Роль семьи и школы в развитии ребёнка с нарушением интеллекта
Конкурс «Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы».
Тема: « Роль семьи и школы в развитии ребёнка с нарушением интеллекта».
Воспитание не ограничивается школой.
Воспитание — великое дело:
им решается участь человека.
Воспитание как явление педагогической жизни - сложный, целенаправленный, планомерный процесс руководства формированием личности, ее потребностей, мотивов, чувств, осуществляется через семью, дошкольные учреждения, школу.
Воспитание не является делом только педагогов, воспитание детей - это дело каждой семьи и всех взрослых людей. В последнее время интерес к вопросам воспитания особенно возрос. В специальной литературе описано множество таких частных случаев и эпизодов из практики воспитания, когда, как правило, все, кто имеют дело с формированием подрастающей личности, сталкиваются с трудностями, проблемами и задачами, которые необходимо решать правильно и своевременно. Помимо знания и владения отдельными педагогическими методами, средствами и приемами педагоги, да и родители должны уметь находить правильное решение в каждом частном случае, выявлять действительные причины деформации поведения ребенка и планировать пути и средства их коррекции.
Что такое семья - знает каждый. В семье начинается наша жизнь. В семье мы получаем тепло, опору и поддержку, необходимые каждому. Только семья, конечно, если она благополучна, может создать ту неповторимую атмосферу близости, общности и взаимной заботы, без которой невозможно нравственное развитие человека.
Еще со времен Платона мудрые высокообразованные люди, ученые и педагоги, утверждали, что семья оказывает огромное влияние на психологическое становление детей, несет величайшую ответственность за развитие их умственных способностей, гармоничное духовное и физическое развитие, воспитание в духе здоровых моральных принципов. Семья заботится сделать детей правдивыми, аккуратными, трудолюбивыми, послушными.
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
К сожалению значительная часть детей и подростков , обучающихся в нашей школе, не получает должной поддержки в семье и отдаляется от родителей. В школе много родителей с низким социальным статусом и образовательным уровнем, не знающих, как воспитывать своего ребенка, ведущих аморальный образ жизни. Нездоровая обстановка в таких семьях не способствует полноценному воспитанию и нормальной жизнедеятельности ребенка, зачастую вызывает конфликты в семье.
Актуальна проблема восприятия интеллектуального недоразвития детей как трагедии, усугубляющей отсутствие благоприятного психологического климата в семье, порождающей отчуждение родителей от ребенка, неумение воспитывать проблемного ребенка с помощью гуманных методов. Зачастую проявляется нежелание заниматься воспитанием ребенка, помогать ему преодолевать сложности развития.
Семья вместе со школой должна создавать тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного комплекса.
Поэтому школа старается осуществлять воспитание родителей. В широком смысле воспитание родителей трактуется как семейное воспитание, включающее формирование знаний законодательства о браке, помощь в овладении навыками ведения домашнего хозяйства и воспитания детей в семье, привитие родителям духовных ценностей и ценностей здорового образа жизни.
Цель коррекционной школы: помочь современной семье в выполнении ею функций воспитания, способствующих грамотному воспитанию ребенка с нарушением интеллекта и предупреждению появления отчуждения между родителями и детьми.
Решаются следующие задачи в работе школы с семьей:
- формирование педагогической культуры диалогического общения взрослых с детьми, знаний, умений и навыков гуманного воспитания и развития ребенка с нарушением интеллекта в семье;
- коррекция детско-родительских взаимоотношений;
- воспитание у родителей чувства уверенности в своих силах и мудрости;
- апробация инновационных методов обучения родителей общению с детьми: активному слушанию, самовыражению, ведению беседы;
- оказание помощи родителям в проблемных семьях положительно выполнять свои родительские функции.
В практике школы используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей класса.
Важным звеном психологической помощи детям с проблемами в развитии является психологическая поддержка. Психологическая поддержка осуществляется в двух основных направлениях: поддержка детей, имеющих отклонения в развитии и поддержка родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Психологическую поддержку родителей мы рассматриваем как систему мер, направленных на:
- снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;
- укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;
- формирование у родителей адекватного отношения к ребенку;
- установление адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.
Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка ( логопед, педагог-дефектолог, врач, социальный работник, др.), однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей. Работу с родителями, воспитывающих ребенка с ОВЗ целесообразно проводить в двух направлениях:
1. Информирование родителей о психологических особенностях ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений.
После проведенных диагностических мероприятий психолог знакомит родителей с результатами обследований на индивидуальных консультациях и беседах. Проведение тематических родительских собраний, групповых консультаций способствуют расширению знаний родителей о психологических особенностях детей, имеющих отклонения в развитии, о типичных возрастных закономерностях в развитии личности. Обобщив результаты диагностической работы, а также на основании запросов родителей, психолог формирует родительские группы. Подбор семей проводится с учетом сходства проблем и запросов. Работа с родительскими группами проводится в форме родительских семинаров, которые включают в себя лекционные приемы и групповые дискуссии. Групповые дискуссии способствуют повышению мотивации родителей в совместной работе и вовлеченности в решении обсуждаемых проблем. Такая форма работы позволяет родителям осознать, что они не одиноки, что подобные трудности испытывают и другие семьи. В процессе дискуссий у родителей возрастает уверенность в своих родительских возможностях, они делятся опытом, знакомятся с психолого-педагогическими приемами, играми, занятиями, пригодными для домашнего использования. Информация предлагается в рекомендательной форме. Такой демократичный стиль в общения психолога с родителями позволяет эффективней построить деловое сотрудничество в воспитании и развитии ребенка.
2. Обучение эффективным способам общения с ребенком осуществляется путем проведения детско-родительских игр, тренингов, совместных коррекционных занятий с детьми, общешкольных мероприятиях(конкурсов, праздниках).
Стимуляция оптимальных взаимоотношений между детьми и их родителями достигается успешно в семейных и детско-родительских группах, состоящих из нескольких семей. Групповая форма работы способствует конструктивному переосмыслению личностных проблем, формирует как эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, так и новые, более адекватные эмоциональные реакции, вырабатывает ряд социальных навыков, особенно в сфере межличностного общения.
В этих целях используются детско-родительские игры, задачи и содержание которых ограничены востребованной темой.
Детско-родительская игра "Школа понимания"
Игра проводиться с целью обучения родителей эффективным способам общения с ребенком, имеющего отклонения в развитии. Детско-родительская игра является заключительным этапом в групповой работе с родителями после проведенных консультационных мероприятий, носивших информативных и обучающих характер, по теме «Роль семьи в развитии личности и формирование межличностных отношений у детей с задержкой психического развития».
Описание группы: родители и дети младшего школьного возраста.
Условия проведения: Численность группы от 10 до 12 человек. Необходимо обеспечить всех участников раздаточным материалом. Желательно, чтобы занятие проводили два тренера. Необходимо свободное пространство для проведения подвижных игр и упражнений, наличие небольшого мяча, музыкального центра. Желательно использовать колокольчик для обозначения начала и окончания задания.
Ход занятия.
1. Установочный этап.
Цель: формирование положительной установки родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, на совместную работу.
Задачи:
определение целей работы группы и запросов к содержанию занятия;
формирование группы как целое;
формирование положительного настроя родителей и детей с ОВЗ на занятие;
формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками.
1) Упражнение "Приветствие"
Каждый участник группы (по кругу) встает с места, здоровается, называет свое имя и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: "Добрый день", "Желаю всем узнать много нового и интересного", и т.д. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.
2) Игра "Давайте поздороваемся"
Под веселую музыку взрослые и дети хаотично передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. По определенному сигналу ведущего (например, звонок колокольчика) все останавливаются. Оказавшиеся рядом участники приветствуют друг друга, задают вопросы, говорят что-то приятное, это может быть комплимент, пожелание или любая фраза, сказанная доброжелательным тоном, например «Как я рада Вас сегодня видеть!». Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.
2. Подготовительный этап.
Цель: структурирование группы, формирование активности и самостоятельности родителей и детей, имеющих ОВЗ
Задачи:
создание атмосферы доброжелательности и доверия;
сплочение группы взрослых и детей, формирование интереса к совместной деятельности;
снижение эмоционального и физического напряжения участников группы;
повышение веры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ в возможность достижения позитивных результатов.
1) Игра "Найди свой лепесток"
Инструкция: "На поляне росли цветы с семью лепестками: красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, зеленый (количество цветков должно соответствовать количеству семейных команд). Подул сильный ветер и лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать лепестки цветика-семицветика".
Каждая группа собирает свой цветок, так, чтобы цветик получился из всех семи цветов по одному лепесточку. Лепестки располагаются на полу, на столах, под стульями, в других местах помещения. Побеждает команда, которая быстрее всех найдет лепестки.
2) Упражнение "Скороговорки"
Каждая команда получает карточку со скороговоркой и хором её быстро проговаривает. Скороговорки следует выбирать в соответствии с особенностями речевого развития детей с ОВЗ. Упражнение полезно тем, что родители помогают детям произнести сложные для них фразы. Например:
Все бобры добры до своих бобрят
У маленькой Сани санки едут сами
Не всяк умен, кто богато наряжен
Дятел дерево долбил стуком деда разбудил
На крыше у Шуры жил журавль Жура
До города дорога в гору, от города – с горы
3) Игра "Новая сказка"
Играют все участники. Каждому игроку раздаются картинки рисунками вниз, с любым сюжетным содержанием. Первый участник берет картинку и сразу, без предварительной подготовки, сочиняет рассказ, сказку, детективную историю (жанр оговаривается заранее), где действие разворачивается с участием главного героя – человека, предмета, животного, изображенного на картинке. Последующие игроки по кругу продолжают развивать сюжетную линию, вплетая в повествование информацию, связанную с изображениями на их картинках.
3. Собственно-коррекционный этап.
Цель: формирование новых приемов и способов взаимодействия родителей с детьми, имеющих ОВЗ, коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций.
Задачи:
- актуализация семейных переживаний, изменение родительских установок и позиций;
- расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка с ОВЗ;
- формирование у родителей адекватного отношения к ребенку с ОВЗ и его проблемам;
- обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования, развитие вербальных форм проявления эмоций, развитие чувства эмпатии и доверия;
- формирование позитивных образов общения в семье, решения конфликтных ситуаций.
1) Игра-сказка "Воробьиная семья"
Инструкция: "Жила-была в лесу воробьиная семья: мама, папа, сын. Мама улетала мошек ловить, семью кормить. Папа укреплял жилище веточками, утеплял мхом. Сын учился в лесной школе, а в свободное время помогал отцу, и всегда этим хвастался. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и сильный. А с теми кто не соглашался, ссорился и даже дрался. Как-то раз мама и папа прилетели в гнездо, а сын-воробушек сидит взъерошенный, потому, что …"
Каждая команда получает карточки с заданиями:
Сын подрался с другом;
Ребенок боится отвечать у доски на уроках;
Сын требует купить ему компьютерную игру;
Ребенок не хочет идти в школу;
Учитель сделал замечание, что он постоянно отвлекается на уроках, нарушает дисциплину;
Сын не хочет выполнять домашние задания.
Участникам предлагается обсудить ситуацию, разделив роли между собой.
2) Упражнение "Эмоции".
На каждую команду (родители и ребенок) выдаются маленькие карточки с изображениями пустых лиц. Задаются жизненные ситуации (уроки в школе, выполнение домашних заданий, прогулка, общение с родителями). Ребенку необходимо нарисовать то состояние, в котором он пребывает во время этих ситуаций. Родители должны обсудить с детьми, почему именно такие эмоции он испытывает.
3) Игра "Щепки на реке"
Взрослые встают в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. Детям предлагается стать "щепками".
Инструкция: «Это – берега реки. По реке сейчас проплывут Щепки. Один из желающих должен "проплыть" по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно. Берега помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению Щепки, которая сама выбирает себе путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становиться краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь…"
4) Беседа на тему "Семейный досуг"
Каждой команде дается задание составить список из пяти вариантов, как можно вместе с ребенком провести выходной день. В этом задании учитываются мнения и пожелания всех участников. Затем каждая команда демонстрирует результат своей работы. Повторяющиеся варианты других команд заносятся в общий список. Из этого упражнения можно каждому для себя открыть различные способы семейного времяпровождения.
4. Закрепляющий этап.
Цель: формирование адекватного отношения к проблемам, закрепление приобретенных знаний и навыков, рефлексия.
Задачи:
- закрепление приобретенных навыков эмоционального реагирования;
- формирование устойчивого отношения родителей к ребенку с ОВЗ и его проблемам;
- актуализация позитивного опыта общения с ребенком;
- оценить эффективность и актуальность проводимой работы.
1) Игра "Цветик – семицветик"
Каждая семейная команда работает со своим цветиком - семицветиком. Участники игры задумывают семь желаний: три желания задумывает ребенок для родителей, три – взрослый для ребенка, одно желание будет совместным (желание ребенка и родителя). Затем родитель и ребенок меняются лепестками и обсуждают лепестки-желания. Необходимо обратить внимание на те желания, исполнение которых совпадает с реальными возможностями.
2) Этюд-беседа "Самый веселый день (счастливый, запоминающийся, т.д.) с моим ребенком".
Все участники становятся в круг (родители и дети вместе), и каждый родитель рассказывает о самом веселом, счастливом дне со своим ребенком.
3) Завершение игры.
Участники по кругу передают мяч и отвечают на вопросы:
чем полезна именно для Вас данная встреча (взрослые), что понравилось (взрослые и дети);
что Вы могли бы применить в отношении своего ребенка (взрослые);
Ваши пожелания.
Обратную связь мы рекомендуем проводить через анкетирование, в котором родители отражают свое мнение, насколько полезной оказалась для них игра и насколько оправдала она их ожидания, а также свои пожелания. В конце игры психолог раздает подготовленные заранее рекомендации, касающиеся форм и способов общения с детьми («Золотые правила воспитания», «Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки детей», «Советы по развитию чувства уверенности детей», проч.), перечень упражнений и игр, которые можно использовать в дома, на прогулке, в кругу сверстников.
В результате проведенной работы с родителями достигнута положительная динамика в формирование межличностных отношений родителей и детей, имеющих ОВЗ. О том, что игра оказала влияние на детско-родительские отношения, говорят увеличение обращаемости на консультации к психологу на одну треть от общего числа родителей.
Вывод: психологическая поддержка является важным звеном в системе психологической помощи родителям детей с ОВЗ. Основная цель психологической поддержки – повышение сензитивности родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с отклонениями в развитии ребенка, формирование у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях детей с ОВЗ, оптимизация их педагогического потенциала. Огромную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового взаимодействия родителей и детей.
Также на собраниях педагоги пытаются донести родителям рекомендации, проблемы, но далеко не все родители проявляют внимание к своим детям, и помогают нам, педагогам. Зачастую мы наблюдаем равнодушное отношение к своим детям
Но, всё же .в нашей школе стараются привлечь внимание родителей: посещение учителем семей, родительские собрания, конкурсы в конце учебного года, поощрение лучших родителей грамотами. На собраниях стали популярны мини-анкеты, как для родителей, так и для детей.
Мини-анкеты:
№ 1 (для родителей)
С каким лицом вы чаще всего обращаетесь со своим ребёнком?
С каким лицом чаще всего ваш ребёнок общается с вами?
Каким, по-вашему мнению должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?
№ 2 (для обучающихся)
Родители меня во всём поддерживают.
У нас бывают разногласия, даже ссоры.
Мне бывают трудно дома.
Родители предъявляют ко мне слишком высокие требования к учёбе.
Меня во многом ограничивают.
Родители всегда считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими моими нуждами.
Мне дают карманные деньги.
У нас дома бывают одноклассники, друзья.
Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.
Родители заняты только собой.
№ 3 (для родителей)
Сколько раз тебе повторять?
Посоветуй мне, пожалуйста.
Не знаю, что бы я без тебя делала!
И в кого ты такой уродился?
Какие у тебя замечательные друзья!
Ну на кого ты похож?!
Вот я в твоё время…
Ты моя опора и помощник!
Ну что за друзья у тебя?
О чём ты только думаешь?
Какой ты у меня умница!
А как ты считаешь, сынок (доченька)?
У всех дети, как дети, а ты…
Какой ты у меня сообразительный!
Таким образом, семья обладает целой палитрой свойственных ей стимуляторов психосоциального развития ребенка, важнейшее из которых – интенсивность и богатство общения со взрослыми, интимные и стойкие эмоциональные контакты с постоянными лицами (мать, отец, другие члены семьи), родительская и, прежде всего, материнская любовь, внимание и забота. Сотрудничество педагогов и родителей - основа успешного обучения и воспитания ребенка с нарушением интеллекта.
Дети- наши постоянные свидетели. Они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались скрыть это.
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб.
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец!
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в наличии свой путь.
Держи в приличии свой дом.
Чтобы не каяться потом.
Список литературы:
Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 190с.
Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220с.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 240с.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 160с.
Руководство практического психолога: Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 176с.
Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 336с.
Интернет ресурсы:
http://xn----itbcbkbuedi0cs5c6cc.xn--p1ai/%D1%86%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B/%D0%BF%D0%BE%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BC/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8.html