Методическая разработка к уроку истории в 11 классе на тему «Образ эпохи в изобразительном искусстве»
Методическая разработка «Образ эпохи в изобразительном искусстве»
Автор: Рыбчинская Е.В., учитель истории МАОУ «Лицей «Солярис»» г.Саратов
Цели методической разработки:
Формирование у учащихся чувства принадлежности к богатейшему национальному культурно-историческому пространству.
Формирование у старшеклассников эмоционального восприятия исторических событий и человека в этих конкретных событиях.
Способствовать восприятию образа эпохи через виды искусства.
Реализовать подготовку к ЕГЭ по работе с иллюстративным материалом.
Познакомить учащихся с достижениями изобразительного искусства второй половины 19 века.
К тому и служат искусства, чтобы дать возможность познания добра и зла. А. Дюрер
Вводное слово учителя.
Искусство не существует вне времени и общества, по своему содержанию оно социально и неразрывно связано с национальной традицией и эпохой.
Историческое развитие искусства привело к формированию различных его видов: архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство и др. Все они отражают жизнь, но разными художественными средствами.
Исторический жанр в живописи повествует о важных моментах жизни общества, достоверно передает типы людей прошлых эпох, позволяет приоткрыть завесу времени над их чувствами и устремлениями.
Во второй половине 19 века в изобразительном искусстве утверждается реализм, а преобладающим жанром становится социально-бытовой.
В 1870 году художники Академии художеств основали артель, которая была преобразована в Товарищество передвижных художественных выставок.
В этом движении приняли участие И. Н. Крамской, М.М. Мясоедов, Н. Н. Ге, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В.М. Васнецов и др.
Творчество И.Е Репина и В.И. Сурикова по праву считается вершиной реализма в русской живописи. Эти художники создали на своих полотнах собирательный образ русского народа.
Экскурсия по картинам художников.
В художественном наследии И. Е. Репина – картины «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Отказ от исповеди», «Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Совершим экскурсию по картине «Бурлаки на Волге».
Работа над картиной была завершена в 1873 году. Картина «бытового жанра»- огромное полотно. Бурлаки движутся по горячему песку прямо на зрителя. Разные судьбы и характеры связались общей бечевкой. Молодой, не привыкший к лямке Ларька. Рядом- бывалый , еще крепкий старик. В конце упряжки низко склонился человек, до предела изнуренный. Впереди самые выносливые: бывший моряк, могучий бурлак-боец, наконец- Канин, любимый персонаж Репина. Это реальный человек, бурлачивший десять лет, прежде был священником, пел в церковном хоре. Что так круто повернуло его жизнь? Репину кажется, что Канин подобен древнему философу, попавшему в рабство к римлянам. С ним художник связывает представление о могучей, дремлющей, в русском народе силе, которую нельзя подавить. Полотно не только о тяжести труда бурлаков, но и о судьбе народа, о его терпении, о затаенном в нем внутреннем бунтарстве.
Картину приветствовала передовая часть общества, озабоченная жизнью народа. Реакционная пресса обрушилась с нападками.
Великий князь Владимир Александрович, брат царя Александра Третьего, купил картину. Князь любил объяснять отдельные характеры на картине. Князь был вице-президентом императорской Академии художеств, был способен воспринять новое в искусстве. Картина оказалась в Петербурге в Русском музее, где и сейчас находится.
Экскурсия по картине Н.Н.Ге
Николай Ге в картине «Что есть истина» передал образ Понтия Пилата, отвечающего за порядок и сохранения существующего устройства общества. Христос в качестве пророка мешал сохранять действующей власти господствующее влияние, а также воздействовал на умы людей, заставляя задумываться о нравственных началах, добре и зле, жизни и смерти. Понтий Пилат гордо держит голову, пытаясь укорить Христа, объяснить ему, что образ проповедника лжив и смешон. Его собеседник внимательно слушает прокуратора, не перебивая его монолог. Христос и Пилат не выясняют, что есть истина, так как первый собеседник знает это, а второй, облаченный в мантию, наделенный властными полномочиями, боится услышать правду. В картине изображается момент, когда Понтий перед уходом из претории (своего Дворца) задал этот вопрос Христу. Он остался без ответа. Но христиане всего мира знают, что ответить Пилату. Они сделают это великими словами из Евангелие от Иоанна «Я есмь путь и истина и жизнь».
Каждый из нас ищет истину всю жизнь. Кто-то ее находит и обретает истинное умиротворение. Другие настойчиво ищут, пытаясь найти ответы на свои вопросы. Верить в существование и помощь христианского Бога или нет – личное дело каждого думающего человека.
Типичное задание в формате ЕГЭ с иллюстративным материалом.
Как называется эта картина?
Кто её автор?
Ответы:
«Бурлаки на Волге».
Автор – И.Е. Репин.
Интересный факт: Как-то раз, гуляя по Неве в окрестностях Петербурга, художник увидел людей, тянувших баржу. Их оборванный вид поразил его. После этого И. Репин совершил путешествие по Волге. Там он наблюдал жизнь бурлаков. Тех бурлаков, с которыми он познакомился во время своего путешествия, художник написал в своей картине.
Как называется эта картина?
Кто ее автор?
Ответы:
«Не ждали».
Автор – И. Репин.
Кто автор этой картины?
Как она называется?
Какому историческому событию, современником которого был художник, посвящена эта картина?
Назовите дату этого события.
При каком царе произошло это событие?
Чем оно завершилось?
Как называли себя люди, занимавшиеся пропагандой социалистических идей?
Ответы:
И. Репин.
«Арест пропагандиста».
Историческое событие – хождение в народ.
Дата – 1874 г.
Событие имело место при Александре II,
Завершилось неудачей: большинство пропагандистов было арестовано властями. Причем, выдавали пропагандистов полиции крестьяне. А ведь целью пропаганды было как раз поднять крестьян на революцию. Они называли себя народниками.
Работа с таблицами.
Исторические картины Сурикова
Художник, годы жизни, стиль, эстетическая позиция | Название картины | событие | Исторические деятели на полотне |
В. Суриков (1848 — 1916) мастер исторической живописи, передвижник, реализм | «Утро стрелецкой казни» | Казнь участников московского стрелецкого бунта 1698 года, для подавления которого Петр прервал участие в Великом посольстве | Петр I (1682-1725) |
| «Боярыня Морозова» | Церковный раскол XVII века | Ф. Морозова — боярыня, сподвижница Аввакума |
| «Переход Суворова через Альпы» (Русский музей в СПб) | Эпизод Швейцарского похода 1799 года во время участия России во 2-й антифранцузской коалиции | А. Суворов |
| «Меншиков в Березове» | | А. Меншиков — соратник Петра, верховник, сослан при Петре II |
| “Покорение Сибири Ермаком» (Русский музей в СПб) | Поход отряда Ермака против Сибирского ханства (1581-1585) положил начало освоению Сибири | Ермак Тимофеевич |
Задание для учащихся. Составить аналогичную таблицу : Картины И.Е.Репина.
Тематический тест. Соотнести фамилии художников с названиями картин.
21 вопрос для подбора
Автор картины "Бурлаки на Волге"
Автор картины "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года"
Автор картины "Крестный ход в Курской губернии"
Автор картины "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"
Автор картины "Не ждали"
Автор картины "Прием волостных старшин Александром III"
Автор картины "Павлов в операционной"
Автор картины "Венчание Николая 2"
Автор картины "Приезд царей Иоанна и Петра"
Автор картины "Манифестация 17 октября 1905 года"
Автор картины "Что есть истина"
Автор картины "Тайная вечеря"
Автор картины "Совесть. Иуда"
Автор картины "Девятый вал"
Автор картины "Бриг Меркурий"
Автор картины "Радуга"
Автор картины "Чесменский бой"
Автор картины "Дорога во ржи"
Автор картины "Сожжение протопопа Аввакума"
Автор картины "Апофеоз войны"
Автор картины "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем"
Н. Ге
Г.С. Седов
Г.Г. Мясоедов
И. Айвазовский
Василий Верещагин
И.Е. Репин