Материал на проверке

« Комплексная работа с текстом»

0
0
Материал опубликован Сегодня в 15:59 в группе

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе по смысловому чтению

по теме « Комплексная работа с текстом»

Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знаний

Цели урока:

Обучающие: Развитие навыков самостоятельной работы с текстом.

Задачи: 1. Формировать умение применять на практике знания о структуре текста.

2.Развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать полезную

информацию.

3. Обогащать словарный запас языка.

Развивающие: 1. Развитие чувства языка посредством анализа текста.

2.Развитие учебно-информационных и коммуникативных умений.

3. Развитие умения давать самооценку своей деятельности.

Воспитательные: 1. Формировать личностно-ценностное отношение к прошлому и настоящему своей Родины.

2.Содействовать воспитанию интереса к урокам русского языка.

Оборудование: учебник, компьютер, раздаточный материал

Планируемые результаты: предметные – проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают и соблюдают нормы русского литературного языкм; знают признаки текста, определяют в учебнике, понимают основную мысль текста и находят языковые особенности текста.

Метапредметные:

- Личностные - выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося

- Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения

- Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.

- Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.


ХОД УРОКА

Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

- Добрый день, ребята!

Прозвенел звонок, начинается урок! Как вы показываете знаком любовь? Итак, с большой любовью ко всем и всему, с хорошим настроением начнем наш урок

(Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться)

2. Стадия вызова

2.Мотивация урока. (Вступительное слово учителя).


Тема -

_Значит мы сегодня будем работать с текстом. Но углубим наше понятие и назовем тему урока « Комплексная работа с текстом»


Цель - Какие затруднения могут возникнуть при работе с текстом?

- что нам необходимо выяснить?

- (ребята говорят: определять главную мысль в тексте, языковые особенности текста, тип текста и т.д.)

- Правильно. т.е будем учиться развивать навыки самостоятельной работы с текстом.

3.А теперь проверим домашнее задание. На прошлом уроке мы говорили об имени существительном хлеб. Что вы узнали об этом слове? Слово группам.

4. Сегодня на уроке мы познакомимся с текстом М Алексеева «Слово о хлебе».

Ваша задача: осмысленно прочитать текст, выполнить комплексную работу с данным текстом, заполнить таблицу

5.Работа с текстом. Ученик читает текст.

Прочитайте выразительно текст.

«Слово о хлебе»

1. Хлеб… 2. Богат наш язык, сотни тысяч слов вмещает. 3. Но попробуйте отыскать в нем еще одно слово, столь же насущное, чаще других употребляемое, столь многозначное. 4. Разве что слово “земля”. 5. И недаром наши деды и прадеды в известном речении поставили их рядом: земля – матушка и хлеб- батюшка…

6. Века и века хлеб был как бы синонимом самой жизни. 7. Мы и по сей день говорим: “заработать на хлеб”, но подразумеваем под этим вовсе не один лишь хлеб как таковой, а весь наш жизненный достаток.

8. “Хлеб - всему голова”,- гласит старинная народная мудрость. 9. Сколь ни думай, лучше хлеба ничего не придумаешь. 10. “Хлеб на стол – престол, а хлеба ни куска и стол – доска”.

11. Поклонимся же человеку, вырастившему хлеб, и будем честны и совестливы перед его великим и скромным подвигом одновременно. Перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб…. 12. А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба”. (М. Алексеев)

6. Комментарий учителя: Давайте определим роль заглавия в тексте.

(В названии есть определение жанра, который использовался в древнерусской литературе. Словами назывались в древнерусской литературе поучения и послания.

( Слово “хлеб” в названии показывает глубокое уважение автора к хлебу и человеку его вырастившему)

7. Работа в группах

Таблица №1. Обоснуйте и впишите

Задание №1

1.Тема текста


2.Главная мысль текста


3.Тип текста


4. Стиль речи текста


Задание №2

Определите языковые особенности текста:

Однозначное или многозначное слово «хлеб»?


Сколько лексических значений у слова «хлеб»? Обоснуйте (устно)

Хлеб-это…

Хлеб-это…

Хлеб-это

Хлеб-это…

Найдите в тексте и выпишите синонимы к слову «хлеб» Почему эти слова синонимы?








Таблица №2

Задание №1. Составьте план текста и впишите

1.


2.


3.


4.


Задание №2

Выпишите из текста пословицы, выражения и объясните их(устно). Какой смысл в них?














Таблица №3

Задание №1 Составьте вопросы по данному тексту

1.


2.


3.




Задание №2

Назовите произведения литературы, где присутствует слово «хлеб»?(впишите в таблицу)

Сравните отношение к хлебу героев в этих произведениях. Обоснуйте (устно)













1 группа. Задание № 1. 1.Определите тему текста

2.В каких строках абзаца мы можем определить главную мысль

текста?

3.Тип текста (повествование, описание, рассуждение)

.4. Стиль речи рассказа (разговорный, научный, художественный,

официально-деловой, публицистический)

Задание №2 -Хлеб –имя существительное. Однозначное или многозначное?

- Сколько лексических значений у слова «хлеб»? Докажите.

-Найдите в тексте и выпишите синонимы к слову «хлеб». Почему эти слова синонимы?

2 группа Задание №1 .Составьте план текста

Задание №2 Выпишите пословицы, поговорки и выражения из текста и объясните их.

1).Какой вывод можно сделать из этих пословиц, поговорок и выражений? ( У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. В народных пословицах и поговорках отразилось любовное отношение к хлебу. Недаром его называют «Хлеб - наш батюшка».

2). Откуда идёт такое доброе, уважительное отношение к хлебу? (Хлеб трудно выращивать и убирать).

3 группа Задание №1 1.Составьте вопросы по данному тексту. (зачитывают и другие группы на них отвечают)

Задание №2 Прочитайте отрывок: «… А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба”

1.Назовите произведения литературы, где присутствует слово «хлеб»? (Паустовский «Теплый хлеб», Астафьев «Васюткино озеро», Некрасов «Крестьянские дети» и др.

2. О каком отношении к хлебу повествуется в этих рассказах? (Паустовский «Теплый хлеб», (неуважительное отношение к хлебу проявил Филька в эпизоде с конем, но «теплый хлеб» помог растопить лед в сердце равнодушного мальчика); )»Васюткино озеро»,(хлеб стал спасением от гибели Васютки и средством выживания человека, оказавшегося в беде) 3.Сравните отношение к хлебу героев в этих произведениях.

Задание №3 для всех групп:

1. Много пословиц и поговорок посвятил народ хлебу. Продолжите пословицу:

- Хлеб да вода… крестьянская ….

- Хлеб да соль, и обед ….

- Хлеб – батюшка, водица – ….

- Палата бела, а…без хлеба в ней ….

- Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш ….

- Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска – и стол ….

- Без хлеба, без соли худая ….

- Хлеба ни куска, так и в тереме ….

- Покуда есть хлеб да вода..., всё не ...

- Не будет хлеба , … не будет и …

8.Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали в группах. О чем заставляет задуматься этот рассказ? (уважительно относиться к хлебу и рукам, вырастившим его)

(Каждая группа выступает, анализирует, делает выводы.(у крестьян всегда было почтительное отношение к хлебу, к труду, к землепашцу, к людям, кто непосильным трудом выращивал хлеб)

9. Ребята! Я предлагаю вам посмотреть документальные кадры фильма «Блокадный Ленинград».

10. Вопросы: 1. Выскажите свое мнение об увиденном.

(Какую роль сыграл хлеб во время Великой Отечественной войны? О чем заставляет задуматься людей, не испытывающих голода? )

(Благодаря хлебу народ победил врага. Хлеб был единственным спасением во время голодных военных лет.)

(Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему-125г. хлеба, рабочему- 200г. (показать кусочек в 125г) и ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека).

11. .Каждая группа выступает, анализирует. У доски каждая группа

составляет план комплексной работы с текстом.

12. Кластер. Итак, подведем итог нашей с вами работы.

- Выберите понятия, с которыми вы работали на уроке.

13.Вывод. Завершить урок мне хотелось бы словами поэта Н. Агеева :

Я хлеб люблю, когда он на корню.

Звенит колосьями янтарно…

Я перед ним колени преклоню,

Как землепашец, благодарно.

Хлеб на корню – ещё не хлеб.

Он хлебом будет лишь в сусеке.

И всё ж, каким был в поле хлеб,

Судили в старину о человеке.

- Так с любовью поэты и писатели воспевают хлеб – самое святое в жизни человека.

-Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.

14.Рефлексия. Ребята, оцените свою работу на уроке 1 мин. (Поднимите руки)

«5» - все понял, активно работал, делал выводы

«4» - было сложно, затруднялся делать выводы, но старался работать

«3»- есть вопросы, нужно повторить

15. Домашнее задание. На выбор учащихся:

1.Сочинить четверостишие о хлебе.

2. Написать сочинение «Как в моей семье относятся к хлебу?»

3. Написать мини-сочинение по просмотренному документальному фильму.

19. Спасибо за урок, ребята!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.