Урок «Применение положительных и отрицательных чисел»

5
0
Материал опубликован 1 May 2022

Пояснительная записка

1.

Автор (ФИО, должность)

 

Карпова О.В. учитель математики МБОУ СОШ №19 с углубленным изучением отдельных предметов,  р. Хакасия, г. Черногорск

2.

Название ресурса

 

Конспект урока «Применение положительных и отрицательных чисел»

3.

 

Предмет, УМК

Математика 6 класс, авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов

4.

Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс

6 класс

5.

Программа, в которой создан ресурс

Microsoft Office

6.

Источники информации

 

 

 

  1. Задания 3,4,5,6 из сборников по ОГЭ, по географии из свободного доступа интернета

 

 

Урок математики в 6 классе:

Применение положительных и отрицательных чисел

Тип урока: урок комплексного применения метапредметных и предметных знаний.

Цели урока: совершенствовать умения складывать и вычитать рациональные числа, записывать данные выражения в виде алгебраической суммы и находить ее значение.

Планируемые результаты (УУД):

Предметные:

- закрепление правил сложения и вычитания рациональных чисел;

- формирование умений и навыков работы с операциями сложения и вычитания чисел;

- способность постановки реальной проблемы и ее решение средствами математики;

- умение определять и находить требуемую информацию;

Коммуникативные:

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- умение слушать и вступать в диалог;

- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Регулятивные:

- овладение навыками планирования, прогнозирования, контроля и оценки;

Личностные:

- обеспечение ориентации в социальных ролях и соответствующей им деятельности.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока:

Закрепляют умения и навыки сложения и вычитания рациональных чисел.

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, раздаточный материал.

На уроке использовались методы:

Индивидуальный, фронтальный, письменный, устная работа.

Ход урока:

Организационный момент.

1. Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас с вами повторно-обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание чисел с разными знаками».

Наша цель с вами: Повторить и закрепить всё, что проходили по этой теме. Выяснить, что недоучили, чтобы вы дома могли доучить, повторно разобрать недопонятый вами материал, а так же еще раз убедиться, насколько важна и нужна математика.

Актуализация знаний учащихся.

2. Итак, ребята, тема нашего урока

«Применение положительных и отрицательных чисел». (слайд1)

Подпишите карточки.

3. Фронтальный опрос.

Проведем разминку. Она состоит из двух частей.

Теоретическая: (устно).

1.Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками

2.Сформулируйте правило сложения чисел с одинаковыми знаками.

3.Какие числа называют противоположными?

4.Сформулируйте правило вычитания рациональных чисел

5.Как найти длину отрезка на координатной прямой?

Математическая грамотность

Задание 1. Сравните выражения: (слайд2)

1)-3,01 … -3,02

2)32,6 - 62,9 … 62,9 + 32,7

3)14,5 – (- 3,4) … 14,6 – 3,4

4)-19,2 – 20,8 … -19,2 + 20,8

5)-9 – (- 7,4) … -9 + 7,4

6)-(29 + 14) … -29 – 14

Взаимопроверка: Нет ошибок «5», 1-2 ошибки – «4», 3 ошибки «3» (слайд3)

Задание 2. Подберите такое число, чтобы получилось верное равенство (слайд4)

1)-2,5 + … = -3,5

2) … + 4 = -2,9

3)-14,2 + … = -14,2

4)-5,2 + … = 4,2

5)… + (- 6,9) = -2,9

6)0,58 + … = 0

Взаимопроверка Нет ошибок «5», 1-2 ошибки – «4», 3 ошибки «3» (слайд5)

4. Физкультминутка.

Быстро встали, улыбнулись.

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

Актуализация практического опыта учащихся: функциональная грамотность.

А теперь давайте вернемся к извечному вопросу учеников: «Нужна ли нам математика?».

Рассмотрим реальные ситуации, связанные с умением складывать и вычитать положительные и отрицательные числа.

Переверните карточки и перейдем к следующим заданиям.

Задание 3. (по вариантам, 5 баллов за правильный ответ) Слайд 6.

Компоненты изменения общей численности населения в России, тыс. человек.

 

Годы

Среднегодовая

численность

населения

Общий

прирост

Миграционный

прирост

2009

142 737,2

114,6

247,4

2010

142 849,0

81,5

158,1

2011

142 960,5

190,7

319,8

2012

143 201,7

291,7

295,0

1 вариант: Определите величину естественного прироста населения России в 2012 г. Ответ запишите в виде числа. Пояснение. Естественный прирост определяется разностью общего и миграционного прироста. (291,7 − 295,0 = −3,3)

2 вариант: Определите величину естественного прироста населения России в 2009 г. Ответ запишите в виде числа. (-114,6 – 247.4=-362).

Как вы думаете для чего нужна статистика естественного прироста численности населения и какая наука ее изучает? (Слайд 7)

Правильно, статистика демографии – это наука о численности населения.

Термин «демография» был впервые озвучен в 1855 году. Тогда он рассматривался как «естественная и социальная история человеческого рода». А также более узко, как « математическое познание населения».

«Демография» - это, прежде всего, наука о закономерностях воспроизводства населения. Но есть и другие значения:

- практическая деятельность по сбору и разработке данных о численности населения, его составе и воспроизводстве, описанию и анализу тенденций;

- отрасль социально-экономической статистики.

А кому и зачем нужна статистика?

Статистика широко используется органами власти для решения хозяйственных задач, государственного управления и разработки прогнозов социально-экономического развития государства. Для этих целей проводится перепись населения, ведется текущий учет. В ходе статистических наблюдений собирается и изучается целая система абсолютных, относительных и средних показателей. Без них невозможно:

- организовать снабжение населения;

-развернуть торговую сеть и предприятия общепита;

-строить зрелищные учреждения;

-планировать жилищное строительство;

-определить потребность в школах, детсадах и поликлиниках.

-Научным работникам, демографам и социологам статистика нужна для изучения демографических процессов и их интенсивности в пределах отдельных групп населения.

Как определить величину естественного прироста? (Естественный прирост определяется разностью общего и миграционного прироста).

Как вы думаете, что будет означать, если величина естественного прироста населения выражается отрицательным числом? Отрицательный естественный прирост принято называть противоестественной убылью населения, которая ведет к сокращению численности постоянного населения страны и другим неблагоприятным демографическим явлениям.

Задание4.(по вариантам, 5 баллов за правильный ответ). Изменение численности населения Алтайского края в 2007–2010 гг. (Слайд 8).

 

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Общий прирост населения за год,

человек

14 830

11 702

6062

9803

Естественный прирост населения за год,

 

человек

9039

6756

4868

5516


 

1 вариант: Определите миграционный прирост населения Алтайского края в 2010 г. Ответ запишите в виде числа (Миграционный прирост (убыль) составил:−9803 − (−5516) = −4287 человек).

2 вариант: Определите миграционный прирост населения Алтайского края в 2008 г. Ответ запишите в виде числа (Миграционный прирост (убыль) составил:−11702 − (−6756) = −4946 человек).

Задание 5. Международная миграция населения Российской Федерации в 2009–2010 гг. (человек)? Слайд 9

 

Число прибывших в РФ

Число выбывших из РФ

2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

Всего:
в том числе:

279 907

191 656

32 458

33 578

Украина

45 920

27 508

5737

6278

Армения

35 753

19 890

983

698

Таджикистан

27 028

18 188

610

694

Азербайджан

22 874

14 500

1130

1111

Каждый правильный ответ + 5 баллов

1 вариант. Определите миграционный прирост (всего) населения РФ в 2010 г. Ответ запишите в виде числа. (Миграционный прирост определяется разницей иммиграции (прибывших) и эмиграции (выбывших)).

Миграционный прирост составил:

191656 − 33578 = 158078 человек

2 вариант. Определите миграционный прирост (всего) населения РФ в 2009 г. Ответ запишите в виде числа. (Миграционный прирост определяется разницей иммиграции (прибывших) и эмиграции (выбывших)).

Миграционный прирост составил:279907 − 32458 = 247449 человек

Задание 6. Слайд 10

t1651401715aa.png

1вариант: Используя данные графика, определите показатель естественного

прироста населения в 1994 г. Ответ запишите в виде числа.

(Естественный прирост есть разность между родившимися и умершими:

9,8 − 15,8 = −6).

2вариант: Используя данные графика, определите показатель естественного прироста населения в 2009 г. Ответ запишите в виде числа.

(Естественный прирост есть разность между родившимися и умершими:

12.3 − 14.1 = −1.8).

Итог урока: Учащиеся подсчитывают количество баллов и ставят себе оценку.

Оценка

«5» – 20 баллов

«4» – 15 баллов

«3» – 10 баллов

Поднимите руки, у кого «5», «4», «3»

Рефлексия

Какие математические правила повторили?

Что нового узнали?

Что вызвало сложности?

Какие выводы сделаем?

V. Домашнее задание: Задание: составить рассказ о применении положительных и отрицательных чисел в различных областях науки.

П.33-34, № 1114, 1115

VI. Спасибо за урок.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации