12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Брюханова Наталья Ивановна29
Учитель математики, высшая категория, стаж работы 29 лет
Россия, Саратовская обл., р.п. Сенной
5

Конспект урока наглядной геометрии «Координаты, координаты, координаты...», 6 класс

Конспект открытого урока наглядной геометрии в 6 классе

по теме "Координаты, координаты, координаты…"

Брюханова Наталья Ивановна,

учитель математики МОУ

«СОШ № 2 р.п. Сенной

Вольского района

Саратовской области

Аннотация урока

Конспект урока наглядной геометрии в 6 классе будет полезен учителям математики для подготовки открытого урока или внеклассного мероприятия по математике. Интересный материал, дополнительный реквизит призваны развить интерес учащихся к урокам наглядной геометрии.

Цель деятельности учителя:

Создать условия для формирования понятия координатная плоскость и ее элементы; умения находить координаты точек в координатной плоскости; овладения навыками и умениями отмечать точки в координатной плоскости по их координатам.

Планируемые результаты изучения темы:

Личностные:

формирование у учащихся готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Предметные:

формирование представлений учащихся о координатной плоскости;

развитие умений строить точки по их координатам.

Метапредметные (УУД): 

Познавательные:

находить необходимую информацию в тексте;

анализировать информацию;

формулировать гипотезы;

устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;

Регулятивные:

соотносить свои действия с планируемыми результатами;

различать способ и результат действия;

Коммуникативные:

слышать, слушать и понимать собеседника;

планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Методы обучения: метод проблемной беседы, фронтальный опрос, самостоятельная работа.

Форма обучения: коллективная, индивидуальная.

Форма учебного занятия: классно-урочная.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (для самостоятельной работы), презентация к уроку (Приложение 1).

Урок построен на основе деятельностного подхода и технологии проблемного обучения, что предполагает максимальное использование собственной исследовательской активности ученика по определению, поиску и нахождению нового знания. В ходе урока планируются не только предметные результаты обучения, но и метапредметные, и личностные.

Основной метод, применяемый на уроке, – метод обучения как творческого процесса открытия ребенком нового знания. Способы организации деятельности учащихся на уроке – групповая и индивидуальная работа.

Структура урока.
1.Организационный момент (1мин)
2. Актуализация знаний (3мин.)
3. ( 3мин)
4.Станция «Музыкальная»- устный счёт (5мин)
5.«Поляна Цветов» - самостоятельная работа. (10мин)
6.«Поляна Цветов» - решение задач. (10мин)
7.«Привал» - физкультминутка (1мин)
8.«Водопад» - решение задачи (4мин)
9.«У реки» - задача на смекалку (2мин)
10.Практическая работа - ученики измеряют расстояние на карте и решают задачу (4мин)
11. Итог урока. (1мин)
12. Рефлексия. (1мин)

Девиз урока: «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий».

Ход учебного занятия

I. Организационный этап

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию.

II. Актуализация опорных знаний и способов действий

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок
Из ваших знаний и умений 
Мы вместе сочиним урок.
Мои соавторы и судьи, 
Оценкой вас не накажу, 
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Сегодня мы совершим морское путешествие . Ваше путешествие по бескрайним просторам математического океана будет оценивать жюри из числа приглашенных учителей, а помогать в освоении нового материала будут «старые морские волки» ( 3-е учащихся 9 класса).

К каждой команде прикрепляется юнга. Юнга (от нем. Junge1 — «мальчик» или нидерл. jonge[2] — «молодой») - это молодой человек на судне, который проходит обучение морскому ремеслу ( 3-е приглашенных учащихся 5 класса).

Слушают учителя

Каждая команда поплывет на своем судне. Есть известное выражение: «Как судно назовешь, так оно и поплывет».

Задание. Из кубиков сложить фигуру и начертить вид сверху, вид спереди т вид слева.

Команда выполнившая задание первой получает название «Победа», второй – «Целеустремленный», третьей – «Настойчивый»

Выполняют совместно предложенное задание

Ребята, на каждом судне должен быть свой капитан. Перед вами капитанский мостик. Кто первый на него поднимется, тот и будет капитаном, второй станет его помощником.

-7+7= -5+8=

-3+6= -3+10=

0-5= 0-3=

0+7 = -2+2=

Решают предложенные примеры

Итак, мы отправляемся в путешествие по математическому океану. Сегодня нам пригодятся:

хорошее настроение;

уважение друг к другу;

знание материала;

желание открыть истину;

добросовестная работа.

Слушают учителя

Запишите в судовом журнале дату - и в путь! Впереди нас ждет Математическая гавань.

Записывают дату в тетрадь

Вопросы:

Какая прямая называется координатной?

Какие числа называются положительными, отрицательными?

Покажите руками горизонтальную прямую, вертикальную прямую.

Где располагаются положительные и отрицательные числа на горизонтальной прямой? На вертикальной прямой?

Отвечают на вопросы:

Прямая, на которой выбраны направление, начало отсчёта, единичный отрезок.

Записанные с помощью знака+, с помощью знака -.

Показывают руками

Справа от 0, слева от 0. Выше 0, ниже 0.

III. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности обучающихся.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

В своих судовых журналах попробуйте изобразить сразу две координатные прямые таким образом, чтобы начала отсчета этих прямых совместились. Подумайте и скажите, что у вас получилось?

Изображают координатную плоскость в тетради. Получилась координатная плоскость.

Попробуйте сформулировать определение координатной плоскости.

Координатная плоскость – это две перпендикулярные прямые началом отсчета в их точке пересечения, единичными отрезками и направлениями.

В сплошном тексе расставьте пробелы так, чтобы получилось определение координатной плоскости.

Расставляют пробелы в сплошном тексте. Зачитывают определение

Какая же тема сегодняшнего урока?

Координатная плоскость

Запишите эту тему в тетрадь 

Записывают тему в тетрадь

Горизонтальную прямую называют ось

абсцисс, вертикальную – осью ординат. Они перпендикулярны и пересекаются в точке, которая называется началом отсчета. На каждой оси должны быть: направления, единичные отрезки,

Слушают учителя

Результат: ребята четко формулируют определение координатной плоскости.

IV. Первичное усвоение новых знаний

Устная работа: вычислите координаты предложенных точек ( презентация Устный счет)

Результат: в ходе устной работы учащиеся научились находить координаты точек.

V. Первичная проверка понимания нового материала

Цель: использовать новые знания при решении задач.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ребята, вы заметили прямо по курсу судно?

Давайте определим его название, которое закодировано.

Чтобы расшифровать название судна, нужно выполнить задания, каждому ответу сопоставить букву алфавита, ответы записать в порядке возрастания

-8+5 (Д)

-10-9 ( Б)

17-25 (Е )

-45+60 (А)

Слушают учителя , выполняют задания.

Да это оказывается пиратское судно, они нас очевидно заметили, потому что бросили нам бутылку с письмом. /Учитель берет бутылку и читает письмо:/

«Нашли сокровища капитана Флинта, но не можем открыть сундук. На его замке непонятные цифры и буквы. Кто поможет расшифровать, тот получит сокровища!». Код на замке: А(2; 4); В(-4; 2); С(3; -3); Д(-3; -4); M(4; 0); N (0;-3). Определите координаты предложенных точек.

Слушают учителя, выполняют задания в тетрадях

Итак, ребята, мы прошли много испытаний. И вот перед нами сокровища капитана Флинта /достает шкатулку/. Посмотрим, что же в ней? Открывает, достает письмо, читает:

«…Друзья, если у вас в руках мое письмо, значит вы хорошо знаете метод координат. А что может быть дороже знаний?!

Я призываю вас учиться. Это и есть то сокровище, которое я вам завещаю. Капитан Флинт»

Слушают учителя

Результат: актуализация знаний в ходе решения задач.

VI. Первичное закрепление нового материала

Тест по теме «Координаты на плоскости»

1. Начало отсчета 0(ο,ο) называют

а) системой б) координальной в) началом

координат плоскостью координат

2. Координатные прямые Х и У пересекаются под углом…

а) тупым б)острым в) прямым

3. Назовите точку , у которой абсцисса больше, чем ордината.

а) А (5; -7) б) В (-7; 4 ) в) С (5; 9 )

VII. Проверка усвоения нового материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Многому мы научились в пути. Устали. Время сделать разминку. Необычную. Геометрическую.

Покажите руками:

параллельные прямые

перпендикулярные прямые

острый угол

тупой угол

развернутый угол

прямой угол

знак перпендикулярности

Следующий остров на нашем пути – «Школа Робинзона Крузо». Покажем приобретенные знания. Ребята, разбейтесь на пары и выполните работу. Задание: построить в координатной плоскости парусник

 

Немного истории. Во II веке н.э. знаменитый древнегреческий астроном и математик Клавдий Птолемей активно пользовался долготой и широтой в качестве географических координат.

Но систематизировал эти понятия в 17 веке Рене Декарт.

Рене́ Дека́рт (1596 — 1650) — французский математик, философ, физик и физиолог.

Именно он придумал в 1637 году систему координат, которая используется во всем мире и известна каждому человеку. Ее называют также «Декартова система координат».

 

VIII. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

Каждому из вас, ребята, Робинзон Крузо приготовил задание, которое вы выполните дома к следующему уроку наглядной геометрии .

IX. Рефлексия

Подводятся итоги урока.

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё-таки учиться!

3) Учащиеся по кругу высказываются одним предложением.

Я научился…

Было трудно…

Сегодня я узнал…

У меня получилось…

Теперь я могу…

Урока время истекло
Я вам ребята благодарна 
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.

Спасибо вам за урок.

 

Список литературы:

-Шарыгин И. Ф., Ерганжиева Л. Н. Математика. Наглядная геометрия 5-6 классы (ФГОС ООО). – М. : Дрофа, 2014.

-Ерганжиева Л. Н. Муравина О.В. Математика. Наглядная геометрия 5-6 классы. Методическое пособие к учебнику И. Ф. Шарыгина, Л. Н. Ерганжиевой . – М. : Дрофа, 2014.
 

Интернет-ресурсы:

http://www.uchportal.ru/

http://www.zavuch.ru/

https://yandex.ru/images

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Медведева Татьяна Петровна, 23.08.18 в 14:18 0Ответить Пожаловаться
Интересный урок. Спасибо.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.