Урок «Применение положительных и отрицательных чисел»
Пояснительная записка |
||
1. |
Автор (ФИО, должность)
|
Карпова О.В. учитель математики МБОУ СОШ №19 с углубленным изучением отдельных предметов, р. Хакасия, г. Черногорск |
2. |
Название ресурса
|
Конспект урока «Применение положительных и отрицательных чисел» |
3.
|
Предмет, УМК |
Математика 6 класс, авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов |
4. |
Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс |
6 класс |
5. |
Программа, в которой создан ресурс |
Microsoft Office |
6. |
Источники информации |
|
|
|
Урок математики в 6 классе:
Применение положительных и отрицательных чисел
Тип урока: урок комплексного применения метапредметных и предметных знаний.
Цели урока: совершенствовать умения складывать и вычитать рациональные числа, записывать данные выражения в виде алгебраической суммы и находить ее значение.
Планируемые результаты (УУД):
Предметные:
- закрепление правил сложения и вычитания рациональных чисел;
- формирование умений и навыков работы с операциями сложения и вычитания чисел;
- способность постановки реальной проблемы и ее решение средствами математики;
- умение определять и находить требуемую информацию;
Коммуникативные:
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- умение слушать и вступать в диалог;
- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Регулятивные:
- овладение навыками планирования, прогнозирования, контроля и оценки;
Личностные:
- обеспечение ориентации в социальных ролях и соответствующей им деятельности.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока:
Закрепляют умения и навыки сложения и вычитания рациональных чисел.
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, раздаточный материал.
На уроке использовались методы:
Индивидуальный, фронтальный, письменный, устная работа.
Ход урока:
Организационный момент.
1. Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас с вами повторно-обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание чисел с разными знаками».
Наша цель с вами: Повторить и закрепить всё, что проходили по этой теме. Выяснить, что недоучили, чтобы вы дома могли доучить, повторно разобрать недопонятый вами материал, а так же еще раз убедиться, насколько важна и нужна математика.
Актуализация знаний учащихся.
2. Итак, ребята, тема нашего урока
«Применение положительных и отрицательных чисел». (слайд1)
Подпишите карточки.
3. Фронтальный опрос.
Проведем разминку. Она состоит из двух частей.
Теоретическая: (устно).
1.Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками
2.Сформулируйте правило сложения чисел с одинаковыми знаками.
3.Какие числа называют противоположными?
4.Сформулируйте правило вычитания рациональных чисел
5.Как найти длину отрезка на координатной прямой?
Математическая грамотность
Задание 1. Сравните выражения: (слайд2)
1)-3,01 … -3,02
2)32,6 - 62,9 … 62,9 + 32,7
3)14,5 – (- 3,4) … 14,6 – 3,4
4)-19,2 – 20,8 … -19,2 + 20,8
5)-9 – (- 7,4) … -9 + 7,4
6)-(29 + 14) … -29 – 14
Взаимопроверка: Нет ошибок «5», 1-2 ошибки – «4», 3 ошибки «3» (слайд3)
Задание 2. Подберите такое число, чтобы получилось верное равенство (слайд4)
1)-2,5 + … = -3,5
2) … + 4 = -2,9
3)-14,2 + … = -14,2
4)-5,2 + … = 4,2
5)… + (- 6,9) = -2,9
6)0,58 + … = 0
Взаимопроверка Нет ошибок «5», 1-2 ошибки – «4», 3 ошибки «3» (слайд5)
4. Физкультминутка.
Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
Актуализация практического опыта учащихся: функциональная грамотность.
А теперь давайте вернемся к извечному вопросу учеников: «Нужна ли нам математика?».
Рассмотрим реальные ситуации, связанные с умением складывать и вычитать положительные и отрицательные числа.
Переверните карточки и перейдем к следующим заданиям.
Задание 3. (по вариантам, 5 баллов за правильный ответ) Слайд 6.
Компоненты изменения общей численности населения в России, тыс. человек.
Годы |
Среднегодовая численность населения |
Общий прирост |
Миграционный прирост |
2009 |
142 737,2 |
–114,6 |
247,4 |
2010 |
142 849,0 |
–81,5 |
158,1 |
2011 |
142 960,5 |
190,7 |
319,8 |
2012 |
143 201,7 |
291,7 |
295,0 |
1 вариант: Определите величину естественного прироста населения России в 2012 г. Ответ запишите в виде числа. Пояснение. Естественный прирост определяется разностью общего и миграционного прироста. (291,7 − 295,0 = −3,3)
2 вариант: Определите величину естественного прироста населения России в 2009 г. Ответ запишите в виде числа. (-114,6 – 247.4=-362).
Как вы думаете для чего нужна статистика естественного прироста численности населения и какая наука ее изучает? (Слайд 7)
Правильно, статистика демографии – это наука о численности населения.
Термин «демография» был впервые озвучен в 1855 году. Тогда он рассматривался как «естественная и социальная история человеческого рода». А также более узко, как « математическое познание населения».
«Демография» - это, прежде всего, наука о закономерностях воспроизводства населения. Но есть и другие значения:
- практическая деятельность по сбору и разработке данных о численности населения, его составе и воспроизводстве, описанию и анализу тенденций;
- отрасль социально-экономической статистики.
А кому и зачем нужна статистика?
Статистика широко используется органами власти для решения хозяйственных задач, государственного управления и разработки прогнозов социально-экономического развития государства. Для этих целей проводится перепись населения, ведется текущий учет. В ходе статистических наблюдений собирается и изучается целая система абсолютных, относительных и средних показателей. Без них невозможно:
- организовать снабжение населения;
-развернуть торговую сеть и предприятия общепита;
-строить зрелищные учреждения;
-планировать жилищное строительство;
-определить потребность в школах, детсадах и поликлиниках.
-Научным работникам, демографам и социологам статистика нужна для изучения демографических процессов и их интенсивности в пределах отдельных групп населения.
Как определить величину естественного прироста? (Естественный прирост определяется разностью общего и миграционного прироста).
Как вы думаете, что будет означать, если величина естественного прироста населения выражается отрицательным числом? Отрицательный естественный прирост принято называть противоестественной убылью населения, которая ведет к сокращению численности постоянного населения страны и другим неблагоприятным демографическим явлениям.
Задание4.(по вариантам, 5 баллов за правильный ответ). Изменение численности населения Алтайского края в 2007–2010 гг. (Слайд 8).
Показатель |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Общий прирост населения за год, человек |
–14 830 |
–11 702 |
–6062 |
–9803 |
Естественный прирост населения за год,
человек |
–9039 |
–6756 |
–4868 |
–5516 |
1 вариант: Определите миграционный прирост населения Алтайского края в 2010 г. Ответ запишите в виде числа (Миграционный прирост (убыль) составил:−9803 − (−5516) = −4287 человек).
2 вариант: Определите миграционный прирост населения Алтайского края в 2008 г. Ответ запишите в виде числа (Миграционный прирост (убыль) составил:−11702 − (−6756) = −4946 человек).
Задание 5. Международная миграция населения Российской Федерации в 2009–2010 гг. (человек)? Слайд 9
|
Число прибывших в РФ |
Число выбывших из РФ |
||
2009 г. |
2010 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|
Всего: |
279 907 |
191 656 |
32 458 |
33 578 |
Украина |
45 920 |
27 508 |
5737 |
6278 |
Армения |
35 753 |
19 890 |
983 |
698 |
Таджикистан |
27 028 |
18 188 |
610 |
694 |
Азербайджан |
22 874 |
14 500 |
1130 |
1111 |
Каждый правильный ответ + 5 баллов
1 вариант. Определите миграционный прирост (всего) населения РФ в 2010 г. Ответ запишите в виде числа. (Миграционный прирост определяется разницей иммиграции (прибывших) и эмиграции (выбывших)).
Миграционный прирост составил:
191656 − 33578 = 158078 человек
2 вариант. Определите миграционный прирост (всего) населения РФ в 2009 г. Ответ запишите в виде числа. (Миграционный прирост определяется разницей иммиграции (прибывших) и эмиграции (выбывших)).
Миграционный прирост составил:279907 − 32458 = 247449 человек
Задание 6. Слайд 10
1вариант: Используя данные графика, определите показатель естественного
прироста населения в 1994 г. Ответ запишите в виде числа.
(Естественный прирост есть разность между родившимися и умершими:
9,8 − 15,8 = −6).
2вариант: Используя данные графика, определите показатель естественного прироста населения в 2009 г. Ответ запишите в виде числа.
(Естественный прирост есть разность между родившимися и умершими:
12.3 − 14.1 = −1.8).
Итог урока: Учащиеся подсчитывают количество баллов и ставят себе оценку.
Оценка
«5» – 20 баллов
«4» – 15 баллов
«3» – 10 баллов
Поднимите руки, у кого «5», «4», «3»
Рефлексия
Какие математические правила повторили?
Что нового узнали?
Что вызвало сложности?
Какие выводы сделаем?
V. Домашнее задание: Задание: составить рассказ о применении положительных и отрицательных чисел в различных областях науки.
П.33-34, № 1114, 1115
VI. Спасибо за урок.