12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Пусева Светлана Викторовна18








Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия

с обучающимися 6 класса с задержкой психического развития

«Развитие связной речи при работе с текстом»














               Материал подготовила:

               учитель – логопед, I кв. категории

Пусева Светлана Викторовна

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 76»

г. Котлас Архангельской области

Аннотация


Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО) и ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) диктует внедрение новых подходов к созданию в школе системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении основной общеобразовательной программы, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, учитывая особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

Согласно ФГОС ООО, одним из результатов успешности усвоения, обучающимися основного общего образования является овладение грамотной письменной и устной речью.

Среди детей с ОВЗ большую группу составляют дети с задержкой психического развития (далее ЗПР). Исследователи в области коррекционной педагогики и специальной психологии отмечают, что несформированность речи этих детей отрицательно сказывается на развитии мыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями, негативно влияет на итоговое качество продуктов речевой деятельности (В.И. Лубовский, Е.Ф. Соботович, Р.Д. Тригер и др.). В устной речи (монологической контекстной речи) по исследованиям Р.И. Лалаевой, отмечаются нарушения внутреннего (смыслового) и языкового уровня связной речи. Чем более сложным по степени самостоятельности является задание, чем больше оно связано с необходимостью смыслового программирования высказывания, тем труднее оно выполняется. Не смотря на знание детьми соответствующих правил русского языка, у обучающихся с ЗПР наблюдаются стойкие специфические нарушения письменной речи.

Ведущей педагогической идеей данной методической разработки является реализация комплексного подхода и взаимодействия между учителем – логопедом и учителем русского языка и литературы в речевом развитии обучающихся с ЗПР посредством работы с текстом, что позволит повысить эффективность в коррекции устной и письменной речи.

Задача педагогов – способствовать речевому самосовершенствованию обучающихся и усвоение ими правил и норм родного языка. Работа с текстом способствует развитию мыслительной деятельности, познавательной и коммуникативной активности, расширению словарного запаса и развитию связной речи обучающихся с ЗПР.

Взаимодействие между учителями играет важную роль в поисках дифференцированного подхода к каждому обучающемуся, подбору соответствующих методов и приёмов, направленных на развитие и коррекцию устной и письменной речи. Использование педагогами игровых методов и приёмов на занятиях по развитию речи способствуют развитию речевых навыков, умственных операций и позволяют легко заинтересовать и быстро вовлечь в ход занятия.

Дидактическая разработка внеклассного занятия по развитию речи предназначена для обучающихся 6 классов с ЗПР и может быть использована учителями-логопедами, учителями-дефектологами, учителями русского языка и литературы, осуществляющих работу с детьми данной категории и с детьми с общим недоразвитием речи.



Тема внеклассного занятия: «Рябина – настоящая осенняя красавица».


Цель: Активизация речевой деятельности обучающихся при работе над текстом.

Задачи:

Образовательные:

Формировать умение выделять главную мысль, тип, стиль текста и его основные части.

Способствовать развитию навыков составления синквейна.

Продолжать закреплять навыки составления связного текста из отдельных предложений.

Закреплять навыки словообразования прилагательных от существительного.

Продолжать формировать умения пересказывать текст в соответствии с планом, сохраняя его части.

Обобщить и систематизировать знания и умения по синтаксису и пунктуации.

Развивающие:

Развивать зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.

Развивать мыслительные процессы и связное речевое высказывание.

Воспитательные:

Воспитывать навыки самоконтроля и взаимоанализа, умение работать в коллективе.

Формы работы: фронтальная, в подгруппах, индивидуальная.

Тип занятия: общеметодологической направленности.

Планируемые результаты: у обучающихся формируется умение анализировать текст, выделять его главную мысль и основные части. Совершенствуются коммуникативные навыки и навыки связного высказывания.

Оборудование:

- Текст «Рябина – настоящая русская красавица», клубок с нитками.

- Демонстрационный материал: предложения без знаков препинания, знаки препинания, отдельные предложения всего текста;

- раздаточный материал: конверты с зашифрованными предложениями в филлворде, улитке и из слогов; предложения текста, бланк синквейна.



Струк-турные этапы

Содержание

Приёмы УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результат

Организационный момент

Игра на развитие ориентировки относительно себя

Правая рука вперед, левая рука вверх. Левая рука вперед, правая рука на правое плечо. Левая рука на левое плечо, правая рука на голову, левая рука на голову.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Настраивает на урок, проводит игру.

Участвуют в приветствии, выполняют движения по ходу игры.


Эмоциональ-ный настрой обучающихся, готовность к уроку.

Актуализация и постановка учебной задачи

Конверт с заданием на каждого обучающегося «Составь предложение» (Приложение 1)

Регулятивные: целеполагание; планирование. Познавательные: общеучебные – логические (анализ и синтез) – решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Для определения темы занятия предлагает выполнить задания каждого столбика слева и записать ответ в правом столбике. Прочитать получившееся предложение.

Участвуют в диалоге во время выполнения задания, дают свои ответы. Выполняют задания.

Определение темы занятия.

Организация деятельности по восприятию текста.

Чтение текста педагогом «Рябина – настоящая русская красавица»

(Приложение 2)

Определение типа текста, выделение основной его мысли.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Создаёт условия для восприятия текста, выразительно читает текст.

Выстраивает диалог по определению типа и стиля текста, выделению основной его мысли.

Слушают текст. Отвечают на вопросы учителя. Рассуждают, дают свои предположения.

Определение типа и стиля текста, его основной мысли.

Актуализация знаний

Выполнение заданий в подгруппах, выделение основных частей текста.

(Приложение 3)

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Предметные: давать определения понятиям правил русского языка.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, определение цели и способов взаимодействия со сверстниками. 

Организует обучающихся в 3 подгруппы для определения частей текста, предлагает разные варианты выполнения задания с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки, ведет диалог с ними, задает вопросы, активизирует речь.

Выполняют задания, записывают предложения в тетради и на доске, расставляют знаки препинания.

У каждой группы получилось свое предложение, что соответствует плану текста.

1 группа - Рябина растет везде: на окраине леса, на опушке, на поляне.

2 группа - Горькие ягоды рябины - любимое лакомство птиц.

3 группа - «Какая красавица!» - невольно восклицаем мы.

Динамическая пауза

Возьмите соседа за правое ухо, закройте левый глаз правой рукой, положите левую руку на правое плечо соседа. Повернитесь лицом к доске и вытяните руки.

Динамические упражнения коза-вилка.

Регулятивные: Пространственная ориентация и моторная координация.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на занятии.

Организует выполнение движений в парах.

Выполняют действия по словесной инструкции.

Снятие напряжения.

Подготовка к пересказу

Составление текста из отдельных предложений.

Игровой приём «Собери текст»

(Приложение 4)

Познавательные: логические (синтез – составление целого из частей), установление последовательности.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Вновь читает текст, выдаёт конверты с отдельными предложениями и предлагает собрать текст из предложений. Ведёт диалог и индивидуальную работу с обучающимися. Предлагает одному из учеников собрать текст из предложений у доски.

Выкладывают последовательно предложения, составляя текст.

Взаимопрове-ряют друг друга, исправляют ошибки.

Собранный текст из предложений.

Пересказ текста.

Игровой приём «Клубок»



Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

Структурирование знаний.

Организует диалог, держит конец нитки клубка в руках и говорит первое предложение текста, активизирует речь детей. Подводит итог.

Обучающиеся передают клубок с нитками друг другу и поочерёдно говорят по одному предложению так, чтобы они не повторялись и были связаны между собой по смыслу.

Связный пересказ текста.

Рефлексия

Подведение итога занятия. «Синквейн» по теме «Рябина – настоящая осенняя красавица»

(Приложение 5)

Регулятивные:

умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: осознавать успешность своей деятельности.

Напоминает правила составления синквейна. Организует индивидуальную работу.

Обучающиеся составляют синквейн, работая самостоятельно.

Зачитывают получившиеся синквейны, оценивают друг друга.







Приложение 1

t1610638348aa.png

Приложение 2

Рябина – настоящая осенняя красавица.


С наступлением осени деревья стараются избавиться от ненужной листвы и спелых плодов. А рябина только начинает украшать свои ветки россыпью багровых и алых плодов. Горькие ягоды рябины - любимое лакомство птиц.

Рябина растет везде: на окраине леса, на опушке, на поляне. Вырастает она и возле домов. Нередко встретишь раскидистую крону рябины в парке или в саду.

Рябине нравится уединение. Она не любит густые заросли. Вот и стоит рябина гордая, величественная и одинокая. Хотя дружить с рябиной хотят многие деревья. Все дело в птицах. Привлеченные ароматными ягодами, птицы целыми стаями слетают к дереву. Вместе с ягодами, птицы склевывают и многочисленных вредителей.

  До поздней осени прелестный наряд рябины очаровывает нас. «Какая красавица!» – невольно восклицаем мы.















Приложение 3

t1610638348ab.png

t1610638348ac.png

t1610638348ad.png



Приложение 4


Рябина - настоящая осенняя красавица.

С наступлением осени рябина начинает украшать свои ветки россыпью багровых и алых плодов.

Горькие ягоды рябины - любимое лакомство птиц.

Рябина растет везде: на окраине леса, на опушке, на поляне.

Она не любит густые заросли.

Привлеченные ароматными ягодами, птицы целыми стаями слетают к дереву и вместе с ягодами склевывают многочисленных вредителей.

До поздней осени прелестный наряд рябины очаровывает нас.

«Какая красавица!» - невольно восклицаем мы.

































Приложение 5

t1610638348ae.png

Информационно-методическое обеспечение


Антонова, Е. С. Тайна текста. Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 5–6 классов/ Евгения Станиславовна Антонова. – 2-е изд. – М.: ООО «Кейс»: ООО «Омега-Л», 2011.

Волина В.В. Игры с буквами и словами на уроках и дома: Весёлый наборщик. Кто это? Что это? Волшебные цепочки. – М: АСТ-ПРЕСС, 1996.

Лалаева Р.И. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М, Владос, 2004.

Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.1 / (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский). – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.2 / (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский). – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. — 2-е изд., испр. — М. : Изд. центр «Академия»,2005.

Чернышова Е.А. Организация работы с учащимися 5 – 6 классов, испытывающих трудности в усвоении школьной программы (уроки комплексной коррекции). Учеб. пособие / Е.А. Чернышова; под ред. Е.А. Ямбурга. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015.

Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников (3 – 4 классы). – СПб.: КАРО, 2010.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.