский дистанционный конкурс эстрадных исполнителей и коллективов «Голос России» г. Краснодар- диплом 2 степени. |
2017г.- 1 Международный онлайн- конкурс творчества «Art world » , в номинации «Вокал» . г. Москва- диплом 1 степени. |
2016 г.- I Пасхальный фестиваль "Пасхальный звон 2016"- диплом 3 степени; |
2018 г.- IV Республиканский конкурс-фестиваль «Первые шаги», В рамках IV Международного фестиваля «Бриллиантовые нотки»- Лауреат 2 степени; |
2017г- Международный творческий конкурс «Солнечный свет», исследовательский проект «Поп музыка» - диплом 1 степени, номинация «Вокальное и музыкальное творчество». |
||||
2016 г. Районный фестиваль молодежи "Молодая весна"- сертификат; |
||||||
2016г.- Поселковый фестиваль детского творчества "Звездочки Беркакита"- лауреат |
||||||
2017 г.- Смотр-конкурс "Гимназическая весна-2017»- сертификат; |
||||||
2017 г.- II Пасхальный фестиваль "Пасхальный звон»- диплом 1 степени; |
||||||
2017 г.- Районный конкурс патриотической песни, посвященный 72 – годовщине ВОВ. – диплом. |
||||||
2017г- Муниципальный этап IV смотра- конкурса по реализации проекта « Музыка для всех» - сертификат.. |
||||||
2017г.- Поселковый фестиваль детского творчества "Звездочки Беркакита"- лауреат |
Индивидуальный образовательный маршрут реализуется через
различные формы организации деятельности учащихся:
- Индивидуальные занятия помогают закрепить или повторить изученный материал. Дети работают самостоятельно, выполняя задание, проверяются знания и умение применить его в упражнениях;
- Творческие отчёты и концерты активизируют познавательную и творческую деятельность учащегося, способствуют повышению уровня профессионального мастерства.
- Проектная деятельность позволяет развивать у учащихся системное мышление, усиливать практическую ориентацию в обучении, стимулировать творческую активность обучающихся. Учащиеся учатся самостоятельно представлять имеющиеся у них знания и умения в новой ситуации, видеть новые проблемы в знакомой ситуации и находить различные способы их решения.
Все занятия и оценка деятельности, достижения фиксируются в карте индивидуального – маршрута.
Требования к учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательного процесса
Для реализации данного индивидуального образовательного маршрута должны использоваться следующее материально-техническое оснащение:светлое, просторное помещение, с хорошей акустикой, звукоизоляцией и вентиляцией, фортепиано, стулья, скамейки, зеркало, декорации, костюмы, сборники с нотным материалом; учебные принадлежности: тетрадь, авторучка, карандаш, ластик, нотная тетрадь; техническое оснащение: музыкальный центр, компьютер, проектор, экран, микрофон, DVD-проигрыватель, электроаппаратура, записи фонограмм в режиме «+» и «-» ,записи аудио, видео, формат CD,MP3, записи выступлений, концертов.
Индивидуальный образовательный маршрут позволяет: усилить проблемный характер содержания обучения, связанный с апробированием, экспериментированием в рамках образовательной программы; формировать портфолио учащегося; сосредоточить контрольно-оценочную деятельность педагога на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы.
Виктория Степановна считает, что работа с индивидуально - образовательными маршрутами реализует право обучающегося на выбор темпов работы, форм обучения. И несомненно, личностно-ориентированный подход к обучающемуся раскрывает его как артиста, подчеркивает его индивидуальность. Он становится художником на сцене, оставляя частицу души в сердцах зрителей и выходит на новую ступень музыкального и личностного развития.
Карта индивидуального сопровождения ребёнка
Наименование учреждения
Сведения о ребёнке
Ф.И.О.____________________________________________
Дата рождения _____________________________________
Адрес _____________________________________________
Краткая характеристика ребёнка, его интересы и увлечения
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Информация для контакта с родителями
Мать (Ф.И.О., контактный телефон, e-mail)
__________________________________________________________________
Отец (Ф.И.О., контактный телефон, e-mail) ____________________________________________________________
Другое лицо, участвующее в воспитании (степень родства, Ф.И.О., контактный телефон, e-mail) ____________________________________________________________
Литература
Для педагога:
1. Л.Абидова «История джаза и современных музыкальных стилей»,
«ТуронИкбол», 2007г.
2.Е.А.Гальцова «Детско-юношеский театр мюзикла»: «Учитель»,2009г.
3.Н.Б.Гонтаренко «Сольное пение. Секреты вокального мастерства»:
«Музыка», 2006г.
4.Н.В.Панова «Конспекты по элементарной теории музыки»: Москва,2010г.
5.Л.В. Романова. «Школа эстрадного вокала», М.: «Музыка»,2012г.
6.У.Сарджент «Джаз»,М.: « Музыка»,2012г..
7.Н.С.Лейтеса «Психология одарённости детей и подростков», М.: 2000;
8.Т.Вечирко «Методические основы построения индивидуальных траекторий учащихся, планирования и оперативного управления учебным процессом в соотвествии с требованиями ФГОС», М.: 2013г.
Информационные ресурсы:
1.https://infourok.ru/primernie-trebovaniya-k-razrabotke-programm-iindividualnih-marshrutov-v-dodim-418270.htmlПримерные требования к
дополнительным общеобразовательным программам и составлению
индивидуальных маршрутов обучения; 2.http://easyen.ru/load/dopolnitelnoe_obrazovanie/dop_obr/individualnyj_marshrut_obuchajushhegosja_studii_ehstradnogo_vokala_orfej/486-1-0-17222
Индивидуальный образовательный маршрут обучающихся студии эстрадного вокала;
3.https://www.youtube.com/watch?v=jS0IvSDYeKk&index=1&list=PLs__Yie1dJ7Xlb6_ISl4q_8NApPeAihBmКак научиться петь красиво
4. http://sovetv.ru/8236-kak-nauchitsya-pet-poshagovaya-instrukciya-uroki-vokala.html Как научиться петь по английски
5.https://www.youtube.com/watch?v=ZiXX1S5-VdY Школа мюзикла
Для детей:
1.Г.Н. Абрамян «Солнечный круг», Москва: Музыка,2008г .
2.Г.В. Ивашева «Твой друг музыка», Санкт-Петербург:Просвещение, 2007г .
3.Н.В.Кирьянова «История мировой литературы и искусства», М.: Наука, 2006.
4.Р.Ж.Кузьгов «Основы эстрадного вокала», сборник упражнений.-
Павлодар, 2012г.
5.Э.Г.Кузнецова «Игры, викторины, праздники», Москва: Просвещение,2010г.
6.Т.А. Москалёва «Музыка вокруг», Москва: Музыка,2012г.
Е.В. Сокольский «Мой парус. - Иваново»: Просвещение, 2010г.
Директор СОШ № 22 Суханов И.В.
23.05.2018г.