12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зворыкина Елена Николаевна20

Управление образования администрации муниципального образования

«Вельский муниципальный район» Архангельской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №92 г. Вельска»








Методическая разработка интегрированного урока

технологии и изобразительного искусства



Птица счастья


Конспект урока

5 класс









Автор:

Зворыкина Е.Н.,учитель ИЗО

МБОУ «СШ №92 г. Вельска»






Вельск

2020




Аннотация



Название технологии для организации урока

Используемые

Методы

Приёмы



Технология критического мышления


1.Частично-поисковый


2.Исследовательский

«Кейс-технология»




3.Продуктивный (творческий)


1.Нахождение информации из текста, приемом выделения главного.


Самостоятельное выполнение работы по составленному алгоритму



Самостоятельное изготовление птицы по заданному алгоритму, составление эскиза птицы на формате А4


Игровая технология



Метод активного обучения



Игра «Заморочки из бочки»,

самостоятельное подведение итогов, оформление выставки работ.


Здоровье-сберегающая технология

Физкультминутка.

Соблюдение правил охраны труда

Выполнение упражнений для глаз







Методическая разработка урока

Раздел программы: Технология : «Декоративно-прикладное искусство»,

ИЗО : «Связь времен в народном искусстве».

Тема урока: «Птица счастья»

Класс 5 «б»

Тип урока: Формирование знаний и умений

Форма проведения: творческая мастерская

Образовательные технологии для организации урока: технология критического мышления, игровая технология, здоровье- сберегающая технология.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский «Кейс-технология», продуктивный

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Средства обучения:

1.«Красный угол»

2. Кейс с информацией:

Легенда о щепной птице

Технологическая карта «Изготовление птицы»

Технологическая карта «Символы вышивки»

Тексты о вышивке Архангельской области


3. Раздаточный материал для изготовления птицы

4. Видеоролик о вышивке

Оборудование:

Мультимедийная презентация,

Медиапроектор

Инструменты и приспособления для вышивки,

Фломастеры красного цвета и листы А4 в крупную клетку

2

Межпредметные связи: связь технологии и ИЗО с музыкой, историей, литературой.

Цель урока: Формирование знаний и умений в изготовлении щепной птицы и вышивки «роспись»

Задачи:

1. Развивающие:

Познавательные  УУД: 

Развивать  творческие способности обучающихся, трудолюбие,  инициативу и самостоятельность, уметь обобщать, классифицировать, делать выводы

Коммуникативные УУД: 

-формировать интерес к общению и групповой работе, развитию коммуникабельности, взаимопомощи, целеустремлённости.

Регулятивные УУД: 

-формировать умения  осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, оценивать результаты своего труда

-учить определять и формулировать цель, задачи и последовательность действий по данному алгоритму.

2.Образовательные: 

-изготовлять щепную птицу и вышивку «роспись», используя информацию, полученную на уроке, осознанно подбирать необходимые к обработке материалы для работы в соответствии с поставленной задачей; 

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность

-применять приемы безопасной работы ручными инструментами.

3. Воспитательные: 

-формировать ответственное отношение к учению, интерес к предметам ИЗО и технология;

-воспитывать уважение к народным традициям Севера, истории родного края.



3

Ход урока


Учитель технологии:

На урок пришли вы в класс,
Настроенье, как у вас?

Подровнялись, подтянулись и

Друг другу улыбнулись.

Сегодня на нашем уроке присутствует много гостей. Давайте подарим им свои улыбки и покажем, как мы с вами умеем работать. Для этого вы разделились на четыре группы: «Рукодельницы», «Умелицы», «Искусницы», «Мастерицы».

Свою работу вы будете оценивать сами, у каждой группы есть свой оценочный лист. Оценивать вы будете себя сами по «5» бальной системе, а в конце урока мы подведём итог, и определим, какая группа лучше работала на уроке. Вся нужная информация для вас собрана в коробочках, которые называются «КЕЙСЫ».

Итак, начинаем!

Учитель ИЗО:

«Дела давно минувших дней,

Преданье старины глубокой,

Мы возвращаемся к истокам,

Храним их в памяти своей».


Достаньте из «Кейсов» первое задание – это древняя северная легенда. Прочитайте её, вставьте по смыслу пропущенное слово.

Какая группа догадалась, о чем пойдет речь на нашем уроке?

4

Обучающиеся : О птице.

Правильно! Давайте прочитаем вслух эту замечательную легенду.

Учитель технологии :

В погоне за счастьем человек проводит всю свою жизнь. Обычно говорят метафорически, что птица счастья показывается и сразу будто бы ускользает, но человек снова и снова пытается поймать ее. У нас, на севере России, есть своя птица счастья. Это простая, но не менее, прекрасная, деревянная щепная птица. Её еще называют северным солнышком. Это птица является оберегом, её весили в каждом доме в так называемый «Красный угол». Значит тема нашего урока непростая птица, а «ПТИЦА СЧАСТЬЯ» (1 слайд)

Учитель ИЗО: Девочки, скажите, пожалуйста, чем мы будем заниматься на нашем уроке?

Обучающиеся: Изготовлять и рисовать птицу

Учитель ИЗО: А какие цели мы поставим на наш урок?

Дети определяют цели с помощью слов – помощников:

УЗНАТЬ

НАУЧИТЬСЯ

РАЗВИВАТЬ

1.Узнать историю возникновения птицы

2.Научиться ее рисовать и изготовлять

3.Развивать навыки работы с бумагой

Учитель технологии :

Птица – символ счастья. Но мы, изучая народные промыслы, с вами говорили и о других символах и образах.

Достаньте из кейсов второе задание. Вам необходимо заполнить таблицу, куда нужно поместить картинки, и описание народных символов.

(Обучающиеся работают в группах)

5

Учитель ИЗО: Давайте проверим, правильно ли вы выполнили работу. (Обучающиеся прикрепляют листы на доске).

Оцените себя, поставьте баллы в оценочный лист.

Учитель технологии : Девочки, скажите, пожалуйста, какой символ лучше всего подходит к теме нашего урока?

Обучающиеся: птица

Учитель технологии :Конечно, птица! И к нам на урок «прилетела» необычная, удивительная птица! Это ли ни чудо! Птица эта - не просто игрушка. Она – сила в руках доброго чуткого мастера. Щепная «Птица счастья» – это деревянная игрушка, изготовленная с помощью «щипания» деревянной заготовки. Отсюда и её название. Но мы с вами изготовим свою птицу счастья, только из подручных материалов. Как вы думаете, из чего будет сделана наша птица?

Обучающиеся: из бумаги

Учитель ИЗО:

Достаньте из кейсов третье задание. В чём оно заключается?

Вам поможет правильно выполнить задание технологическая карта. Внимательно прочитайте ход выполнения работы и попробуйте выполнить его самостоятельно. Если кому потребуется помощь, можете обратиться к нам.(Время на выполнение 10 мин.).Девочки прикрепляют птиц на доску.

Какие красивые птицы прилетели к нам на урок!

Оцените себя ,поставьте баллы в оценочный лист.

Учитель технологии : Но птицу на Севере не только делали из щепы, её ещё и вышивали. В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимнюю стужу и приносят на крыльях весну - красну и тёплое лето. Птицы – это символ счастья, весны, тепла, света.

6

Изображения птиц были особенно разнообразными и красивыми, с удивительными гребешками, пышными хвостами и узорчатыми перьями. Русские женщины издавна были искусными вышивальщицами. Они умело превращали ткани, простые и дорогие, в подлинные произведения искусства .

Обратите внимание на слайды ( Слайды с вышивкой 5 )

Существует очень много видов северной вышивки.

Мы сегодня с вами познакомимся с одним из них, называется он очень просто «Роспись». Вышивкой «Роспись» украшали скатерти, рубахи и даже свадебные полотенца. Считалось, что они приносили любовь и согласие в дом, особенно если на них были изображены птицы.

А как вы думаете, почему он так называется? Ответ на этот вопрос и многие другие вы найдете самостоятельно. Они находятся в «кейсах». Каждой группе необходимо ответить на один вопрос.

(Девочки разбирают конверты – «Кейсы» с информацией и заданиями).

На работу вам дается 5 минут

Молодцы! Вы все справились с заданием. Можете поставить баллы в оценочный лист.

Физкультминутка для глаз.

Учитель ИЗО : Мы предлагаем вам создать свой узор птицы для вышивки. Посмотрите примеры и поработайте в парах. На задание вам дается 10 мин.

(Дети создают свои узоры на клетчатой бумаге А4)

Давайте посмотрим, какие птицы получились самые красивые.

Выставка эскизов на доске и оценивание работ.


7

Учитель технологии: А теперь мы проверим, как вы усвоили сегодняшний материал и чему научились, для этого проведем игру «Заморочки из бочки».


Каждая группа достаёт из сундучка 2 вопроса . Выбираем вопросы на разных листочках .

Поставьте себе оценку за эту часть работы и подведите общий итог, подсчитайте, сколько баллов набрала каждая группа. Оцените себя с использованием солнышек. Итак, какая команда лучше всех работала на уроке?

Учитель ИЗО : Сегодня все вы очень хорошо поработали на уроке.

Девочки ,хлопните в ладоши те, кому было все понятно интересно.

Кому было немного трудно и не все понятно, те поднимут руку.

Домашнее задание: На следующем уроке мы будем пробовать свои силы в вышивке. Всё, что необходимо будет приготовить, я пропишу в эл. дневнике.

И закончить наш урок хочется красивыми стихами:


Твори добро, оно к тебе вернется,

как птица счастья, в дом твой залетит,

кто верит в чудеса, её дождется ,

она в судьбе к такому прилетит!


Спасибо вам за урок!



.




8

Приложение


Оценочный лист


Название команды

1 задание

Символы, их значение

2 задание Изготовление

птицы

3 задание

Вопросы о вышивке

4 задание

Рисунки птиц

5 задание

«Заморочки из бочки»

«Рукодельницы»






«Мастерицы»






«Умелицы»






«Искусницы»






Итого:







24-25 балла-«5»

20-23 балла-«4»

13-19 баллов-«3»


«КЕЙС»

Северная легенда

Жил когда-то на севере охотник, у которого зимой заболел маленький сынишка. Он очень хотел снова увидеть солнышко, которого ему так не хватало. А зима на севере длинная-предлинная. И тогда охотник, опасаясь, что мальчик не дождется весны, сделал из дерева щепную ………….., которую повесил над кроваткой ребенка. Мальчику ……………. понравилась, она показалась ему действительно похожей на солнышко, и он вскоре выздоровел.

С тех пор щепная ……………… называется северным солнышком и является одним из главных оберегов северян. Судя по всему, охотник жил как минимум лет 300 назад. Считается, что именно столько лет или даже больше изготавливается в северных деревнях деревянная …………… счастья.








9

Символы вышивки и их значение



Рисунок

Символ

Значение


t1610648193aa.jpg



t1610648193ab.gif



Солнце и луну – источники света изображали фигурами в виде круга, квадрата и ромба


t1610648193ac.jpg



t1610648193ad.jpg

Посланцы Солнца на Земле – олень и конь.




t1610648193ae.jpg


t1610648193af.png

Воду изображали горизонтальной волнистой линией. Дождь – наклонной волнистой линией.


t1610648193ag.jpg

t1610648193ah.jpg

Макошь - богиня земли и дождя, урожая, прядения, ткачества, покровительница ремёсел, покровительница женщин, богиня судьбы.  

t1610648193ai.jpg

t1610648193aj.jpg

Посланниками солнца, тепла и света, символом счастья и радости считались в древности птицы, сулившие наступление весны, урожай и богатство


10

Вышивка «РОСПИСЬ»

Вышивка была одним из древнейших промыслов Архангельской губернии. По технике исполнения северные вышивки делятся на две группы: швы, выполненные по счету нитей ткани (счетные техники) и швы, выполненные по свободному контуру рисунка (несчетные техники).

Архангельские мастерицы традиционно использовали швы, выполняющиеся по счету нитей ткани. Вышивали они на пялах (пяльцах) или «на руках» шелковыми нитями и бумагой.

Чаще всего в архангельской вышивке применяется шов, называвшийся «роспись» и состоящий из мелких красных стежков, которые создавали на ткани тонкий графический узор-контур.  

Из-за использования счётных швов архангельской вышивке свойственна строгая симметрия мотивов, вертикальное, горизонтальное и диагональное расположение узора

Шов является двусторонним и в его основе лежит самый простой стежок «вперед иголку»

Вопросы группам:



Команда «Рукодельницы»


Назовите группы, на которые делятся северные вышивки?

Команда «Мастерицы»


Что такое шов « роспись» и почему он так назван?


Команда «Умелицы»


Каким стежком вышивают шов «роспись»?


Команда «Искусницы»


Как располагаются узоры в вышивке «роспись»?


Игра «Заморочки из бочки»


Вопрос

Ответ

1) Как называлась хлопчатобумажная нить?

А)мулине Б)бумага В) хлопок

2) Из чего состоит шов «роспись»?

А)из петелек Б) из мелких стежков В) из строчек

3)Какое направление узоров бывает?

А)горизонтальное Б)параллельное В) диагональное

4)Какой стежок лежит в основе шва «роспись»?

А)сметочный Б) вперед иголку В)назад иголку

5) На какие группы делятся северные вышивки?

А)счетные техники

Б)несчетные техники.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.