Доклад «Проектная деятельность на уроках русского языка в условиях ФГОС ОО»
Доклад
« ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО
ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ФГОС ОО»
Скажи мне – и я забуду,
покажи мне - и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь.
Китайская народная пословица
Формирование творческой, нестандартно мыслящей личности – важнейшая задача современной школы, решаемая различными путями, в том числе и обновлением содержания образования и расширением палитры методов и приемов работы на уроке.
Труд учителя — это творчество. Это беспрестанный процесс слияния мыслей, педагогических и методических открытий миллионов учителей. Учитель постоянно изобретает, пробует, совершенствуется, ему необходимо шагать в ногу со временем.Он является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций.
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Перед современным учителем стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация этого подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
Одной из педагогических технологий, реализующих вышеназванные задачи, является проектное обучение. Проектный метод возник ещё в начале XX века в США. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи, хотя в своих работах он не использовал слово «проект». Его последователь, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Килпатрик считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. В 1905 году в России педагог Т.С.Шацкий активно внедрял этот метод в практику преподавания. Внедрение оказалось недостаточно продуманным и последовательным. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем. Но в череде серьёзных дел нашлось место и для педагогики. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено. Но в настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов.
Цель проектной деятельности― создать условия, при которых можно приобрести недостающие знания из разных источников; пользоваться приобретёнными знаниями для решения практических задач; овладевать исследовательскими умениями; развивать системное мышление. Для учителя метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. На уроках русского языка он даёт возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: от конспекта, шпаргалки и дневника до создания газеты, журнала, кроссворда.
В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов. По доминирующей деятельности учащихся выделяют информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. К таким проектам можно отнести «Русские семейные имена и прозвища: история и современность», «SMS как новый речевой жанр», «Особенности высказываний в непосредственном молодежном общении», «Язык развлекательных передач».
В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. В виде ролевой игры можно представить анализ басен И.А.Крылова, например по теме «Языковая выразительность басен И.А.Крылова».
Практико-ориентированный проект по русскому языку нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Проект заранее определен и может быть использован в жизни класса и школы. Так, например, результатом разработки темы «Причины появления неологизмов в русском языке» может быть подборка материалов «Неологизмы двадцатого столетия» или составление словаря неологизмов.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализованные представления произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Например, проект «О современной стихотворной рекламе и русской поэзии» можно представить в виде постановки.
Исследовательский проект по русскому языку - по структуре научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д.
Проекты по русскому языку классифицируются и по продолжительности. Мини-проекты укладываются в один урок. Краткосрочные проекты по русскому языку занимают 4 – 6 уроков.
Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъёмки). Такое глубокое «погружение» делает проектную неделю оптимальной формой организации данной деятельности. Годичные проекты по русскому языку могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время. Это серьёзное исследование, защита которого чаще всего проводится на научно-практических конференциях.
Организация проектного обучения во внеурочной деятельности осуществляется в рамках факультативов; кружков; элективных курсов; курсов по выбору; свободной самостоятельной деятельности; научного общества учащихся (НОУ). Межпредметные проекты могут выступать в роли интегрирующих факторов в образовании с привлечением знаний из различных учебных дисциплин.
Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчёт о ходе работы, в котором описываются все этапы работы, все принимавшиеся решения с их обоснованием, все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает его результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретённого в её ходе опыта.
На уроках метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
В ходе выполнения проекта каждый учится общаться, изобретать, проводить собственные наблюдения, сотрудничать с другими, руководить и подчиняться.
Учитель является связующим звеном и между группами. В процессе работы педагог помогает ученикам в поиске нужных источников, сам является источником информации; координирует весь процесс; поощряет учеников; поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Защита проектов осуществляется на отдельном уроке, который проводится в виде конференции; каждая группа представляет результаты своего труда, отвечает на вопросы, обменивается опытом со своими товарищами, выбирает наиболее понравившийся проект.
Приведу примеры возможных тем проектов:
Суффикс – звучит загадочно…(Морфемика)
Несколько слов о Фразеологизмах, или постоим за устойчивость. (Лексика)
Нужен ли предлог, чтобы писать грамотно?
А вот Междометие – живет здесь столетия…
Тема любви в литературе.
Модель планеты Маленького принца.
Образ леса в жизни и искусстве.
Заимствования в русском языке.
Использование на уроках и компьютерных информационных технологий также открываются возможности для творческой работы: работа над составлением опорных конспектов, схем, рисунков, сочинительство (стихотворения, миниатюры, задачки).
Проектная деятельность в школе – это трудная, но интересная совместная работа ученика и учителя, которая раскрывает возможности и способности учеников, увлекает их, учит поиску, помогает находить и принимать решения, отвечать на волнующие темы, творить и стремиться создать еще.И такой вид деятельности могут освоить не только одаренные дети.
Оформление, музыкальное сопровождение, иллюминации и выступление перед аудиторией ― все это тоже составляющие проекта. Дети должны быть оригинальными, каждый проявляет артистичность. А когда эта работа видна, если ее демонстрируют в разных классах школы, если есть признание, то дети хотят еще работать и творить.
Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.
Список литературы
1. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка [Текст]/ Л.М.Вахрушева //Русский язык. – 2007. - №14. – С. 35-36.
2. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка [Текст]/ Ю.А.Соколова // Русский язык в школе. – 2008. – №3. – С. 3 – 10.
3. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами [Текст]: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А.Ступницкая; художник А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. С. 7- 197.