“ Просветительская миссия Русской Православной церкви в Восточной Сибири на примере Ужурского Петропавловского храма Енисейской губернии”

7
0
Материал опубликован 27 May в группе

Просветительская миссия Русской Православной церкви в Восточной Сибири на примере Ужурского Петропавловского храма Енисейской губернии”



Исследовательская работа



Направление “История”



2024



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...с.1-4

§1. Просветительская деятельность Ужурского Петропавловского храма

во второй половине ХVIII – начале ХIХ века…………………………………..с. 5-7

§ 2. Роль священнослужителей Ужурского Петропавловского храма в организации и работе Екатерининского приходского училища (1857 – 1917 гг.) ……...........с. 8-12

§3. Культурные и общественные функции Ужурского Петропавловского храма во второй половине ХIХ – начале ХХ вв…………………………………………………....с. 12-13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..с. 14

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ



ВВЕДЕНИЕ

С момента принятия христианства и до ХХ века Русская православная Церковь на протяжении веков являлась центром образования и культуры. Её история неразрывно связана с просветительской деятельностью, целью которой является хранение и передача знаний, опыта культуры, нравственных ценностей и приобщение к ней различных слоев населения.

Актуальность исследования: Ценности семьи, гражданственности, патриотизма, сохранения национальных традиций, продвигаемые православной церковью, являются основой российской цивилизации и национального самосознания. Огромный опыт, накопленный религиозной организацией в сфере духовно – нравственного воспитания можно и нужно использовать сегодня. В настоящее время происходит возрождение сотрудничества института образования и Русской православной церкви. Например, в школах ЗАТО п. Солнечный на протяжении ряда лет совместно со священнослужителями Ужурской Петропавловской церкви проводились Рождественские образовательные чтения. На протяжении 200 – летней истории своего существования храм играл важную роль в культурной и общественной жизни Ужурского прихода Енисейской губернии. К сожалению, сведений об этом практически не сохранилось. Идея исследования родилась в беседе с протоиереем, настоятелем храма святых апостолов Петра и Павла г. Ужура отцом Павлом. В ней он высказал пожелание о создании к 200 – летнему юбилею храма работы о просветительской деятельности Ужурского Петропавловского храма и Екатерининском приходском училище, в котором работали священники, служившие в Ужурской церкви. Материал, собранный в архивах, дал возможность описать просветительскую деятельность священнослужителей храма в дореволюционный период.

Степень изученности темы:

Теме взаимодействия государственной системы образования Российской империи и Русской Православной церкви посвящены работы Л.Д. Гомуляк1, И.В. Корольковой2.

Система начального образования Российской империи, этапы её развития, роль законоучителей в различных типах начальных школ описывается в работах Захарова В.Ю. и Иванова А.Н.3, Кошиной О.В.4.

В статьях Терсковой А.А.5, Федоровой В.И.6 описывается общественная работа священнослужителей в приходах Енисейской губернии и её результаты, формы сотрудничества учителей и священников.

В исследованиях Асочаковой В.Н., Чистанова М.Н.,Чистановой С.С.7 рассматриваются методы и приемы христианизации хакасского населения в ХVIII – ХIХ веках, характеризуется роль хакасской элиты в этом процессе.

Этапам становления и развития Ужурского Петропавловского прихода и Ужурской Петропавловской церкви, биографиям священников, служившим в Ужурском Петропавловском храме посвящена работа Некоса В.В, Рычковой С.Г., Янушкявичус Р.А. «История Православия земли Ужурской».8

В исследовании Лосевой С.Л.9 рассматривается экономическое, социальное и культурное развития территории современного Ужурского района в дореволюционный период в контексте истории Сибири и Красноярского края.

В работе использованы статьи В.В. Некоса, настоятеля храма святых апостолов Петра и Павла протоиерея Павла Третьякова, опубликованные в газетах «Сибирский хлебороб» в 2004, 2021 годах о крещении хакасского населения, строительстве Петропавловской церкви в ХVIII – ХIХ веках, разрушении и возрождении храма в ХХ веке.10

Объект исследования: храм святых апостолов Петра и Павла в городе Ужуре Красноярского края.

Предмет исследования: просветительская деятельность храма святых апостолов Петра и Павла в Ужурском приходе Енисейской губернии в конце ХVIII – начале ХХ века.

Цель исследования: охарактеризовать основные направления просветительской деятельности храма святых апостолов Петра и Павла с конца ХVIII до начала ХХ века.

Гипотеза исследования: При сотрудничестве со светскими властями Ужурский Петропавловский храм играл ведущую роль в образовании и просвещении населения Ужурского прихода.

Задачи исследования:

Охарактеризовать просветительскую деятельность Ужурского Петропавловского храма во второй половине ХVIII – начале ХIХ веков;

Проанализировать роль священников Ужурского Петропавловского храма в организации и работе Ужурского Екатерининского приходского училища (1857 – 1917 гг.);

Описать роль Ужурского Петропавловского храма в культурной и общественной жизни во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.

Хронологические рамки: 1760 – 1918 гг.

Источниковой базой исследования стали:

Архивные документы Государственного архива Красноярского края об устройстве и работе храма святых апостолов Петра и Павла в селе Ужурское (оцифрованные): Дело о нанесении обид и притеснении инородцев Ужурским священником Григорием Евтихеевым11; Исповедные росписи прихожан за 1834 год12; Метрические книги Ужурской Петро-Павловской церкви Ужурского района 1905 гг.13

Архивные документы Государственного архива Красноярского края об образовательных учреждениях Енисейской губернии: Циркуляры Министерства народного просвещения, главного инспектора училищ Восточной Сибири»14; Требовательная ведомость на зарплату учителям приходских училищ15, Протоколы педагогического совета Ужурского высшего начального училища16, Отчет по Ужурскому высшему начальному училищу17, Отчет о состоянии городских и сельских училищ Ачинского и Минусинского округов18, Отчетная ведомость о начальных училищах Ачинского и Минусинского уездов19, Отчет по Ужурскому высшему начальному училищу. Окт. 1916 года20, Протоколы педагогических советов Ужурского высшего начального училища. 1916 год.21

Интервью с протоиереем отцом Павлом, настоятелем храма святых апостолов Петра и Павла города Ужура;

Фотоматериалы, предоставленные краеведческим музеем «Оберег» г. Ужур, отделом по делам архивов администрации Ужурского района.

Методы исследования: Конкретно – исторический использовался при описание фактов, явлений и событий в истории Ужурского Петропавловского храма и развитии системы начального образования Ужурской волости. Сравнительно – исторический метод был применен при анализе и сопоставлении исторических документов, используемых в работе. Историко – генетический метод позволил проследить реализацию просветительской функции Русской Православной церкви на территории Восточной Сибири в процессе исторического движения. В рамках хронологического метода исторический материал об истории Ужурского Петропавловского храма и образовательных учреждений в селе Ужурское был изложен в хронологической последовательности. Метод контент – анализа использовался при сборе данных из книг, газетных статей, фотоматериалов.

Практическая значимость: Исследование обосновывает ведущую роль Ужурского Петропавловского храма как просветительского и образовательного центра Ужурской земли во второй половине ХVIII – начале ХХ века. В 2024 году, в честь 200 – летия каменного храма святых апостолов Петра и Павла планируются торжественные мероприятия, публикация информационных материалов по истории храма в средствах массовой информации, экскурсии в храм для жителей и гостей города Ужур. Исследование может помочь открыть новую страницу в истории Ужурского храма святых апостолов Петра и Павла: о его роли в организации и работе образовательных учреждений на территории с. Ужурское: Ужурского Екатерининского приходского училища (1857 – 1916 гг.) и Екатерининского высшего начального смешанного училища (1916 – 1918 гг.).

§1. Просветительская деятельность Ужурского Петропавловского храма

во второй половине ХVIII – начале ХIХ века

Поселение Хучук – Тура (Ужур) на юго – западе Енисейско губернии было основано в 1760 году кызыльским князем Гаврилой Степановичем Ульчугашевым как столица Белоозерского улуса. К середине ХVIII века христианство уже было принято элитой хакасских родов. Через 10 лет, по инициативе князя Ульчугашева и с разрешения Архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама в Хучук – Тура на собственные средства князя и его людей была построена деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла. Строительство Ужурской Петропавловской церкви было завершено в 1775 году. В 1778 году был учреждён Ужурский Петропавловский приход, относящийся к Тобольской епархии.22

Во второй половине ХVIII царское правительство возложило на православных священников организацию просветительской работы среди народов в Восточной Сибири. На территории Енисейской губернии проживали долгане, якуты, юраки, самоеды, остяки, тунгусы, качинцы, кызыльцы, тубинцы, шорцы и другие. В основном инородческое население было сконцентрировано в Минусинском, Ачинском уездах и Туруханском крае.23

Население Ужурского прихода состояло из жителей кызыльского улуса. В 1775 году в Хучук – Тура числилось русского населения всего 3 души (семья священника), а приписанных к церкви крещеных кызыльцев (хакасов) - 1700 человек. Основная масса населения по – прежнему оставалась язычниками. Попытки насильственного крещения в конце ХVII – первой половине ХVIII века привели к тому, что население либо убегало в горы, либо фактически оставалось шаманистами. «Крещеные хакасы ходили в церковь, правда, случалось это всего несколько раз в году по большим церковным праздникам (Рождество, Пасха, Николин день). Надолго они в церкви не задерживались, всей службы не стояли».24

Со второй половине ХVIII века русским правительством запрещались насильственные действия по отношению к инородцам. «В отношении шаманизма и язычества изменение имперской политики заключалось в том, что главным в политике христианизации стало не насильственное приобщение к православию, а борьба с проявлениями язычества».25

Просветительская деятельность православных священников велась в различных формах: проповедях христианского вероучения, обучение грамоте, повышение культурного и морально - нравственного уровня, борьба с шаманизмом и суевериями и много другое.26

Первым священникам Ужурской Петропавловской церкви во второй половине ХVIII века предстояло распространить христианское учение среди кызыльцев и искоренить пережитки язычества. Российское правительство начинает использовать поощрение для привлечения хакасов к православию: по специальным указам новокрещеные получали материалы для пошива одежды, на 3 года освобождались от уплаты ясака и подушных налогов. Первому священнику Михаилу Терскову в 70 – 80 – е годы ХVIII удалось не только крестить, но и наладить хорошие отношения с кызыльцами. После его отъезда в село Арийское они будут отказываться исполнять обряды и причащаться у нового священника Ужурского прихода.

Однако местное население не всегда лояльно воспринимало процесс христианизации. Первый конфликт случился уже со вторым священником прихода – Козьмой Марковым в 80 – е годы ХVIII века. Кызыльцы бросили посещать церковь и исполнять «требы» (обряды). А когда Марков стал навещать их улусы, в знак протеста в 1782 году переселились из Ужура на перешеек между Малым и Большим озером, основав поселение Божье озеро.27

Конфликт кызыльского населения с третьим священником Ужурской Петропавловской церкви произошел в конце 90 – х годов ХVIII века. В Государственном архиве Красноярского края хранится «Дело о нанесении обид и притеснении инородцев Ужурским священником Григорием Евтихеевым».28 Материалы дела составляют 23 листа. Длилось оно с 1800 по 1801 годы. Смысл «покорнейшего прошения» в Красноярское духовное правление ясашных Михайлы Салмачева, Игнатия Янгулова, Павла Ктелемеева и Савелия Федорова - в притеснениях, чинимых священником по отношению к ним (Приложение 1). «Ясашные», ссылаясь на существующие правила - «за венчание брать податей десять копеек с одного супружества, податей за погребение мертвых по пятьдесят копеек, за крещение младенцев – по десять копеек» жалуются, что священник Григорий Евтихеев «побирается сильным образом». В прошении указывается, что священник отобрал коня, угнал коров, «избил бесчеловечно ясашного Лариона Салмачева», а кроме того, «у ясашного Федора Нулаганова взял деньгами шестнадцать рублей».29 В деле есть объяснение Григория Евтихиева и список лиц, с которых священник взял плату (от 20 до 80 копеек). С 1801 или 1802 года священником Ужурского храма был уже другой человек. Самоуправство не сошло с рук священнику. Государство и Красноярское духовное правление встало на сторону инородцев.

К середине ХIХ века процесс христианизации хакасского населения завершился. В 1819 году в приходе Ужурской Петропавловской церкви числилось 14 деревень с русским населением 1031 души и хакасским населением 3982 души.30 По исповедным росписям прихожан 1834 года видно, что за год на исповеди побывало 2244 человек (44,8% населения). На последней странице исповедных росписей подводится итог по категориям лиц, который побывали на исповеди: «духовных лиц» - 8, «военных» - 6, «крестьян» - 566, «ясачных» - 1664 человека. Однако большая часть «ясачных», побывав на исповеди, не причащалась – 1464 человека (88%). Возможно, это свидетельство сохранявшегося «двоеверия» хакасов.31 (Приложение 2).

В 1824 году в селе Ужурское вместо обветшалой деревянной церкви на средства жителей Ужурского прихода был построен каменный храм (Приложение 3). Долгое время считалось, что в Ужурском Петропавловском храме сочетаются элементы русской храмовой и хакасской архитектуры. Протоиерей отец Павел, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла г. Ужура с этой версией не согласен: «…таких храмов, как наша Петропавловская церковь, в Красноярском крае было не менее 3 – х: Ужурская Петропавловская церковь, Троицкий собор на Поклонной горе Красноярска, разрушенный Всехсвятский храм в Красноярске. То есть, хакасских элементов в нем нет. Это типовой храм начала ХIХ века». (Приложение 4).

Таким образом, Ужурская Петропавловская церковь, одна из первых 12 церквей Причулымского края, была поставлена в 70 - е годы ХVIII века как форпост на границе православия и язычества. На приходских священников и миссионеров была возложена масштабная и кропотливая работа по приобщению хакасского населения к основам православной культуры. Христианизация кызыльцев (хакасов) должна была проводиться «мягкой силой» для консолидации русского и хакасского населения. Священнослужители, действовавшие незаконными методами по отношению к инородцам, могли быть подвергнуты наказанию

§ 2. Роль священников Ужурского Петропавловского храма в организации и работе Екатерининского приходского училища (1857 – 1916 гг.)

Во второй половине ХIХ веке одной из главных функций, выполняемых приходскими священниками, становится образовательная. Священнослужители этого времени были не только проповедниками и служителями культа, но и учителями. 32

В середине ХIХ века село Ужурское состояло из 134 дворов с населением около 1000 человек.33 Ужурцы жили в достатке: у большинства крестьян помимо прочего скота было не менее четырех лошадей. Ужурские мастерицы славились изготовлением шабуров - верхней одежды из грубой шерстяной ткани, ажурных скатертей, цветных опоясок. Каждый июль в Борисов день (24 июля) в селе заготавливали знаменитые «борисовские веники». Ежегодно в селе проводилась Петропавловская ярмарка – крупнейший конный рынок хакасских лошадей, на которую приезжали торговцы из Красноярска, Ачинска, Минусинска. Отсюда лошади поставлялись по всей России. (Приложение 5).34 (Приложение 6).

В 1849 году на сходе крестьян Ужурской волости был поднят вопрос об открытии в селе Ужур приходского училища. Крестьяне пишут Губернатору прошение об учреждении училища на 25 детей и обязуются отвести под помещение училища в селе Ужурском деревянный дом, а также собирать ежегодно на содержание училища за счет общества по 207 рублей. Только через 8 лет, в 1857 году, была назначена дата открытия училища: на 24 ноября, в день Великомученицы Екатерины. Училище стало называться Ужурским Екатерининским одноклассным приходским училищем (Приложение 7).

Приходские училища, согласно «Уставу о начальных и средних школах» 1828 года, соответствовали начальному уровню образования и предназначались для крестьян. Продолжительность обучения в одноклассном училище была 3 года. Учебная программа включала 4 предмета: преподавание Закона Божьего, чтение, письма и 4- х правил арифметики. В училище обучались мальчики и девочки. На обучение мальчиков брали с 8 лет, девочек - до 11 лет.35

В 1874 году Министерством просвещения Российской империи были приняты 2 важных документа в сфере народного образования: «Положение о начальных народных училищах» и «Инструкция для двухклассных и одноклассных сельских училищ». В конце 1870 – х годов Ужурское Екатерининское одноклассное приходское училище было преобразовано в двухклассное. В этом статусе оно просуществовало до 1916 года. Полный курс обучения в двухклассных училищах составлял 5 лет. Обучение было совместным. Обязательными предметами двухклассных училищ являлись Закон Божий и церковное пение, славянская грамота, русский язык с чистописанием, арифметика. В учебный план при наличии средств допускалось введение истории, географии, естествознания, гимнастики, обучения ремеслам для мальчиков и рукоделия для девочек, садоводства, огородничества, пчеловодства. В приходских училищах Ачинского уезда в качестве необязательных предметов в 1903 году преподавались гимнастика, рукоделие, столярное, токарное, слесарное, переплетное, сапожное ремесла. В Назаровском приходском училище из 129 человек 16 учащихся занимались рукоделием, 12 – переплетным мастерством. В Балахтинском из 86 детей 4 мальчиков занимались сапожным ремеслом. В Новоселовском из 86 учащихся 32 человека занимались рукоделием. В Аскызском все 89 детей в качестве необязательного предмета занимались гимнастикой. В Ужурском все 91 учащееся посещали пение.36 (Приложение 8). В 1903 году в Екатерининском приходском училище работали 4 человека: один почетный блюститель, 1 законоучитель, 2 учителей.37 (Приложение 9).

t1716784280aa.jpg

Рис. 1. Схема управления народными училищами в Российской империи.

Приходские училища находились в ведении Министерства Просвещения, но наблюдение за преподаванием Закона Божьего и религиозно – нравственным воспитанием принадлежало епархиальным архиереям. Программы приходских школ одобрялись Министерством Просвещения и духовным ведомством. Таким образом, светские власти и Русская Православная церковь занимались делом народного просвещения совместно.

Учителями в народных училищах могли быть как светские, так и духовные лица. Приемом на работу и увольнением учителей занимались инспектора народных училищ и уездные советы. В начале ХХ века встал вопрос об упрощении доступа в учительскую профессию для женщин. В циркуляре Министерства Просвещения Главному инспектору Восточной Сибири, дается строгое указание, что после окончания курса женской гимназии или полугодовой учительской практики «лица должны подвергаться полному испытанию по правилам 1828 года».38 (Приложение 10). Никаких поблажек женщинам - учителям циркуляр не давал.

Право преподавания Закона Божия, как главного предмета, принадлежало исключительно священнослужителям, закончившим духовные школы не ниже семинарии. В 1866 году в духовных семинариях для повышения качества преподавания Закона Божьего была введена педагогика.

Первым наставником и законоучителем Ужурского екатерининского училища стал священник Константин Сергеевич Любутский. По окончании Калужской духовной семинарии он был переведен в Томскую епархию, рукоположен в сан священника и определен к Ужурской Петропавловской церкви.39 Приехав в село Ужурское в 1854 году, Любутский сразу же включился в работу по подготовке и открытию Екатерининского приходского одноклассного училища. В училище он выполнял обязанности законоучителя, духовника, историка, участвовал в работе педагогического совета учебного заведения, контролировал посещение учителями и учащимися исповеди и причащения. Константин Любутский до 1905 года в течение 50 лет служил в Ужурской Петропавловской церкви, из них 48 лет в должности Законоучителя в Екатерининском приходском училище. На законоучителей распространялись правила о наградах, полагавшихся учителям за усердие и выслугу лет. Священник, прослуживший в должности законоучителя 25 лет, награждался орденом Святой Анны III степени. За свой самоотверженный труд отец Константин снискал уважение и признательность у своих прихожан и епархиального начальства и был награжден в 1896 году орденом Святой Анны III степени, в 1900 году орденом Святой Анны II степени, в 1905 году – орденом Владимира IV степени.

В 1903 году вышел циркуляр Главного Инспектора Восточной Сибири «По отношении директора народных училищ об устройстве в селе Ужурском бесплатных народных воскресных чтений».40 Учителя и священнослужители церкви совместно проводили религиозно – нравственные народные чтения со взрослым населением. В 1911 году директорам народных училищ от Главного Инспектора училищ Восточной Сибири поступает циркуляр, в котором предписано распространить среди учащихся и народа книги генерал – майора Ночволадова «Сказание о русской земле». «Его Императорское Величество Государь Император на предоставленной книге «Всемилостивейше соизволил начертать следующую надпись»: «Нахожу книгу весьма полезною для войск и для народа. Желал бы возможно широкое Ея распространение».41 (Приложение 11).

В Восточной Сибири жило много семей старообрядцев. В 1911 году выходит Постановление Совета министров, разрешающее преподавание Закона Божьего детям старообрядцев старообрядческими же священниками, обладающим законченным средним образованием или образовательным цензом учителей начальных училищ.42 (Приложение 12). Никакого ущемления прав противников никонианской реформы в конце ХIХ – начале ХХ века в образовании не наблюдается.

В 1913 году в Российской империи вводится еще один тип начальной школы – высшие начальные училища с 4 – летним сроком обучения. В учебные планы высших училищ входили предметы естественнонаучного, математического, гуманитарного цикла. Но неизменно главным предметом оставался Закон Божий как фундаментальная основа жизни, вероисповедания и морали.43

Ужурское высшее начальное училище было открыто 1 июля 1916 года. По этому случаю состоялся торжественный молебен, а 7 октября начались учебные занятия. В «Отчете по Ужурскому высшему начальному училищу начальника училища коллежского асессора Юлия Ивановича Озола» (октябрь 1916 года)44 говорится, что на открытие училища были получены средства Государственного казначейства и от Ужурского сельского общества. 5 октября 1916 года ужурским сельским обществом было пожертвовано 483 рубля на учреждение стипендии имени Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича. (Приложение 13).

Протоколы заседаний педагогических советов Ужурского училища 1916 - 1917 года45 о введении курса допризывной подготовки для учеников старших классов (ведь идет 1 мировая война), о новой программ для высших начальных училищ, о финансовом обеспечении училищ и необходимости специальных курсов для педагогов похожи на современные. На всех заседаниях педагогических советов присутствует Законоучитель - священник Самойлов Василий Антонович (Приложение 14).

Численность учащихся в Екатерининском училище по архивным материалам выглядит следующим образом. (Приложение 15). Основная масса детей были православного вероисповедания и сельского сословия. Удивляет, что число учащихся из инородцев по – прежнему остается очень маленьким. (Приложение 16).


1885 год

1886 год

1902 год

1903 год

1916

Численность учащихся

65 человек

(45 мальчиков и 20 девочек)

67 человек

(46 мальчиков и 21 девочка)

79 человек

(58 мальчиков и 21 девочка)

91 человек

(67 мальчиков и 24 девочки)

82 ребенка

(54 мальчика и 28 девочек)

В 1917 году в училище обучаются только 3 представителя инородческого населения: 2 мальчика и одна девочка. Объяснением этому может служить то, что большинство инородцев не видели в образовании никакого практического толка. Отвлечение потенциальных рабочих рук из семьи также препятствовало образованию.46

В 1917 году в училище работало 5 преподавателей (Приложение 17). Вплоть до Октябрьской революции Русская Православная Церковь активно участвовала в деле народного просвещения и образования. Предмет Закон Божий и должность Законоучителя неизменно присутствовала в Ужурском Екатерининском приходском училище. Таким образом, во второй половине ХIХ – начале ХХ века начальное народное образование развивалось под влиянием и контролем Министерства Народного Просвещения и Русской православной Церкви.

§3. Культурные и общественные функции Ужурского Петропавловского храма во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.

В конце ХIХ - начале ХХ века законоучителей стали часто критиковать за низкую педагогическую подготовку и нежелание исполнять свои школьные обязанности. Причинами была их загруженность различными обязательствами. Многие священники в своем приходе имели на своем попечении по несколько сел, много времени уходило на исполнение непосредственных и прямых обязанностей священнослужителей. На священнослужителей была возложена функция демографического учета населения. Они вели метрические книги – реестр официальной записи актов гражданского состояния (рождений, браков и смертей) в России. В книгу вписывались подробные сведения об имени, поле, сословной принадлежности, вероисповедании, национальности, возрасте человека. (Приложение 18).

Кроме того, доходы приходских священников были скромными, жалованье законоучителя начальной школы было меньше заработной платы сельского учителя. (Приложение 19). Многие из преподавателей Закона Божьего не получали платы за свой труд. В селах все они занимались огородами, пытаясь прокормить свои многодетные, как правило, семьи.47

Священнослужители активно занимались благотворительностью, участвовали в работе попечительских обществ. Приходские попечительства заботились о бедных людях прихода (раздача милостыни, выдача ссуд деньгами, хлебом, семенами и сеном). В состав попечительства входили: священник, церковный староста, волостной старшина в селе, выборные члены из числа прихожан.48 В Енисейской губернии число приходских попечительств к 1912 году достигло 297. И одно из них было в селе Ужурское.49

Важной функцией священнослужителей в ХIХ веке становится борьба за трезвый образ жизни прихожан. В «Журнале о генеральной поверке торговых и промышленных заведений по Ужурской волости Ачинского округа за 1882 год»50 перечисляются 49 питейных заведений по Ужурской волости. Борьба с пьянством была, вероятно, одной из самых трудных и актуальных задач для педагогов и священников.51 Главными помощниками священников в сельской местности в борьбе за здоровый и трезвый образ жизни выступали сельские учителя. В 1911 году Товарищ Министра Народного Просвещения направил Главному инспектору училищ Восточной Сибири предписание «о разрешении инспекторам, учителям и учительницам народных училищ принимать участие в организации летучих отрядов христиан – трезвенников для проповеди трезвости в тех местностях России, «где это будет признано необходимым» и просил оказать союзу «возможное содействие».52 (Приложение 20) .

Таким образом, во второй половине ХIХ – начале ХХ века просветительская деятельность священнослужителей заключалась в заботе о нравственном состоянии людей, улучшении социальной среды, распространении культуры. Способы работы с населением носили культурно – просветительский и разъяснительный характер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ужурский Петропавловский храм – один из первых храмов, возникших в Причулымском храме и Восточной Сибири, построенный в ХVIII веке. В каждый период своего существования он оставался важнейшим центром просвещения, который объединял людей, заботился об их нравственном состоянии, транслировал важнейшие традиционные российские ценности и решал социальные и культурные задачи, стоявшие перед обществом и государством.

В конце ХVIII - начале ХIХ века Ужурская Петропавловская церковь, участвуя в процессе христианизации, способствовала консолидации русского и хакасского населения в составе единого государства. Последствием этого процесса можно назвать общее смягчение нравов, искоренение языческих обычаев, прекращение жертвоприношений и кровавых обрядов.

Во второй половине ХIХ – начале ХХ века сельские приходские священники в Восточной Сибири стали главными трансляторами грамотности в начальных школах на сельское население, пока не сформировался массовый слой светского учительства. Священнослужители выступали в роли учителей, а также выполняли обязанности законоучителей в начальных учебных заведениях. В этот период храм святых апостолов Петра и Павла Ужурской волости становится центром образовательной деятельности. В организации и работе Ужурского Екатерининского приходского училища священнослужители, опираясь на помощь местного населения, принимали самое активное участи вплоть до революционных преобразований 1917 года.

Важной просветительской миссией Русской Православной церкви в Восточной Сибири было утверждения в народе не только полезных знаний, но и знаний основ государственного строя, религиозной морали и нравственности. Борьба с основными народными недугами (неграмотностью, бедностью и пьянством), благотворительная деятельность в церковно – попечительских обществах, участие в деле народного просвещения совместно со светской властью – все это поднимало общественный статус и социальную роль священнослужителей Петропавловского храма Ужурского прихода Енисейской губернии. Русская Православная Церковь сыграла основополагающую роль в просвещении населения Восточной Сибири. Священнослужители храма святых апостолов Петра и Павла в селе Ужурское, являя пример стойкости и трудолюбия, стали проводниками её политики, носившей культурно-просветительский, образовательный и благотворительный характер.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Асочакова В.Н. «Социально – политические аспекты христианизации народов Сибири», https://cyberleninka.ru/article/n/

Асочакова В.Н. «Эволюция политики христианизации в первой четверти XIX в. и ее результаты (на примере Хакасско-Минусинского края), http://www.humane.net.ru/content

Асочакова В.Н., Чистанов М.Н., Чистанова С.С. «Христианизация и коренное население Хакасско – Минусинской края: проблемы трансформации», https://cyberleninka.ru/

ГАКК. Дело о нанесении обид и притеснении инородцев Ужурским священником Григорием Евтихеевым. Ф.592 Оп.1 Д.244 л. 1-11

ГАКК. Исповедные росписи прихожан за 1834 год. Ф.592 Оп.1 Д.661 л. 1-67

ГАКК. Метрические книги Ужурской Петро-Павловской церкви Ужурского района 1905 гг.Ф.Р-2453 Оп.2 Д.345 1-44

ГАКК. Отчет о состоянии городских и сельских училищ Ачинского и Минусинского округов. Ф.24., Оп.3, Д.1, л.1-11.

ГАКК. Отчет по Ужурскому высшему начальному училищу. Ф.3., Оп.1, Д. 335, л.1-7.

ГАКК. Отчетная ведомость о начальных училищах Ачинского и Минусинского уездов. Ф.3., Оп.1, Д.56, л.1-17.

ГАКК. Протоколы педагогического совета Ужурского высшего начального училища. Ф.3, Оп.1, Д. 318, л.1-4.

ГАКК. Рапорты благочинных о назначении священников на должности законоучителей и увольнение с этих должностей. Ф.674, Оп.1., Д. 3380, л.1-16.

ГАКК. Требовательная ведомость на зарплату учителям приходских училищ. Ф.3. Оп.1. Д. 179, л. 1-2 л.

ГАКК. Циркуляры Министерства народного просвещения, главного инспектора училищ Восточной Сибири». Ф.3.Оп.1, Д. 171, л. 1-36.

Гошуляк Л.Д.«Управление системой народного образования России в ХIХ веке», https://cyberleninka.ru/)

Захаров В.Ю., Иванов А.Н. «Всеобщее начальное образование в Российской империи в ХIХ – начале ХХ вв.: причины неудачи реформы», https://unis.shpl.ru/Pages/Search/BookCard.aspx?Id=7090612

Интервью с протоиереем отцом Павлом, настоятелем храма святых апостолов Петра и Павла города Ужура.

Королькова И.В. «Взаимодействие православной церкви и государственной системы образования в России: история и современность», https://cyberleninka.ru/

Кошина О.В. «Законоучитель дореволюционной школы: духовный пастырь или рядовой учитель?», https://cyberleninka.ru/

Лосева С.Л. «История Ужурского района в дореволюционный период» https://elib.kspu.ru/

Некос В.В, Рычкова С.Г., Янушкявичус Р.А. «История Православия земли Ужурской», Красноярск, 2009 г.132 с.

Некос В.В. «Храм Петра и Павла, «Сибирский хлебороб» от 16.07.2004 г.

Терскова А.А. «Общественная деятельность приходского духовенства во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. в Енисейской губернии», https://cyberleninka.ru/

Терскова А.А. «Русская православная церковь и её деятельность в Енисейской губернии» в 1861-1917 гг.», https://www.dissercat.com/

Третьяков П., протоиерей, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла «В честь святых апостолов Петра и Павла, «Сибирский хлебороб» от 07..01.2021 г./ Ужурский краеведческий музей «Оберег»

Федорова В.И. Учительская интеллигенция Енисейской губернии на рубеже ХIХ – ХХ веков: социокультурная характеристика», Вестник ТПУ. 2017. https://www.kspu.ru/upload/

Фотоматериалы, предоставленные краеведческим музеем «Оберег» г. Ужур, отделом по делам архивов администрации Ужурского района​​​​​​​

1 Гошуляк Л.Д. «Управление системой народного образования России в ХIХ веке», https://cyberleninka.ru/

2 Королькова И.В. «Взаимодействие православной церкви и государственной системы образования в России: история и современность», https://cyberleninka.ru/

3 Захаров В.Ю., Иванов А.Н. «Всеобщее начальное образование в Российской империи в ХIХ – начале ХХ вв.: причины неудачи реформы», https://unis.shpl.ru/Pages/Search/BookCard.aspx?Id=7090612

4 Кошина О.В. «Законоучитель дореволюционной школы: духовный пастырь или рядовой учитель?», https://cyberleninka.ru/

5 Терскова А.А. «Общественная деятельность приходского духовенства во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. в Енисейской губернии», https://cyberleninka.ru/; «Русская православная церковь и её деятельность в Енисейской губернии» в 1861-1917 гг.», https://www.dissercat.com/

6 Федорова В.И. Учительская интеллигенция Енисейской губернии на рубеже ХIХ – ХХ веков: социокультурная характеристика», Вестник ТПУ. 2017. https://www.kspu.ru/upload/

7 Асочакова В.Н., Чистанов М.Н., Чистанова С.С. «Христианизация и коренное население Хакасско – Минусинской края: проблемы трансформации», https://cyberleninka.ru/); Асочакова В.Н. «Социально – политические аспекты христианизации народов Сибири», https://cyberleninka.ru/article/n/ ; Асочакова В.Н. «Эволюция политики христианизации в первой четверти XIX в. и ее результаты (на примере Хакасско-Минусинского края), http://www.humane.net.ru/content

8 Некос В.В, Рычкова С.Г., Янушкявичус Р.А. «История Православия земли Ужурской», Красноярск, 2009 г.132 с.

9 Лосева С.Л. «История Ужурского района в дореволюционный период» https://elib.kspu.ru/

10 Некос В.В. «Храм Петра и Павла, «Сибирский хлебороб» от 16.07.2004 г.; Третьяков П., протоиерей, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла «В честь святых апостолов Петра и Павла, «Сибирский хлебороб» от 07..01.2021 г./ Ужурский краеведческий музей «Оберег»

11 ГАКК, Ф.592 Оп.1 Д.244 л. 1-11

12 ГАКК, Ф.592 Оп.1 Д.661 л. 1-67

13 ГАКК. Ф.Р-2453 Оп.2 Д.345. л. 1-44

14 ГАКК, Ф.3.Оп.1, Д. 171, л. 1-36

15 ГАКК, Ф.3. Оп.1. Д. 179, л. 1-2 л.

16 ГАКК, Ф.3, Оп.1, Д. 318, л.1-4

17 ГАКК, Ф.3., Оп.1, Д. 335, л.1-7

18 ГАКК, Ф.24., Оп.3, Д.1, л.1-11

19 ГАКК, Ф.3., Оп.1, Д.56, л.1-17

20 ГАКК. Отчет по Ужурскому высшему начальному училищу. Окт. 1916 года. Ф.3. Оп.1 Д. 335. Л 1-3

21 ГАКК. Протоколы педагогических советов Ужурского высшего начального училища. Ф.3. Оп.1. Д. 318. Л.1-3

22 В.В. Некос, С.Г. Рычкова, Р.А. Янушкевичус «История православия земли Ужурской», Красноярск, 2009 г., с. 30.

23 Гюнтер О.А. «Роль русской православной церкви в развитии системы национального образования малых коренных народов енисейской губернии (1860 – 1917 гг.)/ Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современость».т.7, №1.2022 г. с. 24. yberleninka.ru/article/n/rol

24 Асочакова В.Н. «Эволюция политики христианизации в первой четверти XIX в. и ее результаты (на примере Хакасско-Минусинского края)».

25 Асочакова В.Н. «Эволюция политики христианизации в первой четверти XIX в. и ее результаты (на примере Хакасско-Минусинского края)»

26 Гюнтер О.А. «Роль русской православной церкви в развитии системы национального образования малых коренных народов Енисейской губернии (1860 – 1917 гг.)/ Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современость».т.7, №1.2022 г. с. 25. yberleninka.ru/article/n/rol

27 В.В. Некос, С.Г. Рычкова, Р.А. Янушкевичус «История православия земли Ужурской», Красноярск, 2009 г.

28 Дело о нанесении обид и притеснении инородцев Ужурским священником Григорием Евтихеевым/ ГАКК, Ф.592 Оп.1 Д.244 л.1-11.

29 Дело о нанесении обид и притеснении инородцев Ужурским священником Григорием Евтихеевым/ ГАКК, Ф.592 Оп.1 Д.244 1-11.

30 В.В. Некос, С.Г. Рычкова, Р.А. Янушкевичус «История православия земли Ужурской», Красноярск, 2009 г., с.31.

31 Исповедные росписи прихожан за 1834 год/ ГАКК, Ф.592 Оп.1 Д.661 1-67.

32 Терскова А.А. «Общественная деятельность приходского духовенства во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. в Енисейской губернии»

33 Лосева С.Л. «История Ужурского района в дореволюционный период» https://elib.kspu.ru/. с. 24

34 В.В. Некос, С.Г. Рычкова, Р.А. Янушкевичус «История православия земли Ужурской», Красноярск, 2009 г., с.39

35 Лосева С.Л. «История Ужурского района в дореволюционный период» https://elib.kspu.ru/. С. 27-30

36 ГАКК. «Отчетная ведомость о начальных училищах 1903 года». Ф.3.Оп.1. Д.56, л.19

37 ГАКК. «Отчетная ведомость о начальных училищах 1903 года». Ф.3.Оп.1. Д.56, л.20

38 ГАКК. «Циркуляры Министерства Просвещения, Главного инспектора училищ Восточной Сибири», Ф.3. Оп.1.Д.171.л.47 – 48

39 В.В. Некос, С.Г. Рычкова, Р.А. Янушкевичус «История православия земли Ужурской», Красноярск, 2009 г., с.53

40 ГАКК. «Циркуляр «По отношении директора народных училищ об устройстве в селе Ужурском бесплатных народных воскресных чтений» Ф. 595. Оп.8.Д.5611, л.1-2

41 ГАКК. «Циркуляры Министра народного просвещения, главного инспектора училищ Восточной Сибири», Ф.3. Оп. 1. Д. 171, л. 56

42 ГАКК «Циркуляры Министра народного просвещения, главного инспектора училищ Восточной Сибири», Ф.3. Оп. 1. Д. 171, л. 37-39

43 Л. Д. Гошуляк «Управление системой народного образования России в ХIХ веке», с.1219-220, https://cyberleninka.ru/

44 ГАКК. «Отчет по Ужурскому высшему начальному училищу». Ф. 3. Оп. 1. Д. 225 . л.1-3

45 ГАКК. Протоколы педагогического Совета Ужурского высшего начального училища. Ф.3.Оп.1. Д. 318. л. 8

46 Гюнтер О.А. «Роль русской православной церкви в развитии системы национального образования малых коренных народов енисейской губернии (1860 – 1917 гг.)/ Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современость».т.7, №1.2022 г. с. 27. yberleninka.ru/article/n/rol

47 Кошина О.В. «Законоучитель дореволюционной школы: духовный пастырь или рядовой учитель?»

48 Терскова А.А. «Общественная деятельность приходского духовенства во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. в Енисейской губернии»

49 В.В. Некос, С.Г. Рычкова, Р.А. Янушкевичус «История православия земли Ужурской», Красноярск, 2009 г., с.40

50 ГАКК, Ф.160, Оп. 1, Д. 786, л. 1-26

51 ГАКК «Журнал о генеральной поверке торговых и промышленных заведений по Ужурской волости Ачинского округа. 1882 г.» Ф.160. Оп.1. Д.786. 26 л.

52 ГАКК. «Циркуляры Министра народного просвещения, главного инспектора училищ Восточной Сибири», Ф.3. Оп. 1. Д. 171, л. 42



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.