Статья «Развитие связной речи и словесного творчества на основе составления текстов сказочного содержания с опорой на "сказочные кубики"»
Тема: " Развитие связной речи и словесного творчества на основе составления текстов сказочного содержания с опорой на « сказочные кубики» .
Мы живем в неспокойном, динамичном, прогрессирующем, полном противоречий и тревог, времени, когда общающихся « рядом» детей можно увидеть очень редко. Сознание, мысли каждого полностью поглощает цифровой «друг»! Ребята разучились связно, развернуто излагать свои суждения, просьбы. Дети перестают общаться!
На сегодняшний день существует проблема – у многих детей к старшему дошкольному возрасту уровень развития связной речи ниже положенной нормы, недостаточный словарный запас.
Начало учебного года
высокий уровень: 20%
средний уровень 39.3%
низкий уровень 40, 7%
Многие сопровождают свою речь с помощью неречевых средств (мимика, жесты, интонация), детям трудно придумывать интересные сюжеты, они не способны фантазировать. Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников –это одна из важнейших задач педагога.
Речь помогает ребенку не только общаться, но и познавать мир. Поэтому работа по развитию связной речи и словесного творчества у детей очень важна и актуальна.
Цель моей работы с детьми - развитие связной речи и словесного творчества на материале сказок с использованием « сказочных» кубиков.
- создание условий для развития речевой творческой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания.
-обогащение их эмоционального опыта, формирование у них начальных форм творческого воображения.
Задачи, которые я ставлю в своей работе:
- продолжать знакомить дошкольников со « сказочными кубиками», на основе которых составляются тексты сказочного содержания.
-развивать речевые умения и навыки детей.
-развивать умение связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты.
-побуждать к самостоятельному созданию сказок с опорой на « сказочные» кубики. Свою педагогическую находку, игровой прием " сказочные кубики" , я изначально сопоставляла только со сказкой! Почему? Вы, наверное, спросите! В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить . Однажды, придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память.
Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, воспитывает любовь к Родине, ко всему живому, знакомит с родной природой, -все это является необходимым и благоприятным материалом для сочинения собственных сказок.
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе.
«Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» -писал К.Д. Ушинский .
Сказка является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения учить «играя».
Обычные игровые кубики не имеют полной привлекательности для ребенка. Они у детей ассоциируются ТОЛЬКО с игровыми моментами. А у меня стояла задача- сформировать у каждого ребенка умение связно излагать свои мысли, правильно выражать и представлять свои идеи и суждения, научить их думать и фантазировать.
А почему именно кубики? Игра- главное в развитии и становлении дошкольника. Я хотела совместить игру и творчество.
Работу начала с обновления развивающей среды в группе, т. к. она оказывает большое влияние на формирование творческих способностей детей.
В своей группе я создала условия для самостоятельных игр в сказку, чтобы дети имели возможность общаться друг с другом через сказку, изображая различных персонажей.
В центре театрализованной деятельности имеется несколько видов театра: би-ба-бо, теневой театр, магнитный театр, маски, элементы костюмов.
Рядом с центром театрализованной деятельности я поместила центр книги, где в свободное время дети рассматривают знакомые произведения и иллюстрации к ним, вспоминают их содержание, и у детей возникает желание поиграть в сказку.
Я долго думала, а как привлечь детей к сказкам, к тому, чтобы правильно и выразительно рассказывать истории, описывать ту или иную картину. Мне в этом помогли «сказочные кубики», которые мы нафантазировали вместе с воспитанниками. Выбрали сказочных героев, волшебные предметы, распечатали изображения на белых листах бумаги, наклеили на кубики и вперед! К сказочным открытиям! Это простое незамысловатое занятие им так понравилось, что еженедельные сказочные посиделки стали традицией. Придумать сказку- это стало необычно интересно!
В своей работе с детьми на материале "сказочных" кубиков я использую и наглядные, и словесные, и практические методы по развитию связной речи дошкольников.
Методы
Особенностью творческого рассказывания с помощью «сказочных кубиков» является то, что ребенок самостоятельно придумывает содержание.
Сюжет строится на основе путешествия и встреч героев друг с другом. Варианты окончания сказок выбираются детьми.
А вы спросите? А как мы начинаем наши сказочные посиделки? А вот как : обращаемся к приемам совместного творчества : выбираем тему, называем персонажей- героев будущей сказки, начинаем сказку, я помогаю вопросами, подсказываю развитие сюжета.
« Сказочные кубики»- это кладезь бесконечного детского творчества! Сказки получаются смешные, необычайно замысловатые . Сказочные герои приобретают в процессе сочинительства удивительные и порой очаровательные черты характера : Баба- Яга иногда выступает у детей в роли доброй старушки, которая приходит на помощь своим друзьям, а Кощей бессмертный , например, становится самоотверженным воином, который борется со злом.
Составление сказок с кубиками явилось новым толчком для речевого творчества детей. Изюминка моих «сказочных кубиков» , на мой взгляд, в том, что с ними можно играть и заодно познавать интересный и увлекательный сказочный мир ,начиная с раннего возраста и до бесконечности…
« Сказочные кубики» приходят к ребенку в самом раннем детстве, но пока только в игровой форме. Многие детки еще не разговаривают и, конечно же, не знакомы со сказками. Пока они выступают в роли маленьких исследователей, которые только начинают познавать окружающий мир. «Сказочные кубики» для них пока выступают в роли игрушки, которая привлекает к себе красивыми, яркими картинками.
Начиная со средней группы дети начинают вовлекаться в содержание изображенных на кубиках картинок. Узнают знакомые сказочные персонажи, знакомятся с новыми. В старшей и подготовительной группах мы приступаем к полноценным занятиям по составлению текстов сказочного содержания . Дети знают структуру составления сказки:
Сказочных героев знают прекрасно, умеют давать им характеристику: положительную или отрицательную.
Мы используем « сказочные кубики» и на занятиях по речевому развитию, и в свободное игровое время , и просто тогда ,когда возникает желание поиграть . Следует отметить, что возможность поиграть в сказку с помощью «сказочных кубиков» дает ребенку дополнительный импульс для развития воображения, коммуникативных навыков, и, конечно же, речи.
К концу старшей группы у детей обогащается литературный опыт. Повышается интерес к творческому рассказыванию, они учатся взаимодействовать со сверстниками, связно излагать свои мысли. Придуманные новые сказки дети воплощают в играх-драматизациях.
Мы совместно создаем альбомы, книжки-малышки со сказками, придумали и оформили Сказочное дерево, большую Книгу Сказок.
Результатом нашего совместного творчества стали следующие достижения:
1. Дети научились композиционно выстраивать свои сочинения. Большинство из них успешно справляются с наиболее трудной творческой задачей: четко построить, завершить замысел.
2. Самостоятельно находят адекватные речевые средства воплощения замысла.
3. Научились принимать творческие задания.
4. У детей возникает выраженное стремление к сочинительской деятельности, тем самым они с удовольствием фантазируют и творчески мыслят.
Я вместе с детьми духовно расту, процветаю и живу в замечательном, цветном мире детства.