Урок-составление киносценария «Образ Петербурга в стихотворении А.А. Блока "Незнакомка"»

4
0
Материал опубликован 20 February 2016

Урок посвящён наиболее сложному и одновременно очень красивому стихотворению А. Блока “Незнакомка”.

Форма урока – составление киносценария. Цели урока представлены как в общем, так и в диагностическом виде.

Учебная задача представляет собой творческое задание – создание киносценария, так как стихотворение очень яркое, наполненное зрительными образами.

В начале урока обучающиеся отвечают на вопросы, направленные на выявление восприятия, некоторые из них были предложены в качестве домашнего задания. Наиболее важным на этом этапе является вопрос о том, можно ли «Незнакомку» переложить на язык другого вида искусства.

Этот вопрос поможет перейти к следующей, основной части урока – составлению киносценария. Чтобы не повторяться, облегчить работу над кадрами целесообразно использовать таблицу, в которую в краткой «сжатой» форме заносятся необходимые записи. Таблица поможет более прочно запомнить и при необходимости воспроизвести в «развёрнутом» виде полученные на уроке знания.

Составление киносценария начинается с задания: выделить в стихотворении эпизоды, несущие важную смысловую нагрузку. В результате выделены следующие эпизоды:

атмосфера пригорода Петербурга;

ресторан;

одиночество лирического героя;

появление Незнакомки, её загадочность и необычность;

«берег очарованный и очарованная даль»;

тайны, порученные поэту, его сокровище и ключ к сокровищу.

Затем идёт работа над каждым эпизодом, деление на кадры и описание каждого кадра, одновременно делаются записи в таблице. В ходе этой работы обучающиеся отвечают на вопросы, помогающие понять смысл и значение образов, явлений, настроения стихотворения.

На дом задаётся вопрос, подводящий итог изучения первого и второго тома лирики Блока. Второе задание творческое: написать отзыв об иллюстрации И. Глазунова и сделать свою иллюстрацию к стихотворению.

 

Урок-составление киносценария

Образ Петербурга в стихотворении А.А. Блока “Незнакомка”

Цели урока. 1) Сформировать представление о том, как раскрывается образ Петербурга в стихотворении ”Незнакомка”, о вере поэта в преобразующую силу добра и красоты. Выявить идею произведения и средства, помогающие поэту выразить её.

2) Развивать умение анализировать лирическое произведение, обнаруживать связи между описанием атмосферы города и внутренним состоянием лирического героя, видеть авторское отношение к изображаемым явлениям.

3) Освоить следующие теоретические понятия: образ-символ, антитеза.

4) Отработать навык выразительного чтения стихотворения.

 

Ход урока.

Вступительное слово учителя об истории создания стихотворения «Незнакомка», о месте произведения и его значении в творчестве А. Блока.

Выразительное чтение стихотворения.

Беседа по вопросам на выявление восприятия.

Каким вы увидели Петербург в стихотворении «Незнакомка»?

Какие строки стихотворения вам захотелось перечитать, почему?

Что вам показалось сложным для понимания?

Какие строки вам показались самыми важными?

Если бы вам пришлось переложить «Незнакомку» на язык другого вида искусства, что бы вы выбрали – музыку, скульптуру, живопись, кино? Объясните свой выбор.

Составление киносценария.

Слово учителя.

Стихотворение очень красивое, загадочное. Но, как вы уже заметили, не все строки его понятны. Сейчас мы постараемся проанализировать стихотворение, чтобы понять, что волнует поэта и какую мысль он хотел донести до читателя.

Но урок у нас будет необычным. Вы предложили несколько вариантов переложения стихотворения на язык другого вида искусства. Некоторые свой выбор остановили на кинофильме. Сегодня мы попытаемся создать киносценарий к стихотворению «Незнакомка». Для этого предстоит подумать, как и что снимать, как выглядят герои фильма, и что они чувствуют, какую музыку можно использовать в фильме, какая цветовая гамма преобладает в эпизодах фильма. В ходе урока нам предстоит заполнить таблицу.

Эпизод Кадр

Цветовая гамма

Световое оформление

Музыкальное оформление

План

Откуда снимается кадр

Частота смены кадров

Эмоционально-оценочное отношение

                 

Подумайте, какие картины, несущие важную смысловую нагрузку, вы увидели в стихотворении? Это и будут эпизоды киносценария.

Атмосфера пригорода Петербурга;

ресторан;

одиночество лирического героя;

Незнакомка, её загадочность и необычность;

«берег очарованный и очарованная даль»; тайны, порученные поэту;

сокровище поэта и ключ к этому сокровищу.

Разбиваем эпизоды на кадры, то есть уточняем: какими предстают в стихотворении увиденные вами предметы и явления, какими эмоциями и настроением они наполнены.

 

Вопросы к эпизодам.

Атмосфера пригорода Петербурга.

Каким вы представили изображаемый поэтом пригород Петербурга? Это реальный или идеальный мир?

Какие эпитеты использует автор, описывая атмосферу пригорода?

Можно ли утверждать, что фраза «тлетворный дух» использована только в природном смысле?

Почему описание пригородного фона стало «бессмысленным», уродливо искажённым?

 

Ресторан.

Какая атмосфера царит в ресторане?

Как поэт относится к окружающей действительности?

 

Одиночество лирического героя.

Можем ли мы понять чувства лирического героя? Какими средствами автор это передаёт?

Какую роль в стихотворении играют трижды повторяющиеся слова: «И каждый вечер…»?

 

Незнакомка, её загадочность и необычность.

Что в облике Незнакомой девушки привлекает внимание поэта и рождает высокое вдохновение?

Почему на фоне духоты, пыли и пьяниц появилась Незнакомка?

Какие особенности облика Незнакомки говорят о её принадлежности к реальному миру, а какие делают посланницей иных миров?

 

«Берег очарованный и очарованная даль».

Почему, глядя на Незнакомку, герой видит берег «очарованный

и очарованную даль»?

Что означает эпитет «очарованный»?

Меняется ли душевное состояние героя после появления Незнакомки?

В основе стихов символистов лежит образ-символ. Есть ли образы-символы в этом стихотворении, что они означают?

Можно ли понять, какие тайны поручены поэту, о каком солнце идёт речь?

Какой теперь представляется поэту жизнь, это мир реальный или идеальный?

Как показать этот мир на экране, что должно обязательно присутствовать в этом эпизоде?

Можно ли ещё какими-то средствами передать настроение этого эпизода?

Какой музыкальный фрагмент поможет передать это настроение, какой должна быть эта музыка?

 

Сокровище поэта и ключ к этому сокровищу.

В каком значении, прямом или переносном, в этом эпизоде

использованы слова «сокровище» и «ключ»?

Можно ли впрямую показать этот эпизод на экране?

Можно ли понять, какое сокровище лежит в душе поэта?

Какой ключ поручен поэту и какую дверцу он может открыть?

Что мы должны показать на экране, чтобы передать мысли автора?

Какие строки стихотворения вы считаете самыми важными, почему?

Какой приём использует автор в построении стиха?

Почему стихотворение построено на контрасте, антитезе?

Обобщение.

 

Подводя итоги урока, мы можем сделать следующие выводы:

Петербург изображён Блоком с беспощадной реалистичностью. Поэт показывает неприглядность, безобразность действительности. Город, в котором всё повторяется, создаёт атмосферу одиночества, неприятия этого мира.

Поэт замкнут в себе, теряет связь с миром, не хочет подчиняться законам бездушного существования, хранит в душе высоту, красоту идеала. Поэтому и возникает Незнакомка.

Незнакомка – это символ красоты, которая спасёт мир.

«Берег очарованный и очарованная даль» – это символ возможности уйти от пошлости в другой мир, в другую жизнь.

Поэтическая интуиция помогает поэту увидеть, угадать душевное состояние Незнакомки, её прошлое и настоящее, то, что для других остаётся тайной. Солнце – символ женственности, счастья, любви.

Лирический герой испытывает такое сильное чувство, как будто «все души моей излучины пронзило терпкое вино».

Сокровище поэта – мир его фантазии, спасение от пошлости, его стремление к красоте и духовности. Ключ поэта – то, что он сумел приоткрыть дверцу в мир добра и чистоты, сумел поделиться своими чувствами с читателями.

Работа над составлением киносценария завершена.

Запомнится ли стихотворение надолго или уйдёт из памяти

сразу же после окончания урока?

- Понятно ли теперь, что волновало поэта и заставило его

обратиться к этому сюжету?

Какую мысль А. Блок стремился донести до читателя?

Задание на дом.

Ответьте на вопрос:

Остался ли А. Блок верен своим идеалам, которые нашли

отражение в «Стихах о Прекрасной Даме»?

Внимательно рассмотрите иллюстрацию к стихотворению «Незнакомка» И. Глазунова. Напишите отзыв об этой иллюстрации.

Сделайте свою иллюстрацию к стихотворению (по желанию).

 

Литература

  1. Русская литература XX века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ под ред. В.П. Журавлёва. – М.: Просвещение, 2015
  2. Блок А.А. Стихотворения. Поэма: Справочные материалы. 11 кл./ Автор-составитель С.В. Ломтев, А.В. Терновский. М.: Дрофа, 1998
  3. Жирмунский В.М. Поэзия Александра Блока. Преодолевшие символизм. М.: Автограф, 1998
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.