" Наглядная геометрия"
Рабочая программа факультативного курса «Наглядная геометрия»
учителя МБОУ СОШ №189
Вершининой Татьяны Сергеевны
(5-6 классы)
Пояснительная записка
Исторически и генетически геометрическая деятельность является первичной интеллектуальной деятельностью человека в целом и каждого человека в отдельности.
Геометрия – это не только раздел математики, школьный предмет, это прежде всего феномен общечеловеческой культуры, являющийся носителем собственного метода познания мира.
Геометрическое мышление в своей основе является разновидностью образного, чувственного мышления, что функционально присуще правому полушарию головного мозга; по мере развития геометрического мышления происходит возрастание логической составляющей и соответственно роля левого полушария. Отсюда важность геометрии в непосредственно физиологическом смысле и особенно для детей в возрасте 8 – 12 лет с доминирующем развитием правого полушария. Есть основания считать, что таких детей отнюдь не меньшинство.
Занятия геометрией способствуют развитию интуиции, воображения и других важнейших качеств, лежащих в основе любого творческого процесса.
Геометрия обладает целым рядом качеств, присущих предметам гуманитарного цикла, и в определенном смысле является самым гуманитарным из негуманитарных предметов. Геометрия располагает огромными возможностями для эмоционального, эстетического и духовного развития человека.
Одной из задач математики является задача заинтересовать, привлечь внимание всех школьников, обладающих каким-то типом математических способностей, а для этого необходимо показать им математику во всей ее многогранности, акцентируя внимание на интересных, занимательных темах. Математическое развитие ученика в этом возрасте происходит в рамках своеобразной триады: число – фигура – слово.
Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного человека. Так, геометрия должна внести свой вклад в художественное воспитание учеников, развитие у них изобразительной культуры. Ведущей методической линией курса является организация разнообразной геометрической деятельности: наблюдение, экспериментирование, конструирование и др., - в результате которой учащиеся самостоятельно добывают геометрическое знание и развивают специальные качества и умения: геометрическую интуицию, пространственное изображение, глазомер, изобразительные навыки. Плоские и пространственные формы изучаются совместно, последовательность изучаемых тем обусловливается не столько логикой предмета, сколько установкой на разнообразие и регулярное изменение видов геометрической деятельности.
Цели:
- способствовать интеллектуальному развитию учащихся;
- способствовать развитию геометрической интуиции, пространственного изображения, глазомера, изобразительной культуры;
- развивать познавательный интерес к предмету.
Задачи:
- формирование представления учащихся о простейших геометрических фигурах;
- развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения курса геометрии в последующих классах;
- развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
- знакомства учащихся с объемными фигурами;
- организация разнообразной геометрической деятельности: наблюдение, экспериментирование, конструирование.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса «Наглядная геометрия» учащиеся должны:
- научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры: отрезки, углы, треугольники и их частные виды, окружность, круг; изображать указанные фигуры;
- владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а так же для нахождения длин отрезков и величин углов;
- владеть алгоритмами решения задач на построение с помощью циркуля и линейки;
- различать пространственные фигуры;
- владеть простейшими навыками конструирования.
В процессе обучения используются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- деятельный;
- эвристический;
- исследовательский.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы с учащимися.
Фронтальная работа предусматривает подачу учебного материала всему коллективу.
Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащихся.
В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания.
По итогам изучения каждого раздела курса «Наглядная геометрия» учащиеся выполняют самостоятельную творческую работу.
Тематическое планирование (34 ч)
| Содержание материала | Количество часов |
1 | Первые шаги в геометрии | 1 |
2 | Пространство и размерность. Одномерное, двумерное и трехмерное пространства. Примеры фигур в данных пространствах | 1 |
3 | Перспектива, как средство изображения трехмерного пространства | 2 |
Творческая работа: «Изображение объемных фигур с помощью линий» | ||
4 | Простейшие геометрические фигуры на плоскости: точка, прямая отрезка, луч, угол. Изображение данных фигур | 2 |
5 | Треугольник и его виды. Построение треугольника. Фигуры, состоящие из треугольников | 3 |
Практическая работа: «Изготовление геометрической фигуры: «Флексагон» | ||
6 | Куб и тетраэдр (понятие объемных фигур и их элементов) | 2 |
Практическая работа: «Изготовление моделей многогранников из нескольких полосок бумаги с помощью их сплетения» | ||
7 | Окружность и круг. Изображение окружности с помощью циркуля | 3 |
Творческая работа: «Изображение орнамента с помощью окружностей» | ||
8 | Деление окружности и круга на части. Задачи на разделение и складывание фигур | 4 |
Творческая работа: «Конструирование звезд» | ||
9 | Криволинейные разрезания. Творческая работа на конструирование | 5 |
10 | Оригами - складывание фигурок из бумаги. Практическая работа «Изготовление фигурки-самоделки» | 4 |
11 | Задачи, головоломки, игры. Рисование фигур одним росчерком, деление фигур на части. Игра «Пентамимо». Головоломка «Танграм». Задачи на развитие пространственного воображения | 7 |
Литература:
Шарыгин И.Ф, Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. Учебное пособие для 5 – 6 классов. – М.: МИРОС, 1995 г.
Лингрен Г. Занимательные задачи на разрезание. Пер. с англ. Ю.Н. Сударева. Под ред. И с послесл. И.М. Яглома. - М.: «Мир», 1977 г.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1996 г.
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1992 г.
Цукарь А.Я. Математика 5-6. Задания образного и следовательского характера. – Новосибирск, Новосиб. Гос. Пед. Ун-т. – 1997 г.