Адаптационная программа «Открывая мир детства»
Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края
«Каневской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета ГКУ СО КК «Каневской СРЦН» от 15 января 2016 года № 1 |
СОГЛАСОВАНО Исполняющий обязанности директора ГКУ СО КК «Каневской СРЦН» _____________О.В.Танасова «___»______________2016г |
Адаптационная программа
«Открывая мир детства»
Разработчик:
воспитатель приёмного отделения
Игнатенко Ольга Дмитриевна
Пояснительная записка
Социальная адаптация ребенка — процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.
Реабилитационная деятельность — это комплекс мер, направленный на стимулирование приспособления человека (группы) на том или ином уровне к определенным условиям внешней среды, восстановление его (ее) адаптационных возможностей.
Реабилитационная работа начинается с адаптации воспитанников к условиям жизни в приюте (режим дня, правила поведения, труд по самообслуживанию, общественная жизнь приюта.) Можно предположить, что причиной проблем в дальнейшей реабилитационной работе является недостаточная адаптация воспитанников к условиям приюта.
Социальная адаптация в коллективе предполагает включение ребенка в сложную систему общественных отношений, что требует от него определенной ориентации, перестройки его поведении. Но это включение должно быть целенаправленным и относительно контролируемым. Роль такого контроля выполняет образовательный и воспитательный процесс в работе приюте. Самым главным условием при этом является полное единство требований, которые предъявляются всеми службами приюта, с требованиями в реальной жизни. В этом заключается педагогический аспект.
При поступлении в ГКУ СО КК «Каневской СП для детей и подростков «ОРИОН» у несовершеннолетних наблюдаются расстройства эмоциональной сферы, выражающиеся в повышенной тревожности, наличии страхов, необоснованной смене настроения, депрессиях. Часто наблюдается нарушение сна, восприятия и ощущений. Невротические симптомы соседствуют с нарушением взаимоотношений с окружающими. Вследствие недоверия к миру появляются замкнутость, чувство одиночества. Развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний, поэтому ему необходимо помочь научиться понимать своё состояние и переживания.
При анализе процесса адаптации на первое место выступает ребенок, которому необходимо приспособиться к окружающей социальной среде. Если при работе с детьми младшего возраста необходимы воспитание, возмещение дефицита тепла, навыков, знаний, которые они недополучили от своего окружения (родителей, родственников и т. д.), то подростков приходится перевоспитывать, устранять уже приобретенную девиантность поведения, искаженные представления о взаимоотношениях между людьми. Подросток стремится быть самостоятельным и болезненно реагирует на попытки взрослых руководить его жизнью и воспитывать его, что часто является причиной побегов из приюта. Он претендует на роль взрослого, на уважительное отношение к себе. В этом возрасте они легко впадают в состояние аффекта, бурно выражают свои чувства, основной вид деятельности — общение со сверстниками. Одобряемость среди сверстников — основной стимул деятельности. Для наших детей характерны нарушение социализации, грубость, неуравновешенность, резкие перепады настроения, которые нередко переходят в агрессию. С учетом этого строится работа с воспитанниками старшей группы. При поступлении ребенка в приемное отделение выявляются положительные, позитивные качества у ребенка, чтобы строить работу, опираясь на эти стороны личности ребенка.
Острота проблемы адаптации несовершеннолетних к новой ситуации условиях ГКУ СО КК «Каневской СП для детей и подростков «ОРИОН» обусловила необходимость создания программы психолого – педагогического сопровождения детей «Открывая мир детства»
Цель: повышение социально – адаптационных возможностей несовершеннолетних в условиях ГКУ СО КК «Каневской СП для детей и подростков «ОРИОН».
Программа кружка включает в себя три направления:
Направления адаптационной работы |
Задачи адаптационной работы |
Примерное содержание работы |
Социально-нравственная адаптация в условиях учреждения |
1.Снизить эмоциональное напряжение. 2.Способствовать нормализации эмоциональных состояний. 3.Помочь в преодолении негативных переживаний и снизить уровень тревожности;. 4.Способствовать формированию позитивного отношения к себе и адекватной самооценки; 5. Создать условия для формирования навыков конструктивного общения со сверстниками, взрослыми. 6. Познакомить с правилами поведения в коллективе. 7.Формировать адекватное отношение к педагогическим воздействиям. |
Знакомство с помещениями и территорией приюта, профессиями работников приюта Проведение инструктажей безопасности и правил поведения в приюте Беседы «Давайте познакомимся», «Мы такие разные», «Я в мире людей». «Волшебные слова» Игровое упражнение «Паутинка», «Моё настроение» Чтение С.Маршак «Ежели вы вежливы» Дидактические игры «Комплименты», «Радио», «Назови ласково» |
Культурно-гигиеническая адаптация в условиях учреждения |
1.Расширять кругозор знаний воспитанников в области гигиены быта. 2.Воспитывать потребность в здоровом образе жизни и личностном росте. |
Беседы «Правила Мойдодыра», «Подружись с зубной щёткой» Практикум «Столовый этикет» Сюжетно-ролевая игра «принимаем гостей» |
Трудовая адаптация в условиях учреждения |
1.Формировать элементарные трудовые навыки, навыки самообслуживания |
Практические занятия «Каждой вещи – своё место» Организация дежурства в группе. Трудовые поручения |
В соответствии с задачами социальной адаптации воспитанников проводится следующая работа:
· содействие адаптации воспитанников в условиях приюта в максимально короткие сроки;
· исследование интеллектуального уровня, уровня речевого развития, свойств личности и социального функционирования;
· составление индивидуальных характеристик, ведение листка адаптации; обработка и обобщение имеющейся информации;
· участие в составлении рекомендаций к индивидуальным реабилитационным программам воспитанников;
· организация и проведение индивидуально-ориентированных адаптационных и развивающих занятий, ролевых игр, тренингов и других форм коррекционных и адаптационных мероприятий;
· подготовка воспитанников к переводу в отделение диагностики, социальной помощи, реабилитации и социального патронажа осуществление связи с группами – преемниками;
· обобщение информации о воспитанниках при переводе из приюта (изменения, улучшение и т. д.); представление информации в преемственное учреждение в картах социальной реабилитации.
Сроки реализации программы: в течение десяти дней с момента поступления несовершеннолетнего в ГКУ СО КК «Каневской СП для детей и подростков «ОРИОН».
Возрастной состав воспитанников: 3-18 лет
Формы работы с несовершеннолетними: беседы, игры, тренинги, практикумы, трудовые поручения.
Ожидаемый результат:
достижение максимального эмоционального комфорта несовершеннолетних в условиях ГКУ СО КК «Каневской СП для детей и подростков «ОРИОН».